Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Как любил говаривать Святой Августин: «Какие мы, такие и времена». Святой зрил в самый корень. Чтобы сделать времена лучше, стоит для начала попробовать стать лучше самим, а там, глядишь, и времена подтянутся…

Аэростат16 апреля 2023
Аэростат 16.04.23

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте!

Сегодня праздник Пасхи. Свет и тишина. Свет возвратился в мир, откуда он никогда не уходил.

Pomerium – Penet: Virgo prudentissima 

Как любил говаривать Святой Августин: «Какие мы, такие и времена».

Святой зрил в самый корень. Чтобы сделать времена лучше, стоит для начала попробовать стать лучше самим, а там, глядишь, и времена подтянутся.

А для этого лучший инструмент – образование. И когда берешь это образование и применяешь для изучения мира вокруг, начинает возникать вопрос – мы видим, как меняются времена; но не потому ли они меняются, чтобы до нас, наконец, дошло, что наше старое антропоцентрическое восприятие мира в корне неверно?

Weepies – Same Changes 

Вот, например: знаете ли вы, что деревья заботятся друг о друге?

Эксперименты биологов показывают, что деревья – существа общественные. Они способны считать, обращать внимание и помнить. Они заботятся о больных особях, предупреждают друг друга об опасности, посылая друг другу электрические сигналы через грибную сеть, и по неизвестным причинам поддерживают живыми пни, веками посылая им через систему корней сахар.

Вот такие дела.

Tommy Sands – Don’t Call Me Early In The Morning 

А говоря о грибницах – в последние несколько лет в моду у продвинутых все решительнее входит музыка грибов. Знатный грибовед Ноа Калос, известный под прозванием МайкоЛайко (MycoLyco), описывает свою музыку как «творческое сотрудничество между людьми, грибами и машинами»: то есть подключает грибы к синтезаторам. А другой музыкант, Тарун Найяр (Tarun Nayar), выросший на индийской классической музыке, говорит: «в индийской классической музыке все дело в вибрациях: и мой опыт позволяет мне осознать, что говорят растения. Я использую разные техники, чтобы считывать биоэлектричество растений и естественный резонанс планеты Земля, выходящий за пределы того, что может услышать человеческое ухо».

А вот Джон Кейдж (John Cage) был не только одним из самых выдающихся композиторов 20-го века, но и ценителем грибов – таким, что стал основателем Нью-Йоркского Микологического общества. Он говорил, что, когда он находится в лесу, слышит музыку грибов.

А теперь музыка кактусов и грибов активно используется в отдыхе, в дискотеках и клубах. В Тик-ток Аккаунте «Современная Биология» можно найти много примеров музыки, рождающейся в листьях, фруктах и грибах.

Вот вам, пожалуйста, MycoLyco.

MycoLyco – Cordyceps Militaris Mushroom Music 

А еще в последнее время в сети стало модным постоянно ссылаться на Фаину Раневскую.

Сеть превращает ее в пифию, слова которой проясняют темную ситуацию и дают возможность увидеть истину. Почему именно она избрана глашатаем нового времени – другой вопрос, который мы сегодня здесь обсуждать не станем. Но сейчас я хотел бы вспомнить ее классическое изречение:

«Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт».

Красиво сказано. Вот только никому, похоже, и в голову не приходит спросить – а почему вообще в мире существуют эти союзы?

Cocteau Twins – Serpentskirt 

Недавно мне довелось прочесть такую мудрость. «Мужчина для женщины, как храм для танцовщицы. Он – защита и смысл танца одновременно.

Женщина даёт мужчине внутреннее наполнение. Она своим танцем даёт ему почувствовать собственную значимость. Узнать, что он храм. Танец происходит, когда через женщину идёт божественная энергия и она чувствует защищённость этим храмом.

Когда мужчина смотрит на женщину, его энергия проходит через неё, и у неё появляется смысл танцевать».

Но новые времена дают возможность посмотреть на это с еще одной точки зрения. Присмотришься – и видно, что это не мы танцуем: это нами танцуют огромные процессы.

Rakesh Chaurasia, Sunil Das, Ulhas Bapat, Zarin Daruwala, Akhlak Hussain, Bhavani Shankar, Ashit Desai – Odhhaji Mara Vaalane 

Иногда меня спрашивают: «Скажите, а долго ли длится творческое опустошение после концерта? И чем восполняете энергию?»

Отвечу, как есть. После концерта начинается совсем не «творческое опустошение», а простое человеческое чувство потери и невосполнимая усталость. Настолько, что иногда хочется на повторе слушать «White Buffalo & The Forest Rangers» – «Come Join The Murder». Но мы ее слушать не будем.

Причина понятна, на физическом уровне она выглядит элементарно – на сцене ты был демиургом и отдал залу всю свою энергию; но как только ты сошел со сцены, ты вернулся в человеческое тело выжатым; и никому больше не нужен. Ты был храмом, и когда все ушли – остался пустым.

По опыту всем хорошо известно, что это чувство проходит; нужно просто переждать; дожить до утра. В старые времена было известно много рецептов – как переплыть это море «трагедии»; но теперь эти рецепты по разным причинам не работают.

Конечно, в этом есть и позитивная сторона: внутренний наблюдатель, Обитатель Поля, может почерпнуть из этого психологического переживания много забавного и поучительного. Учишься воспринимать позитив и негатив как разные краски, которыми мир рисует в тебе свою картину.

Как говорили в древности – жизнь похожа на базар: кто-то приходит покупать, кто-то – продавать, а самый счастливый приходит смотреть. 

R.E.M. – Falls To Climb 

И в продолжение нашей беседы: так же, как волки в природе поддерживают жизнеспособность заячьего племени, пожирая больных и немощных, не так ли поступают и демоны – будь то демоны болезни, или войны, или наживы (а другими словами, демоны это процессы изменения, которые нам не по душе). Так вот, они поддерживают жизнеспособность людского племени; а дело людей – не просто поддаваться этому всему, а помогать вместе маложизнеспособным соседям, проявляя заботу и именно этим от заячьего племени отличаясь.

О том – и все христианство. О том – и сегодняшняя Пасха.

High Llamas – Pilgrims 

А к чему же мы все это ведем? А например, к тому, что новые времена, которые точно наступают, дают возможность задуматься о том, правомерно ли смотреть на жизнь исключительно с антропоцентрической точки зрения?

Да, конечно, не сразу получится избавиться от того, что веками вбивается в голову, но утверждение, что человек – это венец природы и мера всех вещей, не выдерживает одного простого вопроса – почему?

Кто вам это сказал?

Внутренняя неуверенность и сознание собственной неполноценности заставляет нас ставить себя во главу угла и дает позволение уничтожать все вокруг себя; конечно, раз я венец творения, тогда имею право убить ради своей выгоды кого угодно; однако, если все-таки использовать голову по назначению, можно обратить внимание, что каждое живое существо в бытии имеет свою роль, все необходимы друг другу и ни одно не лучше другого.

И тогда начинают возникать фантастические перспективы.

А не может ли быть, например, что люди существуют для того, чтобы материализовать песни и стихи; что мы – только инструмент для их появления на свет. И то, что мы считаем себя авторами, когда неизвестно почему и для чего пишем песню, становится похоже на монолог отвертки: «я почувствовала, что меня тянет сделать такое движение; душа велела мне вращаться, как будто бы рука судьбы вела меня».

Не так ли и мы – не умеем ничего вокруг замечать, кроме самих себя, и поэтому не можем себе представить, что кроме нас любимых, в мире есть кто-то еще? Поэтому я и рассказывал вам поначалу про то, что деревья воспринимают, чувствуют и помогают друг другу.

Чем дольше мы отказываем всему остальному бытию в способности воспринимать, чувствовать и реагировать, чем в большую ловушку мы себя загоняем.

Проснитесь.

Jethro Tull – Nursie 

Впрочем, еще Экклезиаст говорил: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил. Поэтому не на всякое слово обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, который злословит тебя

Спасибо.

Мир всем нам!

И еще раз всех нас – с Пасхой!

Jethro Tull – Weathercock