«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Не зря Гитлер запрещал музыку Глена Миллера. Потому что, чем темнее времена, тем больше у людей возникает необходимость в музыке света и легкости. Музыка напоминает нам о том, кто мы такие на самом деле…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте, дорогие мои! Сегодня мы попробуем снова отправиться в путешествие во времени.
The Ink Spots – Whispering Grass (Don’t Tell The Trees)
Мы уже рассказывали про «ревущие 20-е», «свингующие 30-е». Пришло время посмотреть на 40-е.
1940-е – годы военные. И музыка делала всё возможное, чтобы поддержать настроение людей.
Flanagan & Allen – Dreaming
Всю первую половину 1940-х мир был охвачен Второй мировой войной.
Война эта вошла в историю как самый смертельный конфликт в истории человечества; она началась в 1939-м, кончилась в 1945-м году и унесла от 70 до 85 миллионов человеческих жизней.
Война происходила и в области культуры тоже. Начальство Германии объявило большую часть культуры «декадентской» и «извращенной». В частности, американская музыка, вроде оркестра Глена Миллера, и другая аналогичная музыка была строго-настрого объявлена вредной.
Glenn Miller & His Orchestra – When That Man Is Dead and Gone
Осенью 1945-го война окончилась. Наступил долгожданный мир.
Но не тут-то было: немедленно начались войны по всему миру – война в Палестине, война в Китае, гражданская война в Греции, гражданская война в Индонезии, война в Индокитае.
Как будто с концом большой войны демоны, подкидывавшие дрова в огонь разрушения, переехали в другие страны.
Как только наступил мир, начали рушиться империи. И первой рухнула Британская Империя, появление которой было предсказано еще в 17-м веке придворным британским магом и алхимиком Джоном Ди во время правления королевы Елизаветы I.
Во зените своей славы в XIX – XX веках эта империя занимала почти четверть земной поверхности, и в ней жила четверть человечества. Ее называли «империя, над которой никогда не заходит солнце».
С провозглашением независимости Индии в 1947-м году – а это была самая многонаселенная и драгоценная часть Британской империи – этой империи пришел конец.
Наступило новое время.
Vera Lynn – The White Cliffs of Dover
Но демонам на месте не сидится.
И в 1947-м появляется новый тип войны – «холодная война»: период геополитического напряжения между сверхдержавами, которые выиграли Вторую мировую войну. И таких было две: Советский Союз и его союзники – страны Варшавского договора – и Соединенные Штаты Америки с Европой.
И эта холодная война продолжалась почти полвека – до 1989-го года.
Novelty Aces – Stars And Stripes On Iwo Jima
Холодная война воспитала новое поколение.
Окончилась Вторая мировая, солдаты вернулись домой, и вскоре грянул бум рождаемости. Поколение, родившееся после окончания Второй Мировой, называют «baby boomers», то есть «дети детского бума».
Именно оно, это поколение, оказалось в мире, где происходила холодная война, культурная революция, развал одних империй и появление других – и, сформированное этими событиями, оно отреагировало. Так произошло фантастическое приключение 1960-х годов, когда целое поколение оказалось в ситуации Алисы в Стране Чудес.
Помню это хорошо – потому что сам там был, и остаюсь до сих пор; однажды пройдя сквозь зеркало и оказавшись в Волшебном Мире, покидать его нет совершенно никакой причины.
Song Spinners – Comin’ In On A Wing And A Prayer
К тому же именно в 1940-е годы начали входить в обиход первые ласточки грядущего мира – компьютеры, телевидение. Да что говорить – давайте перечислим по годам.
В 1942-м заработали радары, появился первый электронный компьютер и первый ядерный реактор: а там, где ядерное, там и оружие.
В 1943-м были изобретены антибиотики и акваланг.
В 1945-м впервые была применена атомная бомба.
В 1947-м появился первый транзистор, первая голограмма, первый полароид и первый мобильный телефон; впервые в истории человечества заявил о себе искусственный интеллект.
Eric Winstone & His Orchestra – How Did He Look
Изменения происходили не только на фронте науки.
В 1940-е самым популярным певцом Америки становится Фрэнк Синатра, и именно он меняет подход к пению: если до него Бинг Кросби, Луи Армстронг и все-все-все пели, как бы имея в виду – вот я певец, я пришел вас развлечь, увлечь и поднять вам настроение, то Синатра первый начал петь с интонацией дружеского разговора, как бы рассказывая приятелю о том, что у него на сердце. Неудивительно, что люди среагировали на эту доверительную интонацию; на концертах Фрэнка Синатры началась тинейджерская истерия, и он стал первым подростковым идолом, проложив путь Элвису Пресли, «Beatles» и всем остальным.
Frank Sinatra – Nancy (With the Laughing Face)
И кстати, после Второй мировой войны монополия Соединенных Штатов на первенство в музыке закончилась. Песни французов Шарля Трене (Charles Trenet) и Эдит Пиаф (Edith Piaf) начали становиться хитами во всем мире. Вошла в моду и музыка стран Латинской Америки. Началось движение к тому, что теперь называют музыкой мира – world music.
Charles Trenet – La Mer
А еще в 1940-е годы музыка больших джазовых оркестров – биг-бэндов – начинает выходить из моды, и появляется бибоп: небольшие ансамбли, играющие технически сложную музыку. Это была уже музыка для музыкантов; не для танцев, а для слушания.
И вот вам пример: великий саксофонист Чарли Паркер.
Charlie Parker’s All Stars – Chasin’ The Bird
А еще в конце 1940-х появляется блюз. В 1947-м году выходит первая пластинка электрического блюза – «I can’t be Satified» Мадди Уотерса (Muddy Waters). Музыка становится не только интернациональной, но еще и и мультикультурной.
И музыка разных рас и культур синтезируется в новые формы.
Muddy Waters – I Can’t Be Satisfied
Так заканчиваются 1940-е и начинаются 1950-е – но это уже будет совсем другая история.
И совсем не зря Гитлер запрещал музыку Глена Миллера. Потому что, чем темнее времена, тем больше у людей возникает необходимость в музыке света и легкости. Музыка напоминает нам о том, кто мы такие на самом деле.
Мир всем.
Спасибо!
Jimmy Messene & Al Bowlly – Make Believe Island / The Woodpecker Song