Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Авторская программа Бориса Гребенщикова

Аэростат31 декабря 2023
Аэростат 31.12

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Здравствуйте!

С наступающим сегодня Новым Годом!

Bing Crosby – Let’s Start The New Year Right

Сегодня, в преддверии Нового года, я хочу напомнить вам о самом важном: об энергии жизни.

В самой древней духовной книге нашего мира, Упанишадах, сказано так:

«Что за силы поддерживают жизнь в живом существе, как много этих сил, и какая из них является главной?

Эти силы – Акаша (эфир), воздух, огонь, вода и земля: а также речь, ум, зрение и слух. Эти силы воплотились в живом существе и гордо сказали: «мы храним это смертное тело, мы поддерживаем его».

Но Прана, Энергия Жизни, сказала им: «не впадайте в заблуждение. Это Я сохраняю и поддерживаю это тело». Но силы не поверили Пране.

Тогда Прана оскорбилась и поднялась, чтобы оставить тело, и всем силам жизни тоже пришлось подняться; Прана приостановилась, и они приостановились. Так же, когда поднимается пчелиная матка, вместе с ней поднимаются все пчелы, а когда она останавливается на отдых, все пчелы делают то же самое; именно это и произошло с речью, умом, зрением и слухом. Тогда силы поняли и восславили Прану.

Прана пылает как огонь; Прана – солнце, Прана – облака; Прана – это Творец, Прана – это ветер. Эта сияющая Прана есть земля, луна и материя; то, что есть (видимое) и то, чего нет (невидимое); то, что пребывает вечно.

Как спицы исходят из середины колеса, так же все вещи в мире исходят из Праны. Прана  это основание всего знания, всех подношений».

Beatles – Ask Me Why

Наблюдения показывают, что человеческая жизнь базируется на поиске внимания к себе.

Иногда садишься в самолет и слышишь, как в ряду перед тобой один человек что-то рассказывает другому, а через три часа перед посадкой просыпаешься и понимаешь, что этот человек еще ни разу не останавливался в своей тираде; можно видеть поиск энергии, когда юноша приглашает девушку на танец; когда выходишь на сцену или просто увлеченно что-то рассказываешь; когда даешь интервью и вдруг понимаешь, что делаешь это с удовольствием  во всех этих случаях речь идет о том, что человек жаждет, чтобы на него обратили внимание.

Если присмотреться, то все дело всегда в этом. А внимание – это же и есть энергия.

Bryan Ferry – Sonnet 18

Когда Винсент Ван Гог за десять лет до начала 20-го века оставил этот мир (при весьма, кстати, загадочных обстоятельствах), он умер нищим. За всю свою жизнь он продал только одну картину. Как же случилось, что вскоре после его смерти его картины стали стоить десятки, а то и сотни миллионов?

Начнем издалека. Откуда в людях необходимость в искусстве? Зачем люди ходят в музеи, в театры и на концерты? Что они там получают?

Наверное, с моей стороны было бы самоуверенно пытаться отвечать на вопрос, ответ на который люди пытаются узнать много тысяч лет. Хотя на самом деле ответить на него легко. Люди ищут счастья. А что такое – счастье?

Друг великого гитариста Роберта Фриппа, музыкант «King Crimson», Билл Рифлин (Bill Rieflin) сказал важную вещь: «музыка способна восстановить в человеке благодать».

King Crimson – In The Wake Of Poseidon

Так когда же мы все-таки поймем? 

Вот Боба Дилана спросили: «Как Вы ухитрялись в юности писать такие непостижимые песни?» А он говорит: «Я не знаю, как я писал эти песни. Эти песни были написаны почти магически. Попробуйте сесть за стол, положить перед собой лист бумаги и написать что-нибудь такое. Когда-то я так мог; теперь не могу; теперь я умею делать что-то другое, но это больше не умею. А то  то была какая-то магия».

Все, кто пишет настоящие песни, рассказывают точно так же: что они не знают, откуда такие песни берутся.

Поэтому важны не «звезды», не мастера искусств, а то, что это искусство, созданное при их участии, делает с нами: другими словами – важна энергия, идущая через произведение искусства и преобразующая нас, чтобы сделать нас готовыми к задачам сегодняшнего дня.

Экклезиаст говорил: «не спрашивай: отчего прежние времена были лучше нынешних, потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом».

В каждое новое время появляются новые герои, новая музыка, новое искусство, новые звезды, которые выбраны Вселенной, чтобы приготовить людей к сегодняшнему дню. И то, что они делают, подключает человека к энергии этого мгновения.

Bob Dylan – She Belongs To Me

Однажды я спросил у мира: что в жизни интересует меня более всего?

Мир ответил мне: магия.

Я так порадовался ясности ответа, что даже не стал задавать следующий вопрос: что такое магия?

Ведь люди называют магией все, что угодно: начиная с магии друидов, которую описывал в своей книге Юлий Цезарь, и которая сильно мешала римскому войску завоевывать Британию; потом – «магии» волхвов, с которой сначала, аки львы рыкающие, бились апостолы, а вслед за ними церковь много веков жгла на кострах кого ни попадя; а потом –новоязыческая магия последних двух веков, магия «Ордена Золотой Зари» и магия Алистера Кроули, которой были так увлечены правители тоталитарных государств 20-го века.

Однако настоящая магия – это совсем не навязывание своей воли окружающему миру: напротив, это дыхание жизни среди зачерствевших штампов, это – то, что первые христиане называли благодатью.

Вот и ответ: магия – жить в той самой благодати, о которой сказал Билл Рифлин; жить не привязанным к тому, как нас учили те, кто, судя по результатам их жизни, мало что понимали в жизни; жить истиной, которая выше всех слов.

Как тут не вспомнить Хармса: есть земное – и есть бессмертное; только оно и интересно.

Charley Patton – Tell Me Man Blues

Гегель писал: «о привычном – именно потому, что оно привычно нам  мы ничего не знаем».

Мы сводим неукрощенность и тайну места или человека – к внешне знакомому знаку. Как заметил бы древний мудрец – «мы подменяем место картой этого места».

Привычность – одна из самых тонких и глубоких форм отстранения человека от мира. Или, как говорил Габриэль Гарсия Маркес о своей жене: «я знаю ее так хорошо, что понятия не имею – кто она такая на самом деле». На привычное мы не обращаем внимания, мы привыкли к нему – и поэтому перестали воспринимать в нем энергию жизни.

David Bowie – God Only Knows

Недавно мне попалось на глаза одно из, наверное, самых известных и прекрасных стихотворений Александра Блока:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Разбирать этот стих можно долго; чего стоит только убеждение в иллюзорности мира и радости; но дело в другом.

Важно одно – Блок гений; так закончить стих может только гений.

«Причастный тайнам, плакал ребенок о том, что никто не придет назад»: какая страшная трагическая строчка о неизбежной боли утраты.

Jethro Tull – My Sunday Feeling

Вот только если задуматься: а в чем утрата? В том, что все стало не так, как мы привыкли. Я чувствую боль от того, что меня оставили одного, без того, кого я любил.

Так что, позвольте – получается, что мы плачем не об ушедших из мира, а о себе, оставленных в миру? Родиться в котором, вообще-то, считается величайшим даром и редкой удачей?

Вот тут и возникает вопрос: каким ты видишь этот мир? Юдолью страдания или местом света?

А может быть, вопроса и не возникает. Потому что каждый человек находится на своем месте, а вместе они создают мир таким, какой он есть. Одна свобода есть у человека: стать лучше или не стать. Можно страдать о том, как все плохо, а можно взять и без лишних слов попробовать сделать то, что в твоих силах, чтобы кому-то стало лучше.

А критерий один – тот, про который мне рассказывал когда-то один суфий: человеку свойственно брать, а Всевышнему Творцу – отдавать; чем дальше человек от Света, тем больше он берет; чем ближе он к Свету, тем меньше берет и больше отдает.

Потому что Творец и так есть всё, Ему нечего брать. И когда Он творит, то делает это не для Себя, а для всех, потому что Он и так есть всё.

И энергия, из-за которой весь сыр-бор, бесконечна, вечна, вне пространства и времени, и находится в нас самих.

Царство Божие – в нас.

Мистерията на българските гласове – Атмаджа дума Страхилу

Как сказано в тех же самых Упанишадах: «наивысшая обитель Всевышнего, Брахмана, находится в сердце человека».

Так пусть же в грядущем году мы наконец обнаружим в своем сердце этот бесконечный источник и напоим из него всех, кого сможем.

С наступающим Новым Годом всех нас!

Спасибо!

Мир всем.

Crosby, Stills, Nash & Young – Our House