«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Эфир от 11 июня.
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте, дорогие мои!
Как любил говорить Вольтер: «самое важное решение, которое вы можете принять – это решить быть в хорошем настроении».
Для этого и существует программа «Аэростат».
Young’uns – Trespassers
На днях мне довелось присутствовать при разговоре о том, что такое пошлость.
А то мы все время используем это слово, подразумевая, что все понимают – что оно значит. Но на самом деле определение пошлости в словарях не до конца проясняет сути ее. Судите сами.
Вот словарь Ожегова: «пошлый – это низкий в нравственном отношении; безвкусно-грубый».
Вот словарь Даля: «заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов».
Вот еще: «пошлость – это состояние (действий, мыслей, слов, чувств, отношений, творений), характеризующееся отсутствием высокого идеала или нежеланием стремиться к нему по причине низкой культуры или душевной лени».
Вот Набоков, например, говорил так: «пошлость – это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
Физики говорят, что все мы – комплекс вибраций. Посмотрим на это с точки зрения вибрации.
Когда встречаешь людей, которых можно назвать пошлыми, в глаза бросается одно – их желание опошлить, то есть опустить, замарать все, что они видят. Объяснение простое – сталкиваясь с явлениями, что выше привычной им частоты, они чувствуют себя неполноценными, потому что пренебрегли чудом в себе, и чтобы не чувствовать этого, они стремятся опошлить, опустить любое явление; тем более, что люди вокруг часто воспринимают это резание правды-матки как проявление прямоты и силы.
На самом деле пошлость – это жизнь без чуда; жизнь, в которой нет дыхания Бога; и поэтому все дешево, и обесценено, и любое тяготение к свету высмеивается. При этом человек может на словах исповедовать самые высокие идеалы, но он не знает – что они такое на самом деле, и поэтому внутри издевается над ними. Словами можно сказать всё, но истина всегда находится вне слов, и если она коснулась человека, то в глазах у него появляется понимание.
Как сказал один великий, слова – это карта, но живем мы не в карте, а в мире.
Так давайте посмотрим, что в нашем мире находится в краю слов, а что – вне.
Mothers Of Invention – You’re Probably Wondering Why I’m Here
Недавно мне повезло добраться до замечательной земли, которая называется Королевство Бутан – сами жители называют свою страну Землей Дракона.
Говорят, что Бутан – это скрытая земля основателя тибетского буддизма Гуру Ринпоче. А в самом деле – это горные долины, дома, расписанные как храмы, и монастыри высоко в горах. Пять дней, проведенных там, для меня оказались крайне важными: возвращение в простоту настоящести. Поначалу земля дракона как будто присматривалась ко мне, проверяла – кто я такой, а потом я был принят на какой-то детский первый уровень, и наступил свет и покой.
Дракон всегда был олицетворением не только силы, но и мудрости. Как писал про драконов Майкл Муркок, который не тратил слов даром: «От насыщенного индиго цвета улетающего дракона некоторые из тех, кто видел его, рыдали от до боли глубокой чистоты его, заставившей их вспомнить свои самые сокровенные и прекрасные тайны».
То есть, наши самые сокровенные и прекрасные тайны – значительно глубже слов, но они могут передаваться цветами. Картины импрессионистов – ясное тому подтверждение.
Jigme Drukpa – Taziling Kesa
Есть такая испанская пословица – «Никто не заберет у меня станцованного».
Когда-то Гурджиев писал о том, что в некоторых местах нашего мира древние знания передаются путем последовательностей поз и движений: балет – разновидность этого типа передачи. Сущность комплекса движений танца – передача знания. Гурджиев пришел к выводу, что священные танцы относятся к немногим дошедшим до нас способам сохранения и передачи знаний без помощи слов.
А как много передается нам без всяких слов, с помощью запахов и прикосновений – даже говорить не приходится.
Donovan – Sadness
Что делает художник, который хочет нарисовать ветер? Он рисует ветер, используя положение ветвей деревьев. Так же, как на картинах, где есть ветер, который нарисовать непросто, и он выражается в положении ветвей деревьев, на многих картинах изображены эмоции, а люди – только инструменты, через посредство которых эти эмоции выражаются.
Если научиться смотреть так, то вдруг начинаешь видеть совсем другую суть искусства. И в том, что раньше казалось портретами отдельных людей, начинаешь вдруг разбирать изображения эмоций, разделения на касты, массовых движений – настроений планеты Земля.
И искусство – метод передачи и выражения этих движений.
Eurythmics – Julia
А теперь применим то же самое к нашей жизни.
А что, если посмотреть на Вселенную по-новому и увидеть, что мы – инструменты выражения огромных процессов? Стремление продолжить род, государство, война – что, если все они – живые совсем по-другому, чем мы, сущности, выражающие себя через нас?
Как писал W. H. Auden: «нами живут силы, которые мы только делаем вид, что понимаем».
Family – The Weaver’s Answer
И еще.
Сколько существует человечество, столько люди задают себе и друг другу вопрос: что такое любовь. Отличается ли любовь мужчины с женщиной от любви к Богу?
Уделите одно мгновение, чтобы всмотреться – и все станет ясно.
Любовь – это когда человек видит бесконечное в конечном, Божественное в материальном, безвременную и бессмертную истину – в смертном мире. Причина этого видения в обоих случаях одна и та же: тело человека производит определенные гормоны, которые открывают сознание человека.
В случае физической любви это происходит по величайшему поводу – продолжение жизни на Земле. В случае со святыми и озаренными – это психика человека, натренированная особым образом – медитацией, молитвой и пр. По рассказам, что-то похожее могут ощущать дети-аутисты. И совсем крайний пример – к похожему состоянию может привести употребление определенных химических препаратов (только в этом случае беспощадная биохимия обычно приводит к непоправимому истощению нервной системы и печальным последствиям).
Суть одна: любовь – это особое видение мира, отношение, специальное состояние сознания, вызванное вполне физическими средствами.
Как говорил когда-то глава сикхов Баба Вирса Сингх: вершина горы – одна, и на нее можно прийти разными путями.
Tír na nÓg – Time is Like a Promise
А вот еще – Брюс Ли сказал однажды: «Никогда не говори о себе плохо, даже в качестве шутки. Твое тело не отличает шутку от правды. Слова – это энергия, и складываются в заклинания. Измени то, как ты говоришь о себе, и ты можешь изменить свою жизнь. Если ты не меняешь чего-то, это твой выбор».
Не могу даже передать – как я с ним согласен. Мы совершенно забываем, какое значение то, что мы говорим – или то, что мы поем – имеет в нашей жизни: не комбинации звуков, которыми мы обозначаем то или другое явление, а истины, которые стоят за словами.
Потому что слова – это комбинация звуков и знаков, которой мы договорились обозначать то или иное явление жизни. Но каждый воспринимает это явление по-своему, а значит, для каждого человека каждое слово значит что-то свое; не то, что другой подразумевает под этим словом. «Дао, обозначенное словом – не есть постоянное дао» – говорит Дао Дэ Цзин. И поэт вторит ему: «мысль изреченная есть ложь».
Т. С. Элиот говорит так: «Поэзия способна время от времени дать нам возможность сильнее почувствовать глубокие, не называемые словами чувства, которые составляют суть нашего существа и до которых мы редко докапываемся: потому что наша жизнь – по большей части – это постоянное избегание самих себя».
Но когда мы перестаем избегать себя, выясняется, что всё истинное в нас существует за пределами слов.
Taylor Swift feat. Phoebe Bridgers – Nothing New
А вот слова Николы Теслы: «Мы все – одно. Только наши эго, верования и страхи разделяют нас».
О том мы и говорим.
И играем музыку, потому что часто именно музыка может на время отменить нашу концентрацию на словах, на «эго, концепциях и страхах»; вернуть нас в состояние, когда слова еще не изобретены, о котором было сказано: «будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное». То состояние, в котором мы знаем, что все мы – одно.
Это не может случиться со всеми одновременно, потому что тогда мир придет к совершенству, и электричество жизни перестанет течь от одного полюса к другому – и это будет конец бытия. Но познание того, что вместо слов, может произойти с отдельным человеком. И дать ему эту возможность – наше дело.
А истина – всегда за пределами слов.
Мир всем.
Спасибо!
Herman’s Hermits – Years May Come, Years May Go