Купить мерч «Эха»:

Слово пацана. Случайная копия позднего путинизма

Максим Кац
Максим Кацобщественный деятель
Мнения16 декабря 2023

Жанр нашего канала обязывает что-то сказать о прямой линии Путина, вроде как. Но, с другой стороны, её вообще никто не смотрел. Вопреки обыкновению, даже смешных цитат не надёргали, а значит, это вообще не общественно важное событие, и путинское словоблудие можно не обсуждать. Давайте лучше поговорим о том, что смотрели все. О суперхите стриминга и всех пиратских площадок по всей России и русскоязычному интернету. О сериале «Слово пацана».

Тем, кто сериал не смотрел и ориентируется только на ажиотаж в соцсетях, может показаться, что в нём романтизируется дворовая гопота. Образ жизни, понятия, язык, мировоззрение будущих пехотинцев преступных группировок. Кажется, что перед нами эдакая «Бригада» или «Крёстный отец», только главные герои – школьники. Но на самом деле это вообще не так. Исключительно неприятными показаны вообще все персонажи. И комсомольцы, совмещающие политическое окормление молодёжи с варкой джинсов, открытием видеосалонов и прочими способами заработать на новых временах в обход государства. И менты, готовые подставить и разрушить жизнь кому угодно, лишь бы добиться нужных показателей. И учителя, которые живут, под собою, не чуя ног и не замечая вокруг себя очевидной жести и всего вокруг. И родители, которые со своими детьми сосуществуют в лучшем случае как малознакомые квартиранты.

Но даже на общем уродском фоне дворовая шпана, её образ жизни, её понятия выглядят ровно так, как на самом деле: как царство ущербной морали, построенное на лжи, страхе и насилии. Где вроде бы ведутся разговоры о слове пацана, которое нельзя нарушить, о беззаветной преданности и готовности пролить кровь за своих, обо всей этой пацанской чести родом из романов Дюма. Но при этом все врут друг другу в лицо, кидают при первой возможности, сдают товарищей как стеклотару и переступают через трупы друзей, лишь бы уберечь свою шкуру. Ни на секунду не задумываясь, герои разведут маму своего товарища на всю зарплату и дорогую шапку, они принципиально не умеют ни в какое сотрудничество. Поэтому накрываются медным тазом все попытки добыть деньги чуть более осмысленным путём, чем гоп-стоп слабых и беззащитных, вытрясание копеек с младших школьников и самый тупой придорожный рейд.

Пацан не может скооперироваться с приятелем, у которого есть видеомагнитофон, открыть общий бизнес и грести бабло лопатой к общему процветанию. Видим обязательно нужно спереть, а в итоге стоять на коленях перед конкурирующей группировкой, наматывать сопли на кулак и униженно извиняться. В мире пацанов не бывает, чтобы всем было хорошо, чтобы от совместной деятельности выиграли обе стороны. Всегда игра с нулевой суммой: или мы нагнули, или нас нагнули, или мы украли и избили, или у нас украли и нас избили.

В самом начале, когда всё ещё довольно весело и ущербность не полезла изо всех щелей, главный герой говорит ключевую фразу: слово пацана – только для пацанов. Слово пацана, данное чушпану, ничего не значит, и держать его не нужно. Прямым текстом нам дают понять: вся мораль улицы сводится к тому, что нужно быть сильным, быть с сильными и обижать слабых. Если нет силы, которая тебя заставит отвечать за слова, соблюдать принципы и понятия, если ты можешь безнаказанно обмануть и кинуть – то обманывай и кидай. Сила в силе, про это весь сериал. Уважай тех, от кого можешь получить в бубен, и тебя будут уважать те, кому в бубен дать можешь ты. Вот и вся философия.

Каждому, кто с этой средой хоть как-то соприкасался, очевидно: в дворовую шпану не идут от хорошей жизни. В эту среду не идут люди с устойчивым моральным компасом, туда идут социально не адаптированные персонажи. Жизнь их совершенно не романтична. Жизнь – грязь, страх и насилие. Так живут отбросы общества, которых общество не просто так отбросило. Потому что, если ты умеешь держать данное слово, заботишься о своих, можешь созидательно объединяться – то точно найдёшь себе занятие получше, чем отжимать у школьника 30 копеек, эквивалент беда в дешёвой столовке.

Важная истина заключается в том, что именно в рамках той убогой морали, которая показана в сериале как совершенное днище, живёт весь российский правящий класс. От кого мы слышим этот язык, кто проповедует нам мораль пацанского двора, кто убеждён, что слабых бьют, что, если драка неизбежна – нужно бить первым, кто очень хочет кого-то нагнуть, поставить на колени и очень обижается, когда нагибают его? Кто всегда играет в игру с нулевой суммой, у кого планета – это поделённая на дворы. Кварталы, улицы и районы городская окраина? Где все только тем и заняты, что отжимают друг у друга хоккейный корт да гаражный кооператив? Кто через слово жалуется на то, что его надули, и тут же врёт напропалую, просто потоком, даже когда в этом нет никакой нужды? Кто получает зримое наслаждение от того, как всякие чушпаны задают вопросы и выслушивают брехню и послушно кивают?

Вполне очевидно, что Владимир Путин в личном качестве и весь его совет безопасности, составленный из пенсионеров спецслужб, – просто амбассадоры советской уличной шпаны в России 21 века. И всё их публичное говорение – навязывание россиянам своей пацанской логики. Мол, смысл быть сильным в том, чтобы обижать слабых. Если тебя обидел более сильный – найди слабого и на нём отыграйся. Мол, ложь не проблема, если это ложь в пользу своих. Можно с хитрым прищуром говорить: «Что вы, никаких российских войск в Крыму нет», – а спустя три месяца признать, что ещё как были. И это вроде как даже не враньё. А чё, все свои понимают, а западных лохов мы успешно развели. Сейчас прервёмся на рекламу, а потом продолжим, там ещё много чего интересного.

***

Продолжаем. Мы говорили о том, что верхушка российской власти транслирует россиянам свою пацанскую логику. Этой системы взглядов никто не стесняется даже. Ей даже гордятся и с удовольствием пересказывают байки Баскова переулка в Питере, где прошло путинское детство. В этой системе взглядов очень логичны, адекватны и закономерны поступки, совершенно немыслимые в правовом государстве. Можно, например, взорвать самолёт с Пригожиным, его подручными и гражданским экипажем, совершенно не скрывая свою к этому причастность. Не просто совершить теракт на своей территории, но ещё и нарушить публично данное слово. Пригожин-то не пацан, уже не свой, он пошёл против своих, а значит, его можно обмануть и убить. Путин – хозяин своего слова, сам дал гарантии безопасности – сам их и забрал. Всё по пацанским понятиям.

Но мегапопулярный за всё время российского продакшена сериал вдруг выходит и говорит: «Да говно все эти ваши понятия, а сами вы – уроды конченые. Вы вообще не способны созидать, вы не производите ничего, помимо беды и горя для всех окружающих. Когда вашу маму, за которую вы якобы любого порвёте, обуют на всю зарплату и шапку в придачу, вы будете стоять и обтекать перед тем, кто это сделал, и не в силах проблеять ни слова – ведь он сильнее, и на него так лихо, как на прохожего ребёнка, не попрыгаешь. Вы воюете со всем НАТО, но вот обломки украинской зенитной ракеты падают в Польше, которая член НАТО, и вы имеете настолько бледный вид, так ваша риторика с воинствующей меняется на заискивающую, что любо-дорого посмотреть.

При любой опасности вы сдадите всех своих товарищей ни за фунт изюма. Хорошо повизгивать о западных подсвинках и грозить всем ядерной войной, когда строчишь через свой телеграмчик за семью кольцами фсошников. Но где были твои понты, где был твой похмельный угар, когда тебя выпнули из премьеров и дали несуществующую должность? Когда публично кинули и растоптали? Абызов твой пятый год в СИЗО Лефортово сидит, не хочешь в порыве смелости найти для бывшего соратника слова сострадания? Даже не заступиться, боже упаси, а просто публично вспомнить, что человек, у которого маленький ребёнок, сидит в СИЗО по экономическим обвинениям дольше, чем у нас порой люди за убийство сидят. А я знаю, ты меня смотришь.

Сериал короткий, всего 8 серий. С сюжетом не разгуляешься, в канву эту просто как родной вписался бы Медведев, которого когда-то по забытой уже нужде поставили старшим, а потом много раз унизили и выставили на посмешище. Но деваться ему некуда, и он вынужден жить в окружении тех, кто его презирает, потому что если эти, если будут его отшивать, то отошьют сразу в могилу. Он ненавидит тех, кто так с ним поступил. Теперь даже те второклассники, с которых и удаётся стрясти 20 копеек, плюют ему в спину, и страх в сочетании с унижением делают его самым отмороженным из всех. Чем меньше на него обращают внимания, тем больше он кричит, что нужно всех порвать и подмять под себя.

Понятно, что авторы сериала – ни фига не карбонарии, не революционеры никакие. Они не собирались устраивать никакой панк-молебен и одиночный пикет, не закладывали, по всей видимости, особого социального комментария. Они просто сняли отличный сериал про школьников, причём сделали это на государственные деньги, взяв их из фонда развития интернета, каковой есть просто отдел Администрации президента. Они сделали кино об эпохе, где живые персонажи говорят человеческим языком. Понятно, что сериал о современности так не снимешь, сейчас в России есть множество тем, о которых нельзя говорить вообще. Столько же тем, о которых нужно говорить вполне определённым образом. Так что сериал о 2020х годах, снятый в 20е годы, может быть только двух видов: либо приторной агиткой, где к третьей серии хулиганы исправляются и едут на СВО, либо стерильной выхолощенной картинкой, где школьники в выглаженной форме учатся в типичной районной школе, больше похожей на Хогвартс. Ни то, ни другое смотреть никто не будет.

В такие времена, как те, что у нас сейчас установились в России, именно так выглядит самая естественная форма существования искусства: рассказывать абстрактные истории. О прошлом, о будущем, о вымышленных мирах. Так, лучшие советские писатели шли в детскую литературу, лучшие журналисты стремились писать о зверушках, а не о передовых колхозниках. Искусство всегда ищет пространство свободы, где с людьми можно говорить по-человечески, но так, чтобы потом не беседовать со следователем.

Молодёжные группировки Казани, кто их помнит? Эти ребята физически вырезали друг друга к концу прошлого века. Это, с одной стороны, совершенно отвлечённая история, почти как про викингов – можно показывать и говорить что угодно, а любую параллель объявить притянутой за уши. С другой стороны, богатейший материал, на котором можно построить потрясающую историю с узнаваемыми персонажами и сюжетами не из жизни инопланетян. Но такой уж побочный эффект у искусства, что ты можешь вообще ничего не иметь в виду, а скажешь много чего интересного. Например, напишешь безобидный стишок про тараканище, а спустя 10 лет в нём отчётливо начинает угадываться другое усатое чудище. Или снимешь кино про неблагополучных школьников времён поздней перестройки, но случайно сделаешь слепок позднего путинизма, ни разу, может, этого и не имея в виду, вложишь цитаты из путинских конференций в уста дворовой гопоты, которая ради копеечной выгоды превращает жизнь вокруг себя в дымящиеся руины. Неожиданно покажешь, что в мире, где все друг друга только нагибают и кидают при первой возможности, не бывает победителей. В нём все несчастны. Что попытка заработать на украденном видеомагнитофоне приведёт к такой беде, что до конца дней не разгрести.

Сейчас в России хоть как-то походит на идеологию только путинская концепция «сила в силе, сила в насилии». Кто круче обманул и больше украл, тот и сильнее. И прямо сейчас самым популярным произведением в нашей стране становится сериал, который говорит: «Да ни фига подобного. Всё, что ты забрал силой, принесёт тебе такой кошмар, что ты проклянёшь тот день, когда оно попало в твои руки, и десятки миллионов проклянут этот день». Если людей, живущих такой логикой, допустить хоть до какой-то власти, они оставят за собой кровавый след за-ради ничего, за-ради своих гнилых понтов, основанных на вранье.

До завтра!