Перфоманс Шамана с ядерной кнопкой: от механизма компенсации страха к легализации агрессии
Только что все страна увидела “ядерный перформанс” по Первому каналу: певец Шаман во время исполнения своей песни нажал на ядерную кнопку и салют заменил ядерный взрыв.
Что это вообще такое?
Я родилась в 1976, и меня регулярно преследовал страх ядерной войны. Мне снился сон: мать меня подкидывает на руки, и когда я взлетаю, за ее спиной в окне я вижу ядерный гриб и понимаю, что мама еще не знает, но мы уже мертвы.
Но не это удивительно. Удивителен парадокс сочетания страха и агрессии. Многих детей того поколения во сне видели ядерный апокалипсис, а наяву рассказывали анекдоты, где Рейган и Брежнев вступают в соревнование или спор, в результате которого США погибает от ядерной бомбардировки, или пели песни очень странного содержания от первого лица:
Медленно ракеты улетают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя Америку немного жаль,
У Китая это впереди.
Скатертью, скатертью хлорциан стелется
И забивается под противогаз.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Падает, падает ядерный фугас.
Аудитория чуть постарше пела «В Париже танки» (на мотив «Парижского танго»), тоже, что важно, от первого лица, где «мы» — это советские военные, которые легко захватывают Париж, Лондон, Нью-Йорк, в других версиях — Кабул и даже Марс на фоне ядерного апокалипсиса:
И снова танки, в Нью-Йорке танки,
Вокруг растут грибы-поганки,
Нью-Йорк и Лондон, и Пекин
Стоят как выставка руин.
Таких песен было очень много (подробнее про это смотрите в книге “Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР”, Глава 6, вот тут она есть. Эта волна мощная волна юмористического «фольклора в ожидании катастрофы» залила кухни и советские дворы.
Зачем нужны такие песни? Это механизм фольклорной компенсации. Он изображает реальность более психологически комфортной, чем она есть на самом деле. В реальной жизни мы чувствуем страх и беспомощность перед возможной агрессией со стороны врага – вдруг завтра по нам шарахнут бомбой? А в фольклорном тексте ситуация переворачивается: здесь уже враг выглядит беспомощным, а мы — сильными.
Перформанс Шамана – Это тоже механизм компенсации, но другой. Со сцены россиянам говорят “не бойтесь, вот ваши страхи перед вами, давайте поиграем в войнушку”. Россиянам предлагают почувствовать себя сильными и агрессивными и испытать это чувство легализации агрессии как коллективную эмоцию во время праздника. Поэтому этот фрагмент с кнопкой показывают по Первому каналу. Именно коллективные эмоции создают идентичность группы. Сейчас у нас наблюдается некоторая нехватка коллективных эмоций, которые могли бы объединить людей (общество сильно поляризовано), и подобные перформансы позволяют испытать чувство «мы вместе и мы сильнее», и сделать потенциальное насилие еще более легитимным.