Навальный напоминает очевидное: цель не оправдывает средства
Пост Алексея Навального “Мои страх и ненависть” нельзя анализировать с той же оптикой, с какой политологи, политобозреватели и прочая неравнодушная публика привыкла разбирать программные статьи политиков. Этот текст нужно читать как речь человека, который много месяцев живет в нечеловеческих условиях, подвергаясь медленным пыткам и понимая, что это – результат его собственного морального выбора, производное его убеждений и поступков.
Как любой нормальный человек, Навальный задается вопросом: “Ради чего я страдаю? Ради кого?” Размышляя об этом, он анализирует не только свою собственную жизнь, но и жизнь всей страны. Это внутренний психоанализ и попытка объяснить себе и всем, почему его мир превратился в темницу, а Россия – в полуразрушенную казарму.
Кто-то прочитает в его тексте осуждение не идеальной, на его взгляд, оппозиции и конкретных ее представителей. Кто-то скривится, прочтя о ненависти к Ельцину или реформаторам 90-х. Кого-то возмутит сравнение Ельцина с Путиным. Кто-то поспорит с тем, что Путин и его “опричиники” – всего лишь “козлы”, которых “пустили в огород”. Все мы читаем его речь с позиций людей на воле. Но, уверен, окажись мы на его месте в прямом смысле слова, мы бы поняли намного больше.
Навальный прямым текстом пишет, что пытается найти ошибку в системе, понять, в какой момент случилась поломка, где источник проблемы. Самое важное в его размышлениях, на мой взгляд – мысль о том, что любой компромисс с совестью – это путь к гибели. Те, кто в 90-х осознанно шел на уступки, допускал вольное трактование законов, передавал бизнес “своим”, закрывал глаза на преступления, в 96-м “спасал” выборы – продал душу дьяволу. Цели этих людей могли быть самыми благородными и прогрессивными (свободная демократическая Россия, курс на Запад, и в конце концов, какая разница, сколько заработает Вася на своем левом бизнесе, или почему Зюганов не стал президентом), но методы, которые они использовали ни благородными, ни прогрессивными не были. Навальный напоминает, казалось, очевидное: цель не оправдывает средства. Но многие ли из нас, с детства воспринимая этот тезис как красивую банальность, так живут? Многие ли из строителей новой России в 90-е, нулевые, десятые так жили и живут сейчас?
Образ жизни и средства, которыми мы пользуемся для достижения своих целей – от карьерного роста до изменения мира – вот что формирует характер системы, будь то жизнь отдельной личности или целой страны. Какими бы достойными ни были цели, если средства низкие, впереди (рано или поздно) – распад системы. Мы можем мечтать о прекрасном будущем, но идти к нему по трупам миллионов. Разве не то же самое делал Советский Союз? Разве не светлая идея общего блага лежала в основе? Основанный на четких принципах метод (средства, образ жизни – назовите как вам больше нравится), не исключает ошибки, но не допускает осознанных отклонений. Как только появляются “исключения”, деформируется весь путь. И вы сами не замечаете, как вместе с методами однажды меняются и цели.
Благими намерениями… Да неважно, какими намерениями – вопрос в результате. А результат сейчас – темные стены, изоляция, злость и агрессия. И я сейчас не про Навального, а про всю Россию.
Речь Навального адресована прежде всего тем, кто верит (возможно, наивно) в то, что Россию можно отстроить заново и намерен в этом неблагодарном деле поучаствовать. Особенно – тем умницам, технократам и мастерам тактики, кто, искренне стремясь к победе над злом, допускает или не задумывается о методах. Когда строишь небоскреб, важно обращать внимание на каждый дюйм. Одна ошибка – и небоскреб падает, разрушая все, что вокруг.