Памятники анонимному солдату
Особенностью советской монументальной военной пропаганды была обезличенность памятников. Скульптура не должна возвеличивать и прославлять конкретных воинов, неизвестный солдат – это собирательный, иконический образ, выражающий общую идею, которую транслирует государство в тот или иной исторический период (с поднятым мечом, с опущенным, с ребенком на руках или без и т.д.). Неизвестный солдат – это человек без имени, биографии и собственной воли, но хотя бы с лицом.
Увидев у Олега Кашина памятник Героям СВО, открытый в Вологде, понял, что современная монументальная пропаганда лишила этого солдата и лица.
Мы уже привыкли видеть живых солдат в масках – на интервью или на вручении государственных наград. В этом есть хотя бы какая-то логика: пока солдат живой, он сохраняет свою анонимность из соображений безопасности. Но вот солдат погибает и его увековечивают в граните опять без лица и в натянутой по самый нос маске.
Вот еще примеры. Сочи, Черемхово, Пермь. Опять без лица и в маске. Памятники анонимному солдату:
Полез читать про архитектора вологодского памятника. Алексей Комов, потомственный архитектор, сын Олега Комова, автора памятника Блоку на Спиридонове. Самая известная работа – памятник Ярославу Мудрому в Ярославле, изображенный на тысячерублевой купюре. Забавно, что после смерти Комова-старшего его жена, наследница авторских прав, судилась с Банком России – хотела, чтобы ей выплатили компенсацию за изображение на банкноте памятника, – но суд проиграла.
Теперь сын ваяет памятники героям СВО.