Говорим по-русски. Радио-альманах - 2015-04-12
О.: Мы много пишем о современных цифровых инструментах и технологиях, которые изменяют образовательную среду. Но беда в том, что не все знакомы даже с их названиями.
М.: Нужно это срочно исправлять. Поэтому мы решили познакомить вас со словариком терминов образования XXI века Люси Ширшовой, который разместил портал «Словари XXI века».
О.: Только начали, а у нас на табло уже «1:1», но это не счет в матче. «Один ученик — один компьютер»: каждому учащемуся предоставлено одно устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон).
М.: BYOD. Дословно — «принеси своё устройство» (Bring Your Own Device). Это уже о политике использования собственных устройств на уроке.
О.: Е
―
learning (eLearning) – это всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения. Цифровое образование, электронное образование, digital-образование — это всё о нём, об elearning’е. Близкий по духу термин — EdTech (Education Technology). Ещё его могут называть сетевым обучением или онлайн-обучением.М.: LMS. Система управления обучением (Learning Management System). Это цифровая среда для учителя, которая используется для разработки и распространения учебных материалов — для публичного или совместного доступа. MOOC — это массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses), один из форматов цифрового обучения, ставший популярным как раз из-за своей массовости.
О: OER. Открытые образовательные ресурсы (Open Educational Resources). Это цифровые учебные материалы, выкладываемые в публичный доступ и распространяющиеся по открытой лицензии. Это могут быть и материалы для учителей, и контент для учеников: конспекты лекций, содержание видеокурсов, коллекции учебных научных журналов и публикаций.
М.: Может, хватит уже этого птичьего языка аббревиатур? Сделаем паузу и продолжим.
О.: Русскоязычная часть в «Словаре школьного учителя» Люси Ширшовой начинается с активного обучения: практического применения навыков, полученных в процессе учебно-познавательной деятельности — в форме игр и тренингов, решения прикладных задач реального мира, проведения собственных исследований и создания коллективных проектов.
М.: Андрагогика – это педагогика взрослых — область научного знания в системе педагогических наук, которая занимается теорией и практикой образования взрослых на протяжении всей жизни. А есть еще… хьютагогика, развившаяся из андрогогики, только хьютагогика изучает процесс самостоятельного и непрерывного самообразования в течение всей жизни.
О.: Асинхронное обучение: онлайн-обучение, при котором всю ответственность за прохождение курса берёт на себя пользователь, а преподаватель в большинстве случаев остаётся за кадром.
М.: Геймификация (или игрофикация): награды, бейджики, уровни мастерства… некоторыми элементами такого подхода уже давно пользуются учителя младших классов и дошкольных учреждений. Упомянем и эдьютейнмент: обучение с использованием игр (не только компьютерных, любых — ролевых, деловых, подвижных, настольных...).
О.: Дифференцированный подход - это методология, которая предполагает разработку учебников, приложений, сервисов, учитывающих уровень подготовки и достижения групп учащихся. Это не значит, что для каждой категории учеников будут составляться различные задачи, но задачи различного вида и сложности будут поставляться им тогда, когда они будут к этому готовы. Этот подход очень близок к персонализированному и индивидуальному.
М.: Дистанционное обучение. Этот термин был известен задолго до появления информационных технологий и возможности обмена информацией в вебе. Вообще дистанционное обучение предполагает взаимодействие ученика и учителя на расстоянии. Раньше это было возможно сделать по почте — ещё в XVIII веке в Европе студенты могли получать по почте учебные материалы и переписываться с педагогом. Появление радио, телевидения, а потом и веб-технологий вызвало всплеск популярности дистанционной формы обучения. Сейчас обучающие теле- и радиопередачи сменились онлайн-курсами и подкастами.
О.: Инклюзивное образование. Система обучения детей, которая ставит перед собой благородную цель развития доступности образования для всех учеников, в том числе и для детей с особыми потребностями.
М.: Интерактивность предполагает взаимодействие. Интерактивная игра — это игра, предоставляющая игроку немедленный отклик. Любая подвижная игра интерактивна. Игра с компьютером в шахматы — тоже. Разгадывание кроссворда — неинтерактивно.
О.: Когнитивное обучение развивает не только интеллектуальные навыки, но и способы познания через эмоциональную сферу и интуицию, ассоциативные механизмы. Конструкционизм — это обучение в сообществах, где каждый пришедший новичок сразу становится участником совместной деятельности; так стирается грань между учащимися и учителями; а в целом такой подход помогает группе точнее формулировать свои цели и задачи, а всем участникам осознавать и оценивать свой вклад в общее дело.
М.: Мобильное обучение. Всего лишь вид дистанционного электронного обучения, с использованием именно мобильных устройств (планшетов, смартфонов, игровых приставок, мультимедийных гидов). Синхронное обучение. Разновидность онлайн-обучения, в котором взаимодействие между слушателями и преподавателями происходит в режиме реального времени. Вебинары, видеоконференции… Смешанное (гибридное) обучение – это модель, совмещающая цифровую и традиционную формы.
О.: Моделирование (симуляция) предполагает интерактивное воссоздание ситуаций реальной жизни, прекрасно подходит для развития навыков принятия решений, оценки последствий своих действий, а преимущество такого подхода состоит прежде всего в получении немедленного отклика. Ситуативное (контекстное) познание – процесс, который в полной мере запускается только в контексте конкретной ситуации и показывает связь между тем, что вы знаете, и тем, что вы можете с этим знанием сделать.
М.: Проблемно-ориентированное обучение. Педагогическая стратегия, которая позволяет овладеть предметом изучения через решение реальных жизненных ситуаций с помощью самостоятельного использования достоверных источников и групповых обсуждений. Учитель при этом выступает в роли наставника-консультанта.
О.: Проектно-ориентированное обучение предполагает не просто назначение проектов к выполнению и собственно их исполнение, а создание ситуаций, которые будут стимулировать исследовательский и творческий дух учеников. Учитель здесь выступает в роли научного руководителя.
М.: Перевёрнутый класс: концепция предполагает учёбу наоборот – обычно в школу и в аудиторию приходят послушать учителя, а дома выполняют задание; в этой концепции ученики дома знакомятся с учебным материалом (обычно в видеоформате), а в аудитории вместе работают над заданиями и участвуют в обсуждении.
О.: Самообучение. Всё то, что обычно делается учителем за ученика в традиционном обучении, в системе самообучения берёт на себя ученик — постановку образовательных целей, задач, путей их достижения, выбор учебных материалов. Самообучение с нами на всём протяжении жизни — и в школе, и в вузе, и на работе, и на отдыхе.
М.: Неформальное образование: всё, что выходит за рамки деятельности официальных образовательных учреждений, всё, что создаётся силами энтузиастов для того, чтобы сделать знания и опыт одних доступными другим. Основные отличия неформального образования от формального — гибкая учебная программа, явная прикладная направленность, и, как правило, широкие возможности удалённого обучения.
О.: Поток. Если вкратце, состояние «потока» — это состояние полной включённости в процесс деятельности, психоэмоционального удовлетворения от неё. В потоке работа и учёба становятся эффективней, а мотивация повышается.
М.: Социальный конструктивизм предполагает, что индивидуальное обучение происходит в процессе межличностного взаимодействия.
О.: Цифровое гражданство – последний термин словарика. Термин красивый, а означает всего лишь возможность участвовать в онлайн-сообществе.
М.: Мы все — и вы, и мы, О.С., М.К. и звукорежиссер…, и автор «Словарика школьного учителя» Люся Ширшова – члены глобального интернет-сообщества. Так что до новых встреч – в сети и в эфире!