Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Если бы в мире настал полный и абсолютный порядок, то стремиться было бы не к чему и отдавать было бы некому…

Аэростат14 января 2024
«Аэростат» 14.01.2024 Скачать

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Б. ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте!

Сегодня, в наконец наступившем новом году, послушаем, какие же новые песни принес нам январь. Новый год – это, понятно, Дед Мороз. Поэтому начнем сегодня с дедушки: группа «Granddaddy».

Grandaddy – Watercooler

Во время оно жил-был один джентльмен по имени Джо Джексон (Joe Jackson).

Историки знают, что в это самое время оно (а было оно где-то в конце 70-х годов 20-го века) все истинно прогрессивное человечество слушало исключительно то панк, то рэгге или ска. Справа ходили «Madness», слева – «Specials»; поэтому мистер Джексон – будучи человеком воистину выдающимся – однажды проснулся с желанием сделать жизнь лучше, и немедленно написал свою самую первую песню – рэгге песню под названием «Неужели она на самом деле ходит с ним?»

Песня в одночасье стала хитом, и жизнь Джо Джексона немедленно превратилась в молочную реку с кисельными берегами. Прошло много десятков лет; Джо увлекался джазом, потом начал сочинять классическую музыку, записал 20 альбомов, получил пять премий Грэмми, но все-то ему было что-то не то, что-то было мало. Душе хотелось развернуться.

И вот однажды ему приснилось, что в конце 19-го века в Лондонском Ист-энде существовал полностью забытый человечеством гений мюзик-холла по имени Макс Чемпион (Max Champion) – и он, Джо Джексон, обязан вернуть его музыку человечеству.

Сказано – сделано.

Получившийся альбом под названием «What a Racket!» («Что за шум и гам!») выходит на днях, а летом наступающего года Джо Джексон едет по миру с гастролями, чтобы человечество вновь могло обрести радость мюзик-холльной музыки. А в наши времена радость в мире определенно востребована.

Joe Jackson & Max Champion – The Bishop And The Actress

Великий философ и писатель Майкл Муркок справедливо подмечал, что жизнь на Земле представляет из себя вечную борьбу между Хаосом и Порядком; вечную – потому что, как только полностью победит Хаос или Порядок, жизнь на Земле прекратится. Подумайте сами – если мир представляет из себя полный хаос, то само понятие жизни невозможно, потому что жизнь – это… Впрочем, не буду загонять себя в ловушку, пытаясь определить – что такое жизнь: она выше любых определений.

Жизнь – лучшее и бесценное украшение Бытия, потому что именно с помощью Жизни Бытие воспринимает само себя. Триллионы и квартильоны по-разному живых существ по-разному ощущают жизнь: они видят ее, слышат ее, трогают ее, чувствуют ее – и поскольку каждое из них находится на своем уровне развития, Бытие полностью ощущает через них само себя.

Но если бы в мире наступил абсолютный порядок, то жизнь прекратилась бы естественным образом за полной ненадобностью, потому что больше не было бы, зачем существовать: рождаясь, мы хотим стать кем-то (я очень хорошо помню, как рос и ждал – не мог дождаться – стать взрослым, чтобы быть мастером самого себя). И с тем, как мы растем и развиваемся, нам все меньше хочется брать и все больше хочется отдавать, потому что…

И тут я тоже промолчу, чтобы не оказаться в ловушке слов; но в глубине души мы все знаем, что у человека есть только то, что он отдал.

А если бы в мире настал полный и абсолютный порядок, то стремиться было бы не к чему и отдавать было бы некому.

В качестве иллюстрации поставлю песню с нового альбома группы «Dead South».

Dead South – A Little Devil

Но продолжим.

Если всмотреться в жизнь еще более глубоко, то становится заметно, что вечная борьба в мире происходит не только между Хаосом и Порядком, но и между телом и душой человека.

Процесс жизни любого любого существа представляет из себя непрекращающийся конфликт тела, которое отлично знает, что оно не вечно, с истинным Я, которое вне всякого времени и пространства. Поэтому тело постоянно кричит: «Как ты смеешь радоваться чему-либо, когда я, твое тело, смертно, обречено на исчезновение?» Подобно Фаусту Гёте, мы все время ждем возможности остановить мгновение, потому что оно прекрасно, а вместо этого все время страдаем, потому что мгновение не останавливается; а раз мы не можем остановить мгновение, то объявляем жизнь юдолью страдания.

А истинное наше Я, Атман – как называли его древние индусы – даже не возражает телу, потому что пребывает вне слов, в блаженстве созерцания каждого мгновения жизни: поэтому в Писании оно и называется Царством Небесным.

В этом и состоит вечный конфликт души и тела человека.

В качестве иллюстрации поставлю вам теперь песню основателя и великого магистра музыки рэгге, Ли Скрэтча Перри. Он хоть и покинул этот мир два с половиной года тому назад, но альбомы с его новой музыкой продолжают выходить с завидной регулярностью, подтверждая вечную максиму: «Ars longa, vita brevis», или «Жизнь коротка, искусство вечно».

Lee Scratch Perry feat. Greentea Peng – 100lbs Of Summer

Ну а раз уж мы говорим о жизни, то считаю себя обязанным сообщить вам, что позавчера на всех платформах появился наш альбом «Songs of Clear Light» – «Песни Ясного Света», который представляет из себя сборник песнопений на санскрите, над которым мы работали более 15 лет.

История его такова.

Когда-то, в середине 1990-х, по благословению и просьбе моих знакомых лам я записал в Нью-Йорке альбом тибетских мантр «Прибежище» («Refuge») и после часто сталкивался с этой музыкой в разных концах мира.

А в начале 2000-х годов мы подружились с индийским духовным учителем Шри Чинмоем, которого считали своим гуру такие выдающиеся музыканты, как Махавишну Джон Маклафлин, Карлос Сантана, Нарада Уолден, Роберта Флэк; и как-то раз я дал гуру послушать музыку, написанную мною на санскритские тексты: он ей так обрадовался, что я решил, что стоит продолжить это музыкальное приключение. Дело в том, что в древних культурах Востока считается, что некоторые сочетания звуков имеют целебное влияние на мир, и пение мантр, где эти священные слога располагаются в определенном порядке, способно исцелять беды и боль нашего мира.

Поэтому в современной ситуации, когда войны, происходящие вокруг нас, губят огромное количество людей и исчезает само понятие о том, что каждая человеческая жизнь бесценна, мне показалось, что сейчас самое время поделиться этой музыкой с миром. И вот мы закончили альбом, и теперь эта музыка – ваша.

«Песни Ясного Света».

БГ – Saraswati

Вот еще из древних философов. Вот, например, Бинарий из Катмезунда.

Он говорил так. «Главная задача жизни – продолжаться. Поэтому основной инстинкт живых существ – продолжение рода. Он настолько бесспорен, что принимается людьми за само собой разумеющееся.

Чтобы человеческий род продолжался, природа вложила в женщину стремление родить ребенка, а для этого нужно привлечь к себе мужчину. Что оказывается не так сложно, поскольку в мужчину природа вложила желание оплодотворить всех женщин, которые встречаются на пути. Поначалу эти желания совпадают, но после рождения ребенка, по понятным причинам, начинают конфликтовать. Описание всего спектра этой истории составляет из себя основную часть искусства человечества».

Чтобы не ходить далеко за примерами, поставлю-ка я вам песню с сольного альбома Билла Райдера-Джонса (Bill Ryder-Jones), который когда-то вместе с друзьями основал группу «The Coral», но давно ушел из нее и теперь поет сам по себе.

Bill Ryder-Jones – If Tomorrow Starts Without Me

Наверное, хватит на сегодня философии. Без лишних слов поставлю вам песню, которую столп независимой гитарной музыки Тай Сигал (Ty Segall) сделал первым синглом своего нового альбома. И называется она «Мой лучший друг».

Ty Segall – My Best Friend

А вот Джони Митчелл – великая Джони Митчелл, которую Леонард Коэн сравнивал с Бетховеном – выпустила третий том своих архивов. И на нем есть удивительные драгоценности.

Услышать неизвестную песню мастера, который находится в самом расцвете сил – всегда радость. Как говорила сама Джони: «я не пытаюсь петь как кто-то: песни сами собой появляются из меня такими, как они есть».

Joni Mitchell – Like Veils Said Lorraine

А под конец передачи поставлю-ка я вам песню с нового альбома британской группы «Cast». Когда-то они вместе с «Oasis» и «Blur» олицетворяли брит-поп и второе британское вторжение; а теперь просто несут нам – по словам классика – «свет и сладость», которые в наши дни иногда являются большим дефицитом.

Мир и свет всем нам.

Спасибо!

Cast – Faraway