Госзаказ изменился
Я, к сожалению не видела спектакль Жени Беркович «Финист Ясный сокол». Он вышел в 2020 году на одной из независимых площадок Москвы. И сделан был независимой театральной компанией. Независимый проект. Но я читала пьесу. Мы с Женей были в жюри одного театрально-драматургического фестиваля, я не буду писать о каком фестивале идет речь, это было еще до Любимовки, кажется, именно тогда, на том фестивале, впервые появился этот текст – Светланы Петрийчук «Финист Ясный сокол».
Жене пьеса понравилась сразу и Женя сразу заговорила о том, что хотела бы сделать спектакль, а я именно в это время снималась в сериале для одного из федеральных каналов, то ли первого, то ли второго, я сейчас уже не помню, сериал назывался «На краю». Так вот. Тема пьесы и тема сериала были очень близки. И в сериале, и в пьесе рассказывалось о русских девушках, которые не найдя любви, тепла, понимания и защиты на Родине и в семье, выходят замуж за мусульман, которые готовы им дать то, чего им не хватает – любовь и защиту, и невольно становятся женами террористов, которые и их делают террористками.
Я в сериале играла роль очередной несчастной русской бабы, уставшей от тотального одиночества, отсутствия любви и ласки настолько, что когда мой муж – насильник и абъюзер, начинает приставать к моей молодой и красивой дочери, я готова закрыть на это глаза, выгнать дочь из дома, только бы этот, возможно последний в моей жизни мужик, остался со мной.
Дочь убегает, униженная, уходит из дома и уезжает из России, в надежде, под защитой ислама, найти любовь и покой, попадает в заложницы к террористам, а я остаюсь с мужиком, который в любой момент может меня бросить.
И вот я играю это все для федерального канала, и читаю по ночам пьесы. Одна из которых рассказывает о судьбах вот таких девушек, которые становятся заложницами своей мечты о любви. И понимаю, что это невероятно сильная пьеса, сам текст и его конструкция просто действуют как шок. С одной стороны – документальные материалы, с другой стороны – архитепическая форма, вощведенная к самым глубоким народным, былинным источникам.
Ни о каком оправдании терроризма даже речи не идет, даже близко не возникает такой мысли.
Возникает чувство, что любой террорист – государство ли, человек ли, идеология ли, если с ней соприкоснуться, разрушает человека и ломает его жизнь навсегда. Это если человек жив останется, но чаще всего, терроризм просто убивает. Какое уж тут оправдание?
Это одна из самых сильных современных пьес, прочитанных мной.
И была она написана тогда, когда тема эта была настолько, не просто больной и кровоточащий, но и заметной настолько, что деньги государственных каналов тратили на госзаказ по этой теме.
И вот я наблюдаю за всем, что происходит сейчас, и понимаю, что госзаказ изменился.
Что достали из пыльного шкафа донос двухлетней давности, которому раньше и хода не давали, не просто для того, чтобы завести дело на прекрасных, невероятно талантливых и невероятно мужественных женщин – Женю Беркович и Светлану Петрийчук, а для того, чтобы расправиться не только с театральной премией, но и с независимыми проектами и независимыми площадками, как таковыми.
Не должно быть сейчас в России независимого от государства ничего.
Вообще ничего.
Только госзаказы хорошо контролируемые и цензурируемые.
И только так.
А текст, повторюсь, не то, что не оправдывает терроризм, он обличает его со всей силой и талантом! (Написала я в лучших традициях советского агитпропа).
И еще, наверное самое главное, что я хочу написать. Сегодня в Москве, в Замоскворецком суде, в 14:00 будет заседание по избранию меры пресечения для Жени Беркович и Светланы Петрейчук, приходите пожалуйста, все кто может.
Вот прямо бросайте дела и приходите.
Это очень важно. Прийти. И не менее важно вести себя там очень сдержанно, но, прийти.
Меня, к сожалению сегодня в суде не будет, по понятным причинам. Но я буду представлена.
И еще.
Я не видела этот спектакль, на я видела другие спектакли Жени. Беркович, я так абсолютно серьезно считаю, одна из самых сильных режиссерок сегодняшнего дня.
А еще Женя большая, серьеная, очень талантливая поэтесса. Вот если что и останется от нас и нашего времени в будущем, это стихи Жени.
«Больше невозможно ни на что надеяться.
Завтра на месте «дней» появится «лет».
Утром в дверь звонили росгвардейцы,
А росмушкетёры почему-то нет.
В родительский чат прислали открытку с тюльпанами:
«Спасибо всем мамочкам за наших ребят».
Тюльпаны выглядят какими-то странными,
Как будто им ноги отрезали, но они всё равно стоят.
Я иду пешком от Ваганьковского до дома.
На кладбище хорошо, там нет распознавания лиц.
Завтра мы перейдём к началу второго тома,
И впереди ещё десять — бесконечный Аустерлиц.
Что же ты, Софья Андреевна, продираешься к эпилогу,
Что ж ты бежишь к пруду, нет ответа и у пруда.
Мы никогда не узнаем, чем это кончится,
И слава богу,
Потому что Это не кончится никогда.
Крепостничество не расправится,
Не прояснится смута.
Это не третья мировая,
Это единственная война.
Я иду пешком от Ваганьковского до Бахмута.
На пути моём ландыши,
мёртвые с косами,
и тишина».
А еще сегодня у мужа Светланы Петрийчук день рождения.
Юра, держись. Пусть случится чудо.