О главном месседже фильма
В оппозиционной среде широко распространено представление о том, что авторитарный поворот в России стал возможен, потому что в стране не были проведены полноценные люстрации и «сохранилось КГБ». В реальности указанный фактор сильно вторичен по отношению к тем аспектам, о которых рассказали в своем новом фильме соратники Навального.
Именно сформировавшийся в 90-е культ обогащения любой ценой, а также коррупция и беспринципность руководства страны привели к резкому росту социального расслоения и формированию у большинства ощущения несправедливости происходящего. Всё это предопределило дискредитацию демократии и резкий рост спроса на «сильную руку», которым воспользовался Путин.
Если бы чиновники и олигархи 90-х вели себя чуть более ответственно, то никакое «КГБ» ничего бы не сделало. Надо понимать, что ни о каком восстановлении советского строя чекисты 90-х не думали, они тупо обслуживали интересы тогдашнего олигархата. Вспомните того же Путина: он подвизался при Собчаке и потихоньку подворовывал, не претендуя ни на что великое. О последнем он стал мечтать только после того, как его призвали Таня с Валей.
В ситуации, когда народ недоволен демократией, когда он взыскует «порядка» и «сильной руки», авторитаризм прорастает сам, никакие «чекисты» для этого ему не нужны. В Восточной Европе, например, прекрасно обошлись без них. Два режима, в максимальной степени продвинувшиеся в части сворачивания демократических реформ там, – это Орбан в Венгрии и «ПиС» в Польше. Так вот, и друг Путина Виктор и братья Качиньские – никакие не «чекисты» и ни под какую люстрацию никогда бы не подпали. Потому что они выросли из рядов оппозиции коммунистическим режимам и начинали свои карьеры как идейные борцы за демократию. Это не помешало им, почувствовав наличие соответствующего запроса, встать на путь, ведущий в противоположном направлении…
В этом смысле слова фильм «Предатели» представляется вполне адекватным. Он напоминает об истиной природе происшедшего.
Время на осмысление прожитого сейчас есть, революции в ближайшие дни всё равно не предвидится, так что можно ещё раз обдумать ошибки прошлого – с тем, чтобы не повторить их в будущем.
Уточню, что я говорю о главном месседже фильма, а не об его конкретных сюжетных поворотах.