Мнения сторон
В полемике “белых пальто” с “хорошими.ру”, взбудоражившей умы и сердца наших ищущих истину интеллигентов, как и во всем ныне происходящем, ответы следует искать в опыте денацификации немецкой культуры после краха Третьего рейха. Тогда были созданы судебные и этические прецеденты, обозначающие границы допустимого в сотрудничестве творческого контингента с преступным режимом. Они вполне приемлемы и в сегодняшней ситуации.
Главным авторитетом в этой области безусловно является Иштван Сабо, венгерский режиссер, получивший “Оскар” за фильм “Мефисто” (1981), описывающий разложение личности театрального деятеля, сотрудничавшего с нацистами “ради сохранения театра”.
Однако гораздо более актуальным для нынешних споров является его другой фильм, “Taking Sides / Мнения сторон” (2001), где речь идет о деятеле культуры, с режимом не сотрудничавшим, но оставшимся в Германии и продолжавшим творить всю войну, несмотря на свое неприятие идеологии и политики нацистов.
Сюжет фильма основан на реальном событии — следствии, проведённом в 1946 году американскими оккупационными властями в рамках денацификации в отношении выдающегося дирижёра Вильгельма Фуртвенглера (его играет Стеллан Скарсгард). Американский майор Стив Арнольд (Харви Кейтель) пытается доказать связи Фуртвенглера с нацистской партией.
По ходу следствия выясняется, что выдающийся дирижёр защищал работавших в оркестре евреев, многих из которых спас от концлагеря, отказывался вступать в нацистскую партию и отдавать нацистское приветствие.
Тем не менее майор Арнольд требует от Фуртвенглера ответов на неудобные вопросы. Почему тот не эмигрировал, когда нацисты пришли к власти? Почему дирижировал симфонией Бетховена в рамках празднования дня рождения Гитлера? Фуртвенглер оправдывается тем, что считал необходимым сохранить немецкую культуру и помочь своими исполнениями немцам, находившимся под гнётом тоталитарного режима.
Позиция майора Арнольда бескомпромиссна — чем крупнее фигура, тем большую она несёт ответственность за преступления режима. В конечном счёте Арнольд передаёт дело в суд. Но суд оправдывает дирижера и он продолжает руководить Берлинской филармонией в свободной Германии.
Моральный аспект этой дилеммы передан через образ секретарши майора Арнольда – дочери казненного немецкого офицера, участника заговора против Гитлера. По ходу ужесточения позиции следователя, она, наоборот, смягчается в отношении Фуртвенглера и становится на сторону дирижера.
Параллели с сегодняшним днем очевидны. Если бы я ставил фильм про “белые пальто” и “хороших.ру”, то в современной версии майора Арнольда я вижу Katia Margolis, а линию дирижера Фуртвенглера я отдал бы, скажем, Алексей Венедиктов‘у. Но пока кино у нас нет, так что я рекомендую смотреть поучительный фильм “Мнения сторон”.