Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым. 26 февраля

Иногда мне говорят – как же можно играть светлую музыку, когда вокруг разруха и война? И я вспоминаю Симеона Афонского, который сказал: «Чем можно противостоять беде? Радостью»…

Аэростат26 февраля 2023
Аэростат 26.02.23

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Б.ГРЕБЕЩИКОВ: Здравствуйте, дорогие мои!

Еще одна передача и про то, и про сё.

Dolores Keane – Mouth Music/Eddie Curran’s Favourite 

Известно, что, без сомнения, одна из важнейших книг последних ста лет, эпопея Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин Колец» («Lord Of The Rings») – далеко не всё, что написал Толкиен. Он работал над созданием описания мира Middle Earth с юности до самой смерти, и оставил огромный архив с вариантами и информацией. А когда он покинул этот мир, его сын Кристофер Толкиен продолжил его труды и всю свою жизнь занимался приведением в порядок наследия отца.

Howard Shore – The Shire (Concerning Hobbits) 

В 1977-м году вышел «Сильмариллион» – описание первых двух эпох Middle Earth, а за этим последовало, по крайней мере, 16 томов приведенных Кристофером в порядок неизданных бумаг отца. И в этих книгах содержится много бесценной информации.

Так вот, в одной из них – в книге «Morgoth’s Ring» – я нашел любопытный абзац.

«Эльфы считали, что «феар (дух)» может быть ранен и может быть исцелен: из этого следует, что темный дух падшего ангела Мелькора – после долгих веков изгнания – может начать расти опять и даже восстанавливать свою древнюю силу.

Он никогда не раскается, не оставит своей идеи, но отдохнет, будет пытаться исцелить сам себя, отвлекаться на преследование других идей и исполнения желаний – но все это только для того, чтобы собрать достаточно сил и снова напасть на ангельское воинство, снова вернуться к старой цели».

Удивительное совпадение с тем, что сейчас происходит в мире. Дух зла был изгнан, но не искоренен – и вот теперь возник снова. 

А вот еще: «Мы смутно воспринимаем, что истории жизни на Земле присущ такой закон: зло постоянно возрождается, и из этого  со временем  появляется новое добро. Существенный аспект этого – это то, каким удивительным и странным образом зло Падшего или его наследников превращается в оружие против зла».

Я смотрю на историю последних ста лет и думаю: неужели и вправду возможны такие совпадения?

Massive Attack – Risingson 

А на самом деле Вселенная устроена достаточно просто.

Существует То, Что Есть. Оно выше времени, выше пространства: время и пространство – только декорации, где Оно реализуется.

Его называют Всевышним, Сущим, Брахманом, Дао, Путем, Царством Божиим и еще тысячами имен. А Оно – просто есть, и каждое живое существо воспринимает Его по-своему, в соответствии со своим личным уровнем вибрации; одни видят одно, другие –другое. Поэтому люди, кстати, никогда не могут понять друг друга – потому что они живут в одном и том же мире, только видят его по-разному.

Нас по необходимости научили отождествлять себя с телом; но тело смертно, и поэтому с точки зрения тела жизнь представляется действительно юдолью скорби. «Как не скорбеть» – шепчет нам тело, – «если я умру, и от меня ничего не останется?»; но, если перестать отождествлять себя с телом и присмотреться, можно увидеть, что сквозь тело просвечивает Дух (я знаю это хорошо, потому что сам через это проходил).

И тогда ты увидишь, что мы живем в идеальном мире; мир, который мы видим, представляет из себя проекцию нас самих и существует для того, чтобы мы могли проявить себя, воплотить свои возможности.

Gandharva – Chinta Jagate 

Далее. Еще чуть-чуть о музыке.

Мы привыкли думать, что – слушая песню – мы реагируем на мелодию, ритм и слова, но на самом деле и мелодии, и ритм, и тембры, и слова песен – это просто энергетические паттерны; каждый человек реагирует на них в соответствии со своей внутренней настройкой. 

Разным людям нужно разное – кому-то важнее ритм, кому-то мелодия, кому-то слова; а всё вместе действует как исцеление и как возвращение к Истине.

Так действует музыка.

Boo Radleys – Fairfax Scene 

А вот симфонические модернисты начала 20-го века ставили своей целью писать музыку, которая была заведомо дисгармоничной. Албан Берг, например, считал, что если люди не уходят с его концерта, то концерт провалился.

Каждый раз, когда заходит спор о современном искусстве, мне ничего не остается, кроме как тихонько сдерживать улыбку.

Замечательный поэт Филип Ларкин остроумно писал по этому поводу: «я не люблю модернистское искусство, потому что оно – беззастенчивая эксплуатация техники в противовес человеческой жизни. В этом состоит моя критика модернизма, будь то Паркер, Паунд или Пикассо: они не помогают нам ни радоваться, ни выживать. Это искусство развлекает нас, пока мы готовы быть мистифицированы или выведены из себя, но держится, только становясь все более мистификацией или более вызывающим: у этого искусства нет силы просто быть. Отсюда потребность любого модерниста погружаться все глубже и глубже в насилие или непристойность».

Однако нельзя говорить, что этому искусству нет применения: не зря Чайковский писал, что сила музыки в диссонансах. Это искусство не питает, но иногда выполняет роль специй; и специи эти каждое время изобретает по-своему.

Skrillex, Fred Again & Flowdan – Rumble 

Tomaso Albinoni – Trumpet Concerto in D minor: III. Adagio 

А теперь просто намекну вам про новый способ испытывать реальность: попробуйте как-нибудь воспринимать всё, что есть вокруг, забыв, что вы знаете какие-либо слова. Ведь реальность не имеет никакого отношения к словам; слова – это то, что мы придумали, чтобы ее описывать. И поэтому, когда мы пробуем воспринимать реальность так, как будто бы слов не существует – мы видим удивительный мир. Но это нужно пробовать самим. 

Gus Teja World Music – Morning Happiness 

Меня спросили: «Скажите, Вы чувствуете ответственность за Ваших слушателей? Не раздражает ли Вас, что множество людей нуждается в Вас, как в опоре?»

Я искренне даю то, что могу дать. И отвечаю я за это не только перед слушателями, а лично перед Вселенной, перед Всевышним. Раздражения на людей я не чувствую, потому что сам опирался и продолжаю опираться на огромное количество и людей, и книг, и музыки – и испытываю к ним бесконечную благодарность, а выразить ее могу, только передавая дальше то, что мне было дано.

George Harrison – Breath Away From Heaven 

И продолжение этого. «Вы часто говорите»,  пишут мне,  «что песни и музыка просто находят Вас и других авторов сами, Вы их лишь записываете. Неужели поэт и композитор всего лишь своего рода Эолова арфа под ветром мироздания, или есть всё же что-то ещё?» 

Отвечаю. Мы много раз говорили в Аэростате, что большинство великих авторов песен прямо говорят, что они и понятия не имеют о том, как они пишут песни: они просто записывают то, что им приходит в голову и в сердце. А кто же пишет эти песни тогда?

Резонный вопрос.

Вселенная исполняет свою музыку нами. Чем меньше в этой музыке «нас», тем лучше. Но чтобы услышать то, что должно быть сказано, нужно не бояться совсем раскрыть совсем сердце и сказать то, что иногда даже страшно говорить. А чтобы «записать» то, что нужно, нужно ежедневно упражняться в этом занятии.

И тогда Вселенная скажет нами то, что должно быть сказано.

The Mamas & The Papas – Nothing’s Too Good For My Little Girl 

А иногда мне говорят – как же можно играть светлую музыку, когда вокруг разруха и война? И я вспоминаю Симеона Афонского, который сказал: «Чем можно противостоять беде? Радостью».

Спасибо.

Мир и свет всем нам.

Toots & The Maytals feat. Terry Hall, The Skatalites and U-Roy – Never Grow Old