Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Принято путать музыкантов с музыкой, которая приходит в мир через них. Музыка божественна, и мы считаем, что и музыкант тоже божественен. А это не совсем так…

Аэростат27 августа 2023
Аэростат 27.08.23

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте! Сегодня я попробую ответить на ваши вопросы.

Blur – Barbaric 

Борис Борисович, что для Вас поэзия? Исключительно следование зову сердца, – писать так, как подсказывает оно, или математические систематические упражнения? Или всё вместе?

Поэзия, вообще говоря – это чудо. Ее не описать никакими словами, она использует человеческие слова как ловчую сеть, в которую иногда залетают существа Неба: она – напоминание о том, что истина невыразима.

Поэзия – это единственный истинный метод познания мира: слова приходят, и вдруг всем существом узнаёшь правду, и внутри ясное знание – ах, так вот оно как.

Поэзия приходит оттуда, где нет ни времени, ни пространства, ни логики; где всё – и прошлое, и настоящее, и будущее – существуют сразу одновременно, и между ними нет разницы: есть просто то, что Есть. Путь, о котором нельзя сказать словами.

Поэзию нельзя понять; ей можно только быть.

Brian Eno & Harold Budd – First Light 

Борис Борисович, Вы не следуете предписаниям какой-то одной религии, но применяете в жизни те или иные положения из многих и многих учений: и христианства, и буддизма, и индуизма, и т.д. Не ощущаете ли Вы внутри себя некоего противоречия, когда, скажем, православный священник заявляет, что прихожанам следует исполнять определенные обряды, регулярно молиться, а к медитации и йоге относиться настороженно, если не враждебно? Не мешает ли одна религия полноценному пониманию другой?

Любая религия – объяснение того, как устроен мир. Естественно, разные культуры используют разные слова, но суть одна и та же. Противоречия поэтому не возникает. У меня нет никаких претензий к православному священнику, он все понимает в меру того, как его научили, и указаний церковного начальства; нет претензий и к тем, кто его слушает, ибо отсутствие знаний всегда приводит к подозрениям. Когда человек узнаёт, как все обстоит на самом деле, претензии к другим пропадают: как можно плохо относиться к людям, которые просто не знают?

Запреты на медитацию, с моей точки зрения, всегда выглядят смешно, потому что медитация – это видеть себя и мир так, как они есть, и любая религия должна это только приветствовать.

А поскольку суть у всех религий одна, то стоило бы понять, что противоречия существуют только у нас в голове: а религия – это сердце. И в сердце нет никаких противоречий.

Ivo Sedláček – Gopala Gopala 

Сразу много вопросов.

Когда планируется новый альбом?

Какова судьба альбома «Тайная история пчеловодства»? Будет ли он воскрешён и выпущен, или под этим названием будет выпущен вариант со студийными записями / демо песен, которые в него вошли?

Какие издания Аквариума нас еще ждут?

В одном из недавних интервью Вы упоминали в планах альбом с мантрами. Как скоро он выйдет?

Попробую ответить.

Намерений записать альбом сейчас нет. Мы заняты записью четырёх новых песен.

В теперешнее время мне как-то больше импонирует идея выпускать EP (Extended Play) – мини-альбом с тремя-четырьмя песнями. А что до альбомов – залезаю я как-то в компьютер и всплескиваю руками: выясняется, что за последние 20 лет у нас скопилось пара десятков, если не больше, незаконченных песен. Некоторые не попали в «Дом Всех Святых», некоторые лежат в архиве еще со времен «Беспечного Русского Бродяги»; а кое-какие ждут своего часа еще с середины 1980-х.

И выясняется интересная вещь: многие песни были так привязаны ко времени их написания, что перезаписывать их сейчас было бы неправдой. Но те из них, что еще живы, могут найти себе пристанище под крышей легендарного альбома «Репродуктор», который был задуман еще в начале 00-х именно как пристанище бездомных песен.

Существует серия «Архив Аквариума»: «Акустика» и «Электричество» в 1980-е; «Архив», «Библиотека Вавилона» и «Кунсткамера» в 1990-е, «Феодализм», «Жизнь с Точки Зрения Деревьев», «Тайная история Пчеловодства» и «Воздухоплавание в Компании Сфинксов» в 2000-е. Так вот, «Репродуктор» – это крайнее воплощение этой идеи.

К этой же теме относится и следующие вопросы.

Выйдут ли песни «Homo Homini Lupus Est»» и «Тамбовский гудок»? Какова судьба песни «Жадная печаль»?

И эти, и другие песни потенциально как раз могут оказаться в альбоме «Репродуктор». Но какой он будет, когда он будет – сейчас ничего не могу сказать.

А альбом мантр – да, делается, просто постепенно.

Talking Heads – I Zimbra 

Когда выйдут долгожданные «Упанишады»? Какие упанишады Вы выбрали для перевода, и почему?

Я выбрал семь классических упанишад. Когда закончу перевод и сверку с оригиналом – сказать пока сложно; выясняется, что это задача значительно более сложная, чем кажется.

Хочу поблагодарить за перевод Бхагавад-гиты и исполнение мантр. Будет ли Аэростат, посвященный Бхагавад-гите?

Отвечаю: «Гита» в Аэростат явно не помещается. А начитать ее я бы мечтал, просто пока физически нет времени.

Когда ждать «Книгу Слов»?

Объясняю: «Книга Слов» это сборник всяких стихов – не песен, а именно стихов – и какие-то странные кусочки то ли прозы, то ли чего-то еще. Так вот: последняя редакция сборника стихов и всего остального под названием «Книга Слов» сегодня ночью отправлена в издательство.

Ivor Cutler Trio – Flim Flam Flum 

Вы часто говорите, что любые слова о музыке излишни. Но при этом из Ваших радиопередач понятно, что Вы нередко читаете интервью с любимыми музыкантами, цитируете их высказывания и т.д. Да и Ваши собственные рассказы о записи альбомов Аквариума и БГ очень интересны.

Недавно на YouTube появилась прекрасная беседа с Полом Саймоном по поводу его нового альбома. В общем, так ли это плохо, когда люди делятся не только песнями, но и мыслями о песнях? Обобщая: мышление, по-Вашему, зло или благо?

В произведении искусства важно то, как оно действует на того, кто его воспринимает. Все детали –типа Где? Когда? С кем? – не имеют отношения к сути. Бытие в нужный момент дает, подсовывает тебе Произведение для напоминания о сути; для настойки на нужную частоту восприятия мира.

В Древнем Китае был такой обычай: император раз в год направлял в провинции камертон, по которому наместники должны были сверять, на верный ли тон настроены в провинции инструменты. Потому что, когда в стране играет правильная музыка, происходит благоденствие.

Поэтому когда музыкант (или любой автор) начинает делиться своими мыслями, я смотрю на это с легким подозрением: конечно, мне интересно, что думает человек, создавший то, что я люблю; с другой стороны, его мнение – это только его мысли, переданные словами, а созданное им – значительно больше слов.

И мне кажется, что принято путать музыкантов с музыкой, которая приходит в мир через них. Музыка божественна, и мы считаем, что и музыкант тоже божественен.

А это не совсем так. Божественен свет в сердце.

Isan – Recently In The Sahara 

В каких-то Ваших интервью Вы говорили, что людям хорошо бы научиться думать. А в других интервью Вы предлагаете ум отбросить и слушать свое сердце. Есть ли здесь противоречия? Как Вы балансируете ум и сердце? Когда Вы сами пользуетесь умом, а когда слушаете только сердце?

С одной стороны: «все беды от помыслов  учат святые отцы». А с другой: «война удобна, она избавляет от необходимости думать». Так значит, думать всё-таки необходимо?

Понимаете, голова нам точно дана не только для того, чтобы было на что надеть шляпу. Мы живые – а значит, смертные существа, в самой сути которых бесконечный источник всей жизни; мы думаем, чтобы сориентироваться в окружающей среде, не натыкаться на углы мебели; а истинное знание присутствует в нас изначально. Именно о нем говорят и старцы, и святые всех религий.

Но если не думать, то упадешь в первую же яму. Так что думать все-таки полезно; но при этом – думать, слушая сердце.

Swingle Singers – Prelude No. 11 in F major (BWV 880) 

Как Вы балансируете Ваши знания о мире и пустоту? Знание людей и явлений, по идее, создает ожидания и волю к тому, чтобы всё происходило в соответствии с этими знаниями; пустота  оставляет пространство для неожиданного и чудесного. В Вас, видимо, есть и то, и другое. Как Вы это балансируете?

Мне кажется, я ничего не балансирую. Знание не создает ожиданий; напротив – ты знаешь, что бывает и так, и так; и лучше ничего не ожидать. Просто реагировать на то, что происходит; просто – быть и делать то, что нужно делать. И ничего не придумывать.

Leonard Cohen – Love Itself 

Вы, помнится, когда-то говорили, что Вам нравится пробовать себя в невозможных вещах. Как Вы думаете, что в Вас способствует тому, чтобы невозможное делалось возможным? Это вера, или воля, или страсть?

Наверное, на это нельзя ответить, но я бы сказал, что сначала Желание; потом воля. Потому что только невозможное в жизни по-настоящему реально.

Спасибо!

Ivor Cutler Trio – Darling, Will You Marry Me Twice?