Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Иногда бывает так: как бы остановишься, как бы отойдешь на пару шагов в сторону от своей человеческой жизни – и тут изумляешься: как же много всего мы принимаем за данность, совершенно не спрашивая – почему это так?..

Аэростат20 августа 2023
Аэростат 20.08.23

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте, мои прекрасные слушатели!

Сегодня возьму на себя смелость представлять вашему вниманию всяких замечательных незнакомцев, играющих странную музыку. И музыку, и истории, с нею связанные.

Начнем с самого простого.

Brian Houston – The Days Of Pearly Spencer 

Это был ирландский трубадур Брайан Хаустон (Brian Houston).

Но вообще-то эту песню написал Дэвид Макуильямс (David McWilliams) в 1967-м году, и газета «New Musical Express» предсказывала, что этот альбом изменит курс современной музыки. Оркестровку песни написал Майк Лиэндер: тот самый человек, который аранжировал струнные для песни «She’s Leaving Home» группы «Beatles». Песня эта стала популярна в Европе. Но когда через 25 лет ее перепел Марк Олмонд (Marc Almond), успех случился ошеломляющий. При этом сам Марк рассказывал, что автор, Дэвид Макуильямс, успеху своему совсем не был рад; «лучше бы они все оставили меня в покое» – говорил он.

Пойдем дальше; другая история.

Эрнест Худ (Ernest Hood) вырос в Портленде, играл на гитаре, изучал джаз биг-бэндов, но с ним случился полиомелит; он положил конец его сценической карьере. Но Эрнест не отчаялся: он пересел в инвалидное кресло, научился играть на цитре и написал огромное количество прекрасной музыки.

Ernest Hood – Bedroom Of The Absent Child 

Вот так живешь-живешь, а потом вдруг как обнаруживаешь альбом под названием «Фолк-фанк и отъехавшие трубадуры» («Folk Funk & Trippy Troubadours»). Ну, что с этим можно поделать?

Поэтому вот вам юный ирландский отъехавший трубадур по имени Кристиан Беса Райт (Christian Besa Wright). Песня 2018-го года.

Christian Besa Wright – Cherry Blossom Oak 

Идем дальше.

Вот вам люди удивительной судьбы под трогательным названием «Mellow Candle» – «Спелая свеча».

Их судьбу можно назвать удивительной потому, что они начали играть в самое золотое время для странной и прекрасной музыки; записали свою первую песню в 1968-м году (когда большая часть группы еще училась в школе), но в 1973-м – ввиду полного отсутствия внимания со стороны публики – разошлись в разные стороны.

Но с тех пор их репутация все росла и росла. Вот это и есть то, что называют «luck of the Irish» – «ирландское везение».

Mellow Candle – Reverend Sisters 

А вот фотография – студия совершенно научного вида, какие-то невероятные приборы, осцилляторы, бог знает что – и два человека крутят ручки, очевидно, увлеченные решением какой-то фантастической проблемы; один из них, постарше – тот самый Оппенгеймер, а другой – бородат и волосат, и зовут его Дуг МакКечни (Doug McKechnie).

Дуг МакКечни был первым, кто решил привнести загадочные паттерны электроники в жизнь сан-францисских хиппи в 1965-м году. Он записывал музыку и даже открывал несколько музыкальных фестивалей того времени. И музыка его до сих пор звучит вполне современно.

Doug McKechnie – Gyre And Gimble 

А вот группа под названием «Кила» («Kíla»). Это ирландская группа народной музыки из округа Дублин; ее участники сошлись еще в начальной школе, с 1987-го года играли на улицах и на мероприятиях родственников; просто – играли, и играли. На их первый платный концерт в пабе «Баггот» пришло 3 человека. А через год они уже играли национальный концерт на всю Ирландию, в присутствии президента Ирландии.

Гиены пера и шакалы ротационных машин (а по-сегодняшнему – гиены клавиатуры компьютера и шакалы информационных платформ) пишут, что «Kíla» «вдохнули новую жизнь в традиционную музыку Ирландии».

Kíla – Rachel Corrie 

А вот Соха (Soha). Это не конец мантры, а имя: дева алжирского происхождения, она родилась в портовом городе Марселе во Франции. Первый ее альбом вышел в 2007-м году и был назван во Франции «лучшим альбомом музыки мира».

А имя ее означает «скрытая звезда».

Soha – C’est bien mieux comme ça 

Хочу поставить вам теперь музыку Джулио Бриччальди (Giulio Briccialdi). Это итальянский флейтист 19-го века; он считался одним из величайших мастеров флейты за всю историю человечества.

Родился он в 1818-м году. Родители хотели, чтобы он стал священником, но он этого не очень хотел, и после смерти отца в 14 лет переехал в Рим, а в 17 лет уже преподавал флейту в римской Академии Санта-Сесилия. Потом переехал в Неаполь и стал учителем музыки в королевской семье; преподавал флейту брату короля Фердинанду Бурбонскому. При этом был убежденным сторонником объединения Италии и несколько раз даже собирал концерты в помощь Джузеппе Гарибальди.

Потом переехал в Лондон, стал директором фирмы, производящей музыкальные инструменты; а под конец жизни был профессором флейты в консерватории Флоренции.

Джулио Бриччальди называли «принц флейтистов» и «Паганини флейты».

А вот музыка, которую он писал.

Giulio Briccialdi – Wind Quintet in D major, Op. 124: II. Andante 

Иногда бывает так: как бы остановишься, как бы отойдешь на пару шагов в сторону от своей человеческой жизни – и тут изумляешься: как же много всего мы принимаем за данность, совершенно не спрашивая – почему это так? Ну вот, что такое музыка, почему она действует на нас так, как она действует? По моему собственному опыту могу сказать, что одной жизни для понимания этого может быть мало. Если это вообще возможно понять.

Но зато страшно интересно.

Поэтому под конец поставлю вам интернационально-американскую группу «Crooked Still», с песней праотца блюза Роберта Джонсона. В их умелых руках она звучит совсем не пугающе.

Так что давайте продолжим наши изыскания.

Спасибо!

Crooked Still – Come On In My Kitchen