Разговоры о важном: как создать крепкую семью
В этот раз школьникам пытаются впарить вылизанный образ «идеальной семьи». А как быть тем ребятам, кто растёт без отца или без матери? И почему диктатурам так важно вмешиваться в личную жизнь?
ОНА ВЫПИЛА ДЮРСО, А Я ПЕРЦОВУЮ ЗА СОВЕТСКУЮ СЕМЬЮ ОБРАЗЦОВУЮ…
Новый «Разговор о важном» посвящён хорошей, вообще-то, теме: «Как создать крепкую семью». И ещё подзаголовок — «День отца и День Матери».
Ну что ж, действительно важное дело. И слова в сценарии написаны вроде как неплохие — про то, что семейное счастье существует, если люди умеют «любить, поддерживать друг друга, заботиться друг о друге, принимать, уважать интересы и чувства друг друга, понимать и прощать друг друга, быть ответственным друг за друга, „смотреть в одну сторону“ (общность взглядов и интересов), иметь чувство юмора».
Как всё хорошо. И как же удаётся людям даже такую тему испоганить. Впрочем, почему «даже»? Это их любимый конек — традиционные ценности и всё такое прочее. И дело даже не в скрепах. Что характерно, в сценарии нет никаких ужасов из тех, что в последнее время произносили разные политики.
Вот, например, сенатор от Челябинской области, некто Маргарита Павлова, заявила в интервью каналу «Царьград»:
«Нужно перестать девушек ориентировать на получение высшего образования, нужно перестать плодить количество молодых людей, которые получают высшее образование…Они либо начинают работать по совершенно иным специальностям, либо ещё что-то».
Вот это «что-то», конечно, интересно. Ну ладно, каждый понимает в меру своей испорченности.
Таких высказываний на самых разных уровнях — вплоть до патриарха и президента — можно найти огромное количество. И про то, как Запад разрушает традиционную семью, и про «гейропу», и про запрет абортов — и так далее, и тому подобное.
Не успели разобраться с квадроберами, которые, оказывается, угрожают безопасности страны, так взялись за «чайлдфри», и спикер Госдумы — не последний человек в государстве — серьёзно сообщает всей стране, что Советский Союз распался из-за фильма «Интердевочка».
Каким же хилым объединением должен был быть Советский Союз, чтобы распасться из-за одного фильма — в котором, кстати, показана вполне правдивая ситуация.
Во!Семья!
Я, конечно, согласна с тем, что хорошо, когда люди любят и поддерживают друг друга, когда они принимают, уважают интересы и чувства друг друга. Меня, правда, тошнит, когда про все эти правильные вещи говорят приторным и слащавым тоном. Маленьким детям показывают видео, где объясняется, что семья — это «семь я»: бабушки и дедушки, мама, папа и я.
А если ещё сестренка — то «Во!Семья!»
Ну ничего особенного, глуповато, но мило. Но посмотрели бы вы на просторный, роскошный дом, где живет эта «Во!Семья!», на лакированные картинки в этом ролике, на прилизанного мальчика. Вот она, идеальная семья. И её будут показывать детям из неполных семей, детям с пьющими родителями, детям, брошенным отцами, детям, которых дома лупят, детям, которые ютятся в развалюхах.
Ну хорошо, это им демонстрируют образец: вот такой может быть семья. Наверное. Но тогда давайте мы будем не просто говорить детям: «Ребята, давайте жить дружно» или «Быть родителями — самая нужная и важная работа в жизни мужчины и женщины. Научить, рассказать, объяснить, защитить нас и сделать это всё с любовью и терпением — под силу только самым близким и любимым для нас людям — родителям».
Давайте будем с ними обсуждать, куда обращаться, чтобы защититься от домашнего насилия, какие существуют телефоны доверия, если тебе очень плохо, — а если мы говорим со старшими, то и о том, как надо предохраняться, чтобы семью потом строить осознанно, а не вынужденно. Все эти темы, в общем-то, тоже о крепкой семье, о том, как любить и уважать друг друга, — но только они взяты из реальной жизни, а не из той глянцевой картинки, где живёт «Во!Семья!».
Фальшивый глянец
А уж когда детям предлагают поставить сочащийся сиропчиком «Гимн семье», а потом ещё цитируют Владимира Владимировича и напоминают, что «крепкая семья входит в число традиционных российских ценностей», — то становится невыносимо тоскливо.
Всё правильно, но грустно и тоскливо. И я понимаю почему — потому что за этими красивыми словами стоит большая-большая ложь. И дело не только в том, что нет в природе этих лакированных семей. Ведь ещё же подразумевается, что крепкие семьи только в России, а на развратном Западе — сплошные геи, лесбиянки и семьи разваливаются.
Говорить о крепкой семье в стране, где продолжают вдалбливать гражданам на всех уровнях, что семья — это только союз мужчины и женщины, где разжигают и раздувают гомофобию, где трансгендерных людей вообще как бы не существует, — это ужасающий, отвратительный цинизм.
Потому что, простите за банальность, — но семьи бывают разные. И такие, где есть папа и мама. И такие, где только мама или только папа. И с двумя папами и двумя мамами. И с разведёнными родителями, где у мамы есть новый муж, а у папы — новая жена.
Жизнь сложнее
Наша задача — готовить детей к тому, что в их жизни всё может быть по-разному.
Не говоря уж о том, что среди школьников, которые будут в понедельник слушать «Гимн семье», окажется множество тех, кто уже осознал свою сексуальную идентичность и с ужасом понял, что она совершенно не вписывается в современную российскую действительность. И какое количество этих детей и подростков сегодня думает о самоубийстве, мы не знаем. Так же, как и не знаем, не окажется ли последней каплей для кого-то из них слащавый разговор о семье, во время которого эти дети в очередной раз осознают, что для них в обществе нет места.
Можно очень много и вдохновенно говорить про любовь и уважение, но, во-первых, когда это делают публично, всегда возникает ощущение фальши. Во-вторых, все эти разговоры не имеют никакого отношения к реальным проблемам реальных детей. В-третьих, эти красивые слова маскируют желание российского государства контролировать сферу частной жизни.
Зачем диктатуре семья
Увы, практически все диктатуры заботятся о «добрых нравах». В гитлеровской Германии говорили, что удел женщин — «Kinder, Küche, Kirche» («дети, кухня, церковь»), и что надо больше рожать, потому что «рейху нужны солдаты».
В тридцатые годы и в Германии, и в СССР запрещали аборты и преследовали гомосексуалов. Уже в более мягкую, послесталинскую эпоху в СССР развод был способен испортить карьеру партийному чиновнику, а супружескую измену могли разбирать на профсоюзном собрании.
Помните, как у Галича?
«Да, я с Нинулькою гулял с тетипашиной,
<…>
А жена моя, товарищ Парамонова,
В это время находилась за границею».
А когда товарищ Парамонова вернулась и получила анонимку, то её отношения с мужем разбирали всем коллективом:
«У них первый был вопрос «Свободу Африке»,
А потом уж про меня в части „Разное“».
И помните, что происходило, когда дошли до части «Разное»?
А как вызвали меня, так сник от робости,
А из зала мне кричат: „Давай подробности!“»
И это, наверное, самое остроумное и печальное наблюдение в этой остроумной и печальной песне. «Давай подробности!» — мы будем защищать добрые нравы и традиционную семью, но ооочень хочется услышать детали, как там он «с Нинкою гулял», что они делали. Как занимались любовью, где, в каких позах.
Потому что вся эта борьба за добрые нравы не снимает сексуального влечения (которое может принимать самые разные формы) и не способна подавить никакое чувство — потому что, простите ещё раз за банальность: любовь свободна.
Что бы вы ни говорили, люди любят тех, кого любят, и совершенно не обязательно эта любовь будет вписываться в традиционные семейные отношения.
Не случайно в двух великих антиутопиях ХХ века — в романе «Мы» Замятина и в «1984» Оруэлла — единственным способом противостоять бесконечному контролю государства оказывается любовь — беззаконная, нарушающая все правила. Может быть, обречённая, но все равно бросающая вызов контролю ханжей и полиции нравов. Иначе остается только то, как описывали сексуальные отношения девушкам в мире «1984», — «Это наш партийный долг».
Так вот — это НЕ наш партийный долг, это НЕ наша обязанность укреплять традиционные ценности и обеспечивать будущее России. Мы обязаны что-либо только самим себе и своим близким, а начальству в наши отношения лезть нечего.
Воссоединившаяся семейная пара у Галича пошла «как по облаку» и пришла в ресторан «Пекин», где «она выпила Дюрсо, а я перцовую за советскую семью образцовую».
Вот примерно этим и должны, с точки зрения создателей «Разговоров о важном», заниматься учителя — воспевать «советскую семью образцовую», добиваться воспроизведения старых тоталитарных отношений, внушать детям, что крепкая семья — это их долг. А это не долг. Никто из нас ничего власти не должен.
Альтернативная версия
Как бы я провела такой «Разговор о важном»? Ну, в идеале, конечно, изучала бы с ребятами примеры разных семей — полных и неполных, гомо- и гетеросексуальных, многодетных и бездетных, предлагала бы им обсудить, в чем плюсы и минусы разных вариантов семьи. Кстати, не исключаю, что многие из них будут высказывать вполне традиционные мнения. А кто-то не будет.
Ну, а если этот вариант слишком опасен, то, во всяком случае, ни за что, ни за что не стала бы я показывать омерзительные слащавые ролики, от которых у детей должно возникнуть только устойчивое отвращение к семейной жизни. Найдите какие-нибудь психологические тесты, изучающие совместимость людей, и займитесь ими. Поговорите о распределении обязанностей в семье — перед вами будет сидеть множество ребят, у которых дома папаши считают ниже своего достоинства посуду мыть. Поговорите о том, как воспитывать детей.
Или просто дайте им отрывки из разных литературных произведений — и пусть анализируют механизм семейных отношений, скажем, в семье Ростовых и семье Болконских. Или в «Детстве» Толстого и «Детстве» Горького. Всё лучше, чем сладкий сиропчик хлебать.