Купить мерч «Эха»:

Говорим по-русски. Передача-игра - 2000-11-08

08.11.2000

"Говорит и показывает Москва" Этими словами начиналась в советское время любая мало-мальски серьезная трансляция с места событий, особенно с Красной площади, где проходили военные парады и демонстрации трудящихся Не исключением были и 80-е годы, в которые мы заглянем ненадолго, прежде чем говорить о допустимых альтернативах и вести разговоры в пользу бедных

Годы 1980-е

В 80-е годы, когда еще не было радиостанции "Эхо Москвы", у народа все же была альтернатива: слушать врунок или брехунок. Врунком называлась радиотрансляционная точка, радиоприемник тот самый, где тремя кнопками регулировался диапазон рассказов о преимуществах социализма. Брехунками же народ окрестил западные радио, "вражеские голоса", "клеветавшие" на нас и распространявшие на всю территорию СССР на чистом русском языке правду о "загнивающем" капитализме. До того, как родился анекдот с оптимистичным конечным аккордом "Пусть клевещут", с брехунками боролись с помощью глушилок мощных государственных радиопередатчиков, передававших на тех же частотах, что и идеологически вредные "голоса", не слова, а шум, что делало невозможным прием новостей о нашей и их жизни. Недаром еще Галич написал: "И от зари и до зари сижу глушилки слушаю"

Как правильно? Альтернатива

А сколько вообще может быть альтернатив? Вот через неделю в Думе на парламентских слушаниях будут рассматриваться четыре альтернативных проекта Трудового кодекса Альтернативных, т.е. допускающих одну из двух или нескольких как в нашем случае возможностей. Но есть ли у нас возможность говорить о первой, второй, третьей, четвертой альтернативе?

Ошибочка вышла

Увы, возразить нечего. "Другой альтернативы" не бывает, альтернатива и есть "одно или другое", от латинского alter "другой". Альтернатива всегда предполагает необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями: или А, или Б, или В, или Г так строится суждение по законам логики. Альтернатива это не только отношение, но и каждая из входящих в отношение "или-или" исключающих друг друга возможностей. Если вернуться к нашему примеру с обсуждением в парламенте проектов Трудового кодекса, можно сказать, что правительственному проекту Трудовой конституции альтернативой будет каждый из трех других, какую из альтернатив предпочтут депутаты покажет время. Плохо, когда нет альтернативы, значит, нет возможности выбирать, приходится брать, что дают, соглашаться на первое предложение

Друг Аркадий, не говори красиво

Ну почему же, почему же? Как красиво звучит: alter ego! Что значит в буквальном переводе "другой я". "Вторым я" может быть и внутренний голос, часто, когда мы оказываемся в непростой для себя ситуации, он предлагает нам альтернативу выбор "или или", говорят, внутренний голос всегда знает, как лучше поступить, какую альтернативную возможность предпочесть Но alter ego это еще и близкий друг и единомышленник, человек, настолько близкий, что может своего друга и единомышленника заменить в любой ситуации.

А есть и еще одно красивое "крылатое" выражение: altera pars "противная сторона", это уже о тех, с кем нам общий язык найти трудно. О "противной стороне" идет речь в ситуации спора, когда альтернативу составляют две точки зрения на один вопрос и решается "кто кого" убедит или победит, опять-таки "или или" Но altera pars звучит не обидно, и, простите на невольный каламбур, не противно: и одна, и другая сторона одинаково принимаются во внимание, одинаково ценятся, а значит, даже в споре у сторон есть шанс остаться друзьями

Фразеология. Разговор в пользу бедных

Ну а теперь самое время завести разговор в пользу бедных. Современные словари дают такое толкование этого фразеологизма: разговор в пользу бедных это показное, лицемерное сочувствие чужим несчастьям, видимость активного содействия оказавшимся в затруднительном положении. Но как это значение возникло, спросите вы?

Оказывается, в дореволюционное время в пользу бедных сирот, вдов, стариков, нетрудоспособных устраивались особые "благотворительные" вечера. На этих вечерах устраивались лотереи, да и другими способами собирались деньги, которые потом бедным и передавались. Но подачки эти были жалки и ничтожны. Суммы собирались незначительные, и малоимущим легче от этой помощи, в общем-то, не становилось. Зато вокруг самих вечеров и лотерей "в пользу бедных" было столько, как мы сказали бы сейчас, рекламы разговоров, хвастовства, слащавой и лицемерной болтовни. Отсюда и пошло насмешливое выражение: "Ну, это разговор в пользу бедных" значит, слов будет гораздо больше, чем реальных добрых дел.

Конечно, лучше друг другу помогать без лишних слов и дальних разговоров. Об этом и разговору нет даже сама возможность возражать против справедливости этого суждения исключается. Вот и весь разговор.