«Полный идиот. И это доказуемо». Случай Василия Якеменко
Удивительное зрелище являет собой бывший министр по делам молодежи Василий Якеменко в недавнем интервью блогеру Станиславу Роженькову. С как бы философской небрежностью он рассыпает определения человеческой глупости направо и налево, демонстрируя поистине впечатляющую уверенность в собственной интеллектуальной исключительности. Но демонстрирует нечто иное, отсылающее к Древней Греции…
«Это полные идиоты. Это причем доказуемо», – безапелляционно заявляет экс-министр о гражданах, выходящих на площадь отстаивать свои права. При этом сам Якеменко с обезоруживающей прямотой признается: «Меня вообще в этой жизни ничего кроме женщин не интересовало никогда. Для меня все эти вещи – это была возможность приблизиться к женщинам в том или ином виде».
Особенно трогательно выглядит его нынешняя трансформация из «наивного люберецкого парня, который ничего в своей жизни, кроме наркотиков, не видел» в философствующего отшельника. До 42 лет, по его собственному признанию, он даже не открывал ничего сложнее художественной литературы. Но теперь, накопив «адское количество денег» (источник которых деликатно остается за кадром, но в иной ситуации мог бы заинтересовать налоговые и правоохранительные органы), он посвящает себя чтению и «поиску внутренней свободы».
С особым упоением наш герой рассуждает о природе языка и мышления: «Когда мне начинают говорить глупости… мне кажется, что люди, которые так говорят, они пользуются каким-то языком, природу которого они просто не понимают».
Примечательно, что сам Якеменко с завидным постоянством использует слово «идиот», видимо, не подозревая о его исходном древнегреческом значении: человек, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в политическом управлении полисом.
Публичное конструирование образа «независимого интеллектуала» выглядит особенно занятно на фоне его же признаний в циничном прагматизме прошлых лет. Якеменко старательно демонстрирует «радикальный конструктивизм в восприятии социальной реальности» и «скептическое отношение к возможности целенаправленного социального действия». Но эта показная философская отрешенность почему-то не мешает ему по-прежнему появляться в медиа и рассказывать о своем принципиальном неучастии в общественной жизни.
Весь этот интеллектуальный маскарад – с цитированием Бейтсона, рассуждениями о природе сознания и демонстративным отказом от социальных амбиций – выглядит как попытка неофита выдать собственную ограниченность за просветление. Впрочем, возможно, именно в этой непреднамеренной самоиронии и кроется особый шарм бывшего чиновника, который так и не понял, что само его желание казаться умнее других – лучшее доказательство обратного.
Иными словами, если следовать излюбленной манере нашего героя и использовать его же лексику – перед нами человек, который с академической точностью описал собственное состояние. И это, как любит говорить сам Якеменко, «доказуемо».
P.S. Разумеется, не желая кого-то обидеть, мы обращаемся к исходному значению слова «идиот».
P.P.S. Случай Василия Якеменко интересен тем, что он является не уникальным представителем современной номенклатуры.