Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Про что бы ни была песня – про любовь, про войну, про пчеловодство, или уход за длинношерстными ящерицами в условиях крайнего Северо-Запада – мы слушаем песню и слышим: «нет-нет, вы послушайте – какой я чудесный и необычайный. Послушайте и немедленно меня полюбите…»

Аэростат3 сентября 2023
Аэростат 03.09.23

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих 

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте!

Сегодня – новая музыка, выходящая на нашу радость в сентябре.

Pretenders – A Love 

Это, правда, не то, чтобы совсем новое: песня с нового альбома Крисси Хайнд (Chrissie Hynde) со своими «Pretenders».

Она приехала в Лондон из столицы индустриальной Америки, города Акрона, в конце 1978 года, протусовалась со всеми главными панками – и потом основала свою группу, которую назвала «Pretenders» («Претенденты»). И теперь, спустя почти полвека, она с высоко поднятой головой настаивает: «мы были рождены, чтобы заниматься роком»; а уж что это за рок – понимайте, как знаете.

Вот интересно: панки называли прогрессивные группы конца 1960-х – начала 1970-х старыми динозаврами. И хочется понять: в какой момент молодые бунтари становятся музейными экспонатами из далекого прошлого? Сегодня, когда «Pretenders» почти полвека – как их теперь называть?

А теперь не динозавры, а что-то значительно старше и еще более настоящее: «Blind Boys of Alabama» («Слепые Ребята из Алабамы»).

Они на самом деле слепые (почти все). Но один из них, Рики Маккинни (Ricky McKinnie), сказал: «Наша слепота – это не то, что нам мешает; это не про то, чего мы не можем; это про то, что мы делаем – а мы делаем одно: просто вместе хорошо поем госпел».

«Blind Boys of Alabama» начали хорошо петь вместе госпел еще в 1939-м году. Пели за какую-то мелочь на улице (потому что в школе религиозные гимны им петь запрещали); а свой первый профессиональный концерт они сыграли в 1944-м году, на радио. Они пели госпел так, что иногда во время их концертов зрители впадали в экстаз так, что попадали в больницу.

Их музыка входила в моду, потом переставала быть модной, потом снова становилась модной; и они пели так хорошо, что им много раз предлагали поменять репертуар, перестать петь религиозную музыку и начать петь поп-хиты, но они стояли на своем. Как говорил начальник группы Кларенс Фаунтин (Clarence Fountain), «мы не знали – сколько мы стоим; нам было не до этого; у нас была еда, и мы пели то, что мы любили».

До 1980-х годов они пели в основном для черной аудитории, по школам и церквям; но в 1983-м они спели в мюзикле на Бродвее, и с этого началась их фантастическая массовая популярность, пошли приглашения на ТВ и призы. Они пели в Белом доме для Клинтона, Буша и Обамы, пели с Питером Гэбриэлом, Лу Ридом и Принцем. Их считают самой долго существующей музыкальной группой на Земле. И они поют до сих пор.

И вот песня с их нового альбома.

Blind Boys Of Alabama – Work Until My Days Are Done 

«Dengue Fever» – это группа из Лос-Анджелеса; она совмещает камбоджийскую поп-музыку с психоделическим роком.

Братья Хольцман еще в конце 1990-х полюбили камбоджийский поп (многие певцы которого, кстати, исчезли во время режима Кхмер Руж), и решили играть такую музыку сами.

Они отправились в район Лос-Анджелеса с красноречивым названием «Маленький Пномпень» и нашли там певицу Чхом Нимоль (Chhom Nimol), которая была очень популярна в Камбодже, потом переехала на Запад и поет на кхмерском языке.

Питер Гэбриел услышал их музыку, восхитился и выпустил их альбом на своей фирме, сказав: «это действительно крутейшая штука, с духом и страстью».

Вот песня «Dengue Fever» с их первого за 8 лет альбома.

Dengue Fever – Touch Me Not 

А вот – уже хорошо известный вам британский коллектив «Flyte» с только что вышедшей новой песней.

Flyte – Speech Bubble 

Есть Элис Купер (Alice Cooper): был, есть и будет. И про него все понятно. Уже никто не может вспомнить, сколько альбомов выпустил этот «Король Кошмаров» и «Мастер Монстров», но вот еще один – только что вышедший – под названием «Дорога» («Road»).

Alice Cooper feat. Tom Morello – White Line Frankenstein 

Так вот. Пока все это происходило, подкрались «Оркестровые Маневры в Темноте» («Orchestral Manoeuvres In The Dark») и – как выпустят новый альбом!

Напомню, что дуэт OMD, как их ласково называют любители электронной песни, существуют аж с 1978 года: Энди Маккласки (Andy McCluskey) и Пол Хамфриз (Paul Humphreys) стали ключевыми фигурами в появлении, прошу прощения, «синти-попа». В 1980-м году они выпустили песню «Энола Гэй» («Enola Gay») – по имени самолета, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму. OMD всегда были одновременно крайними экспериментаторами и мастерами поп-мелодии; про них писали: «Маккласки/Хамфриз – это Леннон-Маккартни современной музыки».

Им было неинтересно то, что модно: они были фриками, чужими на поп-празднике жизни. Независимые наблюдатели отмечали, что группа была много интеллектуальнее, чем все ее коллеги и современники, вроде «Duran Duran», «HumanLeague» и «Depeche Mode». Настолько они были трепетны и хороши, что даже коренной гитарный техасец Билли Гиббонс из группы «ZZ Top» влюбился в их музыку и играл ее перед своими концертами – и даже в своих гитарных бугах начал использовать синтезаторы.

И вот «Оркестровые Маневры в Темноте» 18 лет победоносно шествовали по всему миру. А потом, в 1996-м, Энди распустил группу, но через 10 лет они с Полом решили, что вместе все-таки лучше; начали играть вместе, и с тех пор записали еще 4 альбома.

Энди Макласки говорит: «быть сегодня в группе OMD – самое большое благословение; это как будто нам опять 19, и мы можем делать все, что угодно».

Orchestral Manoeuvres In The Dark – Bauhaus Staircase 

А вот вам Кара Джексон (Kara Jackson).

«Зачем Земля заставляет нас любить людей?» («Why Does the Earth Give Us People to Love?») Так называется ее первый альбом.

Она говорит: «это песни про печаль и облом от общения с людьми, и одновременно – радость от феномена человечества и радость от того, как нам повезло оказаться в числе людей, с которыми мы встречаемся». 

Кара родилась в Иллинойсе, в пять лет научилась играть на пианино, а потом на гитаре; в 2019-м стала третьим юношеским лауреатом поэзии.

И решила записать свой собственный альбом. «Поначалу я думала – вот у меня есть все эти песни, и сейчас я их запишу и немедленно выпущу. Но потом подружилась с чикагскими авангардистами Каина, Сен Моримото и Ннамди, и в итоге я два года интуитивно прислушивалась к этим песням, пробовала разные идеи и выкидывала то, что не подходит».

В итоге получился ни на что не похожий альбом, где просто отсутствуют привычные песенные структуры. Это песни-истории, но сделанные так, как никто другой их не делает.

Kara Jackson – Pawnshop 

А еще в октябре выходит новый альбом детройтского поэта-песенника Суфьяна Стивенса (Sufjan Stevens); того самого, который в начале 21-го века собрался написать по альбому на каждый соединенный штат, но после того, как альбом «Illinois» (тот самый Иллинойс, в котором родилась вышеупомянутая Кара Джексон) в 2005-м был назван «альбомом года», Суфьян переключился на менее географические темы.

Его новый альбом называется «Javelin» («Копье)» и в нем он смотрит на все происходящее в мире без розовых очков. «У меня появилось чувство острой безотлагательной необходимости, которого никогда не было раньше».

Sufjan Stevens – So You Are Tired 

А вот песня с нового альбома» группы «Chemical Brothers», где поет тот самый Бек (Beck). Это уже не первое их сотрудничество – в 2015-м году они выпустили совместный сингл; и вот теперь – новый. Бек так уважает «Химических братьев», что часто останавливает на улице прохожих, берет их за пуговицу и говорит примерно следующее: «У Химических Братьев» талант к исследованию; они пребывают в неизвестном месте между разными эпохами электронной музыки; и нет никого, кто был бы на них похож». Прохожие не знают, стоять им или падать.

Вот и вы – послушайте и решите сами.

Chemical Brothers – Skipping Like a Stone 

Всем известно, что популярная музыка существует для привлечения к себе внимания. Человек поет песню, как бы говоря всем: «вы только посмотрите, какой я! Посмотрите, какая я!» И про что бы ни была песня – про любовь, про войну, про пчеловодство, или уход за длинношерстными ящерицами в условиях крайнего Северо-Запада – мы слушаем песню и слышим: «нет-нет, вы послушайте – какой я чудесный и необычайный. Послушайте и немедленно меня полюбите».

А если копнуть чуть глубже, то становится видно, что поющие выступают глашатаями главного закона жизни на Земле: продолжи жизнь, продолжи род. Всё живое поет именно по этому поводу (в общем, даже петь необязательно – так же любят и гитаристов, и пианистов, и виртуозов сто-струнной цитры).

А любят их потому, что всем кажется, что они знают секрет жизни как чуда. И хочется с ними быть как-то поближе.

И конечно, так оно и есть: жизнь на самом деле – чудо. Вот только это – далеко не всё, и суть этого – совсем в другом месте. И это уже совсем другая история.

А сегодня – спасибо!

Herb Alpert – East Bound and Down