«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
И хотя все хотят и ждут реакции на происходящие трагедии, чтобы вместе ужаснуться – как же всё плохо – мне, наоборот, хочется сказать: хватит уже смаковать трагедию, давайте вспомним, что мы еще живы, и попробуем исправить положение…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б. Гребенщиков: Здравствуйте!
Смотришь вокруг, и иногда хочется спросить себя, вслед за Карлом Уоллингером – как же дошло до такого?
А вот, кстати, и сам Карл, мир его духу.
World Party – Is It Like Today?
Б. Гребенщиков: Смотришь вокруг – и нет-нет, да и вспоминается последняя строка последнего псалма Библии: «Всякое дыхание да хвалит Господа!»
Именно в этом духе хочу поставить вам песню в честь Мелани Сафки, известной миру как просто Мелани (Melanie); она была одной из немногих, удостоившихся чести быть известной просто по имени, как Донован или Майлс. Выступление на Вудстоке сделано ее когда-то богиней многих миллионов людей.
Она была могучей, полной жизни до краев, действительно воплощением богини земли и жизни; когда-то получилось так, что мы с ней пели друг другу песни, и она рассказывала, как закаляла свой голос – на рассвете выходила к океану и пела, чтобы перепеть шум прибоя.
И у нее получилось перепеть шум всех прибоев.
Melanie – The Good Guys
Б. Гребенщиков: А почтенный Иоанн Армавирский говорил так.
У человека есть 3 состояния.
Основное состояние – Б, или «бытовое»: оно просто – «есть-пить-спать».
Состояние А – когда всем правит «гормон любви»; и тогда среднего не бывает: всё – только рай или ад.
И есть третье – состояние С (от слова «see», «видеть»). Видишь, как устроена игра; и как только видишь, понимаешь, что видеть можно только со стороны: а значит, ты находишься вне игры и можешь менять/исследовать ее, как хочешь.
Большую часть времени человечество проводит в попытках вырваться из состояния Б с помощью любых подручных ядов, чтобы сымитировать состояние С. И когда устаешь от ядов, начинаешь понимать, что достичь состояния С – легко, потому что это и есть подлинные мы.
И поэтому я хочу поставить вам песню группы «Can» – и воздать нашу благодарность певцу «Can» Дамо Судзуки (DamoSuzuki).
Can – Sing Swan Song
Б. Гребенщиков: Как говорила незабвенная Зора Ниэл Хёрстон: «Любовь заставляет душу вылезти из того места, где она прячется».
Johann Sebastian Bach – Orchestral Suite No. 3 in D major: I. Overture
Б. Гребенщиков: А вот еще.
Смотришь вокруг, и приходят в голову строки поэта Уильяма Вордсворта, написанные вблизи Тинтернского Аббатства в июле 1798 года:
Уверен, что Природа не предаст
Ее любивший дух: ее веленьем
Все годы, что с тобой мы вместе, стали
Чредою радостей; она способна
Так мысль настроить нашу, так исполнить
Прекрасным и покойным, так насытить
Возвышенными думами, что ввек
Злословие, глумленье себялюбцев,
Поспешный суд, и лживые приветы,
И скука повседневной суеты
Не одолеют нас и не смутят
Веселой веры в то, что все кругом
Полно благословений.
Paul McCartney & Wings – Mama’s Little Girl
Б. Гребенщиков: Вот и у меня – как бы смутно вокруг ни было, тем более – вопреки всякой логике – сердце требует света.
И хотя все хотят и ждут реакции на происходящие трагедии, чтобы вместе ужаснуться – как же всё плохо – мне, наоборот, хочется сказать: хватит уже смаковать трагедию, давайте вспомним, что мы еще живы, и попробуем исправить положение.
Для этого я и пишу новые песни.
Потому что есть два пути. Есть драма (а то и трагедия) – она всегда гарантированно востребована; слушаешь и думаешь: да, действительно – как же всё на самом деле плохо.
Как пел Высоцкий: «чую с гибельным восторгом – пропадаю, пропадаю»: почему это так – я судить не берусь; но это так. Однако есть и другой путь: когда перед рассветом темнее всего, услышать, как этот рассвет близится, и запеть о свете вопреки всей темноте.
Просто потому, что темнота никогда не бывает вечной; потому, что темнота – это отсутствие света, а свет – это то, из чего мы все состоим, то, что в нас истинно живо и то, что мимо всех наших условностей, времени и пространства. Но большими словами легко наводить тень на плетень, а в жизни – когда видишь ее, еще не зная слов – на самом деле, всё очень просто.
БГ+ – На берегу пруда
Б. Гребенщиков: А пока в мире происходит всё, что происходит, Роберт Фрипп с Тео Трэвисом продолжают играть службу по нашему времени. И это одновременно и реквием, и осанна.
Спасибо!
Мир всем нам.
Theo Travis & Robert Fripp – The Power To Believe / Pastorale