«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Часто, бывает, едешь где-нибудь, а вдоль дороги стоят плакаты, с которых мужчины в костюмах и галстуках душевно улыбаются и обещают абсолютное счастье еще при этой жизни; смотришь и думаешь – удивительно, как же похожи друг на друга политики всех стран. А если удается столкнуться с ними в жизни, удивляешься еще больше…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б. Гребенщикова: Здравствуйте, друзья мои!
Завтра начинается июль, и по этому поводу я попробую рассказать вам, куда склоняется его музыка.
Zawose Queens – Maisha
Б. Гребенщикова: Это были «Zawose Queens» – дочь и внучка музыкального патриарха Танзании, Хукве Завозе, музыку которого особо выделял Питер Габриэл.
Срочный сбор
Нам нужна помощь как никогда
Он так и говорил: «Бывало, поставлю вечером в избе эти песни о простых радостях и горестях жизни народа Гого, и плачу, и плачу, пока вьюга не задует свечку». Теперь эти песни продолжают петь дочь и внучь патриарха.
А вот песня с нового альбома Ника Кейва и группы «Bad Seeds», который выходит осенью. Альбом называется «Wild God» («Дикий Бог»).
Сам Ник говорит: «Я надеюсь, что на слушателей этот альбом подействует так, как он действует на меня: вырывается из колонок и уносит. Альбом сложный, но глубоко и радостно заразительный. Когда мы пишем альбом, нет никакого мастер-плана, мы просто выражаем то, что чувствуем. И, судя по музыке, мы были счастливы».
Как же все-таки восхищаюсь людьми железной выдержки: это ж надо – записать альбом, а потом ждать полгода, чтобы его выпустить: и не просто ждать, а еще подкинуть одну песню, чтобы возбудить интерес, и никому не показывать остальные.
Никогда бы так не смог.
Nick Cave & The Bad Seeds – Frogs
Б. Гребенщикова: Хочется познакомить вас с группой «Landless» («Безземельные»), которыми все сейчас восхищаются. И легко понять, почему.
«Landless» – четыре девушки из Дублина: Руфь Клинтон (Ruth Clinton), Лили Пауэр (Lily Power), Мэв Мэйр (Meabh Meir) и Шинейд Линч (Sinead Lynch), поющие без аккомпанемента уже 11 лет. Их первый альбом вышел в 2018-м, а вот на днях выходит второй.
Они говорят: «В пении без аккомпанемента есть что-то магическое. Мы можем петь когда угодно и где угодно. Традиционные песни существуют в тот момент, когда ты их поешь; они про то, что всегда происходило с людьми: любовь, потеря, конфликт, смерть – и поэтому они вне времени и пространства».
Landless – Lúireach Bhríde
Б. Гребенщикова: Давайте теперь про что-то, о чем не пишет масс-медиа.
Вот, например, совсем юная альтернативная группа из Ливерпуля под названием «The Mysterines». Их первый альбом, «Reeling», вышел два года назад, а вот песня с их нового, который называется «Боязнь Завтрашнего дня» («Afraid of Tomorrows»)..
Они говорят: «Наша музыка – как зеркало, в котором ты видишь, что ты – существо без формы, сделанное из небесных созвездий, из травм, старых и новых, ошибок, пристрастий, страхов и счастья, одиночества и, главное – желания жить и бороться за жизнь; коллаж того, что ты потерял, и любви без границ».
Mysterines – Stray
Б. Гребенщикова: Железо и Вино (Iron & Wine).
Это псевдоним роскошно бородатого джентльмена по имени Сэм Бим (Samuel Beam); не раз и не два я играл вам его песни. Вот и теперь – после пятилетнего молчания – выходит его новый, седьмой по счету, альбом «Легкий Стих» («Light Verse»).
Журналисты пишут: это красивый альбом, альбом приятных воспоминаний; стареющий человек подводит итоги того, что было и что что еще нужно сделать; нужно при этом отметить, что хоть ему скоро будет 50, стареющим человеком Сэм старался звучать еще в 20 лет.
Когда же его спрашивают – почему он выбрал такое название, он говорит: «процесс работы над этими песнями ощущался мной, как выход из туннеля на свет. Имеет смысл принять, что жизнь штука жесткая и одновременно глупая. Мы все время пытаемся все определить словами, чтобы понять, а поняв – управлять происходящим».
Iron & Wine feat. Fiona Apple – All In Good Time
Б. Гребенщикова: Знаете, мне всегда казалось, что эпос «Звездных войн» всем хорош, вот только в питейных заведениях далеких планет звучит музыка какая-то неподходящая, будь то кабацкая группа в кантине Мос Айсли на Татуине или коллектив Макса Рибо во дворце Джаббы Хатта.
Поэтому хочу поставить вам коллектив «A Lily»; в соответствии c девизом «держаться корней» его руководитель Джеймс Велла (JamesVella) взялся раскапывать свои корни.
А корни эти уходят в древнюю мальтийскую музыку «Гхана»: смесь арабской музыки с музыкой Южной Франции и Италии.
Предки Джеймса приехали в Англию с острова Мальта, колыбели мальтийских рыцарей. Но если рыцари как-то крепились, то коренным обитателям острова жилось не очень. Поэтому много веков люди уплывали c Мальты, чтобы спастись от нищеты. Предки Джеймса не были исключением.
Как говорит он сам: «Эти люди покинули нас, но они никогда не будут забыты: без них мы не были бы здесь. Они стали Луной – всегда здесь и всегда недоступны. Поэтому альбом и называется «Сару Ль Камар» («Saru l–Qamar», «Они Стали Луной»).
Велла пропускает древние песни через синтезаторы – и получаются музыки, которые могли бы звучать на затерянных планетах OuterRim, Внешнего Пояса. Возникает ощущение, что «галактика далеко-далеко отсюда» не так далеко, как это поначалу кажется.
A Lily – Flimkien Ngħaddu Mill-Bieb
Б. Гребенщикова: Часто, бывает, едешь где-нибудь, а вдоль дороги стоят плакаты, с которых мужчины в костюмах и галстуках душевно улыбаются и обещают абсолютное счастье еще при этой жизни; смотришь и думаешь – удивительно, как же похожи друг на друга политики всех стран. А если удается столкнуться с ними в жизни, удивляешься еще больше; у них и в жизни такие же пиджаки, галстуки и добрые улыбки; особенно если не задавать им вопросов. Просто какой-то особый сорт людей, специально выведенных, чтобы сделать всех счастливыми.
Но даже у самого отъявленного политика язык не повернётся назвать молодым дарованием Грэма Гоулдмана (Graham Gouldman). Когда-то Грэм писал песни для «Yardbirds», «Herman’s Hermits», «Hollies», потом был одним из основателей королей профессионального цехового ехидства «10cc»; и благодаря всему этому навсегда вошел в историю музыки.
Можно просто тронуться умом. Гоулдман писал хиты для самого расцвета 1960-х, он создавал все те самые корни, на которых мы все стоим до сих пор. И он продолжает писать и петь до сих пор, больше полувека спустя.
На днях выходит его новый альбом «У меня есть ноты» («I Have Notes»).
Graham Gouldman – We’re Alive
Б. Гребенщикова: Говоря о корнях – нельзя не заметить, что время идет, а корневое рэгге все так же живет и процветает – и не меняется.
«F.Y.A.H.» – что значит «Свобода Твоего Аутентичного Сердца» – довольно новый ямайский рутс рэгге коллектив во главе с Делроем «Пеле» Хамильтоном (Delroy «Pele» Hamilton).
Вот пример того, как люди держатся корней.
F.Y.A.H. – Cool Down
Б. Гребенщикова: На днях я рассказывал вам про музыку кантри; а вот песня с нового альбома суперзвезды сегодняшнего кантри – Люка Комбса (LukeCombs).
К слову о корнях: как хорошо, что есть ценности, которые совсем не меняются. И это я не только про особенности стиля «кантри».
Как говорил Гэндальф – добро и зло не изменились со вчерашнего дня.
Luke Combs – The Man He Sees In Me
Б. Гребенщикова: А под конец поставлю-ка я вам новую песню Ринго Старра.
Что бы ни происходило в мире, Ринго остается собой. Чему свидетельство – его новый мини-альбом «Crooked Boy».
Как писал Карл Густав Юнг: «привилегия жизни – стать тем, кто ты есть на самом деле».
Спасибо тебе, Ринго.
И спасибо вам!
Мир всем нам.
Ringo Starr – Crooked Boy