Купить мерч «Эха»:

Художник Карл Брюллов и его картина "Осада Пскова" - Людмила Маркина - Собрание Третьяковки - 2007-11-04

04.11.2007

К.ЛАРИНА: 14 часов 11 минут. Пока Владимир Владимирович Путин выступает перед нахимовцами, мы начинаем программу "Собрание Третьяковки", и куда мы? - В Псков сегодня отправляемся? Ксения, здравствуйте.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Здравствуйте.

Мы сегодня празднуем освобождение Москвы от друзей наших - поляков. А сегодня мы будем глядеть немножечко в более дальнюю историю, с чего все начиналось.

Л.МАРКИНА: С династии Стефана Батория, короля польского.

К.ЛАРИНА: Людмила Маркина, наш сегодняшний гость, заведующая отделом живописи ХУШ-первой половины Х1Х века Третьяковской галереи. Добрый день, Людмила, здравствуйте!

Л.МАРКИНА: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Карл Брюллов - герой сегодняшний. Картина называется "Осада Пскова", но, как говорит Венедиктов: "Не того Пскова". Да? А какого Пскова? Давайте сначала исторический экскурс такой совершим быстренько. Когда это было?

Л.МАРКИНА: Это произошло в 1581 году.

Но прежде мы скажем, наверное, о том, кто такой Стефан Баторий. Хотя несколько слов скажем о нем. Это герой, достойный, наверное, отдельного рассказа.

Он родился в 1533 году, умер в 1586-м, так что прожил пятьдесят с лишним лет. Это был сын Иштвана Четвертого, воеводы Трансильвании. Окончил Падуанский университет, то есть, человек был образованный, и многое он сделал для университета в Вильно, в частности, считается, что он был основателем этого университета.

Но многое в его жизни сложилось достаточно удачно. В общем-то, он в результате интриг таких взошел на королевский трон Польши.

К.ЛАРИНА: Так. Подождите! Подробности потом. Давайте для начала все-таки определимся с историческим периодом: когда это было? Можете нам сказать?

Л.МАРКИНА: Я сказала уже: это относится, история осады Пскова - это Ливонские войны, продолжавшиеся там тридцать почти лет, начиная с 1558-го года по 1583 год.

Собственно, сама осада произошла, она была пять месяцев: с августа 1581 года, там по январь 1582 года. После этого заключили мир. Ну, то есть, вот, пожалуйста, эти временные рамки.

К.ЛАРИНА: Здесь нам просто написали - сразу же, первое, что написали, когда мы начали передачу, уважаемая Людмила: "Осада Пскова" - самая неудачная из картин Брюллова". (Цитата из Бенуа)" от Ирины, от нашей слушательницы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, во-первых, кого только Бенуа не ругал, так что, Ирина, не всегда нужно ссылаться на Бенуа. Но, в данном случае, действительно так. И "Осада Пскова", как Вы замечали, называли еще "Досадой Пскова".

Л.МАРКИНА: Это еще при жизни уже говорили о том, что "Осада Пскова" превратилась в "Досаду".

К.ЛАРИНА: А что было раньше - "Помпея", или "Осада"?

Л.МАРКИНА: "Помпея", конечно. Сейчас я все это расскажу.

К.ЛАРИНА: Потому что похожи чем-то они.

Л.МАРКИНА: Безусловно, похожи. Это понятно.

К.ЛАРИНА (ласково): Что ты хочешь от меня?

К.БАСИЛАШВИЛИ: А я хочу, чтобы мы дали послушать "Случай в музее", потому что сейчас, он прямо на наших глазах будет происходить на выставке, посвященной Ивану Шишкину. И слово Елене Герасимовой.

СЛУЧАЙ В МУЗЕЕ

Е.ГЕРАСИМОВА: Художник Крамской сказал про Шишкина очень точную вещь. Он сказал, что Шишкин знает пейзаж ученым образом. Ведь пейзажи Шишкина поражают своей достоверностью, не вызывают вопросов ни у географов, ни у ботаников, ни у биологов, потому что он точно фиксировал почву, нижние этажи леса и деревья. Для него это было принципиально важно. Вот иногда в исторических книгах пишут, что эти пейзажи отличаются ботанической точностью. Это не совсем так, потому что ботаника - это изучение строения растения. Он, конечно, знал строение растения. Но мне кажется, что его интересовали другие, более сложные проблемы - взаимоотношения этих растений.

Вот его пейзажи они все-таки производят впечатление драматическое: ты видишь там поваленные деревья, деревья, вырванные с корнем ветром, деревья искривленные, потому что была гроза, и видно, как деревья сражаются друг с другом за лучи солнца. Его вот эта тема волновала: как деревья, вообще растения, уживаются в лесу друг с другом.

Вы знаете, что вообще-то учение о лесе как о едином живом организме оно, собственно, формировалось где-то в 80-е - 90-е годы Х1Х века.

Конечно, Шишкин общался со многими учеными: Менделеев, Докучаев - круг людей, которые занимались этими темами одновременно. И Шишкин был туда вхож, потому что, например, он и Менделеев подписали письмо о создании фотографического отделения в Российском Техническом обществе.

Мы решили, что Шишкин - очень хороший материал, пейзажи Шишкина, в таком количестве собранные в одном месте, очень хороший материал для занятий как раз вот по географии, биологии и физике. И мы предложили нашим учителям московским такой проект: опыт интегрированного урока в музее.

То есть, мы хотим, чтобы ребята рассмотрели эти пейзажи, и все-таки вот считали вот этот смысл, который там есть с точки зрения биологии, географии. Потому что в учебниках очень мало хороших картинок. И вот вся эта информация, которая им дается в большом количестве - о том, как текут реки, как растут деревья, как меняются зоны, визуальным рядом не подкрепляются. А пейзажи Шишкина, собственно, вот такая постановка вопроса, мне кажется, поможет ребятам рассмотреть вот эти пейзажи более подробно.

БЫВАЕТ ЖЕ ТАКОЕ!

К.ЛАРИНА: Мы должны подарки ребятам предоставить.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Обязательно! И ребятам, и взрослым, и маленьким. У нас есть сегодня Путеводитель по Третьяковской галерее - "Шедевры Третьяковки с ХП по ХХ век", билеты в Третьяковскую галерею и на Крымский вал, и в Лаврушинский переулок - во все залы, на все постоянные и временные выставки.

Кроме того, в Третьяковке открылась на Крымском валу новая выставка Ольги Булгаковой и Александра Ситникова - это художники-семидесятники, и предлагают вам Альбом, изданный "ВАМ" - это издательство. Выставка открылась совместно с Третьяковкой и "Колодзей", фондом Колодзей, Каталоги Александра Ситникова тоже, пожалуйста, вам в подарок.

Вопрос. ВНИМАНИЕ: В коллекции Ростроповича и Вишневской имелось уникальное полотно кисти Брюллова. Специалистам было известно, что такая картина существует, но ее долгое время никто не видел. Назовите, пожалуйста, эту картину. +7 (985) 970-45-45. Мы на sms принимаем ваши ответы.

Еще раз вопрос: В коллекции Ростроповича и Вишневской, вот в той самой коллекции, о которой мы так много говорили, которая сейчас уже принадлежит то ли Алишеру Усманову, то ли Константиновскому дворцу, имелось уникальное полотно кисти Брюллова. Специалистам было известно, что такая картина существует, но ее долгое время никто не видел. Что это за картина?

Л.МАРКИНА: Увидят ли сейчас?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Увидят!

К.ЛАРИНА: "Кого попало, Бенуа не ругал", - следующая телеграмма пришла. Да?

Ну хорошо, возвращаемся мы к "Осаде Пскова" Карла Брюллова. Вы как эту картинку оцениваете, уважаемая Людмила?

Л.МАРКИНА: Вы знаете, я начну с того - с признания в любви к Карлу Павловичу Брюллову - это один из моих любимых художников. И в том, что я счастлива после большого количества времени, когда ее никто не видел, сейчас картина висит в зале, и можно любому зрителю, любому человеку прийти и посмотреть, и поспорить. Да! С Бенуа, или с другими высказываниями, он был не одинок. Но я считаю, что долгое время эта картина была мифом. В этом смысле определенный миф в искусствоведческой среде. Все время говорили о неудаче, о том, что она не завершена, что художник сам разочаровался. Он был недоволен, и так далее, и так далее.

Отчасти все это справедливо. Но, тем не менее, когда видишь эту картину, все равно осознаешь, что это великий живописец.

Я расскажу, что ему не нравилось, к чему он, так сказать, придирался сам.

Картина почти завершена, там есть только небольшие незаконченные элементы. А, в общем-то, эта картина замечательная! Уникальная. И мне бы хотелось, как раз, сказать о той важной великой цели, которую вкладывал художник как мастер исторической картины, и какое она имела значение.

Вот мы все время говорили и о Сурикове, ведь это же от Брюллова отталкивался гениальный потом наш исторический живописец второй половины века. И Суриков, и Репин, и так далее - эти все мастера.

И вот Брюллов, который действительно, благодаря этой картине, я считаю, что даже еще не до конца, может быть, ее историческая роль оценена по достоинству.

Ведь вспомним в ХУШ веке кто занимался исторической картиной? - Лосенко, Акимов. Это были, в основном, произведения на античную тему.

Если вот у Акимова была "Возвращение Святослава в Киев после половцев", то это были античные герои. Понимаете? Это была вот так понята история.

И Брюллов, который прославился "Последним днем Помпеи". Мы же знаем, что он как триумфатор приехал в Россию. Были сложены знаменитые эти стихи:

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал "Последний день Помпеи"

Для русской кисти первый день!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Баратынский.

Л.МАРКИНА: Да. И сразу же он встречается в Петербурге с Николаем, императором, который ему говорит: "А хорошо бы вот придумать сюжет, такую же историческую картину на сюжет из русской истории". И даже вот император предложил: "Неплохо бы "Взятие Казани", где изобразить Ивана Грозного на переднем плане, молящегося рядом с супругой" и так далее. На что Брюллов ему ответил: "А у меня уже есть идея. Я бы хотел обратиться к истории осады Пскова".

Он придумал, так сказать, эта мысль ему еще вошла в 1835 году, когда он находился, поехал путешествовать - был в Турции.

Там он заболел, и по вечерам пришлось ему несколько дней провести в постели, и по вечерам он стал читать Карамзина. И эта "История Государства Российского" натолкнула его на эту идею.

Причем, как вспоминал его ученик Железнов, вот сам Брюллов так говорил про русскую историю: "Мне беспрестанно приходится читать, что удельные князья грызутся между собой и друг друга со света изводят. Два события показаны у Карамзина, в которых все сделал сам народ: осада Пскова и взятие Казани".

И вот эта идея, как раз, героической обороны Пскова потрясла художника.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, толчок был от Карамзина, от "Истории Государства Российского".

Л.МАРКИНА: Да, да, совершенно верно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А тогда эта тема в принципе кем-то поднималась?

Л.МАРКИНА: Нет, нет.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Значит, он был первооткрывателем. Не было такой волны, как сейчас у нас празднуется 4 ноября, и вновь вдруг все это становится внезапно актуальным.

Л.МАРКИНА: Нет, нет. В этом и его важность, что он понял одним из первых русских живописцев роль народа в истории.

А как это все производило на людей, на великих героев романтических.

К.ЛАРИНА: А кто-нибудь его поддержал вообще в этой идее?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Не случайно польская тема поднимается: там ведь в 30 годы на ниве русско-польских отношений там не все было прекрасно.

Л.МАРКИНА: Да, возможно и этот момент. Да, Вы справедливы, конечно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Может быть, и Пушкина на эту тему вдохновляет.

Л.МАРКИНА: Да, да. Это верно. Может быть, и этот момент, это верно - борьбы русского народа против польских+ Ну, это была объединенная армия. Ведь он же Стефан Баторий, в чем его отличие? - Что он меньше использовал шляхтичей, вот эту польскую армию, а много было наемников: венгры, литовцы, немцы - у него была огромная армия, которую он бросил против псковичей.

И еще важный момент для Брюллова: он решил подойти к истории как настоящий исторический живописец. Прежде, чем обратился к полотну, он попросил такую творческую командировку в Псков, и официально, ему было разрешено это, и в июне 36 года он поехал вместе с Федором Солнцевым. Это был известный живописец, историк. И вот сам же Солнцев говорил, что он посоветовал Брюллову использовать в качестве источника сочинение Евгения Болховитинова "История княжества Псковского". А Болховитинов был членом кружка графа Румянцева, такого просвещенного историка. И он высказывал вот эту мысль, что победа над врагом принадлежала не царю Ивану Васильевичу, а вот русским воинам, прежде всего.

К.БАСИЛАШВИЛИ: У нас есть еще интересная история, как картина поступила в Третьяковскую галерею, здесь это еще одна загадка: у нее очень нелегким был путь. То есть, так же, как у той картины, которую мы сейчас зашифровали в нашем вопросе, "Осаду Пскова" тоже долгое время никто не видел. Вот так вот произошло. И слово Наталье Пресновой.

ПУТЬ В ГАЛЕРЕЮ

Н.ПРЕСНОВА: Картина висела в мастерской Брюллова до лета 1851 года. В июне художник, находившийся уже в то время на лечении в Италии, получил предписание от вице-президента Академии художеств Федора Толстого очистить для его кабинета мастерскую.

В связи с этим Брюллову пришлось просить в письме художника-миниатюриста Фомина поспешить с перемещением всех вещей в другие комнаты. То есть, картину неоконченную "Псков" вернуть.

После смерти Брюллова, в июне 1852 года целый ряд его произведений, среди которых была и "Осада Пскова" поступил в музей Академии художеств в Петербурге.

В 1860 году на Академической выставке полотно было представлено широкой публике, и затем передано в музей Александра Третьего, нынешний Русский музей, где и хранилось в запаснике.

В 1931 году Третьяковская галерея работала на так называемой опытной комплексной марксистской экспозиции и для ее построения, для ее организации, которая должна была вскрыть в искусстве его классовую сущность, галерея была вынуждена привлечь материалы из разных музеев. Был составлен список произведений из музеев Ленинграда и Москвы. И помимо прочего в нем шла речь и о картине "Осада Пскова". Таким образом, в 1931 году картина поступила в Третьяковскую галерею. И до сих пор она хранится у нас. В 39 году в залах галереи была развернута большая выставка, посвященная русской исторической живописи, где была экспонирована "Осада Пскова".

Затем во время Великой Отечественной войны картина была эвакуирована в Сибирь, после войны возвращена в Москву. Но практически не выставлялась с тех пор, хранилась у нас в запаснике. И она даже не была показана на монографической выставке Брюллова 1949 года.

А во время реконструкции Третьяковской галереи в 86 году картина из запасника была перемещена в новое здание на Крымском валу, где во время протечки крыши холст и красочный слой картины пострадали. Пришлось делать профилактические заклейки, укрепления. После завершения строительных работ в старом здании, в Лаврушинском переулке, опять-таки зал с картиной переместили в новый запасник Лаврушинского переулка, в депозитарий так называемый, где картина и хранилась последние годы.

И только лишь в связи с юбилейной выставкой Брюллова, посвященной 200-летию со дня рождения художника, вновь вспомнили об "Осаде Пскова" и искусствоведы, и реставраторы. В короткие сроки, можно сказать, пришлось выполнить большой объем работ: устранить деформацию холста, подвести кромки холста, укрепить красочный слой.

Для того чтобы холст можно было без проблем натягивать и многократно снимать, был изготовлен подрамник специальной конструкции.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

К.ЛАРИНА: Здесь, пока мы слушали рубрику, я тоже смотрела всяческие статьи по поводу этой картины. И во всех статьях энциклопедических указывается, что Брюллов испытывал постоянное давление со стороны официальных лиц - советчиков, советников, которые вмешивались в ход работы над картиной. Это действительно так, Людмила, или нет?

Л.МАРКИНА: Ну, не знаю, что имеется в виду. Как раз он достаточно независимый был человек.

К.ЛАРИНА: Корректировали? Ничего не корректировали?

Л.МАРКИНА: Нет, независимый был человек и вряд ли кто-то ему так уж мог советовать. Может быть, и советовали. Что имеется в виду, конкретно я не знаю, но гению, такому, как Брюллов, я не знаю, что имеется в виду. Он был настолько самодостаточен, что+

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, это понятно. Все-таки, может быть, там было что корректировать? Может быть, к этому относились как к заказу в какой-то степени?

Л.МАРКИНА: Ну, я не знаю, что имеется в виду. Я не понимаю тогда вопроса, потому что он сам придумал композицию. Известно по воспоминаниям - с самого начала это была очень такая интенсивная работа: множество было этюдов, эскизов, рисунков и так далее. Первый эскиз. Ну, потом он немножко менял, но это не потому что кто-то+ пришел император и повелевал переделать то, или это. Такого не было.

К.ЛАРИНА: Хорошо. Остальные вопросы будут во второй части программы, а сейчас у нас Новости.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Пусть Людмила Маркина не обижается, что я ее закидываю всякими глупостями из Интернета. (Смеется). Нет, ну правда! Вот я читаю: "История русского искусства" под редакцией Машковца. 1957 год. Он как раз там и пишет, что вмешивались официальные лица все время в ход работы над картиной, поэтому она превратилась в "Досаду" этого самого Пскова, и что он настолько ее не любил эту картину Брюллов, что даже использовал как перегородку у себя в мастерской.

Л.МАРКИНА: Ну, ладно. Насчет перегородки мы разберемся. Ну, может быть, это какие-то+ Не знаю я, не буду об этом говорить.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, но картина большая, она могла показаться и перегородкой в том числе.

Л.МАРКИНА: Не знаю, повернул+ Откуда знал уважаемый академик Машковец, тут какая-то идет+ Действительно, можно я скажу?

Картина большая, смотрите ее размеры: 482 на 675. Это даже немного больше, чем "Последний день Помпеи" - там 456 на 651. То есть, это огромное полотно, и он не сразу пришел к нему.

Сначала был такой большой эскиз маслом - 55х71, который в Русском музее находится, и затем он решил вот такое огромное полотно в своей мастерской на Литейном дворе, там, в Академии художеств, он этот большой холст натянул, но не механически перенес те важные персонажи, которые были на первом эскизе. И вообще, вначале это был более такой романтический, очень с такими характерными для романтика соотношениями света и тени, звучными красками. Ведь он сам пишет: "Вот здесь будет в стене пролом, и в этом проломе будет самая жаркая схватка. Я через него пропущу луч солнца, который раздробится мелкими отблесками по шишакам, панцирям, мечам и топорам. Этот распавшийся свет усилит беспорядок и движение сечи". Вот, что было важно!

К.ЛАРИНА: Вы говорите то, что будет, что он хотел. А почему у него не получилось ничего?

Л.МАРКИНА: Что он хотел, не получилось - но он сам говорил о той вот пестроте, о том, что распадается его картина на разные+

К.ЛАРИНА: Давайте я еще прочту, Вы будете со мной спорить.

Л.МАРКИНА: Да, да, давайте.

К.ЛАРИНА: Один из современников - художник Солнцев говорил Брюллову, что у него получился крестный ход, а не осада. То, что выходило у него, отдавало духом православия и народности из официозной триады Николая Первого, а девизом картины можно было бы счесть название драмы Кукольника "Рука Всевышнего Отечество спасла".

Л.МАРКИНА: Да, да.

К.ЛАРИНА: А правда, что у него потом случился такой вот шок от всего от этого, что он больше ни одной исторической картины не писал, оттого, что вот неудача его такая постигла?

Л.МАРКИНА: Ну, в общем, да, такой большой, действительно, хотя действительно он отказался, да. Совершенно верно.

К.ЛАРИНА: Но Вы согласны, что крестный ход больше, чем осада, да?

Л.МАРКИНА: Да. Это справедливое, это справедливое замечание. Вот как раз, я просто не успела сказать, что от первых эскизов, вот когда он перешел к большому полотну, то здесь вот эта сцена крестного хода она действительно стала превалировать. И, видимо, он сам понимал: не совсем вот эта удачная часть. Хотя вот замечательный образ в центре. Посмотрите.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А кто это вообще? Мне хотелось вообще понять, кто изображен на картине?

Л.МАРКИНА: Это монах Шимов, Шимов такой. Вот в этом - я вам говорила источник: Евгений Волховитинов, в котором Брюллов прочитал. Ситуация какая? - Взорвали стену крепостную, в нее валом валят захватчики. И тут княжеское войско под управлением Шуйского Ивана Петровича. Но главное, что помогает - весь народ бросился - и стар, и мал, и женщины помогают отцам и мужьям, и братьям. И духовенство тоже было призвано Шуйским. Они с хоругвями, с иконами пришли, взывая к Богу на помощь против захватчиков.

И вот этот вот эпизод, когда он увидел, что монах сел на коня и скакал во весь опор. Вот это почему-то особенно этот образ на него воздействовал. И посмотрите, он такой в черном, в профиль, вот на мой взгляд, отсюда идет "Боярыня Морозова" Суриковская. Поднимает он тоже руку в этом движении. Он почти в центре композиции.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А эта картина разве была известна современникам широко?

Л.МАРКИНА: Ну, все-таки+ Да. Вот это хороший вопрос. Видел ли? Видел ли?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ее показывали? Она в выставках

участвовала?

Л.МАРКИНА: Да, выставки были. Потом в 1860 году эта картина была на академической выставке. Так что я думаю, что Суриков вполне мог ее видеть. Или, во всяком случае+

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, она обсуждалась, во всяком случае, эта картина?

Л.МАРКИНА: Да, конечно, конечно, да.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Интересно, что ни одного лица не прописано до конца.

К.ЛАРИНА: Они почему-то почти все спиной повернуты? В профиль? Лиц нету.

Л.МАРКИНА: Ну, не все. Хотя то, что вы смотрите, это эскиз. Поэтому не прописаны некоторые.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Он не успел ее, он бросил. В чем было дело?

Л.МАРКИНА: Он почти закончил. Вот это опять же - миф о том, что она не завершена. Там справа если смотреть, там меч не закончен, если слева - группа вот этой псковитянки и человек лежащий - это только еще в подмалевке как бы такой, еще не проработано красочно. Это небольшие участки. А в принципе картина завершена.

Но я еще раз говорю: ему не нравилась вот эта пестрота колорита, он хотел достигнуть большей гармонии. Как вспоминал Стругальщиков: "Из-за этой пестроты и казнился художник при мысли, что картина может остаться незавершенной". Вот откуда и возникали разговоры о незавершенности картины.

И вы знаете, мне кажется, что еще решение в самом темпераменте Брюллова. Вот он был не такой, как Иванов. Иванов 20 лет работал над одной картиной. А Брюллов долго не мог. Его творческий темперамент был совсем другой. Он быстро работал. И писала об этом Художественная газета, и другие: "Вот Брюллов ни ест, ни пьет буквально. Как он работает интенсивно над этим полотном". И вдруг, вот в какой-то момент - перегорел. И вот интересно, когда мы разворачивали холст, мы увидели надпись: "11 июля 1843 года". Поставил дату, и, видимо, к ней больше и не прикасался.

К.ЛАРИНА: Он на заказ вообще много писал в своей жизни?

Л.МАРКИНА: Ну, конечно. Что касается портретов, прежде всего.

К.ЛАРИНА: Ну, портретов, а таких вот - идеологических полотен не писал?

Л.МАРКИНА: Нет. Не писал.

К.ЛАРИНА: И поэтому так получилось, что это вот впервые такой получил он госзаказ на патриотическую тему, судя по всему, раз она первоначально была предложена: вот Иван Грозный, Казань - то, что мы говорили. Да? Он решил найти то, что ему здесь будет интересно, видимо, пытался каким-то образом найти какой-то свой интерес творческий.

Л.МАРКИНА: Конечно, да. Я еще раз только скажу, чтобы мы не забыли.

Если в "Последнем дне Помпеи" он тоже показывает массу людей гибнущих, которым грозит гибель, но эта гибель от рока какого-то, от стихии, то здесь - сознательная гибель людей, идущих на смерть. И это действительно вот отмечают все источники героизм русских людей, которые +

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вы знаете, мне еще почему кажется, что Брюллову, может быть, не совсем, как ему казалось, не знаю, Вам кажется по-другому, но мне тоже кажется, что она не совсем удалась эта картина. Почему? Потому что все-таки в душе-то он был Западником. И у него вот эта вот национальная тема, которой потом так болели и Суриков, и Крамской, он ею в принципе не занимался. Мне кажется, ему это было неинтересно.

Л.МАРКИНА: Не могу согласиться. Не могу!!!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Неинтересны ему были и священники, монахи с крестами, и псковитянки, и костюм этот тяжелый - старинный русский костюм тоже был ему неинтересен.

Но, может быть, ему были интересны другие ткани, другие краски.

Л.МАРКИНА: Нет, нет, нет! Он специально, я уже говорила,

поехал в творческую командировку в Псков. Изучал на месте.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, это да.

Л.МАРКИНА: Он просил из Московского арсенала, чтобы ему привозили костюмы ХУ1 века.

К.ЛАРИНА: Высылали что-то еще специально для него?

Л.МАРКИНА: Такого не устраивали, нет, конечно. (Смеется). Нет, подход его был, я говорю: он изучал источники, одним из первых+.

К.ЛАРИНА: Ну да, потому что он должен был исполнить этот заказ самого государя-императора. Куда же деваться-то?

Л.МАРКИНА: Ну я еще раз говорю, что да, здесь заказ как бы шел. Но он, в общем-то, выбрал, он был вправе выбрать определенную тему, и он выбрал то, что было как творческому человеку ему ближе.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Еще такая небольшая просто деталь к настроениям как раз в том, что касается Польши. Я просто напомню стихотворение, написанное Александром Пушкиным в 1831 году, вот с которым-то как раз уж, конечно, был знаком Брюллов.

Л.МАРКИНА: Это Польская кампания, да?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да.

О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? -

Волнение Литвы?

Оставьте! Это спор славян между собою,

Домашний старый спор,

Уж взвешенный судьбою.

Вопрос, которого не разрешите вы.

(И дальше - я разрываю цитату и дальше говорю):

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас?

Иль от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал

До пламенной Колхиды,

От потрясенного кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

Так высылайте ж к нам, витии,

Своих озлобленных сынов.

Есть место им в полях России

Среди не чуждых им гробов.

Вот настроение. Тогда понятно, и почему Брюллов, который всегда шел с Пушкиным рядом, в принципе ставил себя с ним рядом, и его современники ставили, тоже берется за такую тему -патриотическую.

А что? У нас есть победители, Ксюша?

К.ЛАРИНА: Есть. Вот они лежат. (Перечисляет имена и номера телефонов победителей).

Надо и вопрос напомнить? Ответ мы не слушаем?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, мы уже приняли ответ. Победители есть.

Итак, вопрос мы задавали следующий: в коллекции Ростроповича и Вишневской имелось уникальное полотно кисти Брюллова. Специалистам было известно, что такая картина существует, но ее долгое время никто не видел. Что это за картина?

Л.МАРКИНА: Это портрет Авроры Карловны Демидовой, урожденной Шенваль. И я бы хотела сказать, что специалисты знали о существовании экземпляра в Нижнем Тагиле. А то, что этот портрет происходит из собраний Демидовых в Италии, знаменитый Анатоль Сантонато, получивший этот титул, об этом мы не знали до 1995 года. И это была сенсация аукциона Сотби. И так сложилась судьба, что я поехала на этот аукцион. Руководство дирекции галереи меня туда послало: мы наивно надеялись, что купим этот портрет. Но тогда я вот там и познакомилась с Галиной Павловной Вишневской, которая как села в первом ряду, надела очки, подняла ракетку и не опускала до тех пор, пока не выиграла Аврору Карловну, роковую красавицу, как ее называли: "Роковая Аврора". Почти двести с лишним тысяч долларов цена была. И вдруг вот опять "Аврора" появилась. Я, честно говоря, не знала, не могла предположить, что коллекция когда-нибудь будет распродана. И еще раз ездила в Лондон, буквально в сентябре этого года. Но, как вы знаете, торги не состоялись. Но я рада тому, что все-таки картина эта, этот замечательный, уникальный портрет приедет в Россию и будет доступен, наверное, конечно, не такому широкому кругу зрителей, но все-таки, я знаю, что в Константиновский дворец можно экскурсии платные заказывать, и в какие-то периоды можно посетить.

К.ЛАРИНА: Давайте еще расскажем про другие исторические полотна Брюллова. Вот, если говорить именно об этом жанре, что у него в итоге осталось в его наследии?

Л.МАРКИНА: Вы знаете, он работал, когда он приехал в Италию, в 22 году он получил, мы знаем от Общества поощрения художников стипендию такую, с братом вместе, Александром поехали. И он задумал несколько, он хотел+ Ну, во-первых, картина +Господи, которая была+ За которую он получил золотую медаль+ Вдруг вылетела из головы. Которая смотрится. В общем, сейчас я вспомню.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Какая? Какая?

Л.МАРКИНА: Сейчас я скажу, как называется эта картина. Вдруг вылетела. Ну, неважно! Ну, естественно, он же кончал исторический класс. Это понятно.

Затем, когда он приехал в Италию, конечно, он искал историческую картину. Там вот есть у нас картины "Эрмения у пастухов" незаконченная тоже осталась, то есть поиск и был большого исторического полотна, и вот - в конце концов "Последний день Помпеи". Есть у него еще тоже "Нашествие Гензериха на Рим", вот это полотно, это такой тоже эскиз большой незаконченного - большого полотна так и не получилось. У нас в Третьяковской галерее находится.

Затем целый ряд есть таких его+ Можем ли мы назвать это историческими религиозные композиции - там "Распятие" и так далее, связанные с образом Христа.

Но такой, как "Осада Пскова", она, конечно, единственная, уникальная в своем роде.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Как так получилось, что эта картина на протяжении ХХ века практически тоже находилась в такой отдаленности от зрителя, в полуссылке. То есть, она то появлялась, как мы поняли, то исчезала с горизонта зрительского.

В чем дело? Это вроде бы патриотическая тема.

Л.МАРКИНА: Ну, я уже сказала, во-первых, считали, что она незакончена, и как бы неудачная картина. Этим и объяснялось то, что она долгое время благополучно в запасниках музея Александра Третьего пылилась, и потом Русского музея, и затем в Третьяковской галерее. Так получалось, но в Третьяковке, скажем, не было просто места для такого большого полотна.

И только после реконструкции в 94 году мы смогли большой зал Брюллова сделать, благодаря выставке юбилейной в 99-м году, - сначала в Русском музее, потом в Третьяковской галерее эта картина более чем через 50 лет забвения была выставлена. И, кстати, у нас, на Крымском валу, они находились напротив друг друга - "Последний день Помпеи" и "Осада Пскова". И она вполне выдержала. Не было вот это таким великим полотном, как "Последний день Помпеи", и она не потерялась, она была вполне на уровне.

Вы знаете, гений все-таки не может уж совсем плохое произведение создать.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А еще ведь писали на эту тему, были картины, существовали, современников Брюллова.

К.ЛАРИНА: "Осада Пскова"?

К.БАСИЛАШВИЛИ: "Осада Пскова", да, да. Да, вот, например, я нашла в Интернете.

Борис Чориков. 1836 год. Был такой живописец? - "Осада Пскова".

Л.МАРКИНА: Я честно скажу: первый раз слышу об этом.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Не было? Да?

Л.МАРКИНА: Ну я не знаю, но может быть. А где находится эта картина? Неизвестно?

К.БАСИЛАШВИЛИ: "Стефан Батория под Псковом". Не знаю, где находится. Автор - Ян Матейко.

Л.МАРКИНА: Матейко был уже позже. Да, эта известна картина, да.

К.БАСИЛАШВИЛИ: 1872 год. Но, то есть, тема была.

К.ЛАРИНА: Нет, но он ее открыл, получается эту тему?

Л.МАРКИНА: Ну, в общем, я думаю, что да. И, тем не менее, Брюллов.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А после этой исторической картины он

все-таки возвращается к своим таким легким портретам красавиц и значительных людей?

Л.МАРКИНА: Ну, он постоянно, что значит "возвращается"?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Что происходит в это время еще, помимо вот этой героической темы, патриотической?

Л.МАРКИНА: Ну, конечно, в тридцатые годы, в тридцатые, в начале сороковых годов, он блистательный портретист, и создает лучшие свои многие портреты - и того же Нестора Кукольника, и Струговщикова, и та же "Аврора Карловна Демидова", светская красавица. Ну, то есть, художник полностью отдается этому портретному жанру.

Надо сказать, что он же блистательный был и рисовальщик, аквалерист, мастер замечательных акварельных портретов.

Затем бывали у него и иллюстрации, скажем, такие вот, как к роману Пушкина "Арап Петра Великого" у него есть акварельные иллюстрации. Жанровые работы, связанные еще с итальянским периодом, и так далее.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А почему он все-таки уезжает в конце жизни жить, и там умирает, в Италию?

Л.МАРКИНА: Он заболел, у него была тяжелая болезнь сердца. И ему предложили поехать на Мадейру, потому что там замечательный климат - там круглый год постоянная температура, и он просто поехал действительно на лечение.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вот здесь вот меня просто на sms укорили в том, что я "обвинила", - как мне сказали, в западничестве Брюллова. Однако же, все-таки можно ему приписать такое западничество по отношению к его непосредственной работе? Он ценил Западно-Европейское искусство, школу, Италия! Другие краски, понимаете? Другие краски - синее небо - "Последний день Помпеи", что там? - Совсем другое все!

К.ЛАРИНА: У него и школа какая-то другая была!

Да и портреты все европейские.

Л.МАРКИНА: Нет, это немножко разные вещи. Вы знаете, любой русский художник, действительно, правильно Вы сказали, попадая в Италию, конечно, свет важен. Это для них+ Ну, это мы сейчас уйдем+

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но он же многие годы жил в Италии. Где он больше жил вообще? В России, или в Италии, если так посчитать?

Л.МАРКИНА: Ну, с 22 по 36 жил в Италии. И вот последние два года.

Конечно, им там было хорошо. Я понимаю художников. Но это не западничество, это немножко другое, понимаете?

Там им действительно хорошо писалось. Я скажу, что там другие условия. Многие художники, тот же Иванов, почему они сидели в Италии? Потому что там целый ряд был таких вот для творчества возможностей.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Есть еще неизвестный Брюллов?

Несколько лет назад, как раз, с той самой Мадейры приехал пейзаж, неизвестный до того, Брюллова. Как Вы думаете, "Осаду Пскова" ну знали, но, однако же, сейчас только к ней возвращаются, сейчас начинают ее исследовать.

"Аврора Демидова" тоже выплывает из частной коллекции.

Л.МАРКОВА: Это может быть, вот, например, только что - сенсация еще одна аукциона Сотби в этом году: акварельный портрет Анатолия Демидова 29 года появился. Мы никогда не знали, чудесный портрет! Вот только что в Нью-Йорке распродавалась коллекция Елизаветы Югославской. Она из рода Кара-Георгиевичей, связанных с Демидовыми. То есть, там еще существует резерв произведений, о которых мы еще не знаем и надеемся их получить.

А можно я все-таки скажу, дорогие мои хозяйки?

К.ЛАРИНА: Конечно! Что я хотела сказать? Порывалась всю передачу!!!

Л.МАРКИНА: Нет, не про Брюллова уже! Вы знаете, что бы мне хотелось. Смотрите, два года мы уже работаем над этим циклом - Третьяковки. И вот, в частности, я бы хотела вам сказать, когда я о Боровиковском рассказывала, вот какие непосредственные практические результаты нашей передачи.

К.ЛАРИНА: Народ пришел.

Л.МАРКИНА: Ко мне обратился режиссер Владимир Михайлович Мелетин, и он захотел снять фильм, он его сделал о Боровиковском. Толчком была наша передача.

И четвертого августа этого года по каналу "Культура" была премьера этого фильма.

К сожалению, мало видели людей - лето, такой сезон.

К.ЛАРИНА: А что же вы нам не сказали? Мы бы его анонсировали. Ай-яй-яй!

Л.МАРКИНА: Ну, я тоже была не здесь, а даже за границей, я сама не видела этого фильма.

Но я очень надеюсь, что у нас на будущий год мы делаем грандиозную выставку Боровиковского. Этот фильм мы будем демонстрировать, и, наверное, его еще раз повторят.

К.ЛАРИНА: Слушайте, может быть, кто-нибудь про Брюллова сделает фильм после сегодняшней передачи?

Л.МАРКИНА: Может быть! Вот я и говорю, что, может быть, наш сегодняшний разговор будет толчком.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Брюллов - русская патриотическая тема.

Л.МАРКИНА: Может быть! А можно еще, последнее?

К.ЛАРИНА: Да.

Л.МАРКИНА: Последнее. Сегодня мы говорили много об историческом жанре, о патриотизме и так далее.

Сегодня юбилей директора Исторического музея Александра Ивановича Шкурко.

К.ЛАРИНА: А мы вчера его поздравляли.

Л.МАРКИНА: Сегодня у него день рождения. Да, 4 ноября.

К.ЛАРИНА: Сегодня день рождения? Мы готовы каждый день это делать.

Л.МАРКИНА: Мы его поздравляем с юбилеем, и я как член Ученого Совета всегда с удовольствием бываю на Ученых Советах и желаю Александру Ивановичу творческих успехов, сил и так далее.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Тут нам напоминают, что за картина, за какую картину Брюллов получил Золотую медаль?

Л.МАРКИНА: "Нарцисс"! Вот слово. Спасибо большое! Просто выскочило.

Золотая медаль за "Нарцисса".

К.ЛАРИНА: Ну что ж, спасибо большое! Людмила Маркина, наша сегодняшняя гостья.

Нам остается только пригласить наших слушателей на выставку, в первую очередь, в Третьяковскую галерею. И мы прощаемся с вами до следующей недели. Спасибо!

Л.МАРКИНА: Сейчас, кстати, расширенная экспозиция Боровиковского, пожалуйста! Никогда не было религиозных его работ. Приглашаю! До конца года придите, посмотрите его в Лаврушинский переулок.

К.ЛАРИНА: Прекрасно! Вот вам первая рекомендация. Остальные - от Ксении Басилашвили.

"ЭХО МОСКВЫ" РЕКОМЕНДУЕТ:

К.БАСИЛАШВИЛИ: Не останавливаясь на достигнутом, Третьяковская галерея продолжает открывать новые выставки, и вот очередная премьера - выставка художников, поколения семидесятников.

Ольга Булгакова известна, прежде всего, как автор большой картины "Театр. Актриса Марина Неёлова". Это полотно с 76 года в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Ее супруг - Александр Ситников в семидесятые побудил своей картиной "Студентки" дискуссию. Выставка основана на коллекциях галерей и частного собрания Фонда "Колодзей".

Экспозиция Третьяковки на Крымском валу продлится до конца ноября.

Леса Ивана Шишкина шумят на Крымском вплоть до 20-го января.

Персональная экспозиция пейзажиста сопровождает интересное для посетителей событие: 6 ноября, в 11 утра стартует проект "Тропою Шишкина". Цель акции - посмотреть на пейзаж с точки зрения биологии, физики, географии.

Подробности вам расскажут по телефону: 230-03-13.

В связи с интересом к выставке, музей теперь работает дольше один день в неделю, а именно - по четвергам выставка Шишкина на Крымском открыта до 22-х, кассы - до девяти вечера.

Имя новое, но при этом, безусловно, известное представят зрителям 9 ноября в выставочном зале в Толмачах. Обладатель фамилии принадлежит двум культурам: России и Швейцарии.

Мама художника представляла знаменитую художественную династию, отец - швейцарский гражданин, архитектор: Александр Бенуа-Бестета. Это первая выставка художника в Москве.

Еще один иск? - Уже рекомендация, когда речь идет о семье Бенуа.

Из временных выставок в других московских залах советую посетить новый Дом графики. Выставка базируется на частной графической коллекции с довольно широким охватом - от ХУ1 века до ХХ.

Кроме того, демонстрируются станки для изготовления офортов, необходимая часть работы художника-графика.

Адрес: Потаповский переулок, дом 10.

В кремле смотрите императорский фарфор.

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина - костюмы и украшения от Шанель.

Кстати, завтра, в понедельник, в честь праздника выставка Шанель работает, несмотря на общемузейный выходной.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024