Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Даже музыкальные журналисты пишут, что музыка перестает служить ценностью. Тем ценнее для меня возможность делиться с вами всякими чудесными депешами из мира света и гармонии. Кто может услышать – услышит. И сегодня я буду играть вам музыку людей, которых мы никогда раньше не играли…

Аэростат23 июля 2023
Аэростат 23.07.23

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Здравствуйте, дорогие мои!

Tally Hall – Turn The Lights Off 

Слушание музыки, когда-то ранее необходимое и привычное, как дыхание, в наше время становится редким и экзотическим занятием: фокус внимания человечества смещается куда-то дальше, в края перенасыщения информацией и искусственного интеллекта. Многие мои знакомые музыканты на мой вопрос – а что нового вы слышали за последнее время – сильно удивляются: «а зачем слушать? Мы музыку не слушаем».

Даже музыкальные журналисты пишут, что музыка перестает служить ценностью.

Тем ценнее для меня возможность делиться с вами всякими чудесными депешами из мира света и гармонии. Кто может услышать – услышит. И сегодня я буду играть вам музыку людей, которых мы никогда раньше не играли.

И начнем мы сегодня со средневековой музыки для гитары. Как-то раз я иду по улице, там стоит старинная церковь, а на ней маленькая афишка: играет Хозе Мигуэль Морено.

José Miguel Moreno & Orphénica Lyra – Canarios 

Сестра Розетта Тарп (Sister Rosetta Tharpe) была первой звездой церковного пения «госпел»; ее называли «крестная мать рок-н-ролла».

C шести лет она играла на гитаре и пела вместе со своей матерью в странствующей проповеднической труппе. В 1938-м году ей было 23 года, и она начала записывать свою музыку. Записи эти вдруг стали сенсацией. В 1942-м году критик Мори Ороденкер писал: «если говорить о духовном рок-н-ролле, то это Сестра Розетта Тарп».

Ее стиль игры на гитаре был, как будто открываются глаза – так в то время никто не играл. Но ее влияние этим не ограничивается. Именно она в 1947-м году перед своим концертом услышала на улице поющего мальчика; она что-то почувствовала в нем и пригласила на сцену. Он раньше никогда за пределами церкви на сцену не выходил, но когда спел – решил заниматься этим всю жизнь. Мальчика звали Литтл Ричард (Little Richard).

Джонни Кэш называл ее своей любимой певицей. Сестра Розетта повлияла не только на Литтл Ричарда, а на весь рок-н-ролл – на Элвиса (Elvis Presley), Чака Берри (Chuck Berry) и Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis), Арету Франклин (Aretha Franklin). Эрик Клэптон, Джефф Бек и Кит Ричардс просто молились на нее.

А у Роберта Планта есть песня «Сестра Розетта была здесь до нас».

Sister Rosetta Tharpe & Sam Price Trio – When I Move To The Sky 

«Ультрамарин» («Ultramarine») – британский электронный дуэт, созданный в 1989-м году Яном Купером (Ian Cooper) и Полом Хаммондом (Paul Hammond). Про них пишут: «музыка Ультрамарин – противоречие в терминах: пасторальное техно».

В их музыке не только слышится влияние кентерберийской сцены конца 1960-х – они даже приглашали Роберта Уайатта и Кевина Эйерса из великих «Soft Machine» подпеть в своей музыке – и получалось прекрасно.

Ultramarine – Kingdom 

Тромбониста Сэмьюэла Блейзера (Samuel Blaser) называют тромбонистом 21-го века.

Он родился в 1981-м году в Швейцарии, играл самую разную музыку с самыми разными составами и оркестрами, получал самые разнообразные призы и продолжает это делать и по сей день, все лучше и лучше. 

Собственно, что говорить? Давайте слушать. Что может лучше сочетания джаза и рэгге в воскресный день?

Samuel Blaser – Thoroughfare 

А есть еще такая замечательная, великолепная певица Петула Кларк (Petula Clark). Она начала свою карьеру еще девочкой на Би-Би-Си, а с 1954-го года распелась всерьез, и начались хиты. При этом она свободно пела на четырех языках.

Она родилась и выросла в маленьком каменном домике где-то в Уэльсе, без водопровода и электричества; дед ее был шахтером. Но она пела, и пела, и пела. И в 1960-е годы имя ее стало известно всем: наряду с «Beatles» и «Stones» ее пение определило эту эпоху. В Америке ее называли «первой леди Британского вторжения».

Petula Clark – Downtown 

Ди-джея растафари Майкла Уильямса по прозванию «Принц Фар Ай» (Prince Far I) называли на Ямайке «Голосом Грома». Вместе с юным английским продюсером Эдрианом Шервудом (Adrian Sherwood) он стал одним из признанных героев музыки стиля «даб». Было в нем что-то от ветхозаветного пророка. Он не то чтобы пел, не то чтобы читал, а скорее впадал в транс, и пророчествовал, и предсказывал, и показывал пальцем, и обвинял.

Его первый альбом «Psalms For I» – альбом, на котором он поет молитвы и псалмы; он посвятил его неграмотным людям, которые сами не умеют читать Библию. Но, к сожалению, после долгой и замечательной жизни, 15-го сентября 1983-го года его застрелили прямо у него дома в Кингстоне: то ли из-за денег, то ли из-за того, что он не стеснялся критиковать власти.

Singers & Players feat. Prince Far I – Quanté Jubila 

Девушка по имени Блоссом Дири (Blossom Dearie) была американской джазовой певицей и пианисткой, как она сама говорила – «я джазовый музыкант, который учится петь джаз».

Ее считали «музыкантом для музыкантов». Билл Эванс (Bill Evans), великий пианист, считал ее идеальной пианисткой. А сам Майлз Дэвис (Miles Davis) говорил, что она «единственная белая женщина, у которой есть душа».

Blossom Dearie – I Won’t Dance 

А теперь – не про человека, а про целый стиль. Босса-нова – расслабленный стиль самбы, появившийся в конце 1950-х годов, с непривычно сложными аккордами и совсем новым методом синкопации.

Босса-нова стала популярна во всем мире, перевернула всё с ног на голову и полностью модернизировала бразильскую музыку. Впервые ее можно было услышать на альбоме Жуана Жилберту (João Gilberto) в 1959-м году.

Слово «босса» означает на старом жаргоне что-то, созданное с особенным очарованием, естественной простотой и прирожденным умением. В 1950-е годы в артистической культуре Рио-де-Жанейро это был высший комплимент.

Босса-нова. Антониу Карлос Жобин.

Antônio Carlos Jobim – Wave 

А еще на прошлой неделе этот мир оставила Джейн Биркин – жена, муза и возлюбленная прекрасного Сержа Генсбура. Да пребудет душа ее в мире.

Джейн, спасибо за все, что ты сделала. Спасибо за то, что ты была с нами в одном мире.

Jane Birkin – Jane B 

Известно, что все существа отличаются друг от друга частотой своей вибрации. И знающие люди говорят, что люди (и другие разумные существа) примерно одной частоты души узнают друг друга, в то время как остальные даже не обращают на них внимания. И в итоге люди особенной частоты становятся как бы невидимы для всего остального мира (примерно, как джедаи в толпе). И они идут по заполненным народом улицам как будто по пустой лесной тропинке, невидимые ни для кого, кроме своих.

Но это уже другая история, история про Скир Кхланноэ, Город Единорога. 

А сейчас – спасибо всем.

И мир всем.

Domenico Lancellotti – Tá brabo