«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Безработица, отсутствие всяких перспектив и всякое такое всегда вызывает волнения в народе, и всегда начинают искать виноватых – и обычно ими оказываются люди другого цвета кожи…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Здравствуйте!
Сегодня мы снова про тех, кого мы еще никогда не слышали.
Как отмечал один знакомый принца Элрика, дракон по имени Калакак: «Создается великий гобелен, и мы все являемся его частью, добиваясь точности, играя в Золотую Игру Времени и продолжая поиски Рая».
Срочный сбор
Нам нужна помощь как никогда
Вот про еще не известных нам игроков в Золотую Игру Времени мы сегодня и поговорим.
Cosmo Sheldrake – Nightjar
И начнем мы сегодня с Лаверн Бейкер (LaVern Baker) – первой героини рок-н-ролла; такая в ней была сила, что ее называли «женщиной-Элвисом».
Она родилась в 1929-м году; когда же ей было 17, а вышеупомянутый Элвис еще бегал по городу Тьюпело в коротких штанишках, Лаверн уже давала жару в клубах Чикаго. Так что, как и отмечали Иоанн Златоуст с Иоганном Иерусалимским, рок-н-ролл начался с женщин.
При этом Лаверн не только пела чужие песни, но и сочиняла свои собственные: и настолько эти ее песни были хороши, что восемь из них записал сам мужчина-Элвис.
LaVern Baker & The Gliders – Jim Dandy
Бааба Маал (Baaba Maal) – один из известнейших певцов Африки. Он родом из Сенегала; учился музыке в Париже; прошел через все сложности, через которые урожденный африканец проходит в Европе, и вернулся домой, чтобы заниматься делом. И это ему безусловно удалось; он стал великим мастером. Он работал с Брайаном Ино, Питером Гэбриэлом, Деймоном Албарном, писал музыку для фильмов Ридли Скотта и Мартина Скорcезе.
Но его деятельность – как это часто бывает в Африке – не ограничивалась музыкой. В Сенегале народ доверяет ему настолько, что у его дома всегда очередь из людей, которые приходят к нему, чтобы он решил их проблемы.
Его ударник, с которым Бааба играет уже 37 лет, говорит: «Бааба – большой человек. Поэтому он занимается всем, что нужно людям. В Сенегале у Бааба Маала нет врагов. Его уважают все – и президенты, и религиозные лидеры. И он знает об своей ответственности, возложенной на него. Вот почему Бааба никогда не спит».
Baaba Maal – Kalaajo
Как заметил однажды Оззи Осборн: «Душа человека – дело в высшей степени таинственное».
Вот взять хотя бы Лукрешу Долт (Lucretia Dalt). Она недавно выпустила новый – восьмой – альбом сай-фай-болеро-арт-поп музыки, который называют «Ай!» – или «Ой!» – или «Эй!» («¡Ay!»), и часто говорят, что это один из лучших альбомов 2022 года.
Она выросла в городе Богота, Колумбия, и любит болеро с детства. «Мои родители всегда слушали болеро – для меня это музыка уюта, и в пандемию я хотела вернуться в эту атмосферу уюта». Чтобы достичь желаемого, она сочинила концептуальный альбом, представив себе, что она пришелица по имени Прета, прилетевшая на Землю и пробующая на вкус камни, чтобы понять геологическую историю планеты Земля.
Дело в том, что до занятий музыкой она работала геоинженером и два года изучала почву.
«Я начала думать о том, как геологическое время соотносится с человеческим, и одновременно смотрела фильм Вернера Херцога «Уроки темноты» – упражнение в том, как смотреть на Землю с сочувствием.
Я никогда не чувствовала необходимости писать песни о своей личной жизни, но как-то получается так, что в своих песнях – преломляясь в линзах фантастики, термодинамики и геологии – я все время размышляю о любви».
Lucrecia Dalt – Dicen
Группа «Cramps» (или «Судороги») – яркие, а может быть – даже единственные представители настоящего замогильного рока.
Группа явилась на свет Божий во всем своем величии в 1975-м году и просуществовала целых 35 лет, до самого 2009-го.
А началось все с того, что Эрик Ли Пуркхизер (Erick Lee Purkhiser) шел по улице города Сакраменто, штат Калифорния, а навстречу ему шла дева по имени Кристи Уоллес (Kristy Wallace); они столкнулись, разговорились и – слово за слово – выяснилось, что оба они – маньяки собирания ранних рок-н-ролльных пластинок (у них на двоих была полная коллекция студии Сэма Филипса), а также – фанаты фильмов ужасов, и еще оба маниакально увлечены тем, о чем нельзя говорить по радио. Делать нечего. Они немедленно ушли в кусты и занялись тем, о чем нельзя говорить по радио, ну а после этого, как честным людям, им пришлось основывать группу.
На гитаре в группе «Cramps» играла Кристи (которая переименовала себя в Пойзон Айви Роршах (Poison Ivy Rorschach), потому что получила такое указание во сне), пел Эрик (взявший себе имя Люкс Интериор – «Внутренний Свет»), а подыгрывали им другие достойные люди, вроде Кид Конго Пауэрса (Kid Congo Powers).
В 1975-м они переехали в Нью-Йорк и начали играть в клубе «CBGB» – колыбели американского панка – вместе с «Ramones», Patti Smith, «Television», «Blondie», «Talking Heads». Поначалу они обходились без басиста, но потом все-таки сдались условностям.
Сами они называли свою музыку «рокабилли вуду», или «сайкобилли» («психобилли» – термин, который они сами же и придумали). Их вдохновением был ранний рок-н-ролл и фильмы ужасов.
Прошло время, и почти все из них более или менее умерли.
Но недавно их слава снова возросла до небес после того, как под их песню станцевала свой невероятный танец девочка по имени Среда (Уэнсди) в одноименном безумно популярном ТВ-сериале.
Cramps – Goo Goo Muck
Алабастер Де Плюм (Alabaster DePlume) – новое модное имя в мире музыки.
Алабастер известен своим эксцентризмом – он и поэт, и композитор, и вообще, деятель. В 2007-м году он изучил премудрость игры на саксофоне, в 2015-м начал устраивать ежемесячные концерты в лондонском музыкальном центре в районе Хакни, а в 2022-м его альбом «Иди вперед со смелостью Любви» («Go Forward in the Courage of Your Love») заслужил почетный титул «Лучшая новая музыка этого года».
При записи этого альбома Алабастер (которого в миру зовут Энгус Фэйрбарн) каждый день приглашал в студию новых музыкантов, но сознательно не давал им репетировать перед записью, говоря, что не хочет, чтобы они прятались за знанием материала и умением играть; он хотел, чтобы они играли и реагировали друг на друга.
Он сам охотно объясняет: «Вот Капитан Бифхарт писал музыку на пианино, потому что не умел на нем играть. Когда что-то умеешь делать, это становится предсказуемым. И подход Капитана Бифхарта мне по сердцу; я пытаюсь всеми силами уйти от механического поведения. Мне кажется, что в нашем обществе полным-полно механизмов, которые таким образом уничтожают нашу жизнь. Мне интересно поступать прямо противоположным образом, мне интересно становиться всё более уязвимым и более человечным. Я вообще нахожу этот мир довольно абсурдным; для меня он сюрреален, и мне нравится музыка, которая передает это ощущение. Есть люди, для которых джаз звучит как набор случайных нот, и их можно понять, но за этими случайными нотами я слышу написанную музыку, просто ее никто не играет. И мне нравится понимать, что за внешним хаосом есть гармония, просто ее никто не играет».
Alabaster DePlume – I Want A Red Car
А вот трио поющих девушек под названием «The Roches»: первый их альбом вышел в 1979-м, а продюсером был сам Роберт Фрипп (Robert Fripp).
А началось все с того, что в 1973-м году сёстры Терре (Terre Roche) и Магги Рош (Maggie Roche) познакомились с Полом Саймоном, и он был так впечатлен их пением, что пригласил их подпеть ему на альбоме «There Goes Rhymin’ Simon», а потом – продюсировал и помог им записать их собственный альбом, который вышел в 1975-м году. Но все пошло совсем не так, как они хотели; им стало не по себе от профессионального музыкального бизнеса, и они бежали в крохотный городок Хаммонд, где ели грибы, работали официантками и изучали тай чи. И написали про это песню.
Потом они уехали в Нью-Йорк, взяли третью сестру Сюззи (Suzzy Roche), назвались «The Roches», и все встало на место. «Мы были дикими лошадьми, несущимися втроем, свободными: мы были свирепы, ничего не боялись, нас было не остановить. Мы никогда не учились музыке, мы научились играть на гитарах, глядя в телевизор, и Магги сразу стала писать песни. И когда мы вернулись в Нью-Йорк, мы репетировали как на работе – с часу до шести каждый день, каждая нота придумывалась, репетировали беспощадно, а по ночам мы пели в клубах Гринвич Виллидж. И про нас начали говорить».
Роберт Фрипп тогда был штатным продюсером фирмы «Warner Brothers». Он решил, что их нужно записать просто – так, как они сидят в комнате и поют, без всяких студийных ухищрений. «Роберт сказал – я хочу, чтобы вы спели так, как поете в клубе. Он был совершенным прохиндеем, с ним было весело и нелепо. И мы попросили его сыграть на этой песне».
Сам Фрипп говорит: «это было одно из самых красивых соло, сыгранных мною в жизни».
А газета «Нью Йорк Таймс» в 1979-м году назвала эту песню «песней года».
Roches – Hammond Song
«Acid Arab» – «Кислый Араб» – парижский дуэт, Гидо Миниски (Guido Minisky) и Эрве Карвальо (Hervé Carvalho).
Их цель – смешать всякие направления ближневосточной музыки с сегодняшней электроникой. «Мы очарованы ближневосточной музыкой и ее шифрами, комплексными ритмическими структурами, которые вводят людей в транс. Нам хочется создать восточно-кислотную музыку, совмещающую холод техно с эмоциональной и драматической силой Ближнего Востока. Мы хотим воплотить обе этих культуры, никак не претендуя на то, чтобы переизобрести восточную музыку. Мы просто хотим быть частью этого и что-то добавить к этому великому шедевру, который называется музыкой Ближнего Востока».
Acid Arab feat. Cem Yıldız – Döne Döne
Движение «2 Tone» появилось на свет в конце 1970-х годов в Британии, которой тогда руководила Железная Леди Маргарет Тэтчер. Как она руководила – нам сейчас неважно, но молодым и бедным жилось тогда несладко.
Безработица, отсутствие всяких перспектив и всякое такое всегда вызывает волнения в народе, и всегда начинают искать виноватых – и обычно ими оказываются люди другого цвета кожи. Разнообразные нацисты и «правые» расцвели пышным цветом; и для баланса появились люди, из которых сложилось движение «2 Tone» – несколько групп, в которых играли и черные, и белые, оживлявшие ямайский стиль «ска». Это были «The Specials», «Madness», «The Beat», «Selecter», «Bodysnatchers». Они вихрем пронеслись тогда по стране, напоминая людям, что лучше не воевать, а танцевать вместе.
Большую часть музыки «2 Tone» я вам, конечно, уже ставил; пришло самое время познакомить вас с группой «Селектер».
Selecter – Carry Go Bring Home
Как заметил однажды великий мифолог Джозеф Кэмпбелл, растолковывая Джорджу Лукасу идейную суть фильма «Звездные Войны»: «В пещере, в которую ты боишься войти, находится именно то сокровище, которое ты ищешь».
Трудно переоценить слова мудреца. В судорогах современного нам мира – если внимательно присмотреться – можно заметить родовые схватки грядущего мира, который не за горами.
Война и порожденная ею ненависть, ложь и подлость, к которой люди постепенно привыкают, эпидемии, искусственный интеллект, политические маневры и общее равнодушие – это ли не пещера; однако нет другого выхода, кроме как войти туда и добыть сокровище света завтрашнего дня – иначе этот день просто не наступит.
«Эта душа в огне» – как в самой первой своей песне спела та самая Лаверн Бейкер, которая пела сегодня в начале радиопередачи. И нам нечего больше ждать.
Спасибо.
Мир всем!
LaVern Baker – Soul On Fire