Презентация новых книг - Михаил Штерн, Михаил Каминский - Все так - 2010-11-06
С. БУНТМАН: Ну что же, у нас сегодня особенная передача программы «Все так», потому что она посвящена выпуску очередному… это стало уже для нас достаточно такой вот… периодически выходят и в виде книг печатных, и в виде книг аудио, выходят на основе тех передач, которые проводятся в эфире радиостанции «Эхо Москвы» и телеканала «RTVI». Наталья Ивановна Басовская, добрый вечер.
Н. БАСОВСКАЯ: Добрый вечер.
С. БУНТМАН: Добрый вечер. Сегодня мы не будем рассказывать про очередного персонажа, будем вспоминать тех, о ком рассказывали, и как про них было напечатано или сказано еще особенным образом, то есть, то, что мы слушаем – это ведь не записи передач с эфира…
Н. БАСОВСКАЯ: Нет.
С. БУНТМАН: … ваших бурных разговоров с Алексеем Алексеевичем в основном. А это уже другого вида рассказ. Я хочу вам показать и рассказать, о чем идет речь. Идет речь о книге, очередной выпуск у нас книги «Человек в зеркале истории» и «Эхо истории на «Эхо Москвы». И здесь уже есть подзаголовок. Я думаю, что вот обложку книги могут посмотреть, а я пока скажу нашим радиослушателям, что здесь подзаголовок «Авантюристы, победители и богини». Распределяется здесь не по авантюристам и богиням, а вот… вы уж сами судите, кто у нас богини, кто – авантюристы, кто у нас победители…
Н. БАСОВСКАЯ: Хатшепсут твердо знала, что она – живой бог.
С. БУНТМАН: Ну конечно.
Н. БАСОВСКАЯ: А с нее начинается эта третья книга.
С. БУНТМАН: Да. И у нас и книжка… книжка подразделяется… Наталья Ивановна, как мне нравится, что вот сегодня мы с Александром Каменским говорили, что когда-то у нас Средние века укатывались с эшафота вместе с головой Карла Первого. Вы гораздо более тонко здесь, в этой книжке, делите…
Н. БАСОВСКАЯ: Раннее Новое время.
С. БУНТМАН: Раннее Новое время, уже другое Новое время. Вот… а вот, да-да-да, ой, господи, здесь уже семафорят все, что я не включил видеотрансляцию. Ну, сегодня у меня сложная видеотрансляция, друзья мои, так что я не обладаю навыками наших замечательных операторов и не могу показывать всех и крупными, и средними, и общими планами. Я покажу вам Наталью Ивановну, потом покажу наших гостей, которые будут говорить. Так вот, вот я уже внедрился в книгу, а мне еще надо книги… вернее, книги звуковые, диски… «Микеланджело Буонарроти». Он кто у нас, кстати говоря?
Н. БАСОВСКАЯ: Гений.
С. БУНТМАН: Просто гений?
Н. БАСОВСКАЯ: Нескольких муз. Четыре музы стояли у его колыбели, когда он родился.
С. БУНТМАН: Просто гений, просто гений.
Н. БАСОВСКАЯ: Проще некуда.
С. БУНТМАН: Микеланджело Буонарроти. А вот это кто у нас человек, о котором вы так долго, в нескольких передачах рассказывали? Наполеон Бонапарт.
Н. БАСОВСКАЯ: Это самая популярная, наверное, биография 19-го века. Из ничего в императоры.
С. БУНТМАН: Из ничего в императоры.
Н. БАСОВСКАЯ: Тоже гений.
С. БУНТМАН: Да…
Н. БАСОВСКАЯ: Только на другом поле.
С. БУНТМАН: Но поползновения себя подспудно считать божественным – в общем-то, тоже вот…
Н. БАСОВСКАЯ: Да он бы не возразил.
С. БУНТМАН: Он бы не возразил?
Н. БАСОВСКАЯ: Нет-нет, не отказался бы.
С. БУНТМАН: Он бы не возразил, по определенным причинам до этого дело не дошло.
Н. БАСОВСКАЯ: Просто не успел. Мама Летиция, как и с коронацией императорской короной, ему бы сказала: «Не надо, Наполеончик, не надо». Она была против.
С. БУНТМАН: Лучше не надо.
Н. БАСОВСКАЯ: Разумная женщина была мама Летиция. Но он бы согласился.
С. БУНТМАН: Лучше не надо. А потом Святая Елена, маленький остров и все…
Н. БАСОВСКАЯ: И конец.
С. БУНТМАН: Все обращается…
Н. БАСОВСКАЯ: Остров потухших вулканов, и он среди них такой же потухший вулкан.
С. БУНТМАН: Вы можете выиграть эти книги. Прежде чем мы перейдем к разговору, я задам один из наших шести вопросов. У нас будет шесть вопросов. И я задам, буду задавать этот вопрос, вы будете бодро отвечать нам с помощью смс, потом… вот, смотря как мы будем успевать. Будут мне приносить ответы и победителей – я буду сразу их объявлять. Если буду не успевать объявлять… По 5 победителей на каждый вопрос у нас будет правильно ответивших, 5 человек получат наши призы, вот эти два диска и книжку. Не буду успевать – все равно вам позвонят, друзья мои, даже если вы не услышите в эфире и не увидите в эфире «RTVI» своих имен. Скажите мне пожалуйста, кто сказал Микеланджело: «Он мог все». Я правильно прочитал?
Н. БАСОВСКАЯ: О Микеланджело, да.
С. БУНТМАН: О Микеланджело кто-то сказал. Ведь обычно, я должен вам сказать, люди, которые занимаются, там, похожими вещами…
Н. БАСОВСКАЯ: Да, из современников.
С. БУНТМАН: Да, они вообще…
Н. БАСОВСКАЯ: «Он мог все».
С. БУНТМАН: … они вообще-то редко говорят хорошие вещи…
Н. БАСОВСКАЯ: Ревнивые.
С. БУНТМАН: … друг о друге. Нет, ну что вы! Добиться от одного, там, скажем, писателя, чтобы он сказал другому: «Это был гений» - ну что вы…
Н. БАСОВСКАЯ: (смеется)
С. БУНТМАН: Это можно всю жизнь положить на это. Сегодня у нас в студии, помимо Натальи Ивановны Басовской, еще и ведущего Сергея Бунтмана, сегодня те, кто как раз и выпускал эти книги печатные и книги аудио. Михаил Каминский, генеральный директор издательства «Олимп». Добрый вечер.
М. КАМИНСКИЙ: Добрый вечер.
С. БУНТМАН: И Михаил Штерн, генеральный директор издательства «Контент-Медиа».
М. ШТЕРН: Добрый вечер.
С. БУНТМАН: Добрый вечер. Ну, у меня сразу, пока вы отвечаете… Да, кстати, как вы отвечаете: +7-985-970-45-45. Присылайте, мы должны успеть задать все вопросы, потому что мне очень хочется, чтобы все 30 наших призов обрели своих хозяев сегодня. Итак, вот скажите пожалуйста, вот когда я говорю… вот вопрос у меня к Михаилу Штерну сейчас. Когда я говорю, что это не то, что люди слышат в эфире, вот что это и как… какова специфика именно создания аудиокниги здесь?
М. ШТЕРН: Ну, в первую очередь, это полная авторская версия. Это не запись эфира, который ведется в форме диалога, это Наталья Ивановна приезжает к нам в студию. И фактически для нас всех читает лекцию, если так можно сказать. Мы являемся счастливчиками в этом вопросе, потому что либо мы присутствуем на записях, либо мы потом втайне слушаем до выхода аудиокниги, слушаем, что было записано. И она целиком вот рассказывает про вот наших персонажей.
Н. БАСОВСКАЯ: Но с поправками бывает. В отличие от прямого эфире… эфира – простите. Вот так вот, оговорка – и тогда сразу строгий оператор, замечательный оператор или режиссер Алексей…
М. ШТЕРН: Яркин.
Н. БАСОВСКАЯ: … который очень вообще-то благорасположенно относится, в удачных местах он мне через стекло подает знаки: хорошо, мол, молодец – и меня это очень поддерживает. Но малейшая запиночка или нечетко произнесенный слог – он: «Стоп». И да я и сама… мы чаще всего хором это делаем. Мы стремились к тому, чтобы текст, речь на диске была по возможности безупречной, ибо техника позволяет это сделать.
С. БУНТМАН: Ну конечно, это совершенно ведь другая стилистика, это совершенно другая история…
Н. БАСОВСКАЯ: Абсолютно. Это спокойный рассказ, без торопливости, с возможностью что-то переписать. Конечно, свои конспекты, которые у меня есть во время передач об этих персонажах…
С. БУНТМАН: Это вот те самые… я думаю, что зрители «RTVI» прекрасно знают цветные листочки…
Н. БАСОВСКАЯ: Желтенькие, розовенькие, голубенькие. Я их дополняю…
С. БУНТМАН: Что у нас на желтеньких, что на…
Н. БАСОВСКАЯ: На желтеньких биография.
С. БУНТМАН: Так.
Н. БАСОВСКАЯ: На голубеньких исторический контекст. Эпоха и всякие реалии, которые встречаются. А розовенькие – это цитаты из источников. И это очень удобно, когда ты сразу уже знаешь, где у тебя что. Но я их перед походом в студию к Михаилу Штерну, на их фирму, сижу, дополняю, вписываю и подчеркиваю те детали, которые были там, но я не успела в эфире сказать. Все-таки в эфире мало времени. Каждая из этих аудиокниг – это почти три часа или полных три часа говорения. Плюс музыкальные какие-то вставочки. Это довольно большой материал. И поэтому то, что не успело попасть в эфир… я очень часто думаю: ах, эта деталь не уместилась, не хватило времени. Там я была совершенно в этом смысле свободна. И прекрасные строгие режиссеры-операторы, которые подскажут, если даже ты какой-то слог сказала не так, как хотелось бы, есть приятная возможность это исправить. Это прелесть аудиокниг.
М. ШТЕРН: Я должен честно сказать, у наших звукорежиссеров очень была сложная работа. Потому что им приходилось все-таки следить за тем, что Наталья Ивановна говорит. А не погружаться в то, что Наталья Ивановна говорит. Потому что это настолько увлекательный рассказ, что в какой-то момент ты перестаешь обращать внимание на какие-то оговорки…
С. БУНТМАН: Да, тяжелая работа. Не увлекаться и быть злобным…
М. ШТЕРН: Ну, не обязательно, совсем не обязательно…
Н. БАСОВСКАЯ: Просто строгим.
С. БУНТМАН: В смысле, строгим, конечно, даже нажимать на кнопку или как там у вас…
М. ШТЕРН: Прерывать, еще прерывать…
Н. БАСОВСКАЯ: «Стоп!»
С. БУНТМАН: «Наталья Ивановна, стоп».
Н. БАСОВСКАЯ: Но они такие, между прочим, деликатные. Расскажу смешную деталь. Я, как известно, люблю всякие женские украшения. И у меня есть очень любимое колечко со слоником, где слоник двигается немножко. Ты рукой машешь – а слоник шевелится.
С. БУНТМАН: Шумел небось.
Н. БАСОВСКАЯ: Он… для студии нужна неимоверная тишина. И Леша мне торжественно говорил: «Здравствуйте, снимаем слоника…»
(смех)
Н. БАСОВСКАЯ: И в следующий раз опять: «Здравствуйте, сегодня у нас слоники не будут бегать по студии?» Малейшее часами, браслетом часов заденешь стол – переписываем. Вздохнешь не там – переписываем. Это большая и очень увлекательная работа.
С. БУНТМАН: Да, это очень здорово. Я напоминаю, что речь идет о новых аудиокнигах. И у нас сегодня Микеланджело и Наполеон в аудиокнигах, и несколько персонажей в книге печатной. Сейчас мы о печатной книге начнем тоже говорить. А пока я вам скажу, чтобы задать следующий вопрос… пока не буду объявлять победителей, это потом список мне будет принесен. Я пока скажу, что «Он мог все» сказал о Микеланджело Бенвенуто Челлини. Вот. Тоже человек…
Н. БАСОВСКАЯ: Гениальный скульптор, ювелир. Ярчайшая личность.
С. БУНТМАН: Какой биографии, какие авантюры-то вообще…
Н. БАСОВСКАЯ: Он еще не был в нашем эфире.
С. БУНТМАН: Не был еще?
Н. БАСОВСКАЯ: Нет.
С. БУНТМАН: Уууу…
Н. БАСОВСКАЯ: Нам предстоит большое удовольствие.
С. БУНТМАН: Не все же… не все же ему появляться только в романе «Асканио». Вы помните…
Н. БАСОВСКАЯ: Я знаю.
С. БУНТМАН: … с каким мы восторгом читали в свое время…
Н. БАСОВСКАЯ: Захлебывались.
С. БУНТМАН: … Александра Дюма. Бенвенуто Челлини. Многие оттуда его и узнали…
Н. БАСОВСКАЯ: Конечно. Большинство.
С. БУНТМАН: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: А потом был издан его труд, Бенвенуто Челлини, был издан даже в советское время у нас…
С. БУНТМАН: Да-да-да, я помню.
Н. БАСОВСКАЯ: История его жизни.
С. БУНТМАН: Да. Второй вопрос. Давайте мы так… Сеньориа Флоренции поручила двум художникам дописать…
Н. БАСОВСКАЯ: Расписать.
С. БУНТМАН: Расписать стены здания. Один – Микеланджело. Вот здание сеньории как раз, да?
Н. БАСОВСКАЯ: Да.
С. БУНТМАН: Вот сеньории.
Н. БАСОВСКАЯ: Друг против друга, две стены.
С. БУНТМАН: На одноименной площади… Да. Итак, один из них был Микеланджело. Кто был второй? Вот. Без глупостей, пожалуйста, мне только. +7-985-970-45-45. Без смелых предположений.
Н. БАСОВСКАЯ: (смеется)
С. БУНТМАН: Очень хороший художник был второй. Быстренько скажете, и каждый из пяти первых правильно ответивших получит и книжку, и две аудиокниги. Теперь о книге, книге печатной. Вот здесь-то какие у нас особенности? Вот скажите, пожалуйста. Вот здесь какие особенности, здесь как приводится текст, как разноцветные бумажки у нас и речь превращаются в текст? Что тоже другая, в общем-то, история.
М. КАМИНСКИЙ: Это не совсем так, что вот превращаются в текст разноцветные бумажки.
С. БУНТМАН: А как?
М. КАМИНСКИЙ: Потому что Наталья Ивановна складывает этот текст, она его прописывает хорошо, она… Вы понимаете, это большая радость. Человек, который не только знает, рассказывает, пишет, она это видит хорошо. Она умеет характер человека показать. Даже не просто прописать особенности его поведения и так далее, а показать, отчего герой становится героем книги. То есть, начинаешь верить в то, что он действительно жил, побеждал, добивался…
Н. БАСОВСКАЯ: Или терпел поражения. Все у нас было.
М. КАМИНСКИЙ: Ну, к сожалению…
Н. БАСОВСКАЯ: Да.
М. КАМИНСКИЙ: … Наталья Ивановна.
С. БУНТМАН: У нас же не было ни одного человека, который с самого детства терпел поражения и до самой смерти…
Н. БАСОВСКАЯ: Тогда бы он не попал в нашу передачу. (смеется)
С. БУНТМАН: … одни поражения и терпел.
М. КАМИНСКИЙ: Ну, мог молчать о них.
С. БУНТМАН: Ну да.
М. КАМИНСКИЙ: Вы знаете, у нас сотрудничество с Натальей Ивановной очень давнее уже. Наталья Ивановна печатала свои книги поначалу, которые не носили характер такого типа, да? Вот такого характера не носили они, книги эти. Потом появилась первая книга «Эхо истории на «Эхо Москвы»…
С. БУНТМАН: Да.
М. КАМИНСКИЙ: … потом появилась вторая книга…
С. БУНТМАН: Да.
М. КАМИНСКИЙ: Потом появилась третья книга. И Бог даст, в понедельник мы подпишем договор на четвертую книгу. Пока я не знаю ее содержания. А здесь такие прекрасные герои, о которых уже начали говорить, даже загадки загадывать, да?
С. БУНТМАН: Ну, конечно.
М. КАМИНСКИЙ: Они достойны этого дела, безусловно. Вы понимаете, все-таки жанр, который… жанр прозы, который в этой книге существует, в этих книгах, он завел читателей. Завел по-своему, потому что они не только читают, не только слышат, если читают вслух, они еще и видят. Это действительно довольно яркая способность Натальи Ивановны, простите ради бога…
С. БУНТМАН: Когда Наталья Ивановна рассказывает, тут тоже все видно…
М. КАМИНСКИЙ: Да, да!
С. БУНТМАН: Не потому, что мы картинки показываем. Здесь очень часто иллюстрации…
Н. БАСОВСКАЯ: У меня есть это ощущение. Я рада, что вы его заметили. Оно нарастало у меня на протяжении всей моей жизни. Вот, Михаил Соломонович, простите меня, пожалуйста, будет несправедливо и нечестно, если не сказать, какой у этих второй и третьей книги есть замечательный редактор.
(смех)
М. КАМИНСКИЙ: Вы знаете, есть замечательный редактор, не только редактор, еще и автор других книг и человек, который будет очень интересен вот в новой роли. Но в данном случае есть Женя Басовская – ну, случайно дочь…
Н. БАСОВСКАЯ: Случайно моя дочь.
М. КАМИНСКИЙ: Случайно дочь Натальи Ивановны. Очень умный человек.
Н. БАСОВСКАЯ: Кандидат наук…
М. КАМИНСКИЙ: … кандидат наук…
Н. БАСОВСКАЯ: … работающий над докторской.
М. КАМИНСКИЙ: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: Но для мамы…
С. БУНТМАН: В какой области-то работает?
Н. БАСОВСКАЯ: Филолог. Она занимается советским новоязом, кандидатская была по языку «Нового мира». И сейчас…
С. БУНТМАН: «Нового мира» Твардовского?
Н. БАСОВСКАЯ: Твардовского. И сейчас тоже у нее по газетам советским эволюция вот этого советского языка. Это очень серьезное исследование. Надеюсь, что она скоро защитится и будет доктором наук. И только для мамы сделала исключение. В юности она работала редактором.
М. КАМИНСКИЙ: В одной семье.
С. БУНТМАН: Да ужас!
М. ШТЕРН: По-моему, очень удобно.
Н. БАСОВСКАЯ: Удобство, да.
С. БУНТМАН: Нет, ну, хотя бы, хотя бы, филолог и историк. Это хотя бы…
М. КАМИНСКИЙ: Братья… близнецы-сестры.
С. БУНТМАН: Ну, что же, друзья мои, у меня уже поступили правильные ответы. И их достаточное количество, - уже больше пяти, - для того, чтобы понять, что второй был Леонардо.
Н. БАСОВСКАЯ: Был Леонардо из Винчи, да Винчи.
С. БУНТМАН: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: Два гения. Остроумная шутка сеньории.
С. БУНТМАН: Нет, но сеньория же… Сеньория что? Сеньория хотела, чтоб у них было качественно…
Н. БАСОВСКАЯ: Все самое лучшее…
С. БУНТМАН: … не очень дорого. Не запредельно дорого. Ну, сеньория! Ну, что такое сеньория? Сидят люди, которые, вот как городское управление, у которых свой бюджет, они привыкли, там, веками экономить деньги. Ну, хорошие художники. Да. Но, давайте сделаем так, чтобы, во-первых, чтобы они конкурировали…
Н. БАСОВСКАЯ: Да.
С. БУНТМАН: … и от этого только лучше получится.
Н. БАСОВСКАЯ: Было известно об их очень плохих отношениях друг с другом.
С. БУНТМАН: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: Ну, виноват был Микеланджело. Он и старше, и такой был суровый у него характер. Леонардо не особенно хотел с ним ссориться. Но Микеланджело вел себя слишком строго в отношении всех других. Ему хотелось, чтобы все были, как он. А сие было невозможно. И поэтому это была еще и некая шутка. А наблюдение за их работой было поручено молодому чиновнику из сеньории, ну, из городского совета, которого звали Никколо Макиавелли.
С. БУНТМАН: Ник Макиавелли.
Н. БАСОВСКАЯ: Никколо Макиавелли.
С. БУНТМАН: Еще ко всему, и Макиавелли придумал...
Н. БАСОВСКАЯ: Он контролировал.
С. БУНТМАН: Молодец!
Н. БАСОВСКАЯ: А по улицам в это время бродил Флоренции старый Боттичелли, к примеру… То есть, это был совершенно выброс… Мы как-то с вами говорили об этом, Сергей Александрович, что вот такой выброс гениальности, порыва, поиска…
С. БУНТМАН: В ограниченном месте и в ограниченное время.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. В какой-то точке пространства.
С. БУНТМАН: Ну, как… мы знаем, это такие вещи бывают в истории, как мы знаем, что подсчитано, что в принципе, теоретически у всей великой русской литературы могла быть одна мать.
Н. БАСОВСКАЯ: Это замечательно. Или русский Серебряный век. Еще один выброс.
С. БУНТМАН: Еще другая мать. Одна. Тоже. И тоже практически могла быть. Я задам следующий вопрос, чтобы нам все успеть. Тоже он относится к Микеланджело. Скажите пожалуйста… значит, как у нас сформулировано… а, кто из Римских пап следил за работой Микеланджело в Сикстинской капелле? Вопрос детский, сразу вы ответите. Папу и номер, имя и номер, пожалуйста. Имя и номер, как на допросе. Имя, личный номер скажите этого римского понтифика. +7-985-970-45-45. Давайте, два слова до перерыва мы скажем вот о книжке. Все-таки, как, Наталья Ивановна, как вы определяете выбор для следующей книжки? Потому что книжки у нас, ну, и не полностью закрывают то, что у нас в передаче. И каким-то образом хочется…
Н. БАСОВСКАЯ: Отбор персонажей.
С. БУНТМАН: … объединить их, да. Вот здесь Ядвига у вас – богиня, да?
Н. БАСОВСКАЯ: Нет. Ядвига – благороднейшая душа. Подзаголовок рассказа о ней – «Любовь и долг». Банально, но совершенно передает суть вещей. Эта женщина, юная женщина, которая в 28 лет уже умерла, была вынуждена сделать страшный выбор между своей любовью и возможностью личного счастья и долгом перед Польшей, перед своими подданными, своим народом. Она его сделала, вышла замуж за нелюбимого князя литовского Ягайло.
С. БУНТМАН: Который был, вообще-то, неплохой парень. Совсем неплохой.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. Но потом он много-много раз еще женился. Для нее он был диковат – не любила она его. Но эта женина отличилась еще и тем, что, увидев, что в семейной жизни, ну, личного ее счастья нет, она покровительствовала университету, она отдала все свои драгоценности. Даже художники запечатлели эту сцену, как она передает свои драгоценности Ягеллонскому университету в Кракове, одному из ведущих университетов Европы. Ну, справедливости полной в мире нет. Он назван не в честь нее, а в честь Ягайло. Потому что Ягайло основал королевский род Ягеллонов, и университет, действительно, при нем расцвел.
С. БУНТМАН: Но все равно все, кто когда-либо писал об этой эпохе, и кто писал о Ягайло (или Ягелло), все, конечно, говорят о Ядвиге. Мне кажется, что и в польской литературе, и в исследованиях каких-то таких желаний найти какую-нибудь червоточинку в жизни и в образе Ядвиги…
Н. БАСОВСКАЯ: Нет.
С. БУНТМАН: … мне кажется, никому даже…
Н. БАСОВСКАЯ: Вот бывают такие фигуры.
С. БУНТМАН: В отличие от других, вот…
Н. БАСОВСКАЯ: Здешних обитателей.
С. БУНТМАН: … обитательниц. Тоже вот таких, как Изабелла Английская, она же Изабелла Французская, в смысле, дочь Филиппа Красивого, которую вот очень точно вослед назвал в одной из самых… так как даже книга одна из самых популярных называется Мориса Дрюона – «Французская волчица»…
Н. БАСОВСКАЯ: За ней это закрепилось…
С. БУНТМАН: … она и есть. Вот. Которая очень в папу была характером.
Н. БАСОВСКАЯ: Да, это железная такая достаточно леди, которая бестрепетно совершила переворот, низвергла своего мужа, низложила, и в Англии это стало такой, в общем-то, практикой. Потом и Ричарда… Значит, Эдуарда Второго низложила Изабелла, потом Ричарда Второго в 1399-м низложат. То есть, они ко времени Английской революции уже потренировались.
С. БУНТМАН: Уже потренировались в низложении, но это был тогда феноменальный… и вот даже можно сказать, то, что у Дрюона чувствуется, как жалко, что лилии не придут, какая была бы у Франции королева…
Н. БАСОВСКАЯ: Негоже лилиям…
С. БУНТМАН: … серьезная. Мы сейчас прервемся, друзья мои, и продолжим наш разговор о книгах и аудиокнигах по передачам и по персонажам передач «Все так». НОВОСТИ
С. БУНТМАН: Ну что же, мы продолжаем. И я начну с, во-первых, ответа на третий вопрос. Конечно, Юлий Второй. Вот. Юлий Второй, который во многом и вошел в историю как один из наиболее известных пап, потому что… скорее… у него, конечно, были свои заслуги как у римского понтифика, но как заказчик шедевров…
Н. БАСОВСКАЯ: Своего рода меценат.
С. БУНТМАН: … вот этим он вошел, наверное, в историю больше. И сразу, - первый вопрос был о Бенвенуто Челлини, - сразу скажу, что у нас Алексей выиграл 910-666 – хороший АТС. Стас 926-706, Яна 916-292, Таня 910-427, Марина 910-408. Те, кто правильно сказал, что автор противоположной Микеланджело стены был Леонардо да Винчи – это Павел 916-037, Маша 916-084, Наталья 909-151, Иван 916-320, Татьяна 916-811. И, наконец, тот, кто назвал Юлия Второго: Андрей 915-336, Надя 903-621, Эдуард 495-470, Олег 916-685 и Алексей 495-389. Могу сразу перейти к следующему номеру нашей программы, к следующему вопросу, напомнив при этом вам, что сегодня мы собрались с Натальей Ивановной Басовской, с Михаилом Каминским, генеральным директором издательства «Олимп», и Михаилом Штерном, генеральным директором издательства «Контент-Медиа», для того чтобы представить вам одну книгу печатную и две книги аудио. Книги аудио: «Наполеон Бонапарт», - тем, кто не видел по «RTVI», показываю, тем, кто не видел по нашей видеотрансляции, тоже показываю, - и «Микеланджело Буонарроти» - вот показываю в видеотрансляции и показываю у нас по телевидению такому. И книга, уже не первая далеко, «Эхо истории на «Эхо Москвы», и представляет авантюристов, победителей и богинь – вот эту книгу показываю для Интернета и для всего остального человечества разумного. Все. И задаю следующий вопрос. Следующий вопрос, где у меня следующий вопрос? Задаю его. Назовите великого соперника Наполеона на море. На море. Тоже это нужно отвечать быстро, и вы это сделаете по телефону +7-985-970-45-45. Пожалуйста, отвечайте, а мы продолжаем. Мы начали обзор вот книжки печатной. Мы его на секунду прервем, для того чтобы спросить у… у Михаила Штерна мы спросим. Вот у нас в руках «Микеланджело Буонарроти», у нас в другой руке «Наполеон Бонапарт». Кто был, кто будет? И как вы-то отбираете? Или приходит Наталья Ивановна, говорит: «Я вам прочту теперь про такого-то такого-то». И вы говорите: «Наталья Ивановна, прочтите нам, расскажите нам на ночь»… (смеется)
Н. БАСОВСКАЯ: Сказку.
С. БУНТМАН: Да.
М. ШТЕРН: У меня ощущение, что сегодня здесь проходит передача «Клинч» между печатной версией книжки и аудиокнигой.
С. БУНТМАН: Ну, так сурово…
М. КАМИНСКИЙ: Это очень…
М. ШТЕРН: Нет, так… в дружеской атмосфере…
(смех)
С. БУНТМАН: … дружеская атмосфера. Нет, вы бы предупредили, я бы сразу вел как-то так по-другому немножко…
(смех)
М. ШТЕРН: В мягкой, мягкой дружеской атмосфере. Потому что, безусловно, те плюсы печатного издания, те плюсы аудиоиздания, их надо обсуждать и их надо выявлять, в первую очередь. И когда Наталья Ивановна рассказывает… мне почему очень нравится в частности печатное издание книжки: язык у Наталья Ивановны очень живой, и когда ты читаешь, все равно ты слышишь Наталью Ивановну. Ты все равно слышишь интонации, ты слышишь подачу. И, безусловно, это завораживает.
С. БУНТМАН: Ну конечно. Да вообще, на самом-то деле, письменного языка не существует. Это только хорошо или плохо записанная устная… хорошая или плохая устная речь.
М. КАМИНСКИЙ: Поэтому я предлагаю убрать надпись вот эту вот…
С. БУНТМАН: Какую?
М. КАМИНСКИЙ: «Литературная редакция Евгении Басовской».
Н. БАСОВСКАЯ: Редактор?
М. КАМИНСКИЙ: Просто она редактор, она работает как редактор, потому что здесь дело… прекрасной литературной речи, да? А Женя работает над строительством этой книги. Над тем, чтобы она была по-настоящему книгой.
Н. БАСОВСКАЯ: Да, это правда.
М. КАМИНСКИЙ: И превратила речь вот…
С. БУНТМАН: Потому что тоже организовывается несколько по-другому…
М. КАМИНСКИЙ: Конечно.
С. БУНТМАН: И точно так же рассчитывается аудиокнига. Значит, аудитория аудиокниги и аудитория радиопередачи – это немножко другого характера.
М. ШТЕРН: Совершенно разная. Ну, это не разная, безусловно, аудитория, но это разное восприятие.
С. БУНТМАН: Нет, это похожая аудитория. Вот я, например, не слушаю радио и слушаю книги в машине, например. Все зависит от каких-то… это завит от обстоятельств, и это на что я настроен…
Н. БАСОВСКАЯ: Кто-то ходит по улицам уже, ну, допустим, гуляет с собакой, и в это время у него в наушниках аудиокнига. Многие так знакомились с классикой русской литературы. Я знаю людей, которые вот так прочли… прослушали многие замечательные книги. Это знамение нашего времени. У человека есть время. Некоторые милейшие из моих слушателей, о которых все-таки хочу два слова сказать, говорили так трогательно и открыто: «Ой, вы знаете, собиралась резать салат, но бросила. Собиралась под, допустим, книгу или передачу, но бросила, потому что там было интересно». Сергей Александрович, вы позволите мне несколько реплик сказать о благодарности тем…
С. БУНТМАН: Да, конечно, естественно.
Н. БАСОВСКАЯ: … без кого никакой этой презентации бы, никаких бы этих книг, ни звучащих, ни писанных, не было бы. Прежде всего, это радиостанция «Эхо Москвы», которая за эти годы… а в общем, 5 лет – это срок. И, ну, уже традиционный президентский срок, пятилетки советские уже отжили, уже идем к продленному президентскому сроку – это большой срок. И я стала на радиостанции «Эхо Москвы» чувствовать себя очень комфортно, очень в окружении людей понимающих, интеллектуальных, и я люблю эту радиостанцию, которую любила всегда, теперь по-другому, как-то изнутри. Лично Алексею Алексеевичу Венедиктову, который, ну, творческий очень человек, и придумал эту самую «Все так» как серию биографий зарубежных заметных лиц, как бы углубить знакомство нашей аудитории с зарубежной историей, которое явно не достаточно. И вот вы спрашивали, кто-то спрашивал, как подбираются персонажи. Из готовых передач… да, я сижу думаю, чтобы взвешенно было: Древний мир, Средневековье, раннее Новое время – чтобы они друг другу… и Новое время не мешали, и примерный вес. Чтобы были… появились и персонажи и женского рода, и мужского. И полководцы, и мыслители. Это уже развешивается вот готовый продукт. А подбор персонажей для передач… трудно представить, но за все эти годы подбор был таков: Алексей Алексеевич закатывает глаза и говорит: «Кого надо подготовить?» Потом он их опускает и говорит: «Вот кого». И внутри у него работает какой-то компьютер, чтобы более или менее сочетались. Вот немножко… так, слишком давно не были в Азии. Конечно, ее у нас мало, но слишком давно – пора. Пройдемся-ка по великим монголам. Таак. Давненько не было… Теперь, вы, чтобы передохнуть, пожалуйста, из своего родного Средневековья кого-нибудь. Тааак, а теперь потрудитесь вот эту вот. Это какой-то компьютер, и, видимо, он работает достаточно хорошо, потому что получается очень разнообразная палитра. Благодарность также присутствующим. С Сергеем Александровичем Бунтманом мы многократно встречались в передаче «Не так» в прежние годы. И каждая встреча была тоже творчеством. Для… среди филологов он, безусловно, самый крупный историк. Это вот у меня даже нет…
С. БУНТМАН: … замечательно…
Н. БАСОВСКАЯ: … нет сомнений.
С. БУНТМАН: … быть среди… среди какого-то… (смеется)
Н. БАСОВСКАЯ: Ну, самый настоящий компетентный историк. Ну, большой любитель и знаток. Вот. И присутствующим здесь издателям… Дело в том, что Михаил Соломонович издавал мою книжку, научную монографию про Столетнюю войну, тогда, когда никакая широкая общественность моего имени не знала. И, тем не менее, он взялся, он посмотрел рукопись, сказал, что это написано энергично, достойно. И тогда не было перспектив, что она очень разлетится. Тем не менее…
С. БУНТМАН: Мы вам верим, мы сами…
Н. БАСОВСКАЯ: … благодарна и рада, что это случилось. А Михаил Штерн тоже… вот вы спросили: как подбираются, кого планируем. Он представляет очень большую свободу. Кто бы вам вот… вот кто бы казался вот… ну, сейчас горячо. Хорошо, что вот по горячим следам. Бонапарт, прежде всего. Потому что когда… было 4 передачи о нем. Я прочла столько… я поселилась в ту эпоху.
С. БУНТМАН: 4 передачи – это больше, чем аудиокнига.
Н. БАСОВСКАЯ: 4 передачи.
С. БУНТМАН: Или нет?
Н. БАСОВСКАЯ: Нет.
М. ШТЕРН: Это фактически получается…
Н. БАСОВСКАЯ: Примерно то же самое.
С. БУНТМАН: Да, 2:56…
Н. БАСОВСКАЯ: Примерно то же самое.
С. БУНТМАН: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: Поэтому Микеланджело я много добавляла, Бонапарта – меньше, но нюансы какие-то ввернула. Короче говоря, вот свобода в подходе. Конечно, учитывается, что может пользоваться спросом. И последнее и самое важное – это радиослушатели. Я никогда не думала, что думающие, культурные, чувствующие люди настолько могут вокруг передачи сплотиться в некую… в некий организм. Я вижу по письмам, вопросам, которые мне вынули из Интернета, где есть и добрые слова, и частные поправки, между прочим – иногда справедливые, иногда ошибочные. Но никакого… ни грубости, ни хамства, ни развязности. Это корректные, благородные, культурные люди. А насколько они компетентны. Тут человек предложил заняться поплотнее Японией. Так я просто изумилась. Он знает, например, «Повесть о Гэндзи» – это начало 11-го века. Знает автора Мурасаки Сикибу, называет совершенно точно. Я постараюсь непременно выполнить это пожелание. Он знает такие... ну, хотя, например, про императрицу Цыси – это уже более известное, а вот совсем малоизвестный самурай здесь тоже был предложен. Сейчас, вот куда-то он делся… самурай, выходи, куда ты делся? Вот он. Очень известная фигура, но не всем известная. Мусаси, - это конец 16-го – начало 17-го, - который воевал против основателя династии Токугава, против Токугавы Иэясу. То есть, интереснейшая история, она к нам попадет. Но радиослушатель знает, пишет. Пишет человек из Ханоя, уточняя произношение имени полководца вьетнамского. Но я думаю, зря такие уточнения. Транскрипции – это всегда очень…
С. БУНТМАН: Транскрипции разные, но спасибо за уточнение…
Н. БАСОВСКАЯ: Но спасибо. Человек живет в Ханое…
С. БУНТМАН: … всегда дает какой-то вариант…
Н. БАСОВСКАЯ: … слушает в Ханое…
С. БУНТМАН: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: Там виднее. Короче, спасибо дорогим радиослушателям, что они есть, что им это надо. В век, когда есть много духовных утрат, привязанность к подобного рода передачам – признак того, что не умирает духовность в России, а это дорогого стоит. И «Эхо» делает великое дело тем, что их сплачивает. Они настолько сплотились, что каждую последнюю среду месяца большая часть… ну, не громадная, но значительная, под сто человек этих радиослушателей, приходит в клуб «Клио» в магазине «Библио-Глобус». И мы вечером…
С. БУНТМАН: … мультимедийная вообще конструкция получается.
Н. БАСОВСКАЯ: «Эхо» породило что-то удивительное. И эти под сто человек, им не хватает стульев, они каждую последнюю среду к семи вечера, после работы большинство, приезжают, и начиная с девяти вечера я тихонечко напоминаю, что у нас у всех есть семьи, но, в общем, где-то до полдесятого мы говорим. Ни одного опять-таки неделикатного, грубого или предельно глупого выступления там не было. Диалог с ними прекрасен, спасибо.
С. БУНТМАН: Везет.
Н. БАСОВСКАЯ: Везет.
М. КАМИНСКИЙ: … несколько слов добавить…
С. БУНТМАН: Сейчас, я сначала одну вот формальную сделаю вещь…
М. КАМИНСКИЙ: Да, конечно.
С. БУНТМАН: … потому что я скажу, что Горацио Нельсон, конечно, все правильно, Горацио Нельсон – какой еще соперник у Наполеона на море мог быть? Ну, можете рассуждать об этом сколько угодно, но главный Горацио Нельсон.
Н. БАСОВСКАЯ: Конечно.
С. БУНТМАН: И если успею, я вам скажу, если мне принесут, я вам скажу. Если нет – то вам все равно позвонят, тем, кто выиграл. Я успею задать еще один вопрос хотя бы. Скажите пожалуйста, каким образом Наполеон Бонапарт пытался породниться с русским императорский домом. Ну, если вы не просто каким образом…
Н. БАСОВСКАЯ: С какими именами.
С. БУНТМАН: … с кем он, собственно, собирался породниться, ну, в общем-то, впрямую, впрямую. Вот если вы скажете, там, просто каким образом вот… ну, скажем так: с кем породниться собирался. Вот и все. Просто назовите имена. +7-985-970-45-45. Пожалуйста, вот хотели сказать…
М. КАМИНСКИЙ: Я хотел бы обязательно добавить следующее. Вот эта тема, эта книжка, это человек – яркая история, начинает уже расти в разные стороны. Появляется следующая серия «Человек в зеркале любви». Да. Наталья Ивановна одобрила книжку, которая находится сегодня в печати.
Н. БАСОВСКАЯ: И приняла некоторое участие.
М. КАМИНСКИЙ: Да, конечно! Во-первых, смотрела, читала и предисловие написала. Это первая. Вторая вещь: эти книги породили еще одну серию, которую я хочу назвать «Немеркнущие звезды». Мне кажется, это будет тоже интересно.
С. БУНТМАН: А это о ком?
М. КАМИНСКИЙ: О всех, абсолютно, о всех.
С. БУНТМАН: Ну, например?
М. КАМИНСКИЙ: Ну, вот пример…
Н. БАСОВСКАЯ: Мы обсуждали это.
М. КАМИНСКИЙ: Только что мы говорили об Эвите. Была такая дама, вы ее знаете…
С. БУНТМАН: Так.
М. КАМИНСКИЙ: Она была женою президента…
С. БУНТМАН: Ну да.
Н. БАСОВСКАЯ: Аргентины.
М. КАМИНСКИЙ: Да.
С. БУНТМАН: Рано умерла.
М. КАМИНСКИЙ: И осталась, да, и осталась святой для многих жителей Южной Америки и мира тоже. Ее помнят, ее знают. Она сумела поработать даже президентшей какое-то время. Это одна из деталей. А на самом-то деле, столько героев, столько героев, которые почему-то уходят из жизни, как будто они исчезают куда-то. А на самом деле и больших, и малых. Ротшильды – они же есть, они породили, какое-то направление в экономике создали…
С. БУНТМАН: Ну да. Мало того, что династия целая, да.
М. КАМИНСКИЙ: Да…
Н. БАСОВСКАЯ: Вот только что вы сделали книгу о семействе Толстых…
М. КАМИНСКИЙ: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: Сколько времени, как ушел Лев Николаевич? С 1910-го года, да?
М. КАМИНСКИЙ: Да, да, да.
Н. БАСОВСКАЯ: И вот немеркнущая линия семьи продолжается, пишут, и вот сделали книгу об этом.
М. КАМИНСКИЙ: Японская писательница написала книгу «Ковчег. Семья Толстых». Мы ее перевели и недавно ее выпустили, и она будет продолжаться…
Н. БАСОВСКАЯ: Самого нет, а свет живет…
М. КАМИНСКИЙ: Да, это то…
С. БУНТМАН: Нет, это хорошо, да. И когда остаются действительно, несмотря на то, что сказано по частям об этих людях…
М. КАМИНСКИЙ: Абсолютно.
С. БУНТМАН: … в каких-то предисловиях. О той же Эвите, там, написан и целый мюзикл, и Алан Паркер снял по нему фильм. И… так что все равно об этом так же, кстати говоря, как и об известных исторических персонажах, достаточно известно. Но вот сколько рассказано, сказано о том же самом Наполеоне, о котором мы говорим? Ну сколько…
Н. БАСОВСКАЯ: Не исчерпывается эта тема.
С. БУНТМАН: … тонны, мегатонны томов вообще написаны. Все равно надо собранно рассказать, и, может быть, может быть, вернуть какой-то человеческой канве его историю, вернуть. Так же, как и о многих других людях. Существуют книги такие, сякие, пятые, десятые. Вернуть канве его жизни, человеческой канве, рассказать… вот предположить его мотивы, начертать его биографию, попытаться восстановить его психологию, и политическую, и просто человеческую, каждого, каждого из ваших персонажей.
Н. БАСОВСКАЯ: Они заставляют думать…
С. БУНТМАН: … самое главное…
Н. БАСОВСКАЯ: Их жизнь заставляет думать.
С. БУНТМАН: … самое главное – увлекательно рассказать, чтобы потом о ком-нибудь из них мы, читатели, слушатели, начали бы… Знаете, что самое приятное после хорошего рассказа, после хорошей книги? Вы сами прекрасно помните…
Н. БАСОВСКАЯ: Люди хотят прочесть.
С. БУНТМАН: Конечно. Стоит прочесть, там, кому-нибудь в детстве «Трех мушкетеров», начинает все собирать о 17-м веке французском. Прочитывается Дрюон, и самый родной – это 14-й век во Франции. Начинает все подбирать. Вот точно так же вот рассказ. Читаем Плутарха – начинаем лезть в других авторов. Вот с этого начинаются наши собственные биографии, а не каких-то исторических людей. Так же они продолжаются…
Н. БАСОВСКАЯ: Приходит немало писем и вопросов…
С. БУНТМАН: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: … что почитать? Настолько люди готовы… не ограничиться Интернетом – Интернет у большинства есть. И вот их краткие справочные сведения уже не устраивают. Вот только что о Наполеоне Бонапарте подошла молодая особа и тщательно записала. «Вот пока давайте мне на русском языке». Я говорю, начинаю с недавних книг, там, Ревуненков, Троицкий, Манфред, Тарле – перечислять, что прямо вот доступно ближе всего. И вижу, что этот человек будет читать. Есть рассказ готовый – прослушает. Но хочется… потому что особенность с книгой: ты наедине с ней, ты можешь приостановиться, подумать. Передача – прошла и закончилась.
С. БУНТМАН: Да. Но никогда уже… и вот самое интересное, что никогда не пойдут по пути, услышав хороший рассказ, не пойдут по пути исторических безумнейших спекуляций. Помните, как Натан Яковлевич Эйдельман отвечал всегда один из вопросов после лекции. Он сам ставил и сам его отвечал. «Сейчас ваши вопросы, - он говорил, - но на один вопрос я отвечу сразу: Ломоносов не сын Петра Первого».
Н. БАСОВСКАЯ: (смеется)
С. БУНТМАН: …всегда, сразу…
Н. БАСОВСКАЯ: Так же, как Жанна д’Арк – не дочь герцога Орлеанского.
С. БУНТМАН: Да, вот давайте вот … и вот если, скажем, Жан-Мари Ле Пен думает, что Жанна д’Арк жива до сих пор, вот… давайте мы не будем…
Н. БАСОВСКАЯ: Только в неком смысле. Да, авантюристические произведения тогда отодвигаются. Сколько авантюрных вещей спекулятивных написано о тамплиерах, а Жанне д’Арк…
С. БУНТМАН: Ой, не надо… вот не надо… не расстраивайте…
Н. БАСОВСКАЯ: И люди тогда отходят от этой литературы, если есть другая, и ты посоветуешь им, что читать нормальное, они отходят, они видят, что это дешевка. Потому что наша аудитория достойная. Вот я бы сказала, что это мир культуры, который не сдается под натиском пошлости…
С. БУНТМАН: Ну конечно, под натиском ерунды. Потому что можно спорить, человек прочтет потом, перечтет или переслушает рассказ более критически…
Н. БАСОВСКАЯ: Да.
С. БУНТМАН: … когда больше, больше станет читать. Это ясно. Дана рациональная и увлекательная точка отсчета. Вот это самое главное, да.
М. ШТЕРН: Помимо этого, мне кажется, что есть потребность в личности. На фоне всего серого, что происходит, у людей… любой персонаж Натальи Ивановны – это личность, это всегда неординарная личность. И у людей есть такая потребность узнавать, у людей есть такая потребность знакомиться больше и больше вокруг себя и создавать вот этот круг. Этот круг, который создала Наталья Ивановна, лишь подтверждает это.
С. БУНТМАН: Я отвечу на вопрос, на который вы сейчас, слушатели, отвечали, чтобы знали хотя бы тот круг, который правильно ответили, знали, что они претенденты на наши призы. Как хотел породниться? Это было последовательное сватовство к двум великим княжнам, сестрам Александра Первого: Анне Павловне и Екатерине Павловне. Вот были такие, да…
Н. БАСОВСКАЯ: Первая – Екатерина Павловна, вторая – Анна Павловна.
С. БУНТМАН: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: И оба раза был вежливый довольно отказ.
С. БУНТМАН: Но это времен дружбы, 8-й – 9-й год, да?
Н. БАСОВСКАЯ: Да.
С. БУНТМАН: Это времен великой дружбы. Ну, вообще, конечно, это… это не наше занятие, но как интересно, если бы…
Н. БАСОВСКАЯ: Что бы было бы. Эйдельман этим интересовался.
С. БУНТМАН: Да-да-да…
Н. БАСОВСКАЯ: У него же были такие версии. Тойнби это делал. Что бы было, если бы.
С. БУНТМАН: Нет, ну, это фантастический 826-й год, и Эйдельман, кстати…
Н. БАСОВСКАЯ: Это написано потрясающе…
С. БУНТМАН: … это отдельная история. Но вот что бы было, например, тоже, из той же области, если бы Людовик Пятнадцатый женился не на несчастной тихой Марии Лещинской, а на нашей Елисавете Петровне – был такой план. Ох как было бы там весело! Какие там Помпадур...
Н. БАСОВСКАЯ: Вот это к вопросу…
С. БУНТМАН: … при Елисавете-то Петровне…
Н. БАСОВСКАЯ: … о роли человека…
С. БУНТМАН: … не забалуешь то что называется…
Н. БАСОВСКАЯ: Вам очень, Сергей Александрович, близки вот эти же подходы, что человек в истории – это очень много.
С. БУНТМАН: Да конечно много. Это просто всегда… всегда увлекательно. Ну что же, друзья мои, скажите, значит, понятно, что будет, помимо того, что вот… очень интересно вы сказали, что, помимо того, что здесь порождает сама… «Человек в истории… в зеркале истории», порождает еще и «Зеркало любви», и «Негаснущие звезды». Но, собственно, и «Человек в зеркале истории», и «Эхо истории на «Эхо Москвы», она не прекращается, и вот…
М. КАМИНСКИЙ: Нет, конечно.
С. БУНТМАН: … буквально… уже составили?
Н. БАСОВСКАЯ: Макет следующей… не макет, а план проспекта…
С. БУНТМАН: План уже есть, да?
Н. БАСОВСКАЯ: … следующей книги готов, и там мне хочется в разделе «Новое время» поместить рядом этих двух великих, которые сегодня упоминались: Наполеон Бонапарт и Горацио Нельсон. Потому что, как я заметила, готовясь к этим передачам, у них внутри была такая глубокая, глубинная внутренняя конкуренция, они так знали друг о друге… и в Английской истории Нельсон призван возместить тот факт, что у них не было Бонапарта. Зато у них был Нельсон.
С. БУНТМАН: Как они переглядываются с одной площади на другую через Ла-Манш…
Н. БАСОВСКАЯ: Да.
С. БУНТМАН: С Трафальгарской на Вандомскую, и оба стоят…
Н. БАСОВСКАЯ: И наоборот, да.
С. БУНТМАН: … на колоннах и переглядываются через Ла-Манш, вот, соперники, в общем, оставшиеся, ну, если не на равных, то оставшиеся такими великими в истории…
Н. БАСОВСКАЯ: Вот они должны войти в следующую книгу наряду с, опять-таки, обычными разделами «Древний мир», «Средние века», «Раннее Новое» и «Новое время». Они в разделе «Новое время». Надеюсь, что мы…
М. КАМИНСКИЙ: К Новейшему времени?...
С. БУНТМАН: Ой, ну его.
Н. БАСОВСКАЯ: Нет. Новейшее время – нет. Это твердо мы с Алексеем Алексеевичем…
М. КАМИНСКИЙ: А сейчас Женя работает…
Н. БАСОВСКАЯ: … которому я опять передаю мысленный привет, Алексею Алексеевичу. Мы решили 20-й век не трогать.
С. БУНТМАН: Ой, давайте все. В 901-м году умерла Виктория и все, да?
Н. БАСОВСКАЯ: И история, которая может называться историей…
С. БУНТМАН: (смеется) Да. Хорошо. Спасибо, друзья. Мы сегодня представили книгу печатную «Эхо истории на «Эхо Москвы», очередной выпуск, и две книги аудио: «Наполеон Бонапарт» и «Микеланджело Буонарроти». Это была программа «Все так», до свидания.