Три сюжета, которые ускользнули от взгляда широкой публики
Вот не любите вы читать постановления американских судов. А зря. За их пронумерованными строчками иногда скрываются идеи для нашей эпохи революционные.
Пару недель назад окружной суд Калифорнии вынес постановление по иску трех студентов к регентам университета UCLA. Журналисты сразу же утащили то, что лежало на поверхности — красочные описания «зон, свободных от евреев» на кампусе. Но там есть еще как минимум три очень любопытных сюжета.
Фактическая сторона дела в следующем. Пропалестинские протестующие разбили лагерь на той части кампуса, которая называется Ройс Куад. Чтобы попасть в библиотеку и некоторые аудитории нужно было либо пройти через их палаточный лагерь, либо обходить весь кампус. Каждого, кто пытался пройти через лагерь, они останавливали и требовали «осудить государство Израиль как геноцидальный колониальный проект». Тем, кто соглашался, выдавали специальные браслеты. А к тем, кто обходил лагерь стороной и предпочитал пройти лишний километр, чтобы не клясться в верности идеалам антиколониализма, могли спокойно подойти студенческие «патрули справедливости» — проверить, есть ли у них браслеты.
Студенты потребовали от суда — еще до рассмотрения дела по существу — принятия обеспечительных мер. (Да-да, мы тоже чему-то можем научиться у южноафриканских юристов.) И достопочтенный Марк Скарси, охренев от услышанного не меньше вашего, пошел им навстречу.
А теперь — три сюжета, которые ускользнули от взгляда широкой публики.
1. Обосновывая необходимость досудебных запретов, Скарси говорит: вероятно, имеет место «conspiracy». Нет, это не теория заговора. Это «сговор с целью лишить группу лиц их конституционных прав и неспособность предотвратить этот сговор». Со времен Нюрнбергского процесса добавление пункта о «conspiracy» — способ сконструировать коллективного обвиняемого. То есть судить университет в целом, а не отдельных его администраторов.
2. Отвергая аргументы Университета, судья расширяет понятие вреда: «UCLA неверно истолковывает травмы истцов. Травмы являются не просто исключением истцов из некоторых обычно доступных программ, мероприятий и территорий кампуса UCLA. Травмы возникают, когда истцов исключают из некоторых обычно доступных программ, мероприятий и территорий кампуса UCLA, а UCLA продолжает предоставлять эти программы другим студентам, зная, что истцы и такие студенты, как они, исключены из-за их религии».
По сути, это означает: ни один лектор не имеет права читать лекцию, если знает, что часть студентов не смогли на нее попасть из-за того, что не захотели клясться в антисионизме. Ни одна книга в библиотеке не может быть выдана. Ни одно мероприятие организовано. Университет должен прекратить свою работу в момент образования на кампусе палаточного лагеря, если лагерь этот — фильтрационный.
UCLA будут судить за то, что он продолжил «работу как обычно».
3. И, наконец, третий сюжет — удар по «Преподавателям за Справедливость для Палестины». Они попытались доказать на предварительных слушаниях, что антисионизм не имеет ничего общего с антисемитизмом. Поскольку в Штатах еврей — это религия, а не этничность, то и доказательство строилось по старой схеме: «Иудаизм и сионизм — два разных набора убеждений. Один религиозный, другой политический. Религиозные убеждения подпадают под Первую поправку. Политические нет».
Но старый судья-либертарианец Скарси оказался невосприимчив к этому аргументу: «убеждения еврейских студентов в отношении Государства Израиль являются частью их религиозных убеждений». Если эта формулировка станет прецедентной, то аргумент антисионистов — «Мы не антисемиты! Просто признайтесь, что вы распяли Христа и получите соответствующий браслет» — потеряет силу.
Ждем теперь встречного иска о том, что ненависть к государству Израиль является неотъемлемой частью религиозной исламской традиции и тоже подпадает под Первую поправку Конституции США.