Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Скажу спасибо от всего сердца только что покинувшей этот мир чудесной ирландской певице Шинейд О’Коннор. Уже много сказано слов про то, какой великой и уникальной она была, какой ни на кого не похожей; а я просто скажу, что она была совершенно настоящей – а это очень редко в этом мире…

Аэростат6 августа 2023
Аэростат. 948

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Здравствуйте, дорогие мои!

Сегодня снова новые песни, которыми нас радует август.

И начнем мы с Пита Доэрти (Peter Doherty), поющего с группой «Прегоблин».

Pregoblin feat. Peter Doherty – These Hands AKA Danny Knife 

А вот еще один Питер, только несколько постарше и с ангельской фамилией Гэбриэл.

Или, по-нашему – Гавриил.

Напомню, что Гавриил – это архангел; а в небесной иерархии архангел – один из высших ангельских чинов. Согласно библейской «Книге Еноха», всего архангелов восемь: Михаил поставлен над людьми, Гавриил над раем, змеями и херувимами, Рафаил – над духами людей, Уриил заведует громом, вибрациями и всяким другим ужасом; по поводу остальных все не так ясно. Именно архангел Гавриил явился Марии для Благовещения.

Его тезка Питер выбрал себе приносить миру хорошие новости с помощью музыки: сначала как певец группы «Genesis», потом сам по себе; и был одним из тех людей, кто сделал world music – музыку мира – общепризнанным явлением.

Как мы знаем, он поступает мудро и свой новый альбом выпускает по одной песне каждое полнолуние. Мудро, потому что эти песни часто бывают хорошими, и мне от них никуда не деться, и я вам их ставлю. Вот, например, как эта: песня, которая называется «So Much» («Так Много»).

Сам Питер говорит: «я сознательно пытался не умничать с этой песней. Это песня про смертность, про старение – про все эти яркие и веселые штуки. Я думаю, что, когда доживаешь до моего возраста, пытаешься либо убежать от мыслей о смерти, либо принимаешь ее и пытаешься жить сейчас полной жизнью – для меня это всегда казалось несколько более привлекательным. Самые веселые страны, на мой взгляд – это те, которую принимают смерть как часть своей культуры».

И он поет:

«Тело цепенеет, устает и болит

Под покровом морщинистой пятнистой кожи:

С каждым десятилетием

Все больше камуфляжа для живущего внутри меня

Юноши с дикими глазами».

Peter Gabriel – So Much (Dark-Side Mix) 

А есть еще новый альбом Доменико Ланчелотти (Domenico Lancelotti). Доменико, прославленный бразильский перкуссионист, с помощью своего старинного приятеля Рикардо Диаз Гомеса (Ricardo Dias Gomes), записал альбом классической коренной самбы, которая существовала до босса-новы и джаз самбы – но с новым поворотом.

И Доменико, и Рикардо – почитаемые имена в бразильской музыке.

Доменико вырос в Рио-де-Жанейро и с детства впитал в себя самбу; отец его был известным композитором самбы, так что Доменико видел, как вся эта музыка пишется. «Я вырос внутри самбы, это мои корни, для меня вся музыка, которую я играю – это самба, какую бы музыку я ни играл». Рикардо, известный мульти-инструменталист, играл с Каэтану Велозу (CaetanoVeloso) и был одним из создателей понятия «новая самба».

Теперь Доменико живет в Лиссабоне; и как-то раз пригласил Рикардо погостить. Встретившись, приятели сразу же пошли в подземную студию, прозванную «Пещерой», поиграть вместе. А Рикардо только что получил посылку модулярных синтезаторов, разработанных в России, и руки у него чесались применить их к делу. «У Рикардо были его машины, у меня –гитара и кое-какая перкуссия; в первый же день мы начали издавать звуки и записывать их, и тут начали появляться новые самбы».

За пару месяцев друзья записали большую часть альбома, который возвращает к истокам самбы, но полностью меняет ее арсенал, привнося в самбу аналоговые синтезаторы.

Рикардо называет это «samba de maquina» («самба из машины»), а Доменико смеется: «самба де макина – все равно самба».

Domenico Lancellotti – Aterrizar 

Если тебе нужно, чтобы у тебя в песне было все в порядке с гитарой – к кому ты пойдешь сегодня?

Сегодня – к Блейку Миллзу (Blake Mills).

Боб Дилан, Бэк, Лана дель Рэй, Эд Ширан, Джони Митчелл, «Alabama Shakes» и легион остальных, призывающих его на помощь, если нужно сыграть на гитаре – подтверждение этому.

Блейк родился в Санта-Монике в 1986-м году; основал группу, записал первые песни в 2005-м, и дело пошло – и идет. Но он не только играет на гитаре и продюсирует чью-то музыку; он еще пишет и записывает и свою собственную музыку.

Вот песня с его нового альбома. Слушаешь – и действительно: так никто больше не умеет играть на гитаре. Как он сам говорит: «гитара иногда может сказать то, что человек не может сказать словами».

Blake Mills – Skeleton Is Walking 

А еще была такая группа – «Sparklehorse».

Группа состояла из одного человека; его звали Марк Линкус (Mark Linkous) и друзей, которых он иногда звал ему подыграть. Группа появилась в 1995-м году и существовала 15 лет; и стала одной из любимых и почитаемых групп независимой музыки в мире. Но в 2010-м Марк покинул этот мир.

Разбирая его архивы, брат и сестра Марка, Мэтт и Мелисса Линкус (Matt Linkous, Melissa Linkous), нашли много неоконченной музыки и решили завершить начатое Марком. Они говорят: «Это было, как если бы песни сами подсказывали нам – как с ними нужно поступить. Как будто через эти песни Марк с нами общался. Мы просто делали все, что могли, чтобы донести то, что он передавал».

Sparklehorse – Evening Star Supercharger 

«Protomartyr» – из Детройта; пост-панк коллектив, играющий с 2010-го. Они считают своим основнфм делом петь о том, как в мире всё не так; петь о тех, у кого ничего не получается.

Игги Поп однажды назвал их «лучшей современной группой Америки». Я думаю, это – вполне достаточное основание послушать песню с их нового, шестого альбома, который называется «Формальный Вырост в Пустыне» («Formal Growth in the Desert»). 

Певец Джо Кэйси (Joe Casey) говорит: «я смотрел на пустыню и понял, что мои неприятности и переживания бессмысленны рядом с этими камнями, которые находятся здесь много тысяч лет».

Protomartyr – For Tomorrow 

А вот «African Head Charge» («Африканская Лобовая Атака») – психоделический даб-ансамбль, играющий уже лет 40, а то и больше. Он состоит из двух людей: ямайского мастера-перкуссиониста Бонджо Иябинги Ноа (Bonjo Iyabinghi Noah) и британского профессора музыки «даб» Эдриана Шервуда (Adrian Sherwood).

Идея группы возникла, когда Эдриан прочитал слова Брайана Ино про идею музыки «психоделической Африки», одновременно примитивной и футуристической. И вот вам результат.

African Head Charge – Accra Electronica 

А вот вышеупомянутый Бэк (Beck) записал песню с не так давно тоже упоминавшейся нами французской группой «Феникс»; той самой, которая происходят из Версаля и любит записывать музыку прямо в Лувре.

Их совместный тур – одно из главных событий этого лета; и вот они решили записать вместе новую песню, чтобы было, чем заканчивать концерт.

Beck & Phoenix – Odyssey 

А напоследок – скажу спасибо от всего сердца только что покинувшей этот мир чудесной ирландской певице Шинейд О’Коннор. Уже много сказано слов про то, какой великой и уникальной она была, какой ни на кого не похожей; а я просто скажу, что она была совершенно настоящей – а это очень редко в этом мире.

Спасибо, Шинейд. Спасибо всем.

Sinéad O’Connor – Dancing Lessons