Купить мерч «Эха»:

Трагедия русской святости

Мнения3 марта 2024

Так названа заключительная глава на мой взгляд лучшей книги о русских святых, написанной христианским философом и человеком кристальной интеллектуальной честности Георгием Петровичем Федотовым.

Думаю, что если бы Георгий Петрович жил в наши дни, он внимательнейшим образом продумал бы с точки зрения этой своей книги судьбу Алексея Навального. Среди многих аспектов его прекрасной личности святость видится венчающей жизнь короной. Но это не святость старцев – подвижников, таких как преподобный Сергий или Серафим Саровский. Это и не святость князей, защищавших землю Русскую и отдавших свою жизнь в исполнении своей прямой обязанности конунга – такими были Александр Невский, Юрий Всеволодович Владимирский или Михаил Тверской. Это и не святость учителей Церкви, которыми довольно бедна русская святость (разве что Авраамий Смоленский и Нил Сорский ?), но которая широко почитается во вселенском Православии с самих времен апостольских.

Тип святости, к которому близок подвиг Алексея Навального – это страстотерпчество, то есть добровольное принятие на себя страданий, дабы не ответить злом на зло, а исправить зло добром, следуя призыву апостола Павла – “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” [Рим. 12:21].

Алексей не призывал своих многочисленных сторонников к насильственному свержению власти, к кровавой революции, хотя все российские учебники, следуя большевицкой интерпретации истории, признают главным образом такую революцию – “бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу”. Алексей бы сторонником конституционно законных действий. Он убеждал, обличал и противопоставлял правду лжи и воровству власти, которая своими подтасовками выборов давно вывела себя за пределы законности, а он был готов честно бороться с ее шулерством и на выборах мэра Москвы в 2013, и на выборах Президента в 2018.

А когда лживая и своекорыстная путинская власть, видя в нём самого опасного соперника, попыталась отравить его в августе 2020, он, чудом отпущенный за границу и исцеленный немецкими врачами, добровольно вернулся в Россию в январе 2021. Вернулся, чтобы продолжать мирное сопротивление власти, вернулся, зная, что скорее всего он будет пленен и брошен в узилище, разлучен с любимой женой, детьми, родителями, друзьями. Он пошел на это вполне сознательно.

И на многочисленных лживых судилищах без злобы, добродушно, с улыбкой, обличал судей и прокуроров и стоящий за ними Кремль и Лубянку, и, одновременно, исповедовал свою христианскую веру, свою верность Кресту и Евангелию, которое он читал постоянно и, в какой-то момент взял за правило молиться по Псалтири.

Он был брошен в чудовищные условия заполярных тюремных карцеров, но и здесь не изменял своему благодушию. Мы все видели его во время последнего суда в Коврове (по удаленной связи), когда он заставил даже судей и прокурора виновато улыбаться и непроизвольно соглашаться с ним, попадая под его обаяние добра и лучащейся любви к врагам.

Как прервалась его жизнь мы не знаем наверняка. Была ли это тайная казнь (что более вероятно) или смерть, вызванная трехлетней пыткой, помноженной на отравление “новичком” в Томске в 2020. Но мы знаем точно, что он никогда не просил своих убийц о помиловании, о том, чтобы его отпустили под домашний арест или за границу. Он принимал страдания и, скорее всего, принял смерть вполне сознательно – как служение Христу и правде Его.

Именно таков жизненный путь древних страстотепцев – князей Бориса и Глеба, князя Игоря Черниговского, Владислава Чешского. Так был определен и подвиг царя Николая II, хотя и не все согласны с этим определением.

В любом случае, если среди нас новый святой, которого многие из нас знали, с которым трудились, спорили, за которого молились, то теперь он молится за нас. Каждый святой особенно отзывчив в Вечности к тому, чему он посвятил жизнь на земле, а Алексей посвятил ее гражданам “Прекрасной России будущего”, то есть нам и детям нашим.

И потому, с дерзновением будем просить его помочь нам в наших скорбях – в противостоянии тирании, лжи, агрессии. В умягчении наших, порой очень ожесточенных сердец, будем просить его о мире, о том, чтобы русские войска ушли с Украины и чтобы страшные раны жертвы российской агрессии были уврачеваны. Чтобы нашлась в нас совесть не пожалеть себя, врачуя раны соседней страны, которые наш народ и нанес ей. И те десять человек, которые вчера-сегодня погибли в Одессе, те маленькие детки, которые задохнулись среди руин дома, разрушенного русским беспилотником, пусть они тоже молятся вместе с Алексеем за будущее наших народов, за мир, за покаянное сердце блудного сына, которым, увы, оказался народ моей России.

Страстотерпче друже Алексие, моли Бога о нас!

Оригинал