Как с помощью интернета люди становятся популярными - Алекc Экслер, Петр Налич - Точка - 2008-07-06
А.ПЛЮЩЕВ: Слушайте, символично, что мы после «Спорткурьера» выходим, потому что после чемпионата Европы перерыв закончился, программа «Точка» на своем месте, Александр Плющев с вами. Добрый вечер. Спасибо всем, кто отправлял сегодня вопросы свои многочисленные нашему гостю Алексу Экслеру. Алекс, добрый вечер.
А.ЭКСЛЕР: Добрый вечер.
А.ПЛЮЩЕВ: Видеотрансляцию я запущу чуть попозже, как обычно. Потому что сейчас будет мой выпуск программы «Эхонет», посвященный нашей сегодняшней теме, и чтобы не выставлять вам голову Алекса вместе с моей программой, чтобы не было потом никаких путаниц, чтобы ему не приписывали мои слова, а моим словам не приписывали его видеоизображение, то вы увидите все чуть попозже, минут через восемь. Сегодня мы с вами будем говорить о том, как Интернет делает нас знаменитыми. Ну, не нас, а некоторых людей, наверное. Алекс у нас будет выступать экспертом – не столько как человек, пострадавший от Интернета, сколько как человек, за ним наблюдающий. Созвонимся мы с Петром Наличем, человеком, действительно сильно пострадавшим от Интернета в этом смысле, где-нибудь минут через 20-25. А пока послушаем о нескольких примерах из жизни, которые я тут намедни вспомнил.
ЭХОНЕТ
В нашей сегодняшней программе речь пойдет о том, что интернет может сделать людей знаменитыми и о том, как он это делает.
Мелодия
Вы наверняка знаете эту мелодию – вторую жизнь прекрасной музыке Эдуарда Артемьева из кинофильма «Сибириада» дала группа ППК. Эта мелодия прочно вошла во многие британские чарты и, на моей памяти это был первый прецедент, когда российская группа добилась серьезного успеха на Западе. И только потом они стали широко известны на Родине. Своему успеху они не в последнюю очередь обязаны интернету. В далеком уже 1999 году ППК выкладывают свои композиции на сайт mp3.com и начинают завоевание Интернета. Через год как раз эта работа - «Воскрешение» - заняла первое место в хит-параде этого сайта. За год их композиции с их официального сайта скачали более двух с половиной миллионов раз. 8 ноября 2001 года ППК «Воскрешение» становится первым треком из России, попавшим в горячую ротацию радиостанции BBC Radio One и на третье место третье место в UK Singles Charts. Но это – дела минувших дней, никакой группы ППК-то вот уже несколько лет нет. Давайте о каком-нибудь более свежем примере.
Песня
Клип на эту незатейливую песню в несколько капустно-квновском стиле появился на видеосервисе YouTube 24 апреля 2007 года. Видео, снятое на любительскую камеру с примитивными эффектами, обрело гигантскую популярность и вошло в число самых просматриваемых роликов. После этого начались многочисленные интервью в СМИ с исполнителем Петром Наличем, в том числе был он и в нашей программе Argentum. Газета «КоммерсантЪ» называет его первым российским поющим интернет-феноменом. О его действительно феноменальной популярности говорит и еще один факт. Когда YouTube открыл свою русскую версию, первым размещенным на ней роликом стало видеоприветствие Петра Налича. Осенью 2007 года музыкант начал концертную деятельность, а буквально на днях собрал Зеленый Театр - говорят, пришли больше четырех тысяч человек. И тут без интернета тоже не обошлось – билеты распространялись в основном через Живой Журнал – там они и рекламировались и продавались со скидкой. После выступления тема концерта Налича стала одной из самых популярных в российских блогах. Бывают примеры и иного свойства. Когда популярность находит своих героев тогда, когда они совершенно перестают о ней помышлять. Ну, скажем Jozin z bazin. Вы не слышали этой песни? Без видео, конечно, она много теряет. Но тем не менее.
Песня
Песне этой – ровно тридцать лет. Ее показывали по телевидению еще в социалистической Чехословакии в передаче типа советской «Утренней почты». Весной этого года ролики, выложенные на ютьюб были переведены субтитрами на несколько языков, включая русский. Что послужило причиной неожиданного камбэка Йожина – не очень понятно, хотя видео довольно забавное. Но факт остается фактом – миллионы просмотров, а сами исполнители вновь собрались и сейчас концертируют.
Нетрудно заметить, что все наши примеры касаются музыкантов. Даже всем известный виртуальный персонаж Крейзи Фрог не смог обойтись без музыки. А что же люди других профессий и направлений? Есть много историй, когда они становились популярными именно в интернете, это, например, блоггеры, но за рамки сети она не выходила. И это неслучайно, ведь музыка – такая штука, которую легко вынести из интернета – с помощью компакт диска или живого выступления артиста, а вот с блогами такой номер проходит гораздо труднее. Сетевую же популярность можно обрести, не обладая ровным счетом никакими талантами и навыками, а иногда даже и не желая этой самой популярности.
Вполне заурядному репортажу курской телекомпании «Такт» о забастовке рабочих свеклоприемного пункта суждено было стать едва ли не самым популярным видео в ее истории. Во всяком случае, из размещенных в интернете - точно.
Пока один рабочий отвечал на вопросы журналиста, на заднем плане в кадр рвался другой, с испачканным лицом, причем по пути он преодолевал сопротивление коллег. В рунете он тут же получил прозвище Чумазик, став героем многих смешных коллажей или, как говорят в интернете, фотожаб. И лишь потом, из другого репортажа курской телекомпании стало известно, что героя зовут Юрий Татаренков и он вовсе не пьян, как подумали многие, а болен. Интернет пригодился и здесь, и пользователи организовали сбор денег в помощь тому, над кем буквально вчера они изощренно издевались.
Еще одного героя слава нашла тоже случайно, хотя нельзя сказать, что он для этого совсем уж ничего не делал. Мэтт Хардинг - совершенно неспортивный программист в очках в 2004 году отправился путешествовать, и вместо открыток посылал другу маленькие ролики из разных стран, где танцевал на фоне всемирно известных достопримечательностей: в пустыне Намибии, на Великой Китайской стене, в индийских джунглях, на берегу Антарктики, с кенгуру в Австралии. Он танцевал трогательно-неуклюже, и этим самым завоевал огромную популярность. Такую, что в следующее путешествие его отправила компания, производящая жевательную резинку и стала официальным спонсором его поездок. В сети Мэтт Хардинг известен как internet dancing guy, а его ролики – всегда лидеры на ютьюб. В первый год он посетил 20 стран, в 2006-ом – 25 и среди них была Россия. В новом ролике Мэтт Хардинг танцует уже в 42-х странах мира. И впервые к нему присоединяются блоггеры, желающие вместе с ним потанцевать и попасть в ролик.
Это всего лишь несколько примеров, когда сеть сделала людей популярными, иногда даже всемирно известными. Без интернета они, скорее всего, остались знакомы исключительно лишь нескольким десяткам людей. Но какой смысл в подобной славе и есть ли он вообще? Стоит ли к ней стремиться и комфортно ли человеку с такой популярностью? Увы, у меня нет ответа на эти вопросы, но у вас наверняка есть свое мнение на этот счет.
А.ПЛЮЩЕВ: Запущена видеотрансляция, начинаем уже обсуждение. 22 часа 22 минуты. Алекс Экслер с высунутым языком только что был на экранах тех, кто зашел на plushev.com/video. Привет, Алекс.
А.ЭКСЛЕР: Привет.
А.ПЛЮЩЕВ: Человек, который действительно стал известен из-за Интернета, потому что мы тут за эфиром обсудили несколько вопросов и несколько примеров того, как люди приходят в Интернет, уже будучи известными, о том, что они становятся известными, может, в Интернете, но не столько благодаря своей какой-то активности, а может, просто в силу профессиональных особенностей, как, например, это произошло с Темой Лебедевым. Но есть и такой Интернет-феномен. Я сегодня, проглядывая смешные вопросы, которые прислали Алексу Экслеру – их действительно пришло довольно много, - вот что выудил, какой интересный феномен: действительно ли можно стать популярным благодаря сети? Там один из первых вопросов был такой: я не знаю, кто такой Алекс Экслер, понятия не имею, неужели он действительно популярен? Это только среди вас, людей, копающихся в недрах этого самого Интернета.
А.ЭКСЛЕР: Так а вопрос в чем?
А.ПЛЮЩЕВ: Действительно можно ли стать популярным благодаря Интернету?
А.ЭКСЛЕР: Конечно, можно стать. Более того – Интернет и раньше был средством получения какой-то определенной известности при наличии определенных факторов, а уж сейчас что творится – вот эти взрывы, которые сотрясают блог-сферу, и общую, и livejournal в частности, и ты был свидетелем, и все мы были свидетелями того, что человек может стать известным и популярным буквально за полдня, и его будут знать десятки тысяч людей.
А.ПЛЮЩЕВ: Только те, кто сидит в Интернете. Понимаешь, человек, который сидит за пределами Интернета, никогда в жизни не узнает. Или узнает?
А.ЭКСЛЕР: Ну, практика показывает, что многие из людей, которые выплыли из мутных вод Интернета, как я и мне подобные, потом потихонечку уходят в оффлайн. Это вполне естественный процесс, особенно для тех людей, которые что-то пишут, для писателей. Последнее время известно большое количество… ну, не большое, а десяток или два десятка человек писателей, которые родились в Интернете, грубо говоря, а потом стали издавать свои книжки и сейчас вполне популярны и известны уже за пределами Интернета, потому что это издается в т.н. твердой копии, в виде книг. Это яркие такие, характерные примеры. А кроме того, кроме писателей есть еще музыканты, есть еще актеры, которые так или иначе в Интернете что-то делают и потом попадают в этот большой мир уже из Интернета.
А.ПЛЮЩЕВ: Касается ли это только людей творческих профессий?
А.ЭКСЛЕР: Как правило, да. Потому что творчество-то в Интернете и востребовано. Но есть другой пример. Люди, которые создают себе известность и популярность несколько иными способами, то есть каким-то определенным эпатажем, может, скандалами… ну, тоже способ. Все по-своему движутся в этом направлении. Они тоже становятся известными и в конце концов медийными фигурами. То есть начинают со скандалов в Интернете, потом попадают… СМИ всегда с большой благодарностью на это откликаются, попадают на радио, телевидение, и пошел процесс – человек уже известен и популярен.
А.ПЛЮЩЕВ: Означает ли это разделение на Интернет и не-Интернет, что когда-то, может быть, оно исчезнет? Потому что все больше людей им пользуется, он становится такой же обычной вещью, как телефон или телевизор, и рано или поздно популярность в Интернете и вне его будет тождественна.
А.ЭКСЛЕР: Да, конечно, мы к этому идем. И с точки зрения литературы – то, что мне близко, - известно же, что книги в конце концов станут только цифровыми. То есть через какое-то время бумажных книг уже не будет. Будет сплошная цифра распространятся. Это будет через Интернет как-то продаваться. И эта популярность будет уже абсолютно тождественна. То есть писатель стал известен в Интернете – и вот все его уже и знают.
А.ПЛЮЩЕВ: Те новые сервисы, которые появились, относительно новые… YouTube, на самом деле, недавно же появился, два года.
А.ЭКСЛЕР: Относительно, да. На наш взгляд, старичков…
А.ПЛЮЩЕВ: Нам кажется, что YouTube он же всегда был, правда? То есть я что хочу спросить – есть ли какая-то технологическая продвижка в том, чтобы помочь людям стать популярными. Допустим, 10 лет назад не было YouTube. Сейчас он есть. Ты можешь заснять себя на камеру, как ты танцуешь на Китайской стене, и вот ты популярен. Или это не зависит от технологического прорыва?
А.ЭКСЛЕР: Очень зависит. Потому что если вспомнить, как мы с тобой начинали – 98-99гг., и те люди, которые в это время начинали, тогда раскручивались, тогда это все было значительно сложнее и значительно медленнее. Шел процесс достаточно тяжкий. То есть в год добавлялось, в день на тысячу увеличивалось количество посещений. А сейчас и цифры другие, то есть народу в Интернете значительно больше, и сервисы совсем другие. Даже та же блог-сфера. Вот раньше блог-сферы не было. Сейчас, когда блог-сфера не просто появилась, а захватила главенство в Интернете, то, как в блог-сфере становится популярным некое явление или некий человек, это вообще совершенно потрясающе. И есть уже масса примеров тому. И Интернет изменился, вот эти сервисы изменились, и чем дальше, тем легче это происходит, тем быстрее и тем мощнее. Ну, опять же – плюс народу больше. Плюс – принципиально новые сервисы. Такие, как YouTube. То есть раньше видео не было, сейчас появилось видео, и с этим видео – как та история, как смешной парнишка устроил истерику по поводу Бритни Спирс и стал безумно популярным. Сейчас, по-моему, уже хорошие деньги зарабатывает, потому что у него какие-то там рекламодатели появились и так далее. И все это буквально в течение нескольких дней. Раньше такого не было. Раньше на это уходили месяцы и годы. А сейчас, в общем, это может произойти буквально за несколько дней.
А.ПЛЮЩЕВ: Знаете, что я придумал? Я придумал неожиданно совершенно провести голосование, минут через 5-6 мы его проведем. Во-первых, вы можете позвонить. Не только задать вопрос Алексу Экслеру - по этой теме, я единственное прошу, придерживаться данной тематики. Как-то, если у вас будут другие темы, вы напишите, мы Алекса Экслера еще позовем, и он, я думаю, с удовольствием придет. 363 36 59 – это телефон для того, чтобы с нами связаться, высказаться по теме. Может, вы с нами совершенно не согласны, а мы тут вдвоем трындим в одну дуду. Расскажите – может, о личном опыте каком-то – может, вы как-то стали популярны благодаря Интернету или наоборот у вас это не вышло почему-то. 363 3659 – наш телефон. Кроме того, мы проведем голосование. Я вычленил из вопросов, задаваемых Экслеру, следующее: эта популярность однодневна, она может быть фальшива, она мимолетна. Это не настоящая популярность. Это те самые 15 минут славы, которые предрекал Энди Уорхолл, это те самые 15 минут славы, которые получает человек, выходя на шоу типа «За стеклом», на всякие-разные телепередачи – «Сам себе режиссер» или «Минута славы» и так далее. Может, это не настоящая популярность?
А.ЭКСЛЕР: Оно бывает очень по-разному. То есть есть популярность настоящая, есть ненастоящая. Есть люди, которые попадают в эти свои 15 минут славы, как недавняя история с Темой Лебедевым. У Темы славы полно, я имею в виду ту девушку, из-за которой его журнал закрыли…
А.ПЛЮЩЕВ: Я напомню просто слушателям, которые, может, не знают истории. Блог Темы Лебедева был на некоторое время заморожен за публикацию обнаженной девушки, точнее, груди обнаженной девушки. И администрация блог-сайта признала это…
А.ЭКСЛЕР: …противоречащим правилам.
А.ПЛЮЩЕВ: Возможно, противоречащим правилам. Потому что – возможно, грудь принадлежит несовершеннолетней. Все, извини.
А.ЭКСЛЕР: Да, но вот эта девушка, а точнее, ее грудь получила свои 15 минут славы. Эйфория прошла. То есть дня два-три это все обсуждали. Тема, слава богу, вернулся, все нормально, его блог восстановлен. А девушка уже, я думаю, особо-то и не проявится.
А.ПЛЮЩЕВ: И с тех пор в блоге Темы было опубликовано уже какое-то кошмарное количество грудей, целая акция там мощнейшая – все получили по 15 минут.
А.ЭКСЛЕР: Ну, Теме уже пора получать удовольствие от этого.
А.ПЛЮЩЕВ: Он, мне кажется, совершенно получает. Так, давайте послушаем телефон. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Я хотел высказаться по поводу славы посредством Интернета. Мое мнение такое, что все-таки эти 15 минут ничего не дают. Нужна постоянная аудитория, которая будет постоянно ходить на ваш ресурс. А вот такие вот всплески буквально в течение недели сходят на нет. То есть это не суперпопулярность.
А.ПЛЮЩЕВ: Простите, как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Артем.
А.ПЛЮЩЕВ: Артем, но видите ли, в чем дело – мне кажется, настоящей популярности не будет без этих 15 минут. Вот в чем дело. Что дальше будет, это другое дело.
А.ЭКСЛЕР: Конечно. Артем абсолютно прав. И я с ним полностью согласен. Но просто бывает – человек привлек к себе внимание один раз, это всплеснуло, груди эти показали, и все. А чаще всего происходит так, что человек что-то делает в Интернете – неважно, что, даже, не вдаваясь в какие-то подробности, и один раз о нем написали, второй раз написали. Как известно, когда происходят эти всплески, приходит изначально, предположим, пять тысяч человек, их них останутся на этом сайте 1-5%, просто по практике. Так вот – нужно, чтобы постоянно приходили, какая-то часть остается, и плюс – очень важный момент, который крайне важен для Интернета, это сарафанное радио. То есть не какие-то резкие акции…
А.ПЛЮЩЕВ: Это старомодный человек сейчас сидит, которого вы слышите, он старорежимный абсолютно – он говорит «сарафанное радио», сейчас надо говорить «вирусный маркетинг».
А.ЭКСЛЕР: Хорошо. Мне больше нравится – «сарафанное радио». Так вот оно работает очень здорово. И на самом деле, у меня сайт раскручивался только этим. Я даже рекламу не покупал никогда в жизни, и в общем, себя-то практически не рекламировал. А вот с одной стороны, когда кто-то напишет, я вот помню четко эту историю – когда я начинал в 98-м году, у меня на сайт приходило дикое количество народу – 25 человек. Вот с чего это все начиналось. Потом вдруг в какой-то момент ко мне приходит человек триста-четыреста, а это невозможно передать, что это такое. То есть я потом не спал три ночи, наверное. Я был в диком восторге и не понимал, что происходит. А потом мне объяснили – про тебя Носик написал в «Вечернем Интернете». Антон Борисович поставил ссылочку. А тогда народу в Интернете было на порядок меньше. И вот эти 300-400 человек, которые зашли, это было что-то фантастическое.
А.ПЛЮЩЕВ: Критическая масса образовалась.
А.ЭКСЛЕР: Но вот они зашли, и у меня потом аудитория увеличилась, по-моему, человек на 20-25. Было 25, стало 50. И вот дальше весь процесс шел именно так. Что-то где-то сослались, кто-то где-то поставил ссылочку, пришло большое количество народу. Ну, остается, как я говорю, от 1 до 5%. И дальше это так вот идет, идет. Долго и медленно. Но современный Интернет показывает, что сейчас это бывает, как правило, намного быстрее. И исследования того же Петра Налича показывают, что можно завоевать эту популярность, особенно когда она четко заслужена, потому что в случае Налича тут вопросов нет – очень талантливый человек, группа его. И вот когда люди попадают действительно на что-то ярко стоящее, человек и коллектив приобретает популярность очень быстро. И это очень классно. Потому что они этого, безусловно, заслужили.
А.ПЛЮЩЕВ: Поговорим об этом по 363 3659. С Наличем, я напомню, мы еще созвонимся, буквально минут через 5-6, голосование чуть на попозже отложим – успеем же, правда? Нет смысла никакого торопиться. Может, Налич нам скажет что-то такое, что переменит вашу точку зрения. Да, я забыл про смс совсем - +7 985 970 4545. Вот что значит большой перерыв. Поехали. 363 36 59. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: …
А.ПЛЮЩЕВ: Наконец-то он позвонил.
А.ЭКСЛЕР: Да, зайчик. Мы как-то даже боялись, что этого не будет.
А.ПЛЮЩЕВ: Но произошло. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Вам звонят из Тольятти. Меня зовут Михаил. Вот я бы хотел немножко в другое русло повернуть, если можно, программу. Даже не то чтобы в другое русло, а такой комментарий. Сейчас речь идет о блогах.
А.ПЛЮЩЕВ: В том числе.
СЛУШАТЕЛЬ: Дело в том, что я сам музыкант. В Самарской области наш коллектив достаточно известен. И я завел блог свой абсолютно не для того, чтобы стать еще более известным. То есть я туда пишу свои семейные эмоции, личные эмоции.
А.ПЛЮЩЕВ: Слушайте, это очень интересно. Хотя я боюсь, мы сейчас действительно можем уйти в другую сторону. Но – давайте поговорим именно в этой плоскости. Вы не хотите большей известности своей группе? Мне как-то всегда казалось, что люди творческие, если они хотят как-то распространения своего творчества, они используют все ресурсы. Я не знаю, как у Алекса в этом смысле. Но когда меня просят – расскажи о чем-то в своем Живом Журнале, в блоге, о проекте каком-то, первым делом я иду на ЖЖ этого человека и смотрю, рассказал ли он сам. И когда я спрашиваю – а что ж ты у себя-то не рассказал? – он говорит: а у меня ж никто не читает, а тебя читают. Мне это странно. Мне очень странно, почему чселовек свои ресурсы не использует.
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, это не странно, на самом деле, потому что мы специально потратили деньги, профессионалы сделали сайт, и есть сайт нашей группы, которым занимаются люди и который раскручивает. А блог я завел просто как современное средство 21-го века ведения личного дневника. То есть то, что делала Марина Цветаева, что делали все люди раньше. А сейчас просто есть под руками компьютер, и я не пишу это в блокнот. Я пишу о своей личной жизни в Интернет, в блог. То есть блог мой практически не имеет никакого отношения. То есть я принципиально не делаю…
А.ПЛЮЩЕВ: Понятно, спасибо. Но я только не понял, посыл какой? Вы считаете, что так все должны делать? Это, в общем, нормально, да. Что вы на стенах не пишете название своей группы, это нормально.
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я наоборот хочу сказать – я считаю, что блог – это вещь очень многогранная, и она абсолютно не служит только для того, чтобы пиарить себя и свою работу.
А.ЭКСЛЕР: Кто ж спорит.
А.ПЛЮЩЕВ: Совершенно верно. Просто она может использоваться и так и эдак, да. Пистолет – тоже вещь многогранная.
А.ЭКСЛЕР: Я просто хотел бы заметить, что вот такие личные блоги, где человек пишет о том, как он встал, умылся, почистил зубы и что у него там было сегодня на работе. Как правило, этого почти никто не читает. Когда речь идет именно о личном дневнике. Потому что дневники могут быть интересны только совсем близким людям этого человека…
А.ПЛЮЩЕВ: Чтобы узнать, что с ним происходит.
А.ЭКСЛЕР: А реально популярные блоги, которые все читают, это не личные дневники, прежде всего. Ну, то есть там могут быть какие-то личные записи. Но в основном это или какая-то аналитика, или веб-обзоры, ссылки на что-то, или какие-то размышления, или какие-то провокационные вопросы с предложением обсудить аудитории это все. Вот такие блоги популярны. Личные дневники, в общем, популярности, как правило, никому не создают. За исключением, подчеркиваю, т.н. celebrities blogs, то есть когда…
А.ПЛЮЩЕВ: Про celebrities мы как-нибудь отдельно поговорим. Такое огромное количество у нас теперь celebrities в блогах, просто не продохнуть буквально. Так что мы их еще соберем. У нас еще большая студия есть. И утопим в одно время, не сочтите за экстремизм. Голосование у нас будет сформулировано следующим образом. Опять же, пока его не запускаю, вы пока думайте. Это будет некорректный, как обычно, вопрос. Он будет сформулирован очень некорректно. Мы спросим: та популярность, которую зарабатывают люди в Интернете, все-таки она по большей части фальшивая и мимолетная или настоящая и ничем не отличается от популярности от завоеванной с помощью телешоу, статьи в газете, удачного выступления на Старом Арбате, хорошей книги? Неважно. Вот Алекс Экслер, например, пишет хорошие книги.
А.ЭКСЛЕР: Ты мне льстишь, но спасибо.
А.ПЛЮЩЕВ: Я тоже хорошие пишу. Вот ответ на эти вопросы ожидается от вас после того, как мы сейчас соединимся с Петром Наличем. Поэтому я не занимаю телефон следующим звонком. Вы пока поформулируйте. Я напомню, что у нас еще есть смс - +7 985 970 4545. Никакого абонента там не существует, просто говорите, что вы хотите сказать. кроме того, есть еще видеотрансляция, куда Алекс Экслер машет ручкой, - plushev.com/video. Оставайтесь, никуда не уходите.
ЗАСТАВКА
А.ПЛЮЩЕВ: Продолжаем мы связываться с Петром Наличем. Пока этого не происходит. Я бы хотел спросить у Алекса. Вот смотри – твоя собственная популярность как-нибудь проявляется в оффлайне? Я имею в виду – узнают ли тебя на улицах? Вот что-нибудь такое происходит?
А.ЭКСЛЕР: Там две вещи. Эта онлайновая определенная известность сработала на том, что я вышел в оффлайн в конце концов. Причем я не хотел сначала выходить в оффлайн, я не хотел даже печатать эти свои какие-то рассказы, повести, но потом, когда этот процесс пошел, стало понятно, что это произошло только потому, что изначально это все было в онлайне. Если бы не было онлайна, не было бы оффлайна. Это такой момент очень важный и очень четкий. По поводу того, узнают где-нибудь или нет – узнают, да, бывает. В Интернете народу много, и Москва город очень маленький, как известно. Очень часто пишут, когда я выезжаю куда-то в метро или где-то в магазине, потом человек пишет – «А, я тебя видел там-то. Это был ты?» Я говорю, да. И что приятно, где-то в каких-то фирмах реагируют, узнают. Или на фамилию реагируют. Главное – скидки дают. Вот это хорошо. Вот за это большое спасибо.
А.ПЛЮЩЕВ: Использование популярности в личных целях.
А.ЭКСЛЕР: Конечно.
А.ПЛЮЩЕВ: Петр Налич у нас на связи. Петр, добрый вечер.
П.НАЛИЧ: Здравствуйте.
А.ПЛЮЩЕВ: Петр, разрешите прежде всего вас поздравить с удачным концертом в Зеленом театре. Я слышал, был совершеннейший биток.
П.НАЛИЧ: Ну, да было много достаточно народу. Спасибо большое.
А.ПЛЮЩЕВ: Скажите, пожалуйста, Петр, вот вы были тут у нас на программе «Аргентум», я помню, мы тоже затрагивали этот аспект – Интернет-популярность, не Интернет-популярность. Конечно, может, это глупо спрашивать у вас, надо спрашивать у наблюдателей, но тем не менее – как вы полагаете, перешагнула ли ваша известность Интернет-рамки? Или вас по-прежнему слушают те, кто увидел смешной клип гитар на YouTube?
П.НАЛИЧ: Ну, я думаю, что отчасти перешагнула. Но основная аудитория – это все равно, мне кажется, люди, которые пользуются Интернетом и компьютерами. То есть, мне кажется, чуть-чуть перешагнула.
А.ПЛЮЩЕВ: Тогда следующий вопрос – удовлетворяет ли вас этот уровень? Потому что, конечно же, как любой публичный человек, любой артист, вы бы хотели распространения своего творчества. Но может, рамки Интернета видятся вам слишком узкими?
П.НАЛИЧ: Ну конечно, хочется, чтобы все человечество слушало и радовалось. Амбиции-то непомерные.
А.ПЛЮЩЕВ: Будете ли вы предпринимать что-то по этому поводу?
П.НАЛИЧ: Ну, будем петь, тренироваться, записываться по возможности давать концерты. Такую деятельность будем предпринимать, конечно.
А.ПЛЮЩЕВ: Вы знаете, Петр, многие же говорили, когда этот клип увидели, и опять же на передаче тогда этот вопрос затрагивался – что это однодневка, это одна песня, и все. Ну, смешная штучка, я тоже так могу. И многие даже, я помню, делали какие-то подобные клипы, некоторые из них даже пользовались популярностью. Но у них действительно дальше не пошло. У вас – ну все-таки собрать 4 тысячи… или там больше было, я не знаю…
П.НАЛИЧ: Я сам точно не знаю, но где-то так.
А.ПЛЮЩЕВ: Вот – настоящий артист: он не интересуется всеми этими мирскими историями, правильно. Собрать 4 тысячи в Москве может далеко не каждый, даже сильно раскрученный артист. Значит ли это, что все-таки Интернет – великая сила? Или это случайность? Или просто вы попали на пик? Что здесь играет роль?
П.НАЛИЧ: Я думаю, что и то и другое и третье. Ну, в основном как-то, конечно, это счастливо сложилось. Мне кажется, это определенная тенденция, что через Интернет люди могут выходить на достаточно большие массы людей и многим людям доносить свою музыку и прочее. И это все может потом выходить за пределы Интернета, видимо.
А.ПЛЮЩЕВ: Петр, что касается вашей музыки, размещенной на вашем сайте, - вы как к этому относитесь? К тому, чтобы класть музыку на сайт? За нее никто не платит, когда слушает или скачивает. И возможно, это может каким-то образом влиять на ваши переговоры с издательством, которое будет выпускать ваши диски, и так далее. Или, может, меньше народу будет приходить на концерты, потому что можно скачать и послушать дома или в айподе в комфортной обстановке. Или наоборот – это рекламирует творчество. Вот этот вопрос размещения музыки на сайте.
П.НАЛИЧ: Мы стараемся размещать. У нас не все сразу получилось, потому что, естественно, были определенные препоны – кто-то хотел что-то раньше где-то издать. Но в общем, так или иначе, все, что мы на данный момент записали, даже самое трудоемкое, все выложено на сайте. И в бесплатном доступе. То, что кто-то не пойдет на концерт, а будет слушать, я сам такой человек, который в свое время мало ходил на концерты и часто слушал дома. Поэтому, в общем, я нормально к этому отношусь. А то, что с пиратством бороться – я считаю, в принципе не надо, и если есть возможность, очень хорошо, когда музыку бесплатно выкладывают в Интернете.
А.ПЛЮЩЕВ: Вы сами, Петр, скачиваете бесплатную музыку откуда-нибудь?
П.НАЛИЧ: Я скачивал… я не очень активно вообще это все… Но иногда скачивал бесплатно музыку, да, с порталов.
А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Спасибо большое Петру Наличу. Еще раз поздравляю с очень мощным концертом. Надеемся услышать еще о ваших успехах. Спасибо вам огромное.
П.НАЛИЧ: До свидания.
А.ПЛЮЩЕВ: Счастливо. Ну вот – перед нами феномен. Я лично знаю довольно много людей, которые не смотрели клип и не слышали этой песни, но уже знают, кто такой Петр Налич, потому что его показали по телевидению в программе СТС, например, или в каких-то иных, его слышали в радиоэфире, он на радиостанции «Серебряный дождь» давал большой живой концерт, еще где-то, и так далее. Значит ли это, что настоящая популярность одним Интернетом не может поддерживаться? Значит ли это, что необходима поддержка со стороны СМИ? Если ты не в СМИ, ты никто.
А.ЭКСЛЕР: Саш, ну, Интернет – это тоже СМИ. Просто одна из форм СМИ. Это, безусловно, средство, безусловно, массовой, и безусловно, информации.
А.ПЛЮЩЕВ: Я бы здесь с тобой поспорил, но времени мало. Хорошо, давай.
А.ЭКСЛЕР: Конечно, телевидение – это очень мощный толчок. Это, как правило, огромнейшая аудитория, которая в общем-то больше интернетовской аудитории. Но нельзя сказать, что если человек как-то известен в Интернете и не появлялся на радио и на телевидении, то у него известности настоящей нет. Кроме того, мы ж должны тогда определиться, что такое известность. Что такое известность – сколько человек тебя должно знать: тысяча, десять тысяч, сто тысяч?
А.ПЛЮЩЕВ: Ты знаешь, вообще нет этого критерия, правда. Потому что кто-то сегодня написал – почему я не знаю Экслера – какой же он известный? – я подумал вдруг, что я до недавних пор не имел ни малейшего понятия о том, кто такая Анджелина Джоли. И я до сих пор не знаю, как выглядит Дженифер Лопес, правда. Я знаю это словосочетание, но я не знаю, как она выглядит. Я по картинке не скажу, что это она. То, что ты не знаешь кого-то, не означает, что этот человек не популярен.
А.ЭКСЛЕР: Естественно. Просто я думаю, есть какие-то определенные критерии. В том же ЖЖ, как известно, популярность определяется зловещим словом «тысячник» - то есть человек, которого читает тысяча френдов так называемых, людей. Ну, вот это, наверное, показатель популярности для ЖП.НАЛИЧ: В Интернете в целом показатель популярности – ну тоже непонятно, как это все мерить, как это считать. Просто есть люди, которых более или менее знают…
А.ПЛЮЩЕВ: Но есть все равно количественные критерии – количество просмотров, например, и так далее. Я сейчас расскажу из своей жизни совсем маленькую историю, чтобы потом запустить голосование. Когда звонят телевизионщики и просят что-нибудь прокомментировать по Интернету, уже так пару раз было – очень смешно, забавляет, - говорю «Я не могу, у меня эфир, еще что-то…», они говорят – «Ну пожалуйста, мы вас умоляем. Мы звонили уже Носику и Экслеру – их нет». Вы знаете, такая вот ранжировка комментаторов по Интернету. Первый – Носик, второй – Экслер, ну и я вот – скромный бронзовый медалист.
А.ЭКСЛЕР: Саш, я бы хотел просто еще одну мысль такую высказать. Тот Интернет, который мы сейчас имеем, и те возможности стать популярным и известным, которые там существуют, они совершенно беспрецедентны, во-первых. А во-вторых, они дают возможность действительно талантливым людям заявить о себе, неординарным, донести это все до людей. Причем если это достойно, если это будет находить какой-то отклик – неважно, что это будет – книги, политический эпатаж, еще что-то…
А.ПЛЮЩЕВ: Или игра на гармошке.
А.ЭКСЛЕР: Да, но это совершенно бесплатно можно сделать, и можно действительно получить огромную аудиторию, и практика это показывала неоднократно. Это очень важно. И, в общем, раньше у нас такого не было.
А.ПЛЮЩЕВ: Давайте голосовать наконец-то. Итак, если вы полагаете, что слава, которая добыта с помощью Интернета, мимолетна, эфемерна, фальшива, то вы звоните 660 01 13. Если вы полагаете, что завоеванная при помощи Интернета популярность ничем не отличается от любой другой, она совершенно такая же, и ее природа такова же, - 660 01 14.
ГОЛОСОВАНИЕ
А.ПЛЮЩЕВ: Бурно пошло голосование. Фальшивое – 660 01 13, настоящее – 660 01 14. Через минутку-другую остановим. Алекс Экслер, я думаю, прокомментирует. А сейчас пока еще один звонок давайте-ка примем. Наш телефон для тех, кто уже отголосовал, - 363 36 59. «Эхо Москвы», алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер. Меня зовут Милана. Я хочу сказать, Интернет – это великая сила. Я получила популярность написанием дневника. Вы знаете, это маленькая, возможно, популярность, но для меня это имеет огромное значение. Я не думала, что я получу такие отзывы.
А.ПЛЮЩЕВ: А зачем вам такая популярность? Подождите. Отзывы – это не столько популярность, сколько отклик. Может, это скорее следствие популярности.
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я просто писала дневник. Я не пыталась кого-то привлечь. Я выкладывала свои мысли, чувства и все то, что происходи со мной. Но то, что происходило потом, и как люди реагировали – конечно, были и положительные, и отрицательные отзывы…
А.ПЛЮЩЕВ: Каждая популярность имеет свою обратную сторону. Я вот хотел с Экслером об этом поговорить. Но раз уж вы позвонили и так нам попались, давайте втроем поговорим об этом. Всегда, как только человек становится более или менее известным и популярным, сразу же появляются эти, как вы говорите, отрицательные отзывы. Часто это очень сильно бьет по психике. Люди не то что переходят на личности – они переходят вообще все, что возможно. Абсолютно. Если они что-то знают о тебе, что-то знают о твоей семье, о том, где ты живешь, еще что-то, они никогда не преминут тебя ущипнуть. Нет, не все, разумеется. Но всегда среди них найдется какой-то небольшой процент, небольшая ложка дегтя. Это Интернет, детка, как известно. Как вы с этим справляетесь?
СЛУШАТЕЛЬ: Ребят, я хочу сказать, что негатива гораздо больше, чем позитива, но тем не менее, вы знаете, я в шоке. Я благодарна Интернету. Да, конечно, бывает, что пишут ужасные вещи, но с этим ничего не поделаешь.
А.ПЛЮЩЕВ: Вы сказали, негатива больше или позитива, извините?
СЛУШАТЕЛЬ: Негатива больше, но вы знаете, негатива в каком плане…
А.ПЛЮЩЕВ: Количественно. А качественно позитива больше. Правильно?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Вы знаете, сочувствие тоже есть. Я не стремилась к сочувствию или к какой-то поддержке. Я выкладывала просто. Очень многие писали – а можно встретиться, можно увидеться? Я хочу посмотреть – неужели на самом деле это есть? Для меня это необычно, но я знала, на что я шла. Я знала, что это будет просматриваемо, и люди будут знать об этом.
А.ПЛЮЩЕВ: Понял. Спасибо вам большое. Теперь я остановлю голосование. В общем, все понятно. Дальше не изменится. Сейчас скажу результаты, но прежде закончим эту тему. Как справляться с этим? Я уверен, у тебя есть группа таких поклонников…
А.ЭКСЛЕР: В кавычках, да, они сегодня уже отметились у нас, молодцы.
А.ПЛЮЩЕВ: …которые, конечно, могут достать кого угодно, мне кажется. Как с этим бороться?
А.ЭКСЛЕР: Не-не. Саш, во-первых, мне-то это все не в диковинку, потому что выйдя еще раньше, чем Интернет, из ФИДО, то есть пройдя какой-то определенный путь, а я там был координатором т.н. их конференций, в общем приходилось принимать какие-то решения, иногда достаточно непопулярные – там тоже была какая-то группка, которая негативно относилась к тому, что я там делаю. От этого никуда не денешься. И стараться этого избежать – некоторые стараются идти по этому пути, но этот путь не для меня. То есть стараться всем понравиться или сделать так, чтобы не дай бог никого не задеть. Если ты чем-то занимаешься, все равно ты так или иначе кого-то заденешь. Кроме того – у меня как-то в характере – ну не стесняюсь я с кретинами, я им в лицо говорю все, что я о них думаю, и они мне в лицо говорят все, что они обо мне думают. Ну, это вполне нормальный и закономерный процесс. Кроме того, когда выходишь на какой-то уровень посещаемости, потому что меня читает 350-400 тысяч человек в месяц, ну это огромное количество народу, там есть люди совершенно разные, и как бы сейчас уже неважно, хотел я этого или не хотел, но если это есть как факт, надо привыкать к тому, что будет определенный негатив. Причем люди же бывают такие, которые ничего не стесняются. Но с другой стороны, и я ничего не стесняюсь. Поэтому мы квиты, я считаю. И не надо просто по этому поводу париться и брать это себе в голову. Вот оно есть и есть. Да и наплевать, на самом деле.
А.ПЛЮЩЕВ: Реален ли тот фидбэк, который ты получаешь, тот отклик – как позитивный, так и негативный? Может ли на него ориентироваться популярный человек?
А.ЭКСЛЕР: Там очень интересный момент. Вот было одно такое наблюдение - года, по-моему, два или три назад я взял и открыл комментарий ко всем своим статьям, причем комментарии допускались анонимные, то есть любой человек мог комментарий написать. Когда я на это на все посмотрел, у меня возникло странное ощущение, что меня читают только дебилы, потому что комментарии были, как правило, идиотские. Но постольку поскольку у меня достаточно обширная переписка именно по имейлу закрытая с людьми, и люди пишут вполне адекватно, вполне интересно и пишут интересные письма, а как раз кретинов в мейле просто на порядки меньше, то есть очень редко попадаются, выяснилась просто такая закономерность: человек нормальный, умный, адекватный предпочитает писать имейлом, горлопаны, которым только поорать, они предпочитают публичное средство изъяснения, и при этом они еще и анонимны практически всегда. То есть что-то крикнул где-то в толпе пол масочкой и убежал быстренько, чтобы не треснули. Поэтому через какое-то время я комментарии отключил, а когда включил, сделал их через регистрацию себя на форуме, и стало как-то на порядок проще, и надо сказать, что на самом деле позитива значительно больше, чем негатива. Единственное – надо держать свое рабочее место в чистоте. То есть дурачков из комментариев надо просто выставлять, просто чтобы они не раздражали аудиторию и не портили атмосферу.
А.ПЛЮЩЕВ: То есть в данном случае свобода слова и мнений не работает?
А.ЭКСЛЕР: Саш, да какая к черту свобода слова и причем тут свобода слова? Я оставляю комментарии для того, чтобы прочитать что-то интересное, полезное и так далее. Если туда приходят люди с какой-то словесной шелухой, они там просто не нужны. Дело не в критике – критикуйте, сколько угодно. Просто не надо писать там всякую чушь, которую просто неприятно читать остальным людям. Я-то уже ко всему привык, мне-то на все наплевать. Но я говорю – я просто рабочее место держу в чистоте. И вот если человек за этим следит, тогда у него и в комментариях все в порядке, и, в общем, это читать будет интересно. И позитива будет на порядок больше.
А.ПЛЮЩЕВ: «Вы всерьез считаете, что 8592 читателя Экслера – это популярность? А Налич – жалкая пародия на Бреговича», - пишет Евгений. Вот я даже не знаю… а что нужно сделать, чтобы человек посчитал что-то популярным?..
А.ЭКСЛЕР: Мозги ему пересадить.
А.ПЛЮЩЕВ: Что еще? Евгений, ну вот, может, если мы зачитаем ваш телефон в прямом эфире, он станет популярным ненадолго.
А.ЭКСЛЕР: Да, вы тоже получите свои 15 минут славы.
А.ПЛЮЩЕВ: Например – будете вы считать после этого, что вы популярны, или нет? В каком-то смысле, наверное, да. Все очень относительно.
А.ЭКСЛЕР: Медали за популярность не дают. Тебе ж не дают медаль – «Ты популярен».
А.ПЛЮЩЕВ: Нет, просто Евгений, как мне кажется, есть ведь такая вещь – каждый хочет показать, что у него, как у Пелевина, помнишь? – более высокий уровень потребления. Вот Экслер – это не мой уровень потребления…
А.ЭКСЛЕР: Ну и ради бога. Счастливый человек.
А.ПЛЮЩЕВ: …хочет показать Евгений. Или Налич.
А.ЭКСЛЕР: Ну и слушай, что хочешь. И читай, кого хочешь. Какие проблемы-то?
А.ПЛЮЩЕВ: Я потребляю выше, да.
А.ЭКСЛЕР: Молодца.
А.ПЛЮЩЕВ: Итак, голосование следующим образом у нас вышло. Практически 50 на 50. Так. 45% полагают, что это фальшивая популярность, и 55% считают, что эта популярность настоящая, ничем от других не отличается. Я, знаешь, внутренне подозреваю, что это ровно такое же соотношение, как если б мы проголосовали: вы пользуетесь Интернетом? Да или нет. Вот как раз те, кто пользуется, они считают, что ничем не отличается. Мне так кажется.
А.ЭКСЛЕР: Да нет. На самом деле, она просто бывает и такая, и сякая, как мы выяснили. Это все зависит от каждого конкретного случая.
А.ПЛЮЩЕВ: Программа «Точка» возобновилась на этой неделе – она будет выходить каждое воскресенье в 22 часа. plushev@gmail.com – адрес, на почту можно мне написать какую-нибудь тему, которая будет мне интересна. Также в моем блоге на plushev.com или на сайте «Эха Москвы». Туда можно все написать. И будем с вами таким образом взаимодействовать. Спасибо Алексу Экслеру, который нас сегодня консультировал по популярности. Увидимся на других программах на другие темы. Счастливо.