Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Древняя мудрость учит, что в тяжелых случаях нужно обращаться к электрическому суфию…

Аэростат15 октября 2023
«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым 15.10.23

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Б. ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте!

Сегодня я снова обрушу на вас потоки музыки тех, о ком мы никогда еще не говорили.

Раз уж мы говорим о новых именах, то вот вам она из самых «говоримых о» сейчас групп – постпанк-ирландцы «Murder Capital». Они собрались в Дублине пять лет тому назад и поют о том, что болит.

Murder Capital – The Star Will Leave Their Stage

А сейчас – прошу любить и жаловать: «Moby Grape» – одна из классических групп сан-францисского подполья 1960-х годов, коллеги «Grateful Dead», «Buffalo Springfield», Дженис Джоплин и «Jefferson Aiplane».

Как вспоминает Боб Мосли (Bob Mosley): «Сан-Франциско в 1966-м было лучшим временем в моей жизни. Жить там тогда было как жить в центре вселенной: одно большое братство, одна большая группа, в которой все любят одно и то же». Когда ударник «Jefferson Aiplane» Скип Спенс (Skip Spence) был уволен из группы за то, что пропустил концерт, он начал искать – с кем ему играть теперь. Просто ходил по главной улице и смотрел, у кого длинные волосы и чехол для гитары.

В общем, к марту 1966-го кадры подобрались. Они репетировали и играли на танцах на стоящем в гавани на приколе военном корабле, превращенном сначала в китайский ресторан, а потом в клуб «Ковчег». Иногда по сходням прямо на танцплощадку заезжали на своих «харлеях» «Ангелы Ада».  Мосли говорит: «у нас в группе возникла какая-то магическая связь; это было что-то уникальное».

Какое-то время «Moby Grape» называли «лучшей группой Америки». И когда зашла речь о записи альбома, за возможность записать группу сражались все главные фирмы. Победила «Columbia», и в начале 1967-го альбом был записан. На презентацию альбома был приглашен весь город; с потолка сыпались тысячи гавайских пурпурных орхидей; в качестве рекламного хода в один и тот же день было выпущено одновременно 5 синглов, но это оказалось катастрофой, потому что ди-джеи не знали, какую песню ставить. К тому же группа вела себя, мягко говоря, не очень хорошо и все время попадала в один скандал за другим, а их менеджер не прекращал их шантажировать. Проблем становилось все больше и больше.

Во время записи второго альбома в Нью-Йорке Скип Спенс задружился с ведьмами и повернулся умом; в какой-то момент он напал с пожарным топором на коллег по группе и попал из-за этого на полгода в психбольницу с диагнозом «шизофрения». Тем временем их менеджер запустил на гастроли других людей под названием «Moby Grape». Мосли вспоминает: «Он одел их как нас и дал им в руки точно такие же инструменты. Он действительно был дьяволом во плоти». Так продолжаться дальше не могло, и группа перестала существовать.

Но легенда ее осталась.

Moby Grape – 8:05

Древняя мудрость учит, что в тяжелых случаях нужно обращаться к электрическому суфию.

Только что появился первый альбом группы, которая именно так и называется. «Электрик Суфи» («Electric Sufi») – это певица Сара Ясинак (Sarah Yaseen) из Кашмира, специалист по суфийскому пению; мультиинстументалист Мина Салама (Mina Mikhael Salama) – копт-христианин, бежал из Египта от религиозного преследования; и миксолог и профессор музыкальной археологии из города Йорка Руперт Тилл (Rupert Till).

Руперт признается: «В 18 лет я понял, что музыка это всё, чем я хочу заниматься в жизни. Создание музыки – это всегда магия. Мы все соглашаемся с тем, что наша планета – это подарок, и мы плохо с ней обращаемся. Наш альбом – это признание в любви нашему миру. Наша музыка воздает дань мудрости, заключенной в традиции суфиев. Мы изучаем искусство очищения сердца, ищем истину и любовь вместо того, чтобы следовать страху или ненависти. Мы хотим потеряться в музыке, чтобы обрести свой центр».

Electric Sufi feat. Professor Chill, Sarah Yaseen & Mina Salama – Hudaaya

Много раз я пробовал сделать передачу про женщин-композиторов, но никак не получается. Поэтому сегодня просто расскажу вам немного про Фанни Мендельсон (Fanny Mendelssohn).

Пианистка и композитор Фанни Мендельсон была старшей сестрой композитора Феликса Мендельсона. Она родилась в Гамбурге в 1805-м году, и с детства выказывала незаурядные музыкальные способности. Свободно играла все 24 прелюдии из «хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Баха при этом тогда практически никто не знал; ноты попали в семью от личного ученика Иоганна Себастьяна, и позже Феликс Мендельсон сделал многое, чтобы возродить имя великого композитора).

Но вернемся к Фанни. Учителя Берлинской певческой академии, обучавшие ее с братом музыке, говорили: «мальчик одарен, девочка – гениальна». Она написала более 450 произведений, среди них – пьесы для фортепиано, органные прелюдии, оркестровая увертюра, четыре кантаты и более 250 песен, некоторые из которых были опубликованы под именем ее брата: дело в том, что в обществе того времени было как-то не принято признавать, что женщина может заниматься музыкой.

Того же мнения держалась ее семья. Фанни приходилось это принимать, хотя в душе она знала, что заслуживает много большего. Она дружила с Кларой Шуман; ее музыку высоко ценил Гуно. Гёте посвятил ей стихотворение, на которое она написала музыку.

Она считается, наряду с Кларой Шуман и Луизой Фарранк, одной из наиболее известных женщин-композиторов 19-го века.

А чтобы не быть голословным, вот одна часть ее фортепианной сонаты.

Fanny Mendelssohn Hensel – Piano Sonata in G minor: II. Scherzo

Обычно Нэшвилл упоминается как столица музыки «кантри». Но дело этим не ограничивается.

Существует «Nashville Ambient Ensemble». Они говорят про себя: «мы группа музыкантов из Нэшвилла, совмещающих компьютерные звуковые пространства с традиционными инструментами в честь уникального духа сотрудничества сотворения музыки в нашем городе». Во главе ансамбля – электронный композитор Майкл Хикс (Michael Hix).

Их первый альбом они записали как музыку к выставке друзей, и только что вышел их второй альбом «Свет и Пространство» («Light And Space»).

Nashville Ambient Ensemble – Waveguide

Лютан Фья (Lutan Fyah) – один из виднейших сегодня архитекторов коренного рэгге.

В юности Энтони Мартин (Anthony Martin) действительно учился на архитектора, потом решил стать профессиональным футболистом и добился на этом тернистом пути немалых успехов, но травма положила конец его спортивной карьере. И куда растафарию из крыла Бобо Шанти деваться, как не пойти в коренное рэгге? Вот он и пошел; взял себе новое имя Лютан Фья – и с начала этого века записал уже 18 альбомов.

«Здравствуй, мир» – говорит он; – «меня зовут Лютан Фья, и мой интерес в музыке рэгге – это продолжать великое дело подлинной музыки рэгге с сознательно позитивным духом и разделить с людьми всё, что я узнал о жизни. Я часть этой музыки с самого рождения. Хочу сказать всем вам – идите по жизни в мире, любви и гармонии в уме, теле и душе, и пусть Рас Та Фар Ай идет впереди нас, а Джа будет пилотом нам всем».

Так сказал Лютан Фья. Ну, с этим не поспоришь.

Lutan Fyah – Never Stop Hail Rastafari

Кёртис Мэйфилд (Curtis Mayfield) – суперзвезда музыки соул. Люди, которые играли с ним, называли его «нежный гений» и говорили: «он из тех, кто делает историю; подлинный первооткрыватель. Когда думаешь о том, что сегодня происходит в мире, Кёртис писал об этом полвека тому назад».

Кёртис родился в 1942-м году в Чикаго; отец ушел из семьи, но мама и бабушка научили его играть на пианино и открыли ему красоту музыки «госпел». В 10 лет ему подарили гитару; он так ее полюбил, что не мог с ней расстаться и даже ложился с ней спать. В 14 лет создал первую группу, а в 1956-м стал членом группы «The Impressions». В середине 1960-х «Impressions» достигли пика популярности. И все это время Кёртис писал, пел, продюсировал, аранжировывал, играл на гитаре; помимо этого находил в себе силы и время писать песни и продюсировать еще и других артистов.

В 1970-м Кёртис ушел из группы и начал сольную карьеру. Пиком ее оказался альбом «Superfly»: музыка к одноименному фильму.

Как и «Murder Capital», с которых начиналась наша передача, Мэйфилд пел о том, что болит. Он первый ввел социальные мотивы в «черную» музыку. Он говорил: я вырос на улицах и мне было нетрудно петь о том, что я видел и как это нужно менять. Благодаря этому он стал героем борьбы за гражданские права. Его сравнивали с Мартином Лютером Кингом.

В 1990-м году произошло несчастье: во время концерта на него прямо на сцене упала стойка со светом, и он оказался парализованным. Но, несмотря на это, он продолжал писать и петь еще 9 лет.

Кёртис Мэйфилд оказал огромное влияние на всех, включая Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), Боба Марли (Bob Marley), Марвина Гэя (Marvin Gaye), Слая Стоуна (Sly Stone), Стиви Уандера (Stevie Wonder).

Curtis Mayfield – Superfly

А вот еще одна группа – на этот раз совсем юная, никому не известная: исландская группа «Суперспорт» («Supersport!»). Про них пока еще практически ничего не пишут, но реакция людей на их музыку дает понять, что это может случиться очень скоро.

Supersport! – Allt fólkið allt í kringum mig

А под конец передачи поставлю вам одного из величайших саксофонистов 20-го века, Фэроу Сандерса (Pharoah Sanders). Когда-то он играл с Джоном Колтрейном, потом был саксофонистом в оркестре Сан Ра (Sun Ra Orchestra), а в 1970-е годы, когда с подачи Майлза Дэвиса джаз начал становиться электрическим, Фэроу пошел в другую сторону и начал играть высокодуховную музыку.

Но я вам поставлю сейчас пример его истинного джаза.

Спасибо вам! Мир всем нам.

Pharoah Sanders – You Don’t Know What Love Is