«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Было время, и они в поисках истины лупили железными палками по металлолому; теперь вроде бы кажется, что все поутихло, но если вслушаться, то становится ясно, что они не успокаиваются на достигнутом…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б. Гребенщиков: Здравствуйте!
Поздравляю вас с наступившим летом. Пришло лето – приходят и новые песни, под которые это лето будет плясать.
Вот, например новая песня того самого Стива-Которого-Тошнит-на-Море. Этим летом этот достойный старец с бородой по пояс собирается играть по всем фестивалям земного шара и петь про ковбоев интернета.
Срочный сбор
Нам нужна помощь как никогда
Seasick Steve – Internet Cowboys
Б. Гребенщиков: Про «Bat For Lashes» я вам уже рассказывал. Это псевдоним девы по имени Наташа Хан, которая пишет песни, поет и играет на всех инструментах.
Мать ее из Англии, отец из Пакистана; в школе были проблемы, она дралась с учителями и росла одинокой, и только музыка дала ей возможность вывести наружу все бушующие эмоции. В 2006-м году она начала выпускать всякую музыку и вызвала настоящий фурор. Ей пророчили стать новой Кейт Буш, но она идет своим путем, и ничто не может заставить ее свернуть с выбранного пути.
В 2020-м году у Наташи Хан родилась дочь, которую она назвала Делфи, и по этому поводу она записала и выпустила 6-й альбом, который называется «Сон Делфи» («The Dream of Delphi»).
Bat For Lashes – The Dream Of Delphi
Б. Гребенщиков: Гордость «Туарег-концерта» Мду Моктар (Mdou Moctar) выпустил альбом «Похороны Справедливости» («Funeral for Justice»).
А случилось вот что. В июле 2023-го, пока они были на гастролях в Америке, в Нигере случился военный переворот, и теперь они с группой не могут вернуться домой и с айфонами в руках тоскуют по своим близким в холмах Южной Калифорнии.
И записывают новую музыку. Послушайте и сами услышите, что не зря его называют «Джими Хендриксом пустыни Сахара».
Он говорит: «Музыка, которую мы пишем, идет из сердца; она про то, что происходит вокруг. Не то, чтобы кто-то сидел на диване с чашкой чая, играя то, что придет в голову. Мы пишем песни про настоящую жизнь, а не про придуманную. Мы идем за миром и пытаемся объяснить его, даже когда не можем его изменить. Мы можем не знать решения, но пытаемся сказать людям – что происходит».
Mdou Moctar – Imouhar
Б. Гребенщиков: Тем временем хорошо известная вам группа «Guided By Voices» продолжает свою бессменную стахановскую вахту и за последние 4 года выпускает уже 11-й альбом, «Strut of Kings».
И на каждом альбоме находится песня, которая греет душу.
Guided By Voices – Cavemen Running Naked
Б. Гребенщиков: Девушка по имени Бет Гиббонс (Beth Gibbons) известна всему миру как голос группы «Portishead», классиков трип-хопа. «Голос у нее странный, как будто из другого мира, одновременно сбивающий с толку и прекрасный» – так пишет про нее журнал «Uncut».
В 1990-х годах «Portishead» записали два альбома, потом в 2008-м вышел их третий, а потом Бет надолго пропала, время от времени появляясь: то чтобы спеть третью симфонию Хенрика Горецкого с оркестром национального польского радио, то чтобы стать одним из ста женских голосов в аудио-инсталляции, посвященной Первой мировой войне.
Интервью она не дает, что у нее на уме – неизвестно. И вот на днях вдруг выходит ее сольный альбом «Lives Outgrown» («Жизни, из Которых Ты Вырос»), над которым она работала больше 10 лет.
Люди, которые сотрудничают с ней, описывают процесс как увлекательное действо. «Она пнула коробку, в которой были сложены портьеры, и сказала «мне нравится этот звук»; так мы нашли звук барабана. В дело шли страннейшие объекты; использовались, например, только глухие старые струны. У каждого трека должны были быть свои определяющие качества; о том, чтобы повторить удачное сочетание, не могло быть даже и речи. Вместо того, чтобы сыграть флейтовым тембром на меллотроне, я записывал наложением десятки флейт и кларнетов; вместо того, чтобы играть на гитаре медиатором, Бет велела мне положить гитару на пол и играть на ней молоточками от дульцимера; чтобы добиться правильного звука баса, вместо синтезатора мы били по сосуду, который окунали в воду, а в одной песне я играл на флейте через педаль фузза».
Сама Бет говорит так: «В юности не знаешь – чем все это кончится: думаешь – ну, как-нибудь справимся; обязательно должно стать лучше. Но не всегда так бывает. Бывает, что все кончается так, что переварить это сложно. Я поняла – что такое жизнь без надежды: и в этом была печаль, которой я никогда раньше не знала».
Beth Gibbons – Floating On A Moment
Б. Гребенщиков: Как ясно из только что прослушанной песни, жизнь на Земле, хоть и сложная штука, но продолжается: и хотя в одну реку нельзя войти дважды, нырять в нее время от времени никак не возбраняется.
Исходя из этого принципа, мастера индустриального шума «Einstürzende Neubauten» – «Разрушающиеся Новостройки», экспериментальный музыкальный коллектив, появившийся на свет в Западном Берлине в 1980-м году – выпускает новый, уже 13-й, альбом «Рампен, или Чужая Поп-Музыка» («Rampen (apm: alien pop music)»).
Было время, и они в поисках истины лупили железными палками по металлолому; теперь вроде бы кажется, что все поутихло, но если вслушаться, то становится ясно, что они не успокаиваются на достигнутом.
Einstürzende Neubauten – Isso Isso
Б. Гребенщиков: Тем временем Уильям Эллиот Уитмор (William Elliott Whitmore), как всегда, величественен и непоколебим как горы: и этим напоминает семиглавый хакасский петроглиф, высеченный за 5000 лет до нашей эры. Никто не знает – кто высек этот петроглиф, зачем и почему: но даже если бы это было нам известно, едва ли это сильно изменило бы нашу жизнь.
Уильям Эллиот Уитмор родился на ферме в штате Айове, там же научился играть на банджо, и до сих пор живет на этой ферме. Там родилась и растет его дочь, а когда он уезжает на гастроли, то сдает свое поле соседу, который заботится о том, чтобы урожай рос.
А находится эта ферма на Тракте Полукровок: земле, отведенной в 1824-м году американским правительством детям от смешанных браков индейцев и белых европейцев. А потом с апреля по сентябрь 1832-го именно там случилась «Война Черного Ястреба», когда индейцы племен Саук, Мескваки и Кикапу во главе с вождем по имени Черный Ястреб решили отвоевать земли, которые изначально принадлежали им, а потом были аннексированы белыми пришельцами.
Все это происходило в аккурат тогда, когда на Дворцовой площади в Петербурге была возведена Александровская колонна, в Германии, закончив «Фауста», почил в бозе Гете, Пушкин выпустил драму «Русалка», а Гоголь опубликовал 2-й том «Вечеров на Хуторе близ Диканьки».
Кончилось все это, естественно, плохо; большая часть индейцев полегла в боях за родину, а Черного Ястреба посадили на год в тюрьму.
Не знаю – какое все это имеет отношение к песням Уильяма Эллиота Уитмора, но сердцем чую – ох, недаром он всю свою жизнь живет на этой ферме.
William Elliott Whitmore – Be Still
Б. Гребенщиков: Новый альбом вышел и у Марка Нопфлера (Mark Knopfler).
Напомню, что когда-то Марк играл, и пел, и писал песни в группе «Dire Straits». И делал это так блестяще, что, когда группы не стало, он как-то естественно оказался частью сонма суперзвезд, на равной ноге с Эриком Клэптоном, Джорджем Харрисоном, Джефом Бэком, играл с Диланом (да с кем он только не играл); был нарасхват, а заодно и начал петь и играть сам по себе. И вот недавно выпустил новый альбом, «One Deep River».
Но дело даже не в новом альбоме. Вдогонку этому новому альбому Марк несколько дней тому назад выпустил мини-альбом «Мальчик» («The Boy»), на котором еще четыре песни, записанные в лучших традициях «Dire Straits», только с таким филигранным вниманием к деталям, что хоть стой, хоть падай.
Mark Knopfler – Mr. Solomons Said
Б. Гребенщиков: Группа «Slowdive», о которой я рассказывал вам на прошлой неделе, выпускает новый альбом. Песней с него я и хочу завершить сегодняшнюю передачу.
Зачем слова, когда есть музыка?
Как говорил великий Руми: «Молчание – это язык Бога, все остальное – плохой перевод».
Или – как любили писать клинописью древние: «Быр Мыр Шлихатло».
Спасибо.
Мир всем нам.
Slowdive – Alife