«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Можно, смахнув слезы, идти и разбирать завалы и пытаться спасти тех, кого можно спасти; попытаться помочь тем, кому можно помочь. Чтобы делать это, нужен внутренний компас. Компас такой существует в каждом из нас. В Евангелии сказано: «царство Божие внутри вас»…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б. Гребенщиков: Здравствуйте!
Поздравляю всех нас с прекрасным и светлым праздником Пасхи. Каждый год этот день – особенный, каждый год в пасхальное утро как будто останавливается время, и жизнь начинается снова.
Поэтому сегодня я попробую ответить на вопросы, которые вы мне присылаете, а заодно играть только что вышедшую или вот-вот выходящую музыку.
И начнем мы сегодня с песни с нового альбома орденоносного гитариста легендарной группы «Pink Floyd» Дэвида Гилмора (DavidGilmour). Альбом его называется «Luck And Strange».
David Gilmour – The Piper’s Call
Б. Гребенщиков: Пожалуйста, подскажите, как выйти из состояния одиночества?
А зачем из него выходить? Одиночество – это единственное и самое важное состояние человека; человек рождается один и умирает один. Родившись, человек нуждается в помощи других людей и приучается к необходимости общения; потом он учится, как с ними общаться, и в этом общении состоит его связь с миром. В течение жизни он встречает других людей и, общаясь с ними, узнаёт – кто он такой на самом деле. Мир, который он видит, и люди, с которыми он общается – это зеркало его души; по его отношению к миру и людям он может узнать – кто он такой, и сделаться лучше, если захочет.
Так что одиночество это самое важное, что у нас есть.
И мне кажется, что песня с нового альбома Прекрасного Принца Билли (Bonnie ‘Prince’ Billy) – хорошая тому иллюстрация.
Bonnie ‘Prince’ Billy – Like It Or Not
Б. Гребенщиков: Скажите, удалось ли Вам понять или узнать о том, можно ли полностью освободиться от бессознательного?
А зачем освобождаться от источника всего творчества? Если вы его утеряете, вы обречете себя на воистину безрадостное существование. То, что находится вне логического сознания (то есть, того, что описывается словами) – наша связь со Вселенной, с Универсальным Разумом, который вне любых слов и содержит все знание Бытия.
А пока суть да дело, давайте-ка поставлю вам музыку из выходящего вскоре альбома пианиста Брэда Мелдау (Brad Mehldau), где он играет, как играл бы Иоганн Себастиан Бах, если бы он играл джаз.
Brad Mehldau – Between Bach
Б. Гребенщиков: Мне довелось увидеть изображение «Колеса Самсары», то есть жизни в этом мире. Там изображено шесть миров. Пожалуйста, расскажите об этих мирах.
По древним представлениям, «Колесо Самсары» состоит из шести миров. На самом деле, этих миров – бесконечное количество, но по общим признакам они сгруппированы в шесть групп. Мир богов, мир полубогов – асуров, мир людей, мир животных, мир голодных духов и мир адов.
Существа, живущие в аду, видят во всем окружающем мучения, а во всех окружающих – врагов. Голодные духи не верят ни себе, ни другим, поэтому они всегда страдают от недостатка, даже когда он выдуман; чтобы не лишиться необходимого, они приобретают; это желание приобрести, накопить, владеть – их главное свойство. Животные просто повинуются инстинктам, не рассуждая. Человек пытается понять смысл происходящего с ним: считается, что именно у человека есть возможность своими поступками изменить свою дальнейшую судьбу и последующие жизни. Полубоги – Асуры одарены и могучи, но беспредельно эгоистичны; им даже не приходит в голову, что нужно обращать внимание на других. А боги ощущают бесконечное в конечном; они воплощают движения природы, и поэтому бессмертны.
И выше всего, в основе всего – Творец, который находится вне любого человеческого понимания.
Все эти миры – здесь; это наше восприятие. Каждое живое существо воплощает в себе какой-то аспект всех этих миров. Таким образом, можно изменять себя и передвигаться из мира в мир; собственно, этим мы и заняты всю жизнь. Каждый наш поступок перемещает нас из одного мира в другой.
И эту аксиому иллюстрирует новая песня Тома Йорка (Thom Yorke) с саундтрека к фильму «Confidenza».
Thom Yorke – Knife Edge
Б. Гребенщиков: Вы упоминали о трех существенных принципах существования. Расскажите, пожалуйста, про них.
1. Ни один человек никому ничем не обязан. Всё, что человек делает, он делает исключительно по своей собственной воле.
Поэтому смешно, когда люди сваливают на других ответственность за сделанное ими.
2. Никто не обязан соответствовать чьему-либо представлению о том, каким он должны быть. Если я виню кого-то за то, что он не соответствует моему представлению о том, как он должен поступать, это говорит только о моей собственной глупости, моем собственном эгоизме.
3. Всё, что происходит в окружающем человека мире, является отражением того, что внутри него. Прошлое и будущее – иллюзия; существует только переживание вечного сейчас; а оно целиком определяется тем, что у нас внутри. Так что будьте внимательны к тому, что у вас внутри.
В подтверждение этого тезиса поставлю песню с только что перевыпущенного альбома «человека в черном», Джонни Кэша (Johnny Cash).
Johnny Cash – Well Alright
Б. Гребенщиков: Вы часто говорите, что внешний мир – отражение мира внутреннего; но как же быть со страшными и трагическими вещами, которые происходят в мире; они что – тоже наше отражение?
Виноват, я говорил об этом недостаточно подробно. Попробую еще раз. Вослед древним мудрецам современная физика объясняет нам, что мир – это иллюзия; но для нас, людей, эта иллюзия совершенно реальна. И естественно, что происходящее вокруг вызывает сильные эмоции. Иначе мы не были бы собой. Вопрос в том, как реагировать на это.
При столкновении с трагедией можно рыдать и рвать на себе волосы – но едва ли это может кому-либо помочь. Зато прослывешь отзывчивым и чутким человеком.
Можно истошно кричать, махать кулаками и хвататься за разнообразное оружие с целью покарать виновных; при этом, кто именно виновен – определяется обычно на глаз, без какой-либо точности, поэтому жертвой часто оказываются неповинные люди.
Можно – как это модно в последнее время – получать гранты от неправительственных организаций, собираться на конференции в безопасных местах и осуждать происходящую трагедию. Тоже не очень помогает.
А можно, смахнув слезы, идти и разбирать завалы и пытаться спасти тех, кого можно спасти; попытаться помочь тем, кому можно помочь. Чтобы делать это, нужен внутренний компас.
Компас такой существует в каждом из нас. В Евангелии сказано: «царство Божие внутри вас».
Католический монах Хуан Маскаро пишет: «не следует искать Бога где-то далеко, как нечто отличное от нас: скорее, Он в самой глубине нашего существа, как высшее Я над ограничениями нашего маленького «я».
Закон эволюции, называемый «карма», объясняет кажущиеся несправедливости мира с высшей простотой. В моральном мире существует закон причины и следствия. Мы – строители собственной судьбы, и результаты не ограничиваются одной жизнью, поскольку Дух в нас никогда не рождался и не может умереть, и поэтому раз за разом принимает новое тело, чтобы низшее «я» могло получить воздаяние за все свои труды. Добро ведет к добру, зло к злу. Добро приводит к радости, зло – к страданиям. И таким образом великая эволюция течет к совершенству».
Как сказано в древней книге: «Как солнце – глаз мира – не оскверняется тем, на что смотрит, так и наше истинное «Я», живущее во всех, не бывает затронуто мирскими несчастьями, пребывая вне мира. Высший властитель, душа всех существ, оставаясь Одним, становится всеми. Он неизменен среди постоянных перемен; Он – чистое сознание всех осознающих, Он – Един во множественности, Он – исполняет все желания. Вечная радость приходит к мудрым, которые видят Его в своём сердце. Эта радость недоступна остальным».
И, зная это, можно переставать рыдать и тратить слова попусту, переставать рваться мстить, помня слова Писания «предоставь воздаяние Мне»; можно браться за дело и начинать помогать миру жить дальше. Потому что наша любовь к миру – единственная неразменная монета, которая у нас есть.
А сейчас – гений современной музыки Брайан Ино; про него наконец-то сняли кино, и вот вам музыка из него.
Brian Eno feat. Leo Abrahams, Jon Hopkins – Emerald And Lime
Б. Гребенщиков: Борис Борисович, много есть разных мнений, хотелось бы узнать Ваше. Как Вы считаете, талант – вещь врождённая или приобретенная с годами упорных тренировок?
Так же, как мускулы даются человеку от природы, но крепнут и развиваются, только будучи постоянно задействованы, так же и талант, зарытый в землю, пропадает, если его не применять к делу.
А сейчас поставлю вам песню из выходящего вскоре нового альбома группы «UB40». Милостью Божьей «UB40» размножились, и вместо одного коллектива стало два: в одном бывший певец Эли, в другом – все остальные, нашедшие нового певца. Вот песня с нового альбома этих других «UB40», который называется «UB45» – по количеству прожитых коллективом лет.
UB40 – Home
Б. Гребенщиков: Скажите пожалуйста – в основном Ваши песни возникают путем мучительного подбора слов, вычеркивания множества вариантов строк, или выливаются на лист как готовое целое? Сам пишу песни первым способом, поэтому интересно. Спасибо.
Любая песня – для меня, по крайней мере – начинается с появления в сердце каких-то слов вместе с музыкой; главное – чтобы вспыхнула искра магии; это чувство не придумать, ни имитировать – и ни с чем не перепутать. А уже потом дальнейшие слова, и звуки, и мелодии начинают подбираться сами, главное – все время быть начеку, как на рыбалке: не упустить их.
А теперь поставлю песню с нового альбома группы «Yard Act».
Yard Act – The Undertow
Б. Гребенщиков: Можно ли сказать, что Англия – Ваш второй дом, или первый? Как Вам чай с молоком? Или ближе с лимоном и сахаром? Время пить чай, Борис Борисович!
С этим я соглашусь: всегда время пить чай.
И этот чай лучше пить без молока, без лимона и без сахара, чтобы не портить его вкус; особенно если это китайский красный чай, который я в основном пью последние годы.
А дом у нас всех один: этот мир. Все границы в нем придуманы нами, людьми. А сам мир про эти границы ничего не знает.
И продолжает быть домом для нас всех.
На этом положительном аккорде мы и закончим сегодня передачу.
Спасибо!
Мир всем нам.
George Harrison – Blow Away