Железобетонная правота и прямота арматуры
Пианист Павел Кушнир, арестованный за свою открытую антивоенную позицию, умер после сухой голодовки в СИЗО Биробиджана.
И вот в одном из первых комментов под этой новостью в моей ленте некий пользователь хладнокровно осведомляется: интересно, а имели бы успех его выступления за рубежом?
Тролль, подумал я. И рука дернулась написать: вот это – хуже Путина!
Но остановилась, потому что я успел подумать: нет, не хуже. Это он и есть. Его похабная улыбочка, его скользкое умение подменить тему, его презрение к человеческой жизни и достоинству…
Но тут-то и выяснилось самое интересное. Комментатор оказался – с Украины, и никакой не тролль, а нормальный (по-своему) человек.
А нехитрая мысль этого человека состояла в том, что погибший поступил глупо, а должен был, ежели умеет хорошо играть на рояле, уехать из России, давать концерты на Западе, а деньги перечислять на ВСУ.
Вот тогда он был бы молодец. А так…
И ни слова сочувствия, ничего. Железобетонная правота и прямота арматуры.
Деньги на ВСУ пропали.
Тут уже онемеваешь от какой-то окончательной безысходности. И думаешь вслед за героем собственной повести «Соло на флейте», что проект человека, видимо, закончился неудачей, и в следующий раз стоит попробовать что-нибудь небелковое…
«Не получилось, не получилось!»
Но потом смотришь в глаза пианиста Павла Кушнира, историка Владимира Кара-Мурзы, правозащитника Олега Орлова… вспоминаешь про Монтеня из Бордо и «Боречку» Литвака из Одессы, про многих, многих других, кого посчастливилось знать… – и думаешь: не стоит отчаиваться.
Все получилось.
Высота и сила, достоинство, талант, ум, сочувствие, благородство… Все получилось!
А тупые мудаки и конченые негодяи – просто отходы на длинном пути этого великого эксперимента.
Как бы только сделать наконец так, чтобы именно от них не зависело наше будущее?
(Вопрос риторический – и рецепты спасения, если можно, не здесь…)