«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
«Я верю, что искусство, и наука, и религия – это часть того, что ищет человек, поэтому я не очень разделяю религию и искусство; что касается меня, то музыка, которой я живу, и которую изучаю, и которую играю всю свою жизнь – это и есть моя религия»…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б.Г: Здравствуйте!
Сегодня давайте будем слушать музыку тех, кого мы раньше еще никогда не слушали.
Knack – My Sharona
Б.Г: Это играла очень популярная в 1980-е годы американская группа «The Knack» («Дар»). Впрочем, кроме прослушанной нами только что песни «Моя Шарона» (которая покорила в 1980-е годы весь мир), они больше ничем себя не зарекомендовали и благополучно канули в Лету.
А теперь поставлю вам, напротив, известное только избранным нью-йоркско-джакартское трио «Asa Tone», мелодию с альбома «Временная Музыка» («Temporary Music»), записанного во временной студии в индонезийских джунглях и считающегося шедевром современной электронной музыки.
Asa Tone – Perpetual Motion Via Jungle Transport
Б.Г: А вот джентльмен по имени Ти-Боун Бёрнетт (T-Bone Burnett) – отнюдь не случайный джентльмен. В нем больше двух метров роста, он супер-продюсер, друг Боба Дилана, играл у него в «Rolling Thunder Review», с тех пор поет и пишет свою собственную музыку. Сейчас ему 76 лет, и он выпускает новый альбом «The Other Side» («Другая Сторона»).
Он говорит: «Когда мне было 11-12 лет, я где-то прочитал про опыты академика Павлова на собаках, про условный рефлекс и все такое, и даже в этом возрасте мне было понятно, что такие же опыты проводятся над нами. Это приводило меня в ужас. Мне часто снился кошмар, что все мы выстроены вдоль стенок зала, и в дальнем углу – такие люди-тени, без лиц: и они отрезают у каждого правую руку и вместо нее вставляют электронную руку, с помощью которой они всех нас контролируют. Я просыпался от этого сна в холодном поту, мне снилось это 30-40 раз. И как-то недавно, много лет спустя, я захожу в кафе и вижу, что у каждого человека в руке телефон, и меня осеняет – им больше не нужно отрезать нам руки, они нас и так контролируют.
Я смотрю на жизнь как на религиозный вопрос. Я просто не верю в ответы, которые дает религия. Я верю, что искусство, и наука, и религия – это часть того, что ищет человек, поэтому я не очень разделяю религию и искусство; что касается меня, то музыка, которой я живу, и которую изучаю, и которую играю всю свою жизнь – это и есть моя религия».
T Bone Burnett feat. Steven Soles – Hawaiian Blue Songs
Б.Г: Группа «Slowdive» – звезды направления «шугейз», музыки для рассматривания носков своих туфель, чем, как известно, занимаются самые застенчивые люди.
Они выпустили свой первый альбом в 1991-м году, потом еще два альбома; а потом фирма «Creation», выпускавшая их альбомы, разорвала с ними отношения, потому что Ноэл Галлагер из «Оазиса» не хотел быть с ними на одной фирме. «Я как-то спросил потом у Ноэла, правда ли это» – говорит основатель группы Нил Хэлстед (Neil Halstead); «и Ноэл ответил – Да! Потому что вы дерьмо».
Певица Рэйчел Госвелл (Rachel Goswell) говорит: «Это было крушение. Мы были просто детьми, у которых сбылась мечта, мы были счастливы – а потом в один момент все кончилось. Наступило отчаяние».
Но прошло 20 лет, и они снова сошлись, и выяснилось, что их любят больше, чем прежде. Вскоре «Slowdive» выпускают новый альбом, а пока – одна из их классических песен 1990-х годов.
Slowdive – Slomo
Б.Г: Пришло время продолжить рассказывать вам про женщин-композиторов прошлого: пианистка Луиза Фарранк (Louise Ferrenc).
Ее называли одной из самых блестящих женщин 19-го века. Она родилась в 1804-м году в Париже; выросла, окруженная скульпторами, художниками и другими свободными духом артистическими натурами; с детства начала играть на фортепиано; ее подбадривали Гуммель и Клементи. В 15 лет поступила в Парижскую консерваторию, которую с блеском окончила и начала карьеру концертной пианистки, став знаменитостью к 26-ти годам. Начала писать музыку; ее ранние сочинения для рояля высоко оценивал сам Роберт Шуман. В 1842-м году она стала единственной женщиной в 19-м веке, назначенной профессором Парижской консерватории; пост, который она занимала 30 лет. Поначалу она писала для фортепиано, потом начала писать для оркестра (Гектор Берлиоз высоко ценил ее увертюры), но быть женщиной-композитором в 19-м веке было непросто. Как композитор, при жизни она не получала признания, которого заслуживала. Но не сдавалась, билась за равные права – и равную оплату – и иногда побеждала.
После ее смерти ее творчество было забыто на сотню лет, и обнаружено вновь уже в конце 20-го века.
Louise Ferrenc – Quintet for Piano and Winds, Op. 8: III. Scherzo
Б.Г: Японский коллектив «Майя Онгаку» («Maya Ongaku») происходит с небольшого острова Эноcима в 50-ти км к юго-востоку от Токио. Казалось бы, 50 км – что за расстояние, а это уже другая вселенная, где трое друзей детства – Цутому Сонода (Tsutomu Sonoda), Риота Такано (Ryota Takano) и Шоэи Икеда (Shoei Ikeda) – вдалеке от городского шума работали в лавке «Ace General Store» около пляжа, где продавалось всё – от домашних товаров до грампластинок; а в свободное время они джемовали в студии, устроенной в задней комнате магазина, играя неторопливую психоделическую музыку.
«Майя Онгаку» – это неологизм, который примерно значит «воображаемый взгляд за пределы своего поля зрения».
Их любимая музыка – «Beatles», «Can» и Джон Лури (John Lurie).
Maya Ongaku – Something In Morning Rain
Б.Г: Ну и куда я денусь от братьев Аветт («Avett Brothers»). Говорят, что эта группа играет фолк-рок; на самом деле, их музыка – это смесь невообразимого количества жанров. Состоит группа из двух братьев, Скотта и Сета – и их друзей. Братья играли вместе с детства, а в 2001-м выпустили свой первый альбом.
В мае этого года выходит уже 12-й их альбом. Они считаются надежной и прочной частью современной американской музыки. Их любят за то, что эта группа – как семья.
Скотт говорит: «Братская любовь – важная часть нашего успеха; мы научились не только не мешать друг другу, а подчеркивать важные стороны друг друга. То, что мы делаем – это дар, это благословение, используй это: возьми это, сделай с этим что-то, сделай самое лучшее, на что ты способен; главное – не думай слишком много, мысли могут это уничтожить».
Avett Brothers – Live And Die
Б.Г: Начало, как в сказке.
У Боба Марли было семь сыновей. Старший Зигги, потом Стивен, Робби, Рохан, Джулиан, Кай-Мани и Дамиан. Все они, кроме Робби и Рохана, занимаются музыкой. Как и Зигги, Стивен (Stephen Marley) завоевал 8 премий Грэмми и продюсировал несколько альбомов своих братьев.
Он говорит: «Музыка моего отца была величайшим даром; она продолжает сводить вместе людей со всех концов Земли; его музыка и слова остаются важны для времени, в которое мы живем. Он создавал музыку, над которой время не властно; его образ жизни продолжает вдохновлять людей быть сильнее и терпимее. Папа был настоящим супергероем; он то казался добрым и домашним, а в следующую секунду бежал спасть мир. Я пытаюсь воздавать ему должное каждый день моей жизни».
Вот песня с нового альбома Стивена Марли.
Stephen Marley feat. Ziggy Marley – There’s A Reward
Б.Г: А под конец сегодняшней передачи поставлю вам то, как в реальной жизни звучала ирландская музыка до того, произошло ее возрождение и она стала по-настоящему популярной.
В начале 1950-х годов великий собиратель музыки Алан Ломакс (Alan Lomax) пустился в путешествие по Ирландии; его гидом был певец и волынщик Шеймус Эннис (Séamus Ennis). Его-то мы и услышим сейчас.
Спасибо!
Мир всем нам.
Séamus Ennis – A Little Bench Of Rushes