Купить мерч «Эха»:

Интервью Якеменко, статьи Дугина и Суркова — что они говорят о России и о войне

Максим Кац
Максим Кацобщественный деятель
Мнения15 января 2025, 10:17

Война с Украиной с самого начала сопровождается дефицитом, не только людей или техники, но и смысла. И недавнее интервью с Василием Якеменко это демонстрирует. Сегодня его разберём, но перед этим посмотрим, какие смыслы в войне пытаются найти в войне провоенные мыслители.

К исходу третьего года так и не появился чёткий ответ на вопрос «зачем всё это нужно?» Какова цель вторжения в Украину, кроме пополнения кладбищ по обе стороны границы? К решению этой задачи привлекались самые разные люди, в том числе и лучшие умы путинской эпохи, по мнению Путина: философы, политики, общественные деятели. Идеи они предлагают иногда диаметрально противоположные. Из недавнего: на новогодних праздниках в своих телеграм-каналах опубликовали новогодние тексты философ Александр Дугин и бывший кремлёвский чиновник Владислав Сурков. Дугин, как и раньше, подошёл к проблеме с максимально кровожадной точки зрения и пришёл к единственно возможному выводу: для создания империи маловато у нас репрессий. Сердце философа требует крови, мол, давайте придём в себя и начнём действовать по-нашенскому, по-честному, по-русски, пора сажать, казнить там, ну и прочее такое. Пора просыпаться и устраивать великую чистку. Победить, не растревожив крысиного гнезда предательской элиты, не получится. И тем, и тем угодить невозможно, родина или смерть. Или смерть элите девяностых-двухтысячных, или смерть родине, то есть, нам. Конец цитаты. В общем, смысл войны по Дугину кроется в создании империи, ведь история кормится кровью, а на фронте её более, чем достаточно. Дугин предлагает провести настоящую мобилизацию и заменить неправильную элиту на правильную, патриотическую.

Владислав Сурков же опубликовал статью с названием «Парад империализма» с мыслью, обратной дугинской. Давайте, мол, наоборот, вернём, как было. Надо, говорит он, меньше ориентироваться на Восток и больше на Запад. В конце концов, СВО в геополитическом смысле расширяет нашу территорию в западном направлении, можно сказать, прорубая очередное «окно в Европу». О, чего придумал. Действия России в Украине, по словам Суркова, вызывают зависть у других стран, ведь они, мол, тоже начинают действовать, как империи. Сурков приводит в пример Турцию, почему-то Израиль, Китай и отдельно Трампа, который требует себе Гренландию, Канаду и Панамский канал. В общем, кругом одни двойники и подражатели.

Не то, чтобы Дугин с Сурковым рассказали нам что-то новое про себя. Их взгляды и убеждения давно известны, в этом никакой интриги нет. Они нас интересуют, скорее, как представители так называемых двух противоположных направлений философской школы позднего путинизма. Дугин – это про радикальный консерватизм, Сурков – про умеренное западничество и подмигивание так называемым системным либералам. Их тексты отлично дополняют друг друга, но ни тот, ни другой так и не дали ответ, а зачем война нужна элитам России, то есть, людям, от которых зависит функционирование государства? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно послушать, как эти элиты вообще рассуждают.

Тут нам очень поможет недавнее видеоинтервью Василия Якеменко. Этот человек недавно обладал очень большим влиянием и отвечал за молодёжную политику. Он стоял у истоков пропутинских молодёжных движений «Идущие вместе» и «Наши», работал главой «Росмолодёжи», то есть, по факту, был федеральным министром. На Якеменко была возложена важная роль, он должен был воспитать новое поколение граждан, лояльных путинской власти и готовых ради неё на всё. Справился он с этой задачей просто: ни «Наши», ни «Идущие вместе» социальными лифтами не стали и бесславно ушли в прошлое, сошли на нет во время больших протестов 11-12 годов. С тех пор Якеменко живёт прекрасной комфортной жизнью рантье, используя, по его словам, деньги, заработанные им раньше в правительстве, ведь на всю эту историю с движением «Наши» в нулевые годы бюджеты выделялись немалые, один только ежегодный форум «Селигер» обходился в несколько сотен миллионов рублей.

Интервью Якеменко – это разговор с максимально циничным человеком. Вы не услышите там ничего ни про консервативные ценности, радующие Дугина, ни про судьбой предначертанную неизбежность империи из рассуждений Суркова. Якеменко такими категориями не мыслит: он прямо говорит: «Моя работа на Кремль не была способом укреплять Россию или там бросать вызов Западу, моя работа была способом срубить денег и получить больше женщин». И, что ещё более важно, Якеменко говорит, что именно так рассуждают примерно все, кто работает на власть.

«Я много что понял про власть, про природу власти. Если бы у меня не было такого глубокого опыта, мне бы могло казаться, что где-то, в каких-то эшелонах есть какие-то люди, они совсем другие. Нет, я могу утверждать, что никаких эшелонов, никаких там особенных людей, все абсолютно одинаковы».

Якеменко интересен тем, что занимался вопросами не операционными, типа сбора налогов или управления администрацией. Его задачей было продвигать идеологию, доносить смыслы происходящего, в его случае для молодёжи. Он должен был строить всех этих праздношатающихся молодых людей, которым в голову может залезть всякая крамола, в строгую идеологическую вертикаль государства. Как раньше в советские времена в такую вертикаль был встроен комсомол. Да, можно выполнить такую работу плохо, если быть, например, человеком некомпетентным. Но теперь Якеменко вот, отвечавший раньше якобы за воспитание российской молодёжи, честно признаётся, что не верит не только в то, что человека вообще можно воспитать, но и в существование России вообще.

«Вы знаете, я ни в какую страну не верю, я вообще в абстракции подобного размера не верю. – Вот это очень интересная философия у вас, хотелось бы раскрыть. – Да нет тут никакой философии, это элементарная наблюдательность. Знаете, я реалист, я не философ, я реалист. – Поделитесь, как вы видите. – Очень просто, это фотоаппарат. Вас можно назвать молодым человеком. Это лампа. Я это вижу. Сколько бы вы ни пытались показать мне страну, вам не удастся это сделать, потому что это абстракция».

Для Якеменко мысль о том, что можно быть искренне увлеченным какой-то идеей выглядела, когда он работал в правительстве, абсурдом. Он рассказывает, что, когда он работал в правительстве, к нему приходили учёные, утверждавшие, что наукой надо заниматься ради науки, он им не верил, думал, что они просто хотят сорвать грант побольше, и считал их такими же жуликами, как и он сам.

«Вот когда к нам приходили учёные и говорили: «А вы понимаете, что наука делается ради науки?» – я, как представитель правительства, обладающий бюджетами и правом их распределять, говорил: «Свистите дальше. Вы нам сейчас будете это рассказывать, чтобы добывать из нас деньги и ни черта не делать». Потому что я считал их примерно такими же жуликами, каким был я сам».

А это, как раз, подводит нас к теме войны. Казалось бы, вот она, квинтэссенция всего путинского правления, точка, на приближение которой работал и сам Якеменко, воспитывая молодёжь. Переломный момент, который должен сплотить старую элиту и вырастить новую. Что думает про войну сам Якеменко? А он ничего не думает, он говорит, что ему совершенно не интересно смотреть новости про войну, потому что нет никакой разницы, от кого и кому перешло Дебальцево, а единственная интрига – это кинет или не кинет Володька, как он говорит, ядерную бомбу. Ну и если кинет, то всё остальное не будет уже иметь никакого значения, поэтому можно об этом и не думать.

Пока всякие Дугины и Сурковы рассуждают о необходимости расширения империи, пусть и подходя к этому вопросу с разных точек зрения, Якеменко честно говорит, ему вообще плевать на границы, а страны – это вообще искусственный конструкт. А также признаётся, что ему жаль Путина, который явно не понимает, что происходит. Ничего у него, мол, не получается, хочет что-то сделать, но за что ни потянет – ничего не выходит, везде сталкивается с жуликами, которые сами ни черта не соображают и дают советы один другого глупее.

Главный вывод бывшего главы «Росмолодёжи» озвучивается ближе к концу интервью. Он говорит: «У нас в России нет политики, потому что политика – это озвучивание смыслов, чем в нашей стране никто не занимается».

«У нас в России нет политики, у нас не может быть политика. Политика – это сообщение, это текст, это содержание. Вы должны сказать не просто очередную глупость популистскую, а что-то, в чём есть политическая мысль. У нас нету политиков и у нас нет политики. Единственная политика, если так можно сказать, заключается в том, что у нас нет политики».

Интервью Якеменко отлично показывает, почему никакие смыслы не могут глубоко проникнуть в российскую власть. Потому что эта власть, в основном, представлена людьми, которым никакие смыслы не нужны, которые туда попали, в общем-то, чтобы денег заработать, ну и, может, статус повыше. Якеменко не стесняется своих взглядов, он бравирует ими, открыто говорит, что он и сам был жуликом, и других такими же считал. Ему, конечно, повезло. Он выскочил из власти в момент, когда это было относительно безопасно. На излёте медведевского времени, в самом начале эпохи возвращения Путина. Якеменко полностью провалил поставленную перед ним задачу, но ему удалось избежать уголовных дел и сохранить накопленные во время работы в правительстве деньги. Его судьбе, наверняка, завидуют многие представители российской правящей верхушки. Они, может быть, и рады были тоже читать умные книги и ничего не делать, но не имеют такой возможности и вынуждены продолжать свою государственную деятельность. Как ни парадоксально, но это хорошая для нас новость. Намного хуже было бы иметь дело с фанатиками, с людьми, которые готовы положить жизнь за свои убеждения, как тот же Дугин, например, который пережил убийство дочери, но при этом не только не изменил своих взглядов, а наоборот, ещё больше в них уверовал. Такие люди могут сражаться до последнего вздоха, будут до последней секунды верить, что сейчас случится чудо. Подобное настроение всегда придаёт сил.

Переменам всегда проще произойти, когда правящая элита представлена такими людьми, как Василий Якеменко. Людьми циничными и лицемерными, которые ни во что не верят и просто хотят урвать денег. Подобным персонажам не интересны ни кровавые фантазии Дугина, ни вздохи Суркова по утраченному раю. Они живут одним днём, перекатываясь из сегодня на завтра, не строят долгосрочных планов, не мечтают о светлом будущем, в котором наступит коммунизм или ещё какая-то утопия. Они смотрят на происходящие события совершенно не с точки зрения ценностей и смыслов, и выбирают сторону, которую следует поддержать, не по близости взглядов. Всё, что их волнует – это удастся ли сохранить или приумножить собственное богатство, удастся ли отползти с минимальными потерями, это тоже неплохо. Они встанут под тот флаг, где вероятность положительного исхода для них будет выше. Даже если идеи, которые под этим флагом озвучивают, будут противоположны тем, которые эти люди оглашали ещё вчера. Ровно это делает и Якеменко. Он говорит в интервью: «Главной задачей движения «Наши» было убрать из власти людей, нацеленных исключительно на личное обогащение». А через пару минут признаётся, что личное обогащение было его единственной задачей на посту руководителя движения «Наши», и не видит в этом никакого противоречия.

Однажды в России начнутся большие перемены. Мы не знаем, когда и как это произойдёт, не знаем, что станет их триггером: смерть Путина или неудача на фронте, или резкий рост цен на яйца, или что-то ещё. Гадать нет никакого смысла. Но с большой долей уверенности мы можем утверждать: если российская политическая элита действительно представлена такими людьми, как Василий Якеменко, то, когда перемены начнутся, большого сопротивления им не будет. Если есть навык, который российская верхушка идеально усвоила, то это навык держать нос по ветру и адаптироваться к любым изменениям. Так что они прекрасно адаптируются ещё раз.

При этом в российском обществе сейчас не так много сил, обладающих реальными, настоящими признаками политических движений. Не навязанных сверху, а настоящих, когда люди объединяются не по признаку желания получить зарплату или заработать денег, а по признаку взглядов и убеждений. Когда слушают кого-то не потому, что только его по телевизору показывают, а потому, что реально интересно мнение спикера. Одна из таких сил – это как раз мы с вами, те самые российские либералы. Либеральные политики и их сторонники – как раз люди идейные, других людей в нашем движении не осталось, потому что личную выгоду в нём найти нельзя уже, минимум, как лет 20, только личные проблемы. При этом именно политиков и экспертов либеральных взглядов люди слушают, даже несмотря на запреты, замедление Ютьюба и объявление их иностранными агентами. Да, используя всю государственную машину, российское либеральное движение удалось пока лишить влияния, у него нет в России никакой организационной структуры, а его лидеры, в основном, говорят из эмиграции или молчат. Но так будет не всегда. А состояние элит и других политических сил России сейчас говорит о том, что, когда начнутся перемены, шанс у нас с вами будет. До завтра!

Купить книгу Максима Каца «История новой России. От коммунизма через демократию к автократии» на сайте «Эхо Книги»



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025