Отношение к попрошайкам: подавать или игнорировать? - Типичный случай - 2012-02-12
О. ЖУРАВЛЕВА: В Москве 17 часов 13 минут. Вас приветствует Ольга Журавлева, программа « Типичный случай». Мы сегодня говорим об отношениях к попрошайкам: подавать или игнорировать? Очень много ведется обсуждений. Даже есть серьезные статьи на эту тему, когда говорится, что нехорошо поступает тот, кто подает женщинам с детьми на улице, потому что дети, скорее всего, погибнут. Если они не на грани гибели уже в тот момент, когда с ними сидит очередная то ли мама, то ли кто, нужно немедленно привлекать к этому внимание милиционеров. Чем больше, вы граждане, подаете просящим, тем больше вы губите людей. Это отдельная грань этой проблемы. Есть статья под названием « Почему ребенок не плачет». Вы, наверно, сталкивались, что младенцы, с которыми сидят попрошайки в переходах метро, они очень тихие. Чаще всего потому, что они находятся под воздействием либо препаратов, либо алкоголя. Я помню, как одна из моих подруг в ужасе прибежала, потому, что она у метро увидела очередной раз бегающих с младенцем подростков, а на второй день, когда она их увидела, она обнаружила, что ребенок уже не дышит. Когда она это увидела, она была в страшной панике. Она обратилась к милиционеру. Такое попрошайничество профессиональное. Понятно для чего эти дети там используются, иногда дети и украденные. Это отдельная история, отдельный криминальный бизнес. От этого пошел и другой разговор. Очень много комментариев в Интернете о том, что подавать людям на улице - это поддерживать бизнес, поддерживать дельцов, которые посылают подростков, женщин, стариков. Многие писали в блоге, что подают бабушкам. Естественно, все знают, что бывают такие бабушки, которых собственные дети посылают за таким способом зарабатывать. А если не подать этой бабушке? Будет ли ребенок, который живет на содержании этой бабушки, работать? Для меня это вопрос неразрешимый. Или он просто изобьет эту бабушку. Можно ли решить проблему таких попрошаек, игнорирую их. Я для себя этот вопрос решить не могу. Подавать или не подавать? Мнения разделяются не совсем надвое. «Я думаю, подавать! Неважно кому. Раз они вышли просить, им действительно плохо. Доброта спасет мир!» Тут же появляются комментарии о том, что те, кто вышли просить, это не всегда те, кому плохо. Может им действительно плохо, но деньги эти им все-равно не достанутся. Хорошо ли это? Но есть люди, которые решают проблемы другим способом. Подают, когда видно, что голоден человек, что называется, натурой: покупают продукты. Смотрят, чтобы при нем человек поел. Если он хочет есть, то он ест, а деньгами не дает. «Я работаю на улице (оранжевый жилет) и покушать приходится на ходу, в какой-нибудь блинарне. И тут очень часто подходят клянчить деньги. И я всегда говорю, что денег не дам, а если жратеньки хочется, закажи блинчиков и чаю, а я оплачу. Некоторые заказывают – значит, действительно есть хотят. А сейчас появился «подвешенный» кофе, но пока мало распространено сие движение». Про «подвешенное» кофе есть переписка о том, не стоит ли установить подвешенные булки? Если кто не знает, есть действительно такая история, она из Италии пошла, почему кофе. Люди, которые покупали недорогой кофе, часто оставляли мелочь, чтобы хватило еще на чашку. Надпись на доске гласила, что есть еще один оплаченный. Кто-то придет, у кого денег нет, и сможет взять кофе, который оплатил кто-то, кто давно уже ушел. Это действительно хорошая идея для таких ситуации, когда люди стыдятся просить, они не являются профессиональными попрашайкмаи. Есть люди, которым неудобно подавать, потому что это тоже их каким-то образом смущает. Такое анонимное общение многим помогает. Еще есть несколько аспектов. Чем может руководствоваться подающий, кроме сострадания? Это тоже интересный вариант, потому что, когда люди говорят: « Я подаю всем. Я считаю, что если просят, то надо дать». Понятно, что человек хочет это сделать по душевной доброте, но для чего? Кое-кто копает глубже. Логин 0 «Вопрос: чем может руководствоваться подающий, кроме сострадания? Гордыней, снисканием славы, почестей, самомнением, прямой корыстью. В чем же спасительная сила такой милости?» Вопрос ставится так, что сама милостыня больше помогает не тому, кому дают, а дающему. Человек себе же делает лучше, если он проявляет щедрость. Это тоже классический вариант. Если ты подаешь милостыню, то в первую очередь себе добро творишь. Тут возникают какие-то копания. Никаких копаний нет у Людмилы Улицкой, писательница тоже высказалась.
Л. УЛИЦКАЯ: Вы знаете, есть такие вопросы, которые совершенно не нужно решать для себя раз и на всю жизнь. Можно подавать, можно не подавать. Каждый раз, когда ты видишь нищего, то ты рассчитываешь свое время: сколько надо времени, чтоб залезть в кошелек, сколько надо времени, чтоб остановиться, вернуться, поэтому иногда подаешь, иногда не подаешь. Здесь не может быть принципиальной позиции. Честно говоря, я, как правило, подаю. Это не значит, что я всем говорю: «Надо подавать». Это абсолютно добровольное дело. У нас много нищих - это государственная проблема. Был период, когда у нас много ходило инвалидов по вагонам метро, это были не просто инвалиды, это были молодые люди без руки, без ноги, часто в колясках. Это было ужасно. Когда говорили, что это мафия, что они их специально подбирают, кормят - это меня до глубины души возмущало. Даже если это мафия, которая их подобрала - это значит, что мафия эта дает им на хлеб. Это значит, что государство не заплатило им нужной суммы для того, чтобы выжить. Не будем этот вопрос решать принципиально. Подавать-хорошо. Гораздо лучше подавать, чем оказаться в ситуации человека, который просит.
Еще одно мнение от депутата Госдумы Сергея Железняка.
С. ЖЕЛЕЗНЯК: Я считаю, что нищим нужно помогать, а не подавать. Я сторонник концепции, что нужно давать удочку, а не рыбу, поэтому тем людям, которые могут изменить что-то при поддержки, им нужно помочь. Если люди не хотят изменений, то потворствовать им в их образе жизни, таким образом ориентировать их на возможность такого существования, я считаю неправильным Тем более, детей надо поддерживать, помогать им. Я вас уверяю, что дети не хотят жить такой жизнью. Я сам отец четверых детей. Я понимаю, что детям нужно давать счастливое детство, давать путевку в жизнь.
Еще оно мнение от актера и режиссер Игоря Золотовицкого, который сегодня оставил для нас свой комментарий.
И. ЗОЛОТОВИЦКИЙ: У меня сейчас сюжет спектакля, где моему герою не дают деньги друзья на дом. Они не одалживают, потому что как только друзья одалживаю деньги, сразу отношения портятся. Там друг мне отказывает в сумме, а для него это сумма вообще ничего. Там такая есть фраза: « То же самое, что женщина на паперти. Вместо того чтоб дать ей 10 рублей, начинать ей читать нотацию: « Как вам не стыдно стоять на паперти. Почему вы попрошайничайте?» Это непростой вопрос, потому что я иногда подаю. Как-то интуитивно. Наверно, глаза. Что-то срабатывает, что этому человеку деньги нужны, и мне не стыдно ему дать. Стыд: давать или не давать? Пожилым людям я даю. Надо, конечно. Это же помощь. Когда я вижу, что люди будут на эти деньги выпивать, я таким не даю. Пожилым людям всем нужно давать. Я сталкиваюсь с ветеранами в Доме актера. Бедные, булочку прячет в сумочку, ты понимаешь, что хочется накормить их побольше. Идешь к администрации, говоришь: «Может, мы не 400 человек покормим, а 200, но больше». Они говорят, что нет, лучше так. Они этому счастливы. Счастливы, что они приходят, что кому-то нужны. Лучше они бананчик в сумочку положат, а потом концерт посмотрят. Что делать? Надо помогать, но уравниловки не должно быть.
О. ЖУРАВЛЕВА: И. Золотовицкий затронул тему благотворительности. Не попрошайничество на улицах, а помощи более организованной. Об этом много в блоге писали, когда с конкретным человеком (ребенком, инвалидом) случается трагедия, и окружающие стараются как-то ему помочь. Я знала людей, соседей, которые оставляли еду для женщины, которая погибала от многочисленных болезней. Она пакет вешала, ей клали еду. Это абсолютно понятно, нормально. Здесь никаких вопросов не возникает. Есть люди, которые для себя выбирают идеальный вариант. Есть фонды. «Я фонду доверяю, я туда регулярно перечисляю»,- пишет нам слушательница. Это совсем другая история. Каждый для себя выбирает какую-то сферу, потому что благотворительность как таковая, она нам нужна. Это нормально, кому-то помогать, если у нас не все катастрофически плохо, кому-то всегда будет чуть хуже. Вот именно попрошайки на улицах-это именно такой знак. Человек с ребенком идет, объясняет, что сейчас бабушке даст, или, наоборот, говорит не надо, ни в коем случае. Говорит: «Обрати внимание, это люди не просто стоят, они нас обманывают». С детства люди для себя выбирают какой-то подход. Александр пишет: « У нас в Тамбове мало попрошаек, наверно, потому что народ живет небогато». Может быть. Настоящие попрошайки, в том смысле, что нищие люди, которым некуда податься, их, наверно, очень мало. Профессиональные попрашайки-это удел больших городов. Я обратила внимание, есть еще такая категория, как бомжи, у которых все достаточно интересно. У них бывают забавные надписи. Это люди, которые не то, чтобы упали не дно, бывает, что и выбрали себе такой образ жизни. В Европе бывают вполне вроде нормальные люди, вполне вроде здоровые, которые сидят на картонке, попивают дешевое вино, у них надпись « Немножко денег на жизнь». Они ничего не просят, но он может ответить весело, проходящему мимо, попросить сигарету, еще что-нибудь. У него такой стиль жизни. Этим людям нужно выбрать для себя позицию. Если ты решаешь, что да, он мне нравится, он так легко живет. Я ему могу подать. Никакого надрыва, ничего не происходит. Таких у нас людей мало. У нас на операцию, ребенку, беременной с пустыми глазами - не могу я для себя решить, кто их заставляет. И беременные ли они? Это физически тяжело, когда говорят о болезнях. Очень тяжело стоять на сквозняке с утра до ночи. Какой ребенок это выдержит, какой больной человек это выдержит? Это на самом деле страшно. Несколько мнений, которые прислали наши слушатели на смс +7-985-970-45-45.Александдр: « Милостыня попрошайкам - это соучастие в преступлении». « Не подавать никогда,- считает Сергей из Кронштадта,- а стерв этих (женщин с детьми) в милицию. Когда вижу в метро попрошаек, иду к милиционеру, делаю замечание. Как правило, идут и гоняют». Серей, у нас пишут, что очень многие милиционеры в доле, поэтому они не гоняют. Семен из Старых Васюков разделяет попрашаек: «На утерянный билет до Крыжополя не даю. На поправку здоровья, табак и хлеб-всегда». Я не даю молодым и не очень трезвым мужчинам, которые у меня просят копеечку, сигареты, когда я стою возле киоска. Что-то мне претит. Я – то в состоянии себе заработать на булочку, ты почему нет? Я вспоминаю Некрасова, который меня в детстве поразил тем, что Дарья, явно положительная героиня, описывается, что «Не жалок ей нищий убогий — Вольно ж без работы гулять!» Мне в детстве казалось, что это очень круто, не жалеть этих нищих, потому что они просто не работают. Тоже интересный подход. « Подаяние дело сердечное, от бога. Если бог располагает к попращайке, то грех не дать. Себе не надо противоречить»,- считает Александр Кобахидзе. Многие пишут о том, что они, посмотрев в глаза, для себя определяют, жалок ли нищий или он весел. У Артура Конан Дойля замечательный рассказ про человека с рассеченной губой, когда джентелеьмен из Сити подрабатывал нищим, потому что он был весел, интересен, и отлично зарабатывал своим артистическим способом. Сидел изуродованный, якобы продавал спички. Наверно, ему платили не только за нищету, а за образ особенный. Я, например, обращаю внимание на пожилых женщин, который что-то продают: старые книжки в мягких обложках, шерстяные носки, еще что-то такое. У них купить, для меня это важный момент. Я несколько книжек там купила. Я понимала, что люди продают эти книжки совершенно не от хорошей жизни. Не потому, что книжки лишние, а потому, что просить им неловко. Я однажды просила денег на улице, со мной случился такой конфуз. Я приехала на авторынок, запарковала машину, выбрав нужную вещь, я поняла, что забыла кошек в другом месте. Катастрофа. Мне нужно выезжать, а платная парковка оплачивается при выезде. Там 20 рублей, какие-то смешные деньги, а у меня ни копейки. Я понимаю, что нет выхода. Либо ждать, пока друзья с другого конца города подвезли мне 20 рублей. Я ходила по парковке, обратилась к людям, сказали: « Товарищи, дайте мне, пожалуйста, 20 рублей, я с парковки не могу выехать». Дали. Почувствовала я себя, конечно, не очень ловко. Мне было приятно, что, не говоря ни слова, мне деньги сразу выдали. Я их очень поблагодарила, еще раз хочу поблагодарить. Спасибо большое этим людям, может они помнят этот эпизод. Это «Типичный случай», говорим о том, подавать ли попрошайкам. Будем об этом говорить и после новостей. Меня зовут Ольга Журавлева, никуда не уходите.
О. ЖУРАВЛЕВА: В Москве 17часов 35 минут, программа « Типичный случай». Говорим о том, как вы относитесь к попрошайкам: подавать или игнорировать? Масса аргументов и у той, и у другой сторону. А вот уже и религиозные подошли. « Мусульманин обязан подавать, следуя сурам Корана. Господь все видит», - сообщает нам Олег. Не знаю, является ли он сам мусульманином. Александр Кобахидзе считает, что Кришна запрещает давать подаяние. Есть, действительно, философские теории. Хорошо ли подавать или нехорошо? С одной стороны, господь все видит, он всем помогает, всем дает по их возможностям испытания. Подавать или не подавать - это каждый в конкретный момент решает, соответствует это нашим религиозным представлениям, или нет. Сергей 61 написал в блоге: «Не подаю по нескольким причинам:
1. Будучи в Москве в командировке году в 95-96 дожидался у метро приятеля, увидел: бабуля, отсобирав милостыню, зашла за метро, села в машину за руль и поехала.
2. Я лучше на сотню другую своим родителям больше отдам.
Ну и третье, особенно когда ходят и говорят: «Мы сами не местные». При этом здоровые как бугаи. Что их привело в Москву и Питер? Побираться? А почему не попытаться поработать? Как это делает масса выходцев со Средней Азии. У меня друг в Москве, инвалид, руку оторвало лет 25 назад на флоте. Так он организовал собственный бизнес, производит оборудование, продаёт в разные города и страны. Он же не ходит и не побирается!» Да, мы все прекрасно знаем, что есть огромное количество людей, обиженных всячески судьбой, которые не побираются. Многие, которые побираются, даже не будучи сильно больными. Да, по-всякому бывает. Мне понравилось сообщение от Владимирского через Твиттер: «Иногда хочется дать несчастному, но когда думаешь, что он тебя считает лохом, желание пропадает. Как отличить?» Владимирский, а не все ли равно, считает он вас лохом или нет? Вы этого человека один раз в жизни увидели. Будет он вам считать лохом или святым, какая разница? Давайте проведем голосования, т.к. были высказаны уже какие-то мнения. Очень хорошие смски, но звонки тоже будут. Давайте сконцентрируемся на подаяниях на улице: это и от поезда отстали, и дом сгорел, и документы пропали, и ребенок болеет- что угодно, именно на улице. Фонды, благотворительные организации, это другая история. Многие пишут, что подают только у церкви, а кто-то у церкви не подает пьяным. Там тоже свои особенности. Давайте церковную паперть тоже возьмем. Просто принципиально, вы подаете? Если подаете, то 660-06-64, если принципиально нет, то 660-06-65.
Голосование пошло.
Подаете периодически или всегда тем, кто просит денег на улице? Если да, 660-06-64, даже в случае, если вы дадите едой или какими-то вещами, если принципиально нет, то 660-06-65. Мне просто хочется понять, какая часть людей считает, что это недопустимо. Не имеет значения, по каким причинам.
«Мы платим налоги, а кто их расходует? Тролли, чиновники, а бедным не достается!» - пишет Сергей Сычев. Вообще мысль о том, что мы платим налоги и на это государство всех должно содержать, она не лишена, конечно, основания. Но вы прекрасно знаете, что и налоги мы платим не все, и далеко не со всех доходов. И по дороге они теряются. Многие налоги идут совсем не туда, поэтому уж давайте будем честными. Те налоги, которые мы платим, они этим людям не всегда помогают. «У меня кошелек раз сперли. Денег ни гроша, возвращаться на электричке и метро. Пошел в милицию, написал заявление, попросил справку, по ней доехал в метро». Это о случае, когда денег нет совсем. «Вообще-то нищие - это дело государства»,- считает Александр. Да, я соглашусь, они, конечно, дело государства, но даже самое прекрасное государство полностью от попрошаек не избавляется. Я не знаю, как у нас было принято, вывозить их за какой-то километр, арестовывать. Только таким образом. «Я езжу зимой с тростью, мимо меня идут так называемые нищие с такими же тростями. Им становится стыдно», - пишет Елена. Вот так вот. «Поднимите, пожалуйста, вопрос о собирание денег на всякие храмы. Кто подает, кто нет? Кто верит в это занятие?», - пишет Лена Брагина. Лена, вы знаете, только про себя могу сказать, что на построение храма, когда я даже не знаю, где он находится, там написано какое-то село, деревня, я, честно говоря, не подаю, потому что я вообще не понимаю, что это за послушание такое - просить милостыню на храм. Если это действительно послушание, или там это собственный какой-то позыв. Насколько я вижу, в русской православной церкви с финансами все хорошо. Правда? Так что этой организации я подаю только по каким-то конкретным поводам. «У меня был случай, после которого я перестал обращать внимание на просящих. Шел утром на работу. Остановился у киоска купить сигарет. Подошла ко мне женщина». Дальше обрывается, допишите. Кстати, Егор, который прислал через компьютер вопрос о том, читаю ли я его сообщения. Да. Я читаю их. Все нормально. «Читайте Евангелие: давать нужно всегда и всем», - Альберт. Ну, вот видите, некоторые говорят, что нет. «Бабушкам кидаю пару рублей. А так же всем, кто пытается заработать: поют, продают, играют на каком-нибудь инструменте», - пишет Семен из Москвы. Знаете, а я тем, кто плохо и навязчиво играют на каком-нибудь инструменте, не подаю именно потому, что мне очень неприятно это слышать. Извините, пожалуйста, наверное, я нехороший человек. «Попрошайничество – мастерство, как воровство или проституция, не каждый может». Кстати говоря, некоторые как раз считают, что лучше подать милостыню попрошайке, чем он будет как-то преступным путем добывать себе на пропитание. Тоже, между прочим, аргумент. «Подаю с молитвой, которую проговариваю про себя: Господи сделай, чтобы эти деньги так или иначе принесли только добро»,- пишет Мария. Правильно, главное верить, что вы подаете правильно. «В последнее время появляются школьники от 7 до 14 лет, хорошо одетые, которые идут по улице и просят от пяти до тридцати рублей. Часто эти деньги тратят в компьютерных клубах»,- пишет Дмитрий из Оренбурга. Но детям, от 7 до 14, как вы пишете, совсем не хочется давать, хочется давать по попе этим детям. И отсылать их туда, откуда они пришли. Здесь очень важное сообщение от Антона, который разбирается в вопросе: « Людям без конечностей подаю всегда. Детям тоже. В отношении детей всегда думаю: « А вдруг этот ребенок сбежал из детдома?» Я сам из детдома, хотел сто раз оттуда сбежать. Порабощенного ребенка, думаю, что узнаю всегда и тогда иду к ментам. Сбежавшего из дома или детдома ребенка не сдам никогда. Остальным, когда как». Вот тоже информация к размышлению. 363-36-59, это наш телефон. Если у вас есть конкретная история, во-первых, почему не подаете? Наверное, случай был, какая-то своя теория. Или почему подаете? Может, у кого-то есть, как писали в блоге, свой несчастный, который всегда находится в одном и том же районе. Ему человек планово помогает. У мен, наоборот, возникает ощущение, когда идешь одной и той же дорого на работу, особенно в центре Москвы, в котором очень много всякого рода и попрошаек, и мелких хулиганов, и мелких воров, ты понимаешь, что если ты будешь каждый раз давать одному этому конкретному человеку, он будет у тебя на содержании. Каждый раз ты идешь на работу, каждый раз выдаешь ему какую-то сумму. Чувство какое-то странное. Оптом, на месяц выдавать, или как? Вчера подал, сегодня нет. Чувствуешь себя глупо, на самом деле, в каком-то таком помутнении остаешься. Кстати, уже закончилось голосование. Можно огласить результаты. Больше 500 человек позвонило. 33% принципиально не подают попрошайкам на улице. 67 % подают либо всегда, либо время от времени, либо кому-то конкретному, либо выборочно, но тем не менее. Если у вас есть истории, может действительно потеряли билет или сгорели документы, или действительно что-то такое происходило, может вам приходилось обращаться к людям незнакомым за помощью? «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Говорят, что Христос так испытывает людей, являясь в образе нищего», - Иван из Санкт-Петербурга.
Это понятно, Иван, понятно. Но каждый раз, когда обращаю на себя какую-то ситуацию, я понимаю, что для себя я вряд ли выбрала такой вариант: стоять месяцами в метро, если бы у меня произошла какая-нибудь ужасная ситуация. Если бы у меня был больной ребенок. Я с этим больным ребенком бы находилась, а деньги бы искала каким-нибудь другим способом. Не знаю. Я для себя решить этот вопрос не могу.
Илья из Тулы пишет: «РПЦ неоднократно объявляла, что на храмы на улицах не собирают. Это мошенники». Илья, или это какие-нибудь храмы, которые РПЦ не особенно хочет восстанавливать своими официальными каналами. Такое тоже может быть, согласитесь. «Если написано у нищего «Помогите на хлеб», я предлагаю купить ему еды, отказываются с проклятиями». Правда, и даже маленькие дети, которым предлагаю булку, они могут матом послать. Очень даже могут. С другой стороны, это тоже можно пережить. 363-36-59, ваше отношение к попрошайничеству на улицах. Как вы этот вопрос для себя решили: подавать или не подавать? Как вы определяете, что скорее приводит к добру. Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Антон. Я из Вологды.
О.ЖУРАВЛЕВА: Вы подаете на улицах?
СЛУШАТЕЛЬ: Иногда, очень редко. Иногда спрашиваю: «Для чего эти деньги?»- «Чтобы купить хлебушка». Тогда иду в магазин, покупаю молоко и хлеб, так подаю.
О.ЖУРАВЛЕВА: То есть вы стараетесь деньги наличные не давать?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Тем более, если человек выглядит подозрительно. Пьет, может быть, никогда не знаешь. Если человеку не хватает на проезд в автобус, может два рубля, три рубля, даю, это не страшно для меня.
О.ЖУРАВЛЕВА: Понятно. Вы считаете, что если дадите деньги, а они будут использованы не во благо, то вы за это ответственны?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, если я вижу, что человек пропитой. Или знаю, что в компании такой, потому что хожу одними и теми же путями. Думаю, что он их пропьет, да, тогда однозначно отказываю. Говорю: «Нет, ты эти деньги пропьешь».
О.ЖУРАВЛЕВА: Понятно, Антон, спасибо за вашу позицию. По поводу пропьешь, с одной стороны, думаешь, если ты ему не дашь, то он бросит пить. Наверное, если многие не дадут, украдет он эту выпивку. Вы прекрасно представляете, если человек может пропить, он обязательно пропьет. У меня была история, когда сосед, имеющий такую склонность, периодически занимал небольшие суммы и отдавал потом. Он просил 10 рублей, 50 рублей, смешные деньги. Я ему давала, он вполне милый человек, но просто пьющий, пока не пришла его супруга и робко не сказала: «Пожалуйста, не давайте ему денег». Я поняла, что да, не стоит, потому что он и зарабатывает немного, и долги отдает. Пропивает значительно больше, чем пропивал бы без моей помощи. 363-36-59 звоните. Алло, здравствуйте. Мы вас слушаем, звонок из Петербурга.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Ольга из Петербурга. Я принципиально не подаю, потому что действительно зачастую наблюдаешь: девушка у нас в метро стоит, собирает на смерть мамы годами. Там мама мумифицировалась уже, и я принципиально таким не подаю. Предпочитаю так не подавать, а помогать адресно.
О.ЖУРАВЛЕВА: Через какие-то фонды?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. У нас на Интернет сайте в Петербурге есть раздел «Им нужна наша помощь». Я стараюсь всегда там помочь.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ольга, не приходит в голову, что порой ведь есть такая нищета, такое горе, что просто у человека нет жилья, не то, что возможности добраться к каким-то фондам, Интернету?
СЛУШАТЕЛЬ: По поводу жилья ничего не могу сказать. Мы обсуждали как-то, ну хорошо, собрал он какие-то три копейки, они ведь жить не помогут, даже день пережить. Тот, кто годами ходит - это бизнес. А тому, кому действительно плохо, он обратится куда-то, друзья, в конце концов, есть. Вы задавали вопрос: «Были ли вы в какой-то ситуации?» Да, я однажды была в такой ситуации, возвращались со сборов, опоздала на самолет. Моя группа улетела, это был город Ужгород, надо было улететь в Ленинград. Денег ни копейки нет. Мне было 15 лет. Я попросила у сотрудницы аэропорта помочь купить этот билет. Она купила. Естественно, когда я приехала домой, сразу выслала деньги.
О.ЖУРАВЛЕВА: Понятно. Спасибо за эту историю. Это Ольга из Петербурга. «Я подала нищему, а он меня отругал, что мало»,- пишет Лидия. Бог с ним. Оля интересуется: «Есть ли попрошайки в Грузии, Азербайджане, Туркмении? Или это рак РФ?» Оля, не знаю насчет Грузии и Азербайджана, но в Европе есть. В Италии, Флоренции, например, целые бригады цыганские, веселые таборы. Группами ходят и с младенцами, и со всем. Из Югославии были многие беженцы, которые тоже прямо группами набрасывались, хватали за руки. Дети, все это уже было. «Добро должно быть безвозмездным, если ждешь за это блага, лучше не давать. При возможности всегда подаю»,- говорит Зайнулла Гаджиев. Вопрос о том, что люди думают, будет ли во благо то, что они подадут? Не им лично, а тому, кому они пытаются помочь. «Детей воруют и на наркотиках держат» ,-пишет Елена. Это нужно массово, наверное, начинать. Чтобы каждый, кто увидел сидящую с младенцем женщину, обращался в полицию. Каждый, никто не подавал, все взывали к порядку и закону, и тогда этот бизнес можно свести на нет. Надо, наверное, в этом направлении работать, потому что страшно это правда. «Мой отец мула. А власть не помогает. И мечеть содержится на подаянии», - пишет Айрат. У вас, Айрат, устроено все немного по-другому. Русская православная церковь имеет немножко другую иерархию, чем мусульманская. Поэтому, конечно, там все по-другому. Антон из Томска: «Стоял как-то на остановке. Подошла девушка: « Дайте пять рублей на автобус». Дал, потом встречал ее за тем же занятием». Это наивные такие бизнесмены, потому что мы очень часто в своих городах ездим одними и теми же маршрутами, и годами видим вечно беременных, вечно умирающих от какой-то болезни и т.д. «Много нищих, значит, хорошо подают»,- А.Е.Спасибо. «В детстве помню, нищие просили хлеб. Их было жаль, а эти сейчас…», - пишет Влад. А каком детстве вы говорите? Сколько вам лет не представляю себе. В моем детстве нищих вообще практически не было. Хотя в некрупных городах были цыганские таборы на автовокзалах. Однажды у меня просто отняли вещи. «Нищие - это возможность подать для каждого. Если их не будет, возможность исчезнет»,- пишет Юлия. Я думаю, люди, которые нуждаются в помощи, не стоя на улице, все - равно останутся, к сожалению. «У нас в Дубне есть паренек, постоянно просящий в долг энную сумму денег. По тому, сколько просит, следим за инфляцией». Профессиональные попрашайки бывают.363-36-59, подаете ли вы? Чем руководствуетесь? Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.
О.ЖУРАВЛЕВА: Здравствуйте, как зовут вас?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Александр. Я из Коломны.
О.ЖУРАВЛЕВА: Как вы относитесь к попрошайкам на улице?
СЛУШАТЕЛЬ: Я иногда подаю, иногда нет. Я хочу рассказать, как отношусь к тем людям, которые просят на выпивку.
О.ЖУРАВЛЕВА: Так откровенно мало кто просит, именно на выпивку. Но бывает, да.
СЛУШАТЕЛЬ: Бывает так, что просят. Я им даю достаточно большие суммы. И хочу сказать, что большей благодарности я не испытывал. О.ЖУРАВЛЕВА: Естественно, извините, трубы- то горят. Физиологическая потребность, это не капризы.
СЛУШАТЕЛЬ: Тем не менее.
О.ЖУРАВЛЕВА: Спасибо большое. Когда подумаешь, многие говорят, что я на выпить не подаю. Ну, тогда будут пить что-то более дешевое, возможно, ядовитое. Такое тоже может быть. «Как только найду кейс с миллионом долларов, так сразу пойду подавать, а пока я такой же нищий, только с работой». Это позиция не без лукавства. «Часто животных сажают на тротуаре, на холоде под дождем», - пишет Оля. Да, еще дают в зубы такую мисочку, картонку, чтобы было умилительней. Вот этих людей я тоже не люблю. И людей, которые попрошайничают с лошадьми в центре города. Не люблю, потому что если уж затеяли с лошадьми, нечем их кормить, то это какая-то нехорошая история. Во - первых, лошадям это неполезно: топтаться возле метро, где все шумят, орут. Зачем это нужно? А еще они страшно кричат хором, такие девушки есть в районе нашего метро: «Подайте лошадкам на корм». На мой взгляд, омерзительно, пусть они уж поработают лошадкам на корм, пока лошадки постоят и поедят этот корм. 363-36-59, как вы относитесь к попрошайкам на улице? Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
О.ЖУРАВЛЕВА: Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Михаил Кузьмич. Мне 73 года. Я всегда подавал женщинам. Но в последнее время я не стал подавать. Как-то раз мелочь в кармане была, я всегда мелкие монеты откладываю отдельно. Взял горсть и старушке вот этой подал. Немного отошел, и смотрю, это в переходе было в метро, эта мелочь и покатилась по дорожке этой, где все ходят.
О.ЖУРАВЛЕВА: Не нужна она ей была.
СЛУШАТЕЛЬ: Им надо крупные подавать.
О.ЖУРАВЛЕВА: Понятно. Школа жизни, Михаил Кузьмич. Я поняла.
СЛУШАТЕЛЬ: С тех пор все, как отрезало, только кому знакомому, где я живу, что-то из еды, из одежды. И то неудобно подойти, человек может обидеться.
О.ЖУРАВЛЕВА: Да. Это правда.
СЛУШАТЕЛЬ: Неудобно спросить: « Тебе нужно?» Уж если совсем человек нуждается, тогда только подхожу и говорю так.
О.ЖУРАВЛЕВА: Спасибо, Михаил Кузьмич. Да. Михаил Кузьмич тоже не из шикующих юношей, не золотая молодежь, и тем не менее. Такой жизненный опыт. «Подаю, но очень редко. Есть древняя мудрость: если хочешь накормить человека - дай ему рыбу. Хочешь помочь – научи ловить». Это да, мы же не можем, проходя в метро, разобраться с каждым. Не можем, проходя на работу мимо остановки, выяснить, что вы умеете, какое у вас образование, где вы живете. Я думаю, таких зануд они еще и бить будут. «Подавать мимо понимания. Что это: профессия или наркомания? Честно говоря, нет, собственно, заработков. Увы, сам на случай», - пишет Диггер. Да, естественно, если самому не на что, то тут, конечно, речь идет просто о выживании. « Не подаю никогда. Сам лишь однажды, опоздав на электричку, попросил у прохожего позвонить с мобильного. Не дал»,- пишет Максим. Уж позвонить с мобильного, товарищи, я давала людям. И мне, кстати, давали, когда я, будучи особенно умна, заперла в машине все. Машина стоит. Она заперлась. Сработала сигнализация. Я без ключа, без денег, без ключа от квартиры, просто без ничего. Добрые люди подали телефон, я могла позвонить кому-то, куда-то поехать. Здесь действительно без обращения к окружающим не обойтись. «Я подаю. Помню себя, когда мне родители не давали на мороженое. Я просила на улице. Люди подавали. Могу сказать, легче всего подают солдаты. Женщин не просила, начинаются морали»,- пишет Оксана. Не знаю, товарищи, во-первых, если вы не даете детям на что-то, подумайте. Вдруг они во всем красивом, сытые и довольные, ходят по улице и денег на мороженое просят. Представляете, какое позорище? Вы подумайте. Это просто, я была бы в шоке, если бы я узнала, что ребенок, которому на что-то не даю, просит денег на улице. Кстати, солдаты, вы помните такой момент, когда солдаты ходили по городу и просили денег на еду. Кстати, еду им покупали, потому что они еще вчера школу закончили. То, что они голодные, это 100% было ясно и видно. Спасибо большое всем, кто звонил. Мне очень понравилось еще одно сообщение, которое прислали нам в блог: «Значит у нас с людьми в стране все в порядке. Есть надежда, что и с властями наладим. Когда простые люди готовы делиться с теми, кто нуждается, есть надежда. В нашей стране, не смотря ни на что, люди с большой буквы не исчезли, они есть, они рядом. Я согласна, что люди есть. Это здорово. Большое им спасибо. Это «Типичный случай», с вами Ольга Журавлева. Всего доброго.