Кабинетный ученый из кабинета выходить не обязан
У социологов-теоретиков есть одна освященная веками привилегия – те объекты, которые мы выбираем для анализа, не даны нам в непосредственном опыте. Мы идем туда, куда влечет нас прочитанный материал и исследовательское воображение. Это, впрочем, касается не только теоретиков. Эмпирики тоже не могут претендовать на какую-то особую экспертность в изучаемом вопросе.
– Социологи семьи разводятся ничуть не реже остальных социологов. Социологи науки понимают в науке ничуть не больше остальных ученых. Социологи элит очень редко становятся элитой. И только эконом-социологи чуть богаче остальных, но только потому, что они на самом деле экономисты, – заметил как-то на лекции Геннадий Семенович Батыгин.
Короче, кабинетный ученый из кабинета выходить не обязан и пишет он не про то, что важно, актуально и релевантно текущему моменту. Отсюда все эти комплексы старых советских мастодонтов из Академии Наук. Им всегда хотелось проветрить свои кабинеты, превратив ветер истории в персональный сквозняк.
– Нужно быть ближе к реальности! Изучать то, что важно! То, что сейчас у всех на устах! – Сказал как-то на заседании совета Института социологии Владимир Александрович Ядов. – А что сейчас у всех на устах? Правильно! Терроризм! Сепаратизм! Хасиды!
– Шахиды, Володя, шахиды… – Поправил его Владимир Самуилович Магун.
В общем, меня близость к живой жизни никогда не заботила. Наоборот. Эмпирический объект лучше не видеть. Непосредственное с ним знакомство лишь отбивает охоту его изучать.
Руководствуясь этим принципом, я написал статью о войне. За шесть лет до войны.
Статью о дронах в 2017-м. Теперь засыпаю под их мерное жужжание.
Главу о городских гетто. В итоге живу в Бат-Яме.
Книжку о сплочении людей в ситуации угрозы. За два года до 7 октября.
Кучу статей о том, как технические объекты вторгаются в социальный мир и становятся его полноправными участниками. Задолго до чата GPT.
Моя первая научная публикация – о конфликте старожилов и новоприбывших в разных типах сообществ (2002 г.). Добро пожаловать в Израиль.
Не знаю, что там за абсолютный дух упражняется в чувстве юмора.
Но я все еще жду, когда очередь дойдет до моих исследований «социальных детерминант счастья» и главы по социологии денег.