«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Говорят, что, когда всё проходит, у человека остается только то, что он отдал или чем поделился…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Здравствуйте!
Сегодня давайте опять поиграем музыку самых разных людей, о которых мы с вами никогда раньше не упоминали.
И начнем мы с Адама Койта (Adama Koita). Сколько ни ищи это имя по Интернету, узнать о нем что-либо не представляется возможным; тем интереснее с него начать.
Adama Koita – Fantainfalla Toyi Bolo
А было раньше еще такое понятие – супергруппа.
Это когда в каком-нибудь специальном месте за бокалом чего-нибудь такого специального встречаются сверхизвестные специальные музыканты, и вдруг их озаряет – а не поиграть ли нам вместе. Обычно эта идея забывается на следующее утро: но иногда у нее бывают далеко идущие последствия.
Под это описание точно подпадает коллектив «Them Crooked Vultures»: Джош Хомм (Josh Homme) из группы «Queens Of The Stone Age», Джон Пол Джонс (John Paul Jones) из – ни много ни мало – «Led Zeppelin» и Дэйв Грол (Dave Grohl) из «Nirvana» и «Foo Fighters». Они встретились как-то раз в 2009-м году в Лос-Анджелесе; не просто встретились, а записали альбом, поиграли целый год и разошлись по своим делам, но публично лелеяли надежду продолжить это дело, если у них будет хоть минутка свободная вместе.
В сентябре 2022-го такая минутка выпала, и они сыграли на концертах памяти ударника «Foo Fighters» Тэйлора Хокинса. Будем надеяться, что не в последний раз.
Them Crooked Vultures – Gunman
А вот группа «Amistat», хоть и чехи по национальности, но родились в Германии, воспитаны были в Италии, а живут в Австралии.
Это два брата-близнеца, Джозеф и Ян Празил (Josef and Jan Prasil).
Джозеф рассказывает: «я вообще-то всегда любил петь. Начал петь, когда мне было лет 10. но я и представить себе не мог, что это станет моей профессией. А произошло всё случайно. Ребята из моей знакомой группы рассказали, что они бросили свою работу, а я свою тоже ненавидел – и взял и тоже уволился, разучил 4 аккорда на гитаре и стал петь на улице. И вдруг начал зарабатывать; позвонил брату и сказал – слушай, давай займемся этим вместе! А он всегда хотел быть музыкантом, сказал – почему бы и нет? – и присоединился ко мне».
Вот вам «Amistat».
Amistat – Seasons
«Kaleo» – блюзовый коллектив из Исландии. Если это кажется противоречием в терминах, то послушайте.
Школьные друзья, певец и гитарист Ёкулл Юлиуссун (Jökull Júlíusson), ударник Дэвид Антонссон (Davíð Antonsson) и басист Дэниэл Кристианссон (Daníel Kristjánsson) подружились с гитаристом Рубином Поллоком (Rubin Pollock). «Калео» по-гавайски значит «голос». Они начали играть вместе, записали в 2013-м году первый альбом, оттуда вышло пять песен под «номером один», и они пустились играть по миру. В 2014-м году вышел альбом под названием «A/B» и началась мировая слава, в медвежьих объятиях которой они и пребывают по сей день.
Kaleo – Way Down We Go
Позвольте мне представить вам Миссисипи Фреда Макдауэлла (Mississippi Fred McDowell). Это один из самых знатных блюзменов 20-го века; крутизна его так велика, что его песню «Got To Move», ничего особенно в ней не меняя, спели сами «Rolling Stones». Особенно он прославился как мастер игры слайдом, роль которого поначалу выполнял – как это часто бывает на родине блюза, дельте Миссисипи – перочинный нож, а потом начал играть полированной бычьей костью.
Фред родился в 1904-м году в городе Росвилле, штат Теннесси, в семье фермеров, которые умерли, когда он был еще ребенком. В 14 лет он научился играть на гитаре и стал зарабатывать на жизнь, играя на танцах. И так всю жизнь: днем работал на хлопковых плантациях, а по выходным играл на танцах.
В 1959-м году его нашли и записали бродячие музыкологи Алан Ломакс и Ширли Коллинз (да-да, та самая Ширли Коллинз, которую я часто играю в Аэростате, которая стала потом королевой английской народной музыки).
В 1950-е годы в Америке и по всему миру начался бум блюза, а к 1960-м вся прогрессивная молодежь протестовала против войны, пела народные песни – и слушала блюз. И вот тут-то музыка Фрэда оказалась как нельзя кстати. А он глядел на все взглядом, присущим прожженным жуликам и говорящим: ну-ка перестань хитрить, я вижу тебя насквозь.
А вот как раз та самая песня.
Mississippi Fred McDowell – You Gotta Move
Вьё Фарка Туре (Vieux Farka Touré) – певец и гитарист из страны Мали, сын прославленного гитариста Али Фарка Туре. Он происходит из рода солдат, но – даже несмотря на возражения отца – тоже стал гитаристом и немало преуспел на этом поприще.
Когда ему предложили записать первый альбом, для этого потребовалось согласие всех патриархов племени, включая его отца, Тумани Диабате и других старейшин. И они дали свое согласие.
Тут-то все и началось.
Vieux Farka Touré & Julia Easterlin – A’Bashiye
Два джентльмена, Иэн Макдональд (Ian McDonald) и Майкл Джайлс (Michael Giles), были соратниками Роберта Фриппа по первому составу «King Crimson»; собственно, они втроем его и основали.
Принято считать, что они ушли из группы в 1970-м году, потому что не хотели гастролировать; сами они признавались, что сама идея С» была для них тяжеловата. На своем единственном сольном альбоме, который называется «McDonald & Giles», они стремились сохранить сложность и прогрессивность, стараясь избежать мрачных тенденций «King Crimson».
И это у них получилось с блеском: послушайте сами.
McDonald & Giles – Is She Waiting?
А вот Барбара Строцци – итальянская композитор и певица эпохи барокко.
Она родилась в 1619-м году в Венеции. Отцом ее был Джулио Строцци, один из самых выдающихся поэтов и интеллектуалов не только Италии, но и всей Европы. Барбара выросла в доме, который посещали самые выдающиеся люди той эпохи. В 16 лет она уже выказывала такой музыкальный талант, что папа Джулио договорился о том, что обучать ее музыке станет Франческо Кавалли, один из ведущих композиторов того времени.
И обучение пошло впрок.
За свою жизнь Барбара написала и издала 8 томов собственной музыки – больше мирской музыки, чем любой композитор того времени. И она достигла этого без всякой помощи церкви или постоянных спонсоров из числа аристократов. Жизнь ее была, как можно предположить, непроста, но музыка освещала её жизнь, как путеводная звезда. Несмотря на любые сложности, она достигла того, чего хотела.
Честь ей и хвала!
Barbara Strozzi – Che si può fare
Ариель Кальма (Ariel Kalma) – электронный композитор из Франции.
В колледже он изучал компьютерные науки, и как-то попался на глаза известному певцу Сальваторе Адамо, который взял его к себе в группу клавишником и флейтистом. Играл он, играл у Сальваторе, потом бросил все и уехал в Индию искать истину; вероятно, нашел то, что искал, потому что вернулся в Париж и начал записывать альбом за альбомом электронной музыки.
Сам он говорит: «Музыка у меня в крови. Я люблю смешивать разные инструменты и элементы разных культур. Для меня музыка – это язык без границ; встреча душ, мелодий и ритмов».
Вот вам встреча душ мелодий и ритмов с его нового альбома, который называется «Ближе всего к молчанию» («The Closest Thing to Silence»).
Ariel Kalma, Jeremiah Chiu & Marta Sofia Honer – A Treasure Chest
Говорят, что, когда всё проходит, у человека остается только то, что он отдал или чем поделился. Поэтому я и радуюсь, что у меня есть наивысшее сокровище – вы: те, с кем я делюсь силой красоты.
А перед тем, как на время оставить вас в гуще современной жизни, поставлю на ход ноги немного настоящего эфиопского рэгге. Берекет Гетачеу (Bereket Getachew) споет нам о том, что ему дорого, а по-эфиопски это называется «афзеза».
Спасибо!
И мир всем нам!
Bereket Getachew – Afzeza