Человек из телевизора - 2021-10-30
И. Петровская
―
Здравствуйте, здравствуйте! С вами, как всегда по субботам, в прямом эфире «Человек из телевизора» и его бессменные (будем надеяться) ведущие. Ксения Ларина... Доброе утро!
К. Ларина
―
Доброе утро! И Ирина Петровская.
И. Петровская
―
И Илья Крылов с нами за звукорежиссерским пультом.
К. Ларина
―
Хотели начать с хорошего, потому что хорошего мало, и поэтому всегда стараемся начать с хорошего, чтобы настроение было хорошее, а потом уже говорить о каких-то проблемных вещах, которые мы наблюдали в течение недели. Но видите, сегодня буквально перед нашим эфиром пришла горькая весть о том, что скончался Игорь Кириллов — диктор Центрального телевидения, как принято говорить о нем, а вообще человек из телевизора во всех смыслах. Легендарный человек из телевизора.
И. Петровская
―
Вот нет преувеличения в этом обозначении Игоря Леонидовича именно как человек-легенда. 30 след он вел программу «Время» — 30! Я помню, когда-то в начале 90-х Леня Парфенов делал такую тоже знаковую программу «Портрет на фоне». И одну из них он посвятил как раз Игорю Кириллову и сделал такую забавную нарезку из абсолютно разных программ «Время» — слова, которыми, опять же, 30 лет подряд Игорь Леонидович открывал программу время: «Здравствуйте, товарищи!», «Здравствуйте, товарищи!». Возглавлял дикторский отдел, вел новогодние огоньки. Этот голос, которым он читал новости, читал какие-то самые важные известия...
И.Петровская: Нет преувеличения в этом обозначении Игоря Леонидовича именно как человек-легенда
К. Ларина
―
Сообщения ТАСС.
И. Петровская
―
Сообщения ТАСС, да. Ну, не «От советского Информбюро», а как там тогда?
К. Ларина
―
Сообщения ТАСС. Это называлось так.
И. Петровская
―
Да, он потом рассказывал множество забавных историй. Когда, например, ему подносили с ленты ТАСС — тогда же так было: никаких компьютеров, никаких мониторов, ноутбуков. И последняя часть чьей-то речи — то ли Андропова, то ли кого-то — поступала в самый последний момент. Уже начался эфир, и ему было дано указание в наушник читать медленнее.
К. Ларина
―
Это было в фильме «Зависть богов» Владимира Меньшова.
И. Петровская
―
Но это реальная история. И там ползет ассистент и в зубах несет ему последнюю часть. Я с ним познакомилась уже после того, как он перестал быть диктором. В 1989 году дикторский отдел, как мы знаем, вообще расформировали и закрыли. Но Игорь Кириллов всё равно не ушел в тень, потому что и «ВИД», если ты помнишь, использовал его в качестве соведущего, и еще он появлялся в разных программах. А я познакомилась уже в академии (той еще, нормальной Академии российского телевидения), и мы с ним были в одной секции. Отсматривали информационные программы в разных номинациях. Мне казалось, он должен быть таким забронзовевшим — просто самый популярный же был человек из телевизора. А он оказался таким легким в общении, таким остроумным. Не говоря уже о том, что еще и невероятно интеллигентным, деликатным.
К. Ларина
―
И вообще умным и образованным человеком. Что большая редкость.
И. Петровская
―
Он читал, он нас слушал. В общем, конечно, понятно — 90-й год, всё понятно. Но всё равно ужасно жаль. Светлая память действительно светлому и выдающемуся человеку, который войдет и уже вошел в историю телевидения.
К. Ларина
―
Кстати, еще он умел посмеяться над собой, был невероятно самоироничен. Очень часто в качестве такой самопародии выступал в разных юмористических передачах. Я помню, и в «Оба-не» он был.
И. Петровская
―
«Похороны еды» его голосом были.
К. Ларина
―
Да, по-моему, в «Веселых ребятах» тоже. Человек легендарный, замечательный. Светлая ему память! И кстати, я прочитала сегодня: там, естественно, идут вопросы по поводу того, что коронавирус — нет, пишет его помощник. Я прочитала в РБК, что нет, короны не было. Просто, видимо, пришло время: он ушел просто во сне, без каких-то видимых болезней. Светлая память! Но видишь, мы всё равно говорим о нем с улыбкой. Хотя вроде бы такая печальная весть, но мы говорим с улыбкой, потому что был такой человек хороший. Поэтому, ты знаешь, я думаю, что мы можем смело перейти к поздравлениям. Ничего страшного в этом нет. Такова жизнь, что называется: утраты и праздники существуют рядом. И поэтому когда есть возможность сказать человеку хорошие слова при жизни, надо это делать, Ира. Поэтому давайте всё-таки поздравим с 60-летием Дмитрия Муратова, главного редактора «Новой газеты» и лауреата Нобелевской премии мира. Ира, как сотрудник «Новой газеты», сейчас произнесет речь. Но это будет новая речь — не та, которую Ира произносила, когда Муратов получил Нобелевку.
И. Петровская
―
Не та. На самом деле действительно всё прогрессивное человечество сегодня, начитавшись Википедии, отмечает эту дату. Но отдельные представители прогрессивного человечества знают, что в Википедию вкралась ошибка.
К. Ларина
―
Мог бы и поправить, кстати, давным-давно.
И. Петровская
―
Но видишь, это означает, что он не относится к себе с такой звериной серьезностью. Ну и бог с ним. В принципе, сам Дмитрий Андреевич, наш Дима, родился-то 29 октября. И действительно сейчас, в эти дни, празднует замечательную дату — 60 — цифру, я бы даже сказала. Нам дико свезло (нам с тобой), что мы не просто представители человечества, а мы много лет знакомы, дружим с Дмитрием Муратовым, а некоторые из нас даже и работают под его руководством. И работа под его руководством, должна я сказать, тоже доставляет исключительное удовольствие и приносит хорошее настроение. Реально какой-то невероятный человек просто во всех своих проявлениях. Кстати, переходя к нашей теме, его вчера по-своему поздравил выдающийся деятель культуры Никита Сергеевич Михалков. Он приурочил — так, видимо, получилось…
К. Ларина
―
«Бесогон» приурочил?
И. Петровская
―
Да, «Бесогон», но не ко дню рождения, а решил позже других отметиться по поводу Нобелевской премии мира. Я не буду пересказывать, но только после этого его монолога я могу сказать словами Верочки из «Служебного романа»: «Хорошие сапоги, надо брать». Хороший человек, премия отличная, которую он получил. Ну и 60 — это прекрасный результат, когда впереди еще очень-очень много. Поэтому многая лета, здоровья, счастья! Маме здоровья, и чтобы газета наша жила, жила и жила.
К. Ларина
―
Мне остается только присоединиться к пожеланиям, к поздравлениям. Дима, поздравляю от всего сердца! Ну что, давай уже перейдем к нам. У нас сегодня, кстати, День памяти жертв политических репрессий — вот как всё в одну кучу у нас. Боже мой! Вчера, 29-го числа, как обычно, традиционно проходила акция «Мемориала» (иностранного агента) «Возвращение имен». На сей раз она проходила онлайн — по-моему, в прошлом году тоже была онлайн, если мне не изменяет память. Вчера целый день была прямая трансляция. 12 часов прямого эфира на YouTube-канале «Мемориала» (иностранного агента), и на «Дожде» (иностранном агенте) тоже были периодические прямые включения. Больше, по-моему, нигде не показывали, Ира?
И. Петровская
―
Нет, только иностранные агенты вовсю стараются. Но я могу понять, почему это нигде не показывали. Я думаю, даже руководители подразделений федеральных каналов прекрасно отдают себе отчет в том, как это теперь уже жутковатым образом рифмуется с тем, что происходит здесь. Конечно, это не буквально, конечно, масштаб трагедии, которая произошла тогда, даже сейчас не поддается общему пониманию и объяснению. Но как это вчера срифмовалось, почти впрямую, с больницей, куда доставили на скорой ректора Шанинки Сергея Зуева. Его выволокли и повезли в другую больницу, в 20-ю, где должны были провести освидетельствование на предмет того, можно ли его всё-таки содержать в тюремной больнице, и не симулирует ли он свои недуги. И тут сразу вспоминается множество разных кошмарных ситуаций и случаев из того времени: как действительно уже совершенно больных, неходячих выволакивали. В общем, страшно даже говорить.
К. Ларина
―
Я тут всё хочу поправить тебя, потому что я вчера общалась с главврачом 1-й Градской. Всё-таки он опроверг эти слова, что его выволокли насильно.
И. Петровская
―
Ну не насильно, но приехали и забрали.
К. Ларина
―
Нет, это не так было. Он сказал, что он никогда своих больных с койки не отдает. Этого не было, он ушел своими ногами. А уж что было дальше, куда он отправился для того, чтобы провести какое-то медицинское обследование в специальной больнице, в 20-й — это уже действительно было дело ФСИНовцев. Но поскольку он под домашним арестом, его обязаны сопровождать судебные приставы всё время. Но самое главное, что здесь немножко преувеличено: с койки его никто не снимал. У него не было показания для госпитализации, он ушел своими ногами, что и подтвердил Алексей. Но ты права в другом. Ты права, что одно на другое накладывается. Что когда посмотришь новостную ленту, откроешь на «Эхе Москвы» или на той же «Новой газете» — только аресты, задержания, предъявления обвинений и обыски. Больше никаких новостей у нас нет. Бесконечно: тому предъявили, того арестовали, того приговорили... 10 месяцев колонии дали ребятам, которые что-то там неправильно сфотографировали или какое-то видео записали. Сейчас вот будут судить девчонку (за хулиганство или за что), которая показала сиськи на Красной площади. Это до чего дошло, Ира! Конечно, одно на другое накладывается, совпадает.
И. Петровская
―
Сегодня «Фонтанка.ру» сообщила, что задержали девушку, которая, как написано, в трусах и майке сидела и смотрела на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Ее задержали, передали в руки правоохранительных органов. Я сегодня прочитала забавную фразу: «Чувства верующих напали на меня в таком-то месте». Видишь, статья активизировалась. Этим ребятам, которые снялись на фоне собора Василия Блаженного, как раз вменили эту статью — оскорбление чувств верующих.
К. Ларина
―
При том, чтобы собор недействующий.
И. Петровская
―
Собор давно недействующий. И я посмотрела эту фотографию — ну, надо обладать очень большим, скажем так, воображением…
К. Ларина
―
Фантазией.
И. Петровская
―
Да, причем определенного рода фантазией, чтобы увидеть в этом святотатство, оскорбление и эротический подтекст. Ну, во всём можно увидеть эротический. Для этого надо специально, как в анекдоте. Человек, который вызвал милицию: «Не могу ничего делать, работать — женская баня в окно видна». Подошли милиционеры, говорят: «А что там? Вроде всё замазано белой краской, не видно». Он говорит: «А вы на шкаф залезьте!». Вот реально, все, кому не лень, лезут на этот шкаф и выискивают всё новые и новые поводы, чтобы оскорбить.
К. Ларина
―
Там и другой анекдот просится — про психиатра и сексуально озабоченного больного.
И. Петровская
―
«Мне завсегда это видится»?
К. Ларина
―
Нет, «Доктор, вы такие картинки у себя держите!». Он ему показывает домик с трубой, солнышко, а ему везде мерещится сексуальный подтекст. Давай я прочту уже, наконец, то, что у нас есть. Вот про «Возвращение имен» мы сказали. Сериалы. «Пингвины моей мамы» завершился на платформе KION — сериал Наталии Мещаниновой. И «Вертинский» Авдотьи Смирновой#, по-моему, тоже шел на KION. Кстати, вот еще одна тема к вопросу о «врагах народа». Моргенштерн и другие «враги народа» — суд пропагандистов. Адам Михник был у Натальи Синдеевой. Вчера было выложено — в смысле, было по телевизору «Дождя» (иностранного агента). И Светлана Тихановская тоже была у Натальи Синдеевой. Это уже новое интервью, большое, в рамках программы «Синдеева». Наталия Мещанинова у Анны Монгайт — «Женщины сверху», «Дождь» (иностранный агент). Владимир Познер в большом интервью Марианне Минскер на RTVI. Буквально сейчас посмотрела, перед началом эфира. Выпуск «Редакции» об истории «Бурана». Это наше «шоу» (кавычки — типа, шутка такая). Светлана Светличная, ее исчезновение и явление. «Непутевые заметки»: Дмитрий Крылов рассказал о местах, где он родился. Очень интересный выпуск. Священник Георгий Сухобокий, плата за поддержку Навального. Интервью Дмитрию Низовцеву («Штаб») и Анне Монгайт («Дождь», иностранный агент). Из нового — то, что хотелось бы вам порекомендовать. Вряд ли успеем обсудить, но в качестве рекомендации посмотрите, это интересно. Проект Станислава Кучера «Жизнь после Путина». Вышел уже второй выпуск такого большого обсуждения с людьми — скажем так, лидерами общественного мнения. Там и политологи, и журналисты.
И. Петровская
―
Та же Наталья Синдеева, кстати.
К. Ларина
―
Да, Наталья Синдеева. И проект Insider (признана властями иноагентом. - ред.
) — по-моему, тоже иностранный агент это издание. У них тоже, тем не менее, есть свой YouTube-канал, и у них там вышел очень интересный проект про политэмигрантов. Причем не таких звездных, которых мы все знаем, а совсем молодых людей. Тоже очень интересная линейка, интересный сериал и цикл. Обратите внимание. Собственно, вот всё. С чего мы начнем? На что у тебя там глаз падает больше всего, Ира?
И.Петровская: В том, что он сказал, нет ничего, кроме того, что может сказать малообразованный человек 23-х лет
И. Петровская
―
Поскольку мы уже начали эту тему бесконечных оскорблений чувств верующих, памяти и так далее, то, конечно, наиболее показательна в этом смысле история с Моргенштерном. Потому что вот так, по-хорошему, если бы мы жили в нормальной стране, где никто бы не цеплялся ко всему и не выискивал, опять же, с лупой или забираясь на шкаф, какие-то тревожащие их эпизоды, то никто бы и внимания не обратил. Эти 3 часа — я честно тебе скажу: я пробовала — смотреть невозможно.
К. Ларина
―
Ты имеешь в виду интервью Собчак?
И. Петровская
―
Да, «Осторожно: Собчак» с Моргенштерном. Всё, что он хотел и мог сказать, он уже сказал и Дудю, и украинскому Дмитрию Гордону. Ничего другого он добавить не может. Можно было бы тогда обсуждать вообще смысл таких интервью, если бы всё было хорошо — обсуждать эту невероятную лексику, обсуждать манеру поведения взрослой женщины-ведущей, которая подстраивается под вот этого (по сути, он мог бы ей в сыновья годится), чтобы соответствовать ему: вот такая современная, говорит на том же языке и так далее.Но, к сожалению, мы не можем сейчас про это говорить, поскольку на этого несчастного Моргенштерна накатили, наехали совсем по другому поводу. Тоже надо было залезть на шкаф, извини. Не успел этот выпуск выйти, как уже некая организация «Ветераны России» выловила из 3-х часов эфира вот этот кусочек, где Моргенштерн ничего такого крамольного не говорит.
К. Ларина
―
Но это было неизбежно, Ира. Я тебе скажу больше, важную вещь: не нужно было смотреть 3 часа. Здесь Ксения поступила очень прагматично. Она этот хайп словила с расчетом, потому что она выложила на своем канале именно этот кусочек в качестве анонса. И всё, никто не должен смотреть эти 3 часа. Думаешь, эти «Ветераны России» смотрели 3 часа? Я тебя умоляю! Этот кусочек тут же разлетелся по всей сети, по всему интернету.
И. Петровская
―
Я в этом смысле не видела, что он выложен отдельно именно у нее на канале. Тогда, к сожалению, прав наш с тобой «любимец» Соловьев, который как раз в своем стриме обвинял ее в том, что она подстрекала, подначивала и устроила из этого... Не знаю. Но даже если исключить этот мотив, всё равно в том, что он сказал, вот правда, нет ничего, кроме того, что может сказать малообразованный, косноязычный человек 23-х лет от роду, которому реально всё равно: 1941 год война, 1812. К сожалению, чем дальше мы уходим, тем больше молодые люди будут относиться к этому, естественно, очень важному для нас историческому событию с точки зрения юных, для которых Куликовская битва, Бородино и всё остальное — это уже дела давно минувших дней.
К. Ларина
―
Но там не в этом был главный посыл. Всё-таки не в этом. Посыл был в том, что на это тратятся миллионы. И вторая тема — что нечем больше гордиться. Только победой, которая произошла 76 лет назад. Больше гордиться нечем, — вот в чем был его посыл. Как мне кажется, никакого пренебрежения по отношению к этому празднику он не выказал.
И. Петровская
―
Более того, она потом уточнила: «Какое именно твое личное отношение?». Он сказал: «Круто, молодцы, победили, но давайте идти вперед». Вот, собственно, смысл.
К. Ларина
―
Мы с тобой дошли, конечно — обсуждаем Моргенштерна. Боже мой!
И. Петровская
―
Слушай, не мы с тобой до этого дошли, а дошли те, кто усматривает в словах этого человека уголовно наказуемое преступление. Нечто, соответствующее какой-то там статье по оправданию (или как это называется?) нацизма. И сам глава Следственного комитета дает поручение проверить на этот предмет вот это высказывание. Ветеран — я смотрела тоже в каком-то интервью (надо сказать, очень моложавый, очень хорошо сохранился, лет на 40 выглядит) — реально глава вот этой организации, который это всё усмотрел и потребовал от имени других ветеранов заняться этим. Причем невзирая на то, что Моргенштерн мгновенно повинился. Вроде всё, инцидент исчерпан. Обычно все эти покаянные слова и письма считаются, что всё, разошлись с миром. Не тут-то было! Потому что даже это его покаяние нынешний сотрудник канала RT Антон Красовский (исключительной моральной чистоты человек) ставит ему в упрек, в вину и читает «проповедь». Он теперь так называет вот эти свои монологи (вот ты не смотришь, а напрасно) — «проповедь» он его называет. А чувства верующих тут не оскорбились? Проповедник тоже. Проповедник ставит ему в пример героев Великой Отечественной войны, его ровесников, которые, в отличие от Моргенштерна, который ляпнул, испугался и покаялся, ничего не боялись. Я даже не могу тебе сказать, какого уровня пошлости идет монолог на эту тему, где он пригвождает Моргенштерна к позорному столбу даже не за то, что он сказал, а за то, что он повинился. Не выбирая, кстати, выражений. Вот это поразительно. Всё, собственно.
К. Ларина
―
Даже Владимир Познер сказал, что он согласен с Моргенштерном, между прочим. Я посмотрела это интервью.
И. Петровская
―
А он-то ближе к ветеранам, чем этот руководитель этой бдительной организации.
К. Ларина
―
Друзья мои! Поскольку мы сейчас через несколько секунд уже уйдем на перерыв, давайте так. Мы сейчас не будем начинать новую тему. Я воспользуюсь этими секундами для того, чтобы обратиться к нашим зрителям в YouTube, чтобы они не забывали ставить нам лайки. Нам очень приятно, когда вы нас слушаете и смотрите. Сейчас будет перерыв, а я как раз зайду в чат и посмотрю, что вы там нам пишете, что вы у нас там спрашиваете и что вы нам предлагаете.НОВОСТИ. РЕКЛАМА.
И. Петровская
―
Мы продолжаем нашего «Человека из телевизора», из YouTube, со всех платформ, которые только возможны сегодня. Задавай дальше тему.
К. Ларина
―
Да, хотела сказать, что посмотрела чат. Там люди как раз возмущаются, что на Моргенштерна отреагировали сразу, а про пытки даже никто не вспоминает. Пытки на них не произвели впечатления в телевизоре? — я этот вопрос опять задаю Ире. По-прежнему эта тема табуирована, никто не обсуждает?
И.Петровская: Этот не то сказал — мгновенная реакция СК. А на такую вопиющую информацию никакой реакции
И. Петровская
―
По-прежнему никто не обсуждает. Именно этот вопрос меня тоже больше всего волнует. Когда я читаю, что этот не то сделал, сказал, сфотографировался — мгновенная реакция Следственного комитета. Светлана Светличная пропала (на самом деле, как Неуловимый Джо, никуда не пропала) — он тоже дает поручение искать и так далее. А на такую вопиющую, абсолютно шокирующую информацию (будем так говорить) никакой реакции. Ну, там кого-то уволили, на кого-то что-то завели. Но массовой общественной реакции, а тем более властной реакции — ноль.
К. Ларина
―
Мы хотели в кои-то веки поговорить про кино, поскольку всё-таки два фильма, таких очень обсуждаемых и резонансных, завершились на прошедшей неделе, о чем мы уже говорили в наших анонсах. Фильм «Вертинский» Авдотьи Смирновой# и фильм Наталии Мещаниновой «Пингвины моей мамы». Я думаю, что на этом стоит остановиться, Ира. Тем более мы очень редко про это говорим. Фильм Наталии Мещаниновой, безусловно, такой знаковый, который останется в истории. Мне кажется, он в какой-то степени прорывный. Тут еще важно понимать, что это неофициальное телевидение. Это не телеканал — это платформа. И то при той максимальной степени свободы, которую там позволяют себе какие-нибудь кинематографисты в создании сериалов, в написании сценариев, всё равно даже здесь вот эта пикалка, конечно, невыносимо портит впечатление. Потому что, повторю, матом ругаются не артисты — мат используют персонажи. Это всё-таки произведение искусства. Поэтому, мне кажется, относиться к этому надо по-другому. Уж из этого фильма точно нельзя выкинуть эти слова, которые являются, скажем так, показателем, в том числе, и степени отчаяния героев, когда они переходят на эту лексику. Причем там ее позволяет себе не только молодежь типа стендап-комиков, которые там одни из героев этого фильма, не только подростки, но и вполне себе респектабельные люди — та самая супружеская пара, которую играют Александра Урсуляк и Алексей Агранович. Там есть просто невыносимая сцена, когда они не сдерживаются в эмоциях по отношению друг к другу и награждают друг друга такими эпитетами, что страшно. Мне кажется, что это очень узнаваемо. Это может произойти в любой семье, когда люди находятся вдвоем, когда их никто не видит и никто не снимает на камеру. Это я как бы говорю один из эпизодов. Там есть сцены невероятно сильные. Знаю, на Иру тоже произвела впечатление эта картина.
И. Петровская
―
Да, я дождалась, когда выйдут последние серии, и успела их посмотреть до того, как вот эта так называемая ненормативная лексика была там запикана. Потому как, опять же, оскорбленный чувством депутат Хинштейн и, по-моему, Роскомнадзор выставили требования, чтобы и на платформах был удален или максимально микширован вот этот пласт речи. Причем именно поэтому кино стали снимать и показывать там — резонансное, интересное, актуальное кино, — чтобы исключить это из телевизионного пространства, где это давно запрещено по закону. Ты знаешь меня. Я в целом противник этой речи, мата, в публичном пространстве. Но...
К. Ларина
―
Одно дело, когда Моргенштерн ругается матом в интервью.
И. Петровская
―
Вот, я хотела сказать. Когда человек под названием Моргенштерн… Это у него способ обозначить отсутствие мысли. Как связки такие у него — он иначе не может. Это абсолютно примитивный (ему, кстати, органичный) способ высказывания своих мыслей, но это невыносимо слушать. Прямо хочется своими руками задушить, извините. Здесь же это невероятная органика. Это та правда жизни, вырастающая до уровня художественной правды, когда из этой песни этого слова не выкинешь. И это абсолютно не шокирует. Потому что мы действительно понимаем по всему — по ходу действия, по самому сюжету, по накалу страстей, — что да, это такой способ (и, кстати сказать, по правде жизни тоже) выражения часто очень больных эмоций и чувств у молодых людей в своей среде. Мы видим, что там основная лексическая нагрузка приходится как раз на вот эти стендапы и клуб, где стендаперы разговаривают друг с другом. Я говорю несколько спутанно, потому что я буквально совсем недавно закончила этот просмотр и, действительно, до сих пор нахожусь под впечатлением от того, насколько это... Ну, слово «правдиво», опять же, не подходит. Насколько это достоверно, насколько это важно проговаривать. Там же возникает очень много тем. Очень многие и семьи, и отдельные люди живут вот так, как живет, например, героиня, прекрасно сыгранная Александрой Урсуляк, которая хочет осчастливить, условно говоря, человечество, не обращая внимания и не замечая, что, в принципе, можно осчастливить людей, которые живут совсем рядом с тобой, бок о бок, не доставлять им того количества отрицательных... В первую очередь сыну, подростку.
К. Ларина
―
Я бы так сказала: осчастливить человечество не за счет того, что ты обижаешь и убираешь других людей, самых близких. Получается, что ты осчастливливаешь человечество за счет близких людей. В ее логике это должно оправдывать весь этот бесконечный эгоизм. Как сказал ей муж в этой сцене: «Ты террорист». И я понимаю, что он имел в виду — что она расставляет себе приоритеты так, как ей удобно. Конечно, ее покаяние здесь тоже есть, этой героини. Когда она разговаривает с психологом, она вдруг понимает (у нее как будто пелена спала), что произошло. И потом сцена с сыном, когда сын возвращается домой после нескольких дней отсутствия, весь какой-то побитый... Имеется в виду, побитый не физически.
И. Петровская
―
И в прямом смысле, побитый физически тоже.
К. Ларина
―
Да, абсолютно раздавленный. Понимает, что идти ему больше некуда — всё равно только к матери. И как она это чувствует. И это ощущение невероятной близости в этой маленькой сцене, когда они друг друга обнимают. Это, конечно, невероятно. Кстати, я где-то с кем-то говорила, что для меня это герой из «Над пропастью во ржи» — герой этого фильма, подросток. Я даже вспомнила, как построен роман. Если ты помнишь, он построен от первого лица. По сути, это было то, что предвосхитило стендап. То есть здесь как бы в качестве терапии ему необходимо это проговорить самыми жесткими словами — сказать всё, что он думает по поводу этой семьи, по поводу матери, по поводу этих бесконечных братьев и сестер, которых ему навязывают. В книге идет как бы такой дневник от первого лица, где, по сути, тоже подросток, только 1951 года, говорит то же самое. В этом смысле мало что меняется. Мне кажется, такая преемственность — она существует. Не знаю, думала ли Наталья на эту тему, но мне кажется, эта аналогия напрашивается сама собой — с Холденом Колфилдом, героем «Над пропастью во ржи».
И. Петровская
―
Даже это, как ты говоришь, покаяние, хотя на самом деле это, в общем, просто такая исповедь матери, героини (по-моему, Лена ее зовут по роли), психологини. Хотя ее безумно жалко, но всё равно этот дикий эгоизм, когда она говорит, что больше всего она боялась, что муж уйдет, сын вырастет и уйдет, поэтому она пытается обеспечить себе такую наполненную жизнь, бесконечно беря себе в дом всё новых и новых детей. И концовка говорит о том, что всё будет так же продолжаться. Потому что когда мальчик уходит из собственной комнаты, куда до этого уже заселили нового приемыша, и она говорит: «Молодец, спасибо», понятно, что он так же будет бесприютным, в прямом смысле слова. У него по-прежнему вот эта роль в семье — «В семье своей родной оказалась девочка чужой», мальчиком чужим. Потому что это не может измениться. Потому что человек уже привык вот так жить и действительно, отчасти, как ты правильно говоришь, заниматься таким терроризмом в собственной семье. Ничего светлого, хотя бы какого-то просветления, мне кажется, в самом финале тоже нет.
И.Петровская: Меня совершенно потряс Макар Хлебников. Не можешь глаз оторвать от того, какой он настоящий
К. Ларина
―
А я не согласна. Я как раз хотела сказать спасибо Наталии Мещаниновой именно за этот финал. Потому что он… Ну, я не люблю слово «светлый», но, во всяком случае, в нем есть жизнь. Это же не только рассказ про конкретную семью, про конкретные отношения в семье и про отношения приемных и родных детей. Это как бы сюжетная канва. Мне кажется, что здесь всё равно (почему я сравниваю с «Над пропастью во ржи») мы наблюдаем, как человек переходит в другую возрастную категорию. Как он из подростка превращается в молодого человека. Через сопротивление, через столкновения с какими-то неразрешимыми проблемами, через внутренний протест. Через унижение, в конце концов, когда ему там публично бреют голову во время спектакля в клубе. И как он разговаривает с отцом. Казалось бы, непростительные вещи, то, что не прощается никогда — эта сцена на улице, когда он унижает отца в ответ на его унижение. Это всё человек сам проживает. Ии в итоге почему я говорю про светлый... Ну, пусть будет «светлый финал». Когда учительница ему говорит: «Сейчас с тобой что-то происходит, я сейчас ничего тебе не скажу, мы с тобой расстанемся, а ты потом что-нибудь с собой сделаешь». И как он на нее смотрит — это взгляд взрослого человека. Вдруг в этот момент мне показалось, что этот мальчик опытнее, старше и мудрее, чем учительница, которая пытается с ним говорить как с подростком. А он уже не подросток. Помнишь последний стендап, который он говорит со сцены? «Я полюблю эту жизнь. Да, вот такую я сейчас ее видел, но я обещаю ее полюбить — что делать?». Мне кажется, что как раз в этом финале и есть свет, потому что он уже уходит в другую жизнь. Это уже не просто мальчик из семьи — это человек, у которого есть опыт страданий, опыт трагедии, с которым он дальше будет жить. Вот так я это увидела.
И. Петровская
―
Да, он уходит, он взрослеет, он пережил реальную внутреннюю драму, трагедию — как угодно назовите. Но проблема из этой семьи всё равно не уходит.
К. Ларина
―
Но это уже их проблема — пусть страдают.
И. Петровская
―
Нет, я думаю, что если в семье, это всё равно общая проблема. И конечно, меня совершенно потряс Макар Хлебников. Просто на него смотришь и не можешь глаз оторвать именно от того, какой он настоящий.
К. Ларина
―
Да, природа как-то отказывается отдыхать на детях талантливых людей.
И. Петровская
―
Ну, не всех, но…
К. Ларина
―
Но последнее время мы замечаем это. Мы с тобой обсуждали династию Янковских, которые просто поражают своей преемственностью, талантами этих людей — от Олега и Филиппа к Ивану и Лизе. Здесь мы видим сына очень талантливого человека Бориса Хлебникова. Это его дебют, что меня совершенно поразило. Потому что я думала, что он уже имеет какой-то актерский опыт. Ни фига — это его дебют в кино. Он совершенно блестящий.
И. Петровская
―
Нет, в эфире у Урганта он сказал, что он уже снимался и назвал...
К. Ларина
―
Нет, это он сейчас снимается у отца.
И. Петровская
―
Ну, может быть. А мне показалось, что уже.
К. Ларина
―
Нет, это его первая работа. Ему 19. Я, кстати, когда смотрела фильм, думала: господи, сейчас они привяжутся, что это 15-летний подросток, а здесь, помимо мата, есть еще, извини меня, и сексуальные сцены, очень откровенные, которые могут возмутить не только верующих, но и даже, боюсь, «Офицеров России».
И. Петровская
―
Не офицеры, не надо — ветераны.
К. Ларина
―
Офицер, которые возмущались Лией Ахеджаковой, которая пьяная ходила на кладбище.
И. Петровская
―
Много возмущающихся.
К. Ларина
―
Так что я очень боялась, а потом выяснилось, что всё-таки актеру не 15 лет, когда он снимался в этом фильме, а 19, что снимает все вопросы всех переживающих за нежное существо ребенка. Это не ребенок — это взрослый актер, которая играет 15-летнего подростка. Просим это учесть, дорогие друзья.
И. Петровская
―
Кстати, этот эфир у Урганта был в том числе как раз на эту тему: знаменитые отцы и уже знаменитые дети. Потому что в студии сошлись Иван Ургант, который сын известного актера Андрея Урганта, Александра Урсуляк — соответственно, дочь режиссера Сергея Урсуляка, и теперь еще юная поросль — Макар Хлебников, сын Бориса Хлебникова.
К. Ларина
―
Вот, а Наталия Мещанинова была в качестве гостьи в программе «Женщины сверху». Это было уже на позапрошлой неделе у Анны Монгайт. Она уже не первый раз рассказывает о своем страшном подростковом опыте, который она пережила в детстве. В подростковом возрасте — простите, что повторяюсь. Она об этом написала впервые в своей книжке — я помню, рассказы. Она невероятно талантливый писатель. Мне хочется ей пожелать, помимо кинематографических успехов, еще и литературных. У нее невероятный язык, чувство правды — о чем ты говорила — он не только в кадре, но и в текстах, которые она пишет. Кстати, год назад она тоже была у Кати Гордеевой в программе «Скажи Гордеевой». Тоже было большое интервью, где она тоже очень подробно и страшно рассказывала о том, что ей пришлось пережить в детстве.
И. Петровская
―
Кстати, я вспомнила, посмотрела и убедилась, что это так: Наталия Мещанинова была автором сценария сериала, который тоже тогда произвел невероятный и шокирующий эффект — «Школа». Снимала его как режиссер Валерия Гай-Германика, а сценаристом-то была Наталия Мещанинова. И ты помнишь, какой шок даже не столько от сериала как такового, а от подхода к показу современной школы и современных детей, тогда испытали многие, в том числе и в первую очередь, конечно, учителя и сама школа, которые пытались доказать, что это всё не про нас. Я даже захотела сейчас это пересмотреть. Наверное, можно найти где-то на просторах.
К. Ларина
―
Да, она уже не первый раз обращается к теме подросткового сознания. Первый ее фильм — художественный, большой, полный метр — «Комбинат «Надежда»», который я просто обожаю. Там тоже главная героиня девочка-подросток, по сути, которая тоже завершает некий возрастной этап и переходит на другую личностную ступень, тоже через невероятные трагические испытания, которые ей приходится пережить. Великолепный фильм! Если кто не видел, посмотрите. Потом она делала «Красные браслеты». Я не очень люблю этот сериал, потому что он всё-таки навязан. Это такая франшиза, поскольку там есть основа — испанский фильм, который просто так адаптирован на российскую действительность. Именно эта адаптация, как мне кажется, сыграла очень злую шутку, потому что снят он отлично, и герои все настоящие, а вот среда (мы с тобой про это говорили) абсолютно искусственная. Ну и «Обычная женщина», их дуэт с Хлебниковым. Они вместе делали этот сериал — великолепный, 2 сезона, «Обычная женщина» с Анной Михалковой в главной роли. «Аритмию» она делала, писала сценарий.
И. Петровская
―
То есть практически что ни фильм, то событие — такое, общественное и культурное, само собой. У нас остается очень мало времени на «Вертинского», но я надеюсь, мы еще…
К. Ларина
―
Давай мы к нему вернемся.
И. Петровская
―
Мы к нему вернемся, но пока скажем только, что да, он тоже завершился. Кстати сказать, продолжая тему природы, не отдыхающей на детях. Конечно, Авдотья Смирнова# снимает не первое кино, это понятно.
К. Ларина
―
Но она уже взрослая тетя.
И. Петровская
―
Она очень взрослая тетя, но тем не менее. Ну, не тетя, ладно. Я не люблю этого «тетя». Женщина.
К. Ларина
―
Она уже давным-давно вышла из-под родительской опеки и родительской тени.
И. Петровская
―
Всё понятно. И Александра Урсуляк давно вышла, безусловно. Я должна сказать, что этот сериал в меня некоторое время с некоторым трудом заходил. Но потом я была им совершенно заворожена, несмотря на какие-то там несоответствия исторической правде, которые все выискивают. Как всегда, идут споры: похож, не похож.
К. Ларина
―
Актер гениальный! Тут вообще снимаются все вопросы. Гениальный актер Алексей Филимонов.
И. Петровская
―
Абсолютно. Это во-первых. А во-вторых, в лучших эпизодах, в лучших сериях я поймала себя на том, что это кино (даже сериалом это не назовешь) как бы равновелико и герою, и той эпохе, которую воссоздает. Оно чрезвычайно атмосферное. И Авдотья Смирнова#, и, естественно, артисты, которые играют тоже по-разному, чрезвычайно точно соответствуют, по крайней мере, моему представлению о том времени, о той эпохе. Понятно, что в данном случае, допуская какие-то исторические несоответствия (намеренно, я уверена), Авдотья Смирнова# имеет в виду, что сам образ Вертинского в целом даже при его жизни для многих уже был мифом — сам Вертинский. И поэтому она создает этот художественный образ, в который ты, тем не менее, сразу невероятно веришь, влюбляешься и понимаешь. И вдруг приходит понимание (даже когда слушали пластинки), почему именно Вертинский вот так воздействовал на людей своего времени.
К. Ларина
―
Я думаю, Ира, мы с тобой всё равно должны подробнее про это кино поговорить, потому что у меня тут есть вопросы. При всей достоверности актерских работ и персонажей, мне как раз с точки зрения режиссуры, авторства не хватило исторического контекста. Его, на мой взгляд, было очень мало — того ощущения, о котором мы сейчас с тобой говорили, вспоминая про акцию «Возвращение имен» и вообще про эту атмосферу времени, безвременья и бесконечного горя. Вот этого мне не хватило. Мне не хватило исторических событий, на фоне которых происходит эта безумная жизнь этого человека, безмерно талантливого. Мне не хватило этого контекста. Он был в начале отлично заявлен в фильме — когда была Первая мировая война, гражданская война. А потом... Ну хорошо, отдельно поговорим. Давайте вернемся к сегодняшнему дню. День памяти жертв политических репрессий, и песня Александра Галича в исполнении Юрия Шевчука завершит наш сегодняшний эфир.