Говорим по-русски. Передача-игра - 2001-01-03
О. Все слова, слова, слова Все же, по-моему, когда слов много, это лучше, чем их нехватка. Но нужно помнить и о правоте Чехова: краткость - действительно сестра таланта, мысли свои нужно выражать ярко и емко.
М. Олечка, а что ты все ходишь вокруг да около?
О. Да не знаю, как подойти к волнующей наших слушателей проблеме: отличию тавтологии от плеоназма.
М. Вопрос о тавтологии и плеоназме оказался одним из самых обсуждаемых на форуме нашей программы: слушатели листали словари, энциклопедии, давали друг другу разъяснения, но преуспели не вполне.
О. И это не удивительно. Взять, к примеру, энциклопедию "Русский язык". Статьи об этих двух явлениях написаны разными авторами, и из них следует, что тавтология и плеоназм это почти одно и то же. Но есть все же нюансы.
М. Плеоназм это смысловая избыточность, мы говорим: сильный ураган, хотя и знаем, что ураган это очень сильный ветер, вспоминаем о наследии прошлого, хотя наследие это и есть нечто, полученное от предыдущих эпох. Повтор одного и того же компонента смысла позволяет его подчеркнуть. Так мы подчеркиваем и свою личную причастность к событию: лично я, говорим, видел это своими собственными глазами, слышал своими собственными ушами Плеонастичны и устойчивые сочетания вроде ходить вокруг да около.
О. Плеоназм как фигура речи используется в художественной литературе, создавая шкалу признаков и смыслов: Всё, всё по-старому, бывалому, И будет, как всегда - писал Блок, а вот и цитата из Брюсова: Я укрываюсь в одиночество, я ухожу в пределы книг
М. Тавтология связана не с избыточностью слов, а с "тождесловием" специальным или непреднамеренным использованием однокоренных слов дорого вовремя время, повтором уже выраженного смысла тут можно вспомнить известное масло масляное, повтором звуков лет до ста расти нам до самой старости
О. Тавтология очень частое явление в фольклоре: все эти жили-были, пути-дороженьки, моря-океаны типичные примеры, как и грусть-тоска. Здесь мы имеем дело с полным смысловым повтором. А вот другие примеры из фольклора: Он с вечера, Добрыня, хлеба не ест; На меня, Садку, смерть пришла; доселева Рязань, она селом слыла тут не повтор, а избыточность, связанная с появлением поясняющего имени при местоимении.
М. И тавтология, и плеоназм граничат с ошибками речи: в анфас, сатирическая карикатура это неправильно. Но есть и случаи тавтологии, которые ошибкой не становятся, потому что забывается первоначальный смысл одного из слов: чернила "по определению" черные, сегодня могут быть и черными, и синими, и всех почти цветов радуги, бас может быть относительно низким и высоким Кстати, сочетания город Калинин-град, город Севасто-поль, вроде бы тавтологичные по происхождению, вполне соответствуют норме, Калининград, Севастополь это имена собственные, значение их компонентов воспринимается, как сказать, комплексно.
О. Подводя итоги, напомним: плеоназм это словесная избыточность, тавтология тождесловие, выражения типа "в анфас" - речевая ошибка!
-------
О. - Идешь вечером по улице, особенно если это морозный зимний вечер, - и тепло становится, когда смотришь на окна домов. Ведь если вдуматься, то сколько окОн, столько и людей разных или семей
(ОШИБОЧКА ВЫШЛА)
О. Ну конечно, Окон. В Орфоэпическом словаре под ред. Аванесова рядом со словом окОн стоит строгий восклицательный знак и помета: не рекомендуется.
М. Это очень легко запомнить: есть ведь такая известная песенка: "московских Окон негасимый свет".
О. - Итак, звоню я в фирму по продаже современных Окон и спрашиваю: "Скажите, а нет ли у вас в продаже венецианских Окон?"
М. - К сожалению, именно сегодня венецианских Окон и нет. Все разобрали! Но может быть, Вам подойдут пуЛенепробиваемые? На них как раз сегодня скидки.
О. - Спасибо, нет... Мне нужны только венецианские, других Окон мне не надо!
(ДРУГ АРКАДИЙ, НЕ ГОВОРИ КРАСИВО.)
М. - Не расстраивайся. Если нет Окон, может быть, со стенАми будет проще?
О. - Или со стЕнами?
М. Вот именно : или! С одной стеной никаких проблем не возникает - то есть пока это слово в единственном числе. СтенА, стенЫ, стенЕ, стенОй.... Совсем другое дело - много стен.
О. - Да, здесь мы оказываемся перед выбором. Если хотите бОльшей простоты - открывайте Словарь ударений. Итак, стЕны. Нет у нас чего? - стен. Здесь все понятно. А во всех остальных падежах ударение на окончания. То есть:
М. - Этим стенАм не хватает прочности.
О. - Город был окружен крепостными стенАми.
М. - А я не хочу жить в четырех стенАх.
Но если вы любите варианты так же, как любим их мы, следуйте за нами!
О. Да, мы любим острые ощущения, и потому соответствующая страничка в Орфоэпическом словаре Аванесова нас не пугает.
М. - Этот словарь ударение "стенАм" называет устаревшим. Он советует говорить стЕнам. Видимо, в устаревшие это ударение перешло не так давно - может быть, в последние одно-два десятилетия. Остальное... а смотри-ка, Оля, напрасно мы с тобой всех пугали, все не так уж страшно. Жить или сидеть нам рекомендуют в четырех стенАх.
О. - А город окружать крепостными стенАми.
М. - Очевидно, такими стенАми, в которых нет Окон...
О. Это уж наверняка!Итак, если подвести итоги разбирательства со "стенами", выясняется, что самое простое все-таки - воспользоваться рекомендациями Словаря ударений и во множественном числе в косвенных падежах ударение отправлять на окончание: стенАм, стенАми, о стенАх.
-------
М. - А знаете, тот, кто часто ходит, с позволения сказать, за пивОм, а точнее, за пИвом, в конце концов придет к врачу...
О. - Или... поедет в санаторий, на воды.
М. Да знаешь, теперь как-то не принято на воды ездить. Это ведь целый процесс, а в наш быстрый век ни у кого нет времени, а порой и денег на то, чтобы заниматься собой.
О. - А может быть, мы зря на век киваем? Может быть, мы просто ЛОДЫРИ?
М. - Лодыри, говоришь? Ну, если б мы действительно были лодырями, мы бы обязательно водами лечились. Потому что ЛОДЫРЬ - это на самом деле вот что... Вернее, не что, а кто. В 28-ом году 19 века в Москве, на Остоженке, известный московский медик открыл "Заведение искусственных минеральных вод".
О. - Как пишет Владимир Муравьев в книге "Московские слова и словечки", звали профессора Христиан Иванович Лодер. Об этом заведении сохранилось немало сведений в мемуарах современников. Вигель вспоминает: "Всякий день рано поутру ходил я пешком по Старой Конюшенной на Остоженку. Движение, утренний воздух и веселые толпы гуляющих больных (из коих на две трети было здоровых), разгоняя мрачные мысли, нравственно врачевали меня не менее, чем мариенбадская вода, коей я упивался"...
М. - Весной и летом заведение открывалось с пяти утра, пациентов встречали мальчики и вручали фарфоровые кружки с минеральной водой. В число процедур, кроме питья воды, входили еще и минеральные ванны. После этого следовала обязательная трехчасовая прогулка по парку, который тогда простирался до Москвы-реки. В одной из беседок играл оркестр.
О. - Сами понимаете, в такой ситуации не могли не найтись злые языки, которые утверждали, что большинство пациентов Лодера были никакие не больные. Приезжали они на Остоженку в экипажах. Кучерам приходилось ожидать господ, пока те бродили свои три часа по парку.
М. - Можете себе представить, как слуги недоумевали при виде всей этой суеты и беготни. В недоумении были и прохожие. Естественно, они спрашивали, что тут делается. Ну а кучера, которые наслышаны были о докторе Лодере (а им слышалось "Лодырь") степенно отвечали:
О. - "Лодыря гоняют. Мы сами видели, как из Москвы-реки воду брали".
М. - Бедный доктор Лодер Он-то уж точно лодырем не был: говорят, много важных дел успел совершить за свою жизнь. Но вот поди ж ты: разлетелось словечко, да так вошло в язык, что попробуй-ка, скажи, что его когда-то не было.
О. - Этого и не собираются говорить Ольга Северская, Марина Королева и звукорежиссер Сергей Игнатов.
М. - Кроме того, мы торжественно обещаем, что до следующей программы "Говорим по-русски" лодыря гонять не будем.