Человек из телевизора - 2019-04-27
И. Петровская
―
Доброе утро, добрый день, дорогие наши зрители, слушатели! С вами «Человек из телевизора» как всегда по субботам. И как всегда с вами Ксения Ларина. С нами ты?
К. Ларина
―
Доброе утро, добрый день!
И. Петровская
―
И тебе также доброе раннее утро! Здесь в студии Ирина Петровская и Маша Бурсина за звукорежиссёрским пультом. Наши средства связи: +7-985-970-45-45, твит-тер-аккаунт vyzvon, Youtube-канал. Можете нас смотреть и обсуждать. Ну и конечно, как все-гда, Ксения заявила основные наши темы, поставила метки у себя на страничке в Фейсбуке. Озвучивай!
К. Ларина
―
Да, это наше совместное производство. Значит, что я пишу. Наши метки этой недели, среди которых есть безусловное событие - фильм Юрия Дудя, как о нем не сказать. Остальные события. Выборы в Украине: работа компаний «Настоящее время» и «Дождь», первое выступление Зеленского и Порошенко, реакция российских госканалов и прочие со-бытия, связанные с Украиной. Естественно, фильм Дудя «Колыма - родина нашего страха» - безусловное событие недели.Травля «Мемориала». Оскорбительный сюжет в программе «Вести-24». Я об этом скажу от-дельно. Как обычно, к сожалению, это уже традиция: каждый год, когда вручаются премии победителям исторического конкурса «Мемориала» «Человек в истории», обязательно устра-иваются какие-нибудь провокации около самого место вручения. На этот раз это опять был театр «У Никитских ворот». Естественно, подсуетились наши госканалы. Совершенно кош-марный сюжет, о котором стоит сказать отдельно.
Сталин как вождь нации - опять на федеральных каналах его героическое путешествие. «На-медни» на НТВ без Парфёнова. Пока ещё мы этого не видели, но новость об этом уже обле-тела все наши компании и всё это живо обсуждается. Новый выпуск «Парфенона». Братья Кличко у Жанны Немцовой в интервью в передаче на «Дойче велле». Собчак и Волочкова у Малахова. Выступление Аллы Гербер. Это, я так понимаю, события прошлой недели, но мы об этом не говорили.
И. Петровская
―
Это прошлая суббота, да. Вечер субботы.
К. Ларина
―
Да, вечер после нашей передачи. Данные Mediascope: молодая аудитория ухо-дит с телеканалов. Ира Петровская сообщила об этом. И то, что уже в наших новостях звучит со вчерашнего глубокого вечера. Позор и скандал вокруг детского «Голоса». Дочка Алсу победила. Все недовольны, все возмущены. И как вы слышали в новостях, Первый канал инициирует собственную проверку. Мне понравилось это определение - Ира, ты слышала сейчас: «аномальное голосование».
И. Петровская
―
Да. Ну, у меня на самом деле давно такого не было. Я полночи следила за гневными откликами в сети, в Фейсбуке. Оказалось, что огромное количество людей, как лично мне знакомых, так и только по Фейсбуку знакомых, смотрят «Голос. Дети», несмотря на то, что, казалось бы, народ уже практически ничего не смотрит. И сегодня с утра опять я увидела: каждый второй пост на эту тему с диким возмущением.
К. Ларина
―
А почему такое возмущение? Это же не первый случай. Всегда все возмущают-ся.
И. Петровская
―
Нет, на самом деле первый случай того, что в финал вышла девочка и победила. Я бы хотела призвать и свою аудиторию, нашу аудиторию, и нас с тобой всё-таки говорить корректно. Потому что мы не можем сейчас говорить однозначно. Как вот здесь у меня сейчас тоже уже приходят смски. Называют «Голос. Деньги» и разные версии, кто кого как протащил. Давайте мы дождёмся результатов расследования, которое затеял сам Первый канал, именно определив это «аномальным голосованием».
К. Ларина
―
А почему ты говоришь, что первый раз девочка прошла в финал и победила? Что ты имеешь в виду?
И. Петровская
―
Нет, первый раз прошла девочка, которая является дочерью Алсу и внуч-кой очень богатого человека, который раньше работал в «Лукойле» и так далее. Поэтому у людей возникли некоторые подозрения. И не только.
К. Ларина
―
Именно поэтому или потому, что...
И. Петровская
―
И не только.
К. Ларина
―
Да, вот я поэтому и спрашиваю. Потому что я вчера, конечно же, после того, как всё это началось, тоже посмотрела все выступления. И так же, как Максим Галкин, прослезилась на выступлении Максима Ержана. Это, конечно, какое-то удивительное явление. Но у меня не было ощущения, что девочка победила, потому что она пела бездарно. Ну, пела ничего. Видимо, значит, кто-то ее полюбил. Наверное, так бывает. Послушай, ты вспомни: дочка Алсу - а папа Агутина? НРЗБ.
И. Петровская
―
Конечно, сразу. Значит, почему подозрения. Во-первых, я этого не знала, потому как смотрела вполглаза этот последний сезон «Голоса. Дети». Эта девочка изначально не прошла в основные поединки. Её отсеяла сама её наставница Лобода. Потом неожиданно объявили дополнительный тур для от отсеянных талантливых детей. И вот тут уже девочка прошла, и пошла, пошла, и пришла, что называется. Пришла к финалу.Плюс даже в её тройке была совершенно фантастическая грузинская девочка Нино Чеснер. Если ты помнишь, та, которая ещё на слепых прослушиваниях совершенно невероятно (не-смотря на то, что она маленькая - ей 8, что ли, лет) пела Эдит Пиаф. И вчера у неё был вот этот полуфинальный, или как у них это называется, феерический номер. Она пела «Вечную любовь» с переходом на французский, Эдит Пиаф. И второй там, вернее третий, в этой трой-ке был ещё потрясающий мальчик Роберт Багранян, по-моему. Невероятно артистичный, просто замечательный. Вот именно на этом фоне многим показалось, что выбор смс-голосования...
Я еще раз подчеркну: в конце решают зрители. Они шлют свои смс на номер конкретного участника, и тот, кто наберёт больше, тот и становится победителем. Это уже решает не наставник. И вот тут цифры, конечно, потрясли. Потому что в финал-таки вышла это девочка. Потом в финал вышел потрясающий мальчик - казах Ержан Максим. И третий - кто там был третий? Кто-то был третий, тоже замечательный. И в результате 56,5% голосов набирает девочка. Отсюда, именно от того, что всё познается в сравнении, вот это вот недоумение огромного количества людей, включая Максима Галкина.
К. Ларина
―
Да там не недоумение. Я просто читала и поражалась таким формулировкам, когда люди пишут «всё, это конец всему, это дно, крушение всех иллюзий, сказку отобрали, последний бастион правды рухнул». Почему такие выводы делаются, объясни мне, пожалуй-ста? Почему такое страшное отношение, как будто мир рухнул?
И. Петровская
―
Вот мы сейчас с нашим вождем и учителем Алексеем Алексеевичем Ве-недиктовым говорили на эту тему. И он высказал такую версию, что есть некие такие эфир-ные пространства, в которые зритель верит как в некую мечту. Что можно вот так выиграть честно. Можно направить туда ребенка, и самый талантливый победит. И два последних случая - это как бы обрушение этой мечты, этой мысли о том, что существует некий то ли социальный лифт, то ли просто такая вот волшебная возможность куда-то продвинуться. Первый случай с Друзем он совершенно справедливо вспомнил, когда вдруг выяснилось, что гуру, человек, который знает всё, оказывается вполне себе... Хотя до сих пор никто нам это не опроверг и не подтвердил окончательно.
К. Ларина
―
Руководствуется меркантильными интересами.
И. Петровская
―
Да, оказывается, можно купить свой результат и вот эту свою фантасти-ческую как бы эрудицию. Точно так же и здесь. Если бы девочка просто была на фоне других (мало ли - бывает, голосование исходит из зрительских симпатий, как угодно), то не было бы вопросов.Но почему ещё я зацепилась вчера за этот финал. Во-первых, финал вообще всегда смотреть интереснее других туров. Наша с тобой коллега Лена Рыковцева на эту тему написала до-ступный пост в Фейсбуке, что происходит некое,с одной стороны, возможно, корпоративное, а с другой стороны, солидарное голосование, потому что в Инстаграме у мамы, Алсу 2 миллиона подписчиков. И она там постоянно агитирует за свою дочку, размещает там где её фотографии. И одновременно за неё же агитируют и размещают её фотографии и просят проголосовать и Филипп Киркоров, и нынешняя звезда и кумир молодых Ольга Бузова и так далее. То есть таким образом, очевидно (я плохо понимаю во всей этой технологии), наверное, можно нагнать вот этих смс-голосовалок.
К. Ларина
―
Я тебе скажу так. Я сразу вспомнила историю нашей премии «Звезда Театрала». У нас там всегда возникают такие проблемы на стадии финального голосования. Это зрительское голосование, если ты помнишь, когда зрители голосуют на сайте журнала «Театрал» в номинациях «Лучшая роль», «Лучший спектакль» и прочее. И там всегда на финальной стадии обязательно возникают эти проблемы. Потому что, как ты понимаешь, есть целые толпы фанатов каких-то театров, каких-то конкретных исполнителей. И им ничего не стоит, для этого совсем не нужно обладать каким-то талантом - как это называется? - хакеров, которые взламывают компьютер. Просто ты действительно организуешь массовое голосование за конкретного человека и за конкретный спектакль.Там пытались справиться с этими проблемами, Валера Яков. Там были разные способы, но в итоге просто пришли к выводу, что надо закрывать итоги голосования и всё, чтобы люди не видели. Хотя бы есть какая-то иллюзия, что голосование честное. Увы, мы живём в век ки-бернетики. Ничего невозможного нет.
И. Петровская
―
Ну да, и по этому принципу набегают так называемые боты и тоже устраивают массовую свалку, нагоняют этих голосов. Вот мне тут подсказывают, что третьим в этой тройке финалистов был тоже прекрасный мальчик Валерий Кузаков с очень большим диапазоном - у него 2 октавы. Он пел сложнейшую песню. Тут вопрос, нужно ли маленьким детям давать петь эти песни, но спел он замечательно. «Как молоды мы были». Это довольно неожиданно.
К. Ларина
―
Ира, кстати, тоже неожиданно. Я совершенно случайно, не зная о том, что это всё кончится скандалом (я не слежу за этими «Голосами», давно уже их не смотрю), попала на сюжет на канале «Дойче велле», посвящённый «Голосу. Дети» в России. И там сюжет по-свящён девочке, которая никуда не прошла, которая слетела со слепых прослушиваний. Де-вочку зовут Таня, она из Твери. И что ты думаешь? Я посмотрела ее выступление. Это что-то фантастическое! Она пела совершенно неожиданно песню группы «Гражданская оборона» и Егора Летова.
И. Петровская
―
Да, я знаю.
К. Ларина
―
Это что-то невероятное. У неё, конечно, безусловный талант рок певицы. В таком юном возрасте (ей, по-моему, лет 13) такой надтреснутый голос. Такая практически будущая Тина Тернер. Слушать это без мурашек невозможно. Там даже показывали самих членов жюри. Там было совершенно очевидно, как ярко продемонстрировал свое отношение Валерий Меладзе - просто показал большой палец и сам себе и своим партнёрам.В итоге никто не повернулся, девочку бортанули. Но это ещё не финал истории. Её выступ-ление вообще вырезали из трансляции. Его не было. Вот это, конечно, на мой взгляд, факт очевидной цензуры. Я так считаю, потому что речь идёт о сомнительном, скажем так, авторе. Его у нас не слишком любят на телевидении. Егор Летов почти фигура нон грата в истории музыки. Так что это тебе ещё одна история. Но девочка молодец. Я думаю, что она ещё прозвучит. Ты видела этот сюжет?
И. Петровская
―
Я видела этот сюжет, да. Здесь тоже напоминают про девочку, которая пела Летова. Ну вот так вот, да, мы живём в такую эпоху, когда всё тайное рано или поздно становится явным. А ты говоришь, почему такое возмущение. Именно потому что у людей сложилось вот это ощущение какой-то вопиющей несправедливости. Тем более шокирующей и неприятной, когда речь идёт о детях, талантливых детях.
К. Ларина
―
Я бы запретил все эти детские конкурсы.
И. Петровская
―
Это правда. Возможно, в этом есть свое зерно. Потому как, несмотря ни на какой результат, всё равно происходит определённое психологическое давление и психо-травмы, безусловно, неизбежны.
К. Ларина
―
Никто не знает, как это действует на конкретного человека. Может быть, кого-то это и закаляет в боях, а кого-то это ломает на всю жизнь. Это вообще жуть какая-то. Особенно когда речь идет о такой вот очевидный несправедливости. Хотя, повторю, Ира, согласись: никаких критериев по-настоящему в этих творческих конкурсах не существует. Всё равно это выбор чисто вкусовой. Зрительский ли, профессионального ли жюри. Что тут говорить?
И. Петровская
―
Нет, профессиональное жюри руководствуется тем, что они, выбирая себе очередного кандидата в команду, прикидывают, как это будет смотреться в дуэтах. Если у них, допустим, уже есть вот такой голос, то похожий на него они, может быть, уже отсеят. Тут как раз при всяких слепых голосованиях это невозможно назвать такой очевидный игрой или потасовкой. А вот то, что происходит уже на финальной стадии, в прямом эфире, то, что все видят своими глазами - вот здесь да, здесь уже каждый руководствуется своим представлением. И о справедливости в первую очередь.Этот миллион, которые вручают как приз победителю - правда, наверное, этот миллион был бы очень полезен и очень бы пригодился и семье мальчика из маленького городка Уральска, и девочке Нино, и, возможно, этому мальчику Кузакову. А в данном случае это такая маленькая крупинка, добавочка к призу, который получила финалистка. Но ещё раз повторю: нужно дождаться, что там решит проверка, и потом... А как тогда быть? Что тогда, аннулировать результат? Какая-то очень сомнительная и, безусловно, неприятная вся эта история.
К. Ларина
―
Давай перейдем к взрослым конкурсам. И мой вопрос к тебе, связанный как раз с безусловным событием недели. Это фильм Юрия Дудя «Колыма - родина нашего страха». Почему, на твой взгляд, фильм Юрия Дудя победил в этом конкурсе, если можно так сказать, таких патриархов исторического документального кино, в том числе и посвящённого этому периоду, этой теме, как «Исторические хроники» Николая Сванидзе, либо прекрасные программы Леонида Млечина? Всё-таки было много документального кино и программ, профессиональных, ярких, посвящённых этой теме. Почему фильм Юрия Дудя стал таким событием? Хотя по сути - мы это обсуждали - он ничего нового, наверное, не сказал тем, кто давно живёт на этом свете, или тому, кто интересуется историей своей страны. Объясни, пожалуйста, этот эффект. Почему это стало таким суперсобытием?
И. Петровская
―
Я тоже все эти дни на эту тему думала. Вот сегодня результаты уже 6,5 миллионов, и цифра растет. Это что-то невероятное. Конечно, там нет ничего особенного для нас, для тех, кто действительно давно живёт. Мы видели в разных других программах, форматах и дочь Королёва, и читали о том, какие муки претерпел на Колыме её отец, в будущем космический конструктор. Мы видели потрясающий фильм Сергея Мирошниченко «Русский крест», когда он прошёл по местам, условно, боевой славы с Георгием Жжёновым. Он привёз его и в Кресты, и в Норильск, и на ту же Колыму, если ты помнишь. На месте Георгий Жжёнов рассказывал, как всё было, а тюремщики с уважением смотрели на него. Мы тогда ещё смеялись, если можно тут смеяться, что хорошо повесить стенд в этой тюрьме «Наши выдающиеся выпускники».
К. Ларина
―
Потом эту шутку, если ты помнишь, воплотил в жизнь губернатор Магаданской области, который именно так и говорил: «У нас сидели великие люди, в нашем краю».
И. Петровская
―
Да. И мы также слышали и читали историю семьи Ефима Шифрина. Тут важно то, что у Юрия Дудя мало того, что эффект его присутствия, притом не летом, а зимой, чтобы ощутить и дать другим своим, в первую очередь молодым зрителям, понять, каково это - вот этот лютый мороз, каково это было переживать людям, которые не были тепло одеты и вообще спали в неотапливаемых бараках и ещё при этом тяжко работали. Но он в данном случае - даже не знаю, как это сказать - транслирует свою эмоцию. Он транслирует то, что ему открывается. И в этом фильме это самое ценное.Наверное, конечно, он тоже много знал про то, что там было. Но, тем не менее, это его потрясение от разных обстоятельств и от ужаса, который там был, и от ада, и от свидетельств многих людей, которые, зная про этот ужас, при этом говорят: «А всё-таки нет, смотрите, всё равно Сталин много хорошего сделал». Вот это его потрясение и открытие, что даже там, находясь на месте и многое зная, всё равно можно таким образом это всё интерпретировать. Вот это главное, что, мне кажется, в этом фильме есть и очень привлекает своей искренно-стью и своей неподдельной эмоцией. Именно его личным потрясением. Вот это, я думаю, привлекает разную аудиторию - не только нашего возраста или чуть моложе, но и молодых тоже, которые либо ничего не знали, либо знали что-то такое совершенно отрывочное. А ты как думаешь?
К. Ларина
―
Да, я с тобой абсолютно согласна, что на этом и держится кино. Собственно говоря, на этом держится всё, что он делает. Безусловно, на главном - на этом его живом ин-тересе. Это очень важно, что он вместе с нами, как ты правильно говоришь, вместе с аудито-рией постигает всё, что он слышит и видит.Но я хочу обратить твоё внимание всё-таки на начало, где он говорит: «Мы решили снять это кино по двум причинам». Первое - то, что по всяким опросам половина молодых людей во-обще ничего не знает про эти репрессии. И второе, тоже очень важное - я это тоже поняла как человек, который тоже об этом думал всю жизнь: об этом генетическом страхе. О том, что всю жизнь родители тебя учили: «Не высовывайся, не надо, пожалуйста, не лезь, не связывайся». Это действительно сидит в крови, и мы это сейчас наблюдаем у людей, которые родились уже в постсоветскую эпоху. Вот этот внутренний страх всё равно сидит: как бы кто тебя не схватил. Собственно, и хватают, что тут говорить. На этом страхе держится вся страна, власть держится.
И. Петровская
―
Как говорил Михаил Сергеевич Горбачёв, это у нас в генах течёт. Это именно в наших генах практически течёт.
К. Ларина
―
Да, это правда. И они этим пользуются. Те, кто приходит за эти кремлёвские зубцы, прекрасно знают об этом страхе, потому что они сами - его носители. Ещё вчера они его носили в себе, а сегодня они им пользуются, они им манипулируют, этим страхом. Глав-ное, на чём держится сегодняшняя власть - я в этом не сомневаюсь. Но объясни мне, Ира: их что, в школе вообще ничему не учили? Как это можно, вообще ничего не знать? Там же есть уроки истории, там же преподают преподаватели. Вон у нас Алексей Кузнецов - учитель истории. Он что, никогда не рассказывал своим детям о том, что происходило в сталинское время? Почему они ничего об этом не знают?
И. Петровская
―
Во-первых, надо захотеть узнать. Я не знаю, как сейчас преподают это в курсах истории...
К. Ларина
―
Ну а куда это деть? Конечно преподают!
И. Петровская
―
Ну, можно на одной страничке уместить, а можно, наверное, рассказать это подробно. И всё равно я лично считаю, что в этом огромная отрицательная роль и влия-ние, конечно, нашего федерального телевидения. Потому что в своё время...
К. Ларина
―
Так дети-то не смотрят федеральное телевидение.
И. Петровская
―
Тем не менее, если бы смотрели... Дело в том, что их родители тоже уже не смотрят. А если смотрят, то натыкаются, нарываются на с каждым годом всё большие и большие вот эти вот обсуждения о том, какой хороший Сталин или «какой он плохой, но сколько в нём хорошего, сколько плохого». Вот буквально за день-два до того, как Юрий Дудь разместил свой фильм, Дмитрий Киселёв структурировал Сталина, предложив в своём информационном агентстве опрос своим пользователям: сколько хорошего и сколько плохого в деятельности Сталина? И победил вариант «80 на 20». На втором вместе «90 на 10» - хорошего 90, а плохого 10. И последний - «70 на 30». И Киселёв с важным видом говорит, что он бы тоже остановился на этом варианте «70 на 30», и по его мнению, на этом и наступает наш общественный консенсус по этой теме, по этому поводу.Мы сейчас прерываемся на новости и обязательно продолжим это всё обсуждать.
НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.
И. Петровская
―
Продолжаем нашу программу. С вами Ксения Ларина, Ирина Петровская, Маша Бурсина. Мы остановились на твоём вопросе, неужели молодые люди ничему не учатся или их ничему не учат.
К. Ларина
―
Подожди, Ира! Постой, ты пропустила новость про Матронушку. В качестве реплики мы не можем пройти мимо такого.
И. Петровская
―
Я, честно сказать, боюсь быть кощунственной и оскорбить, особенно в такие святые дни, чувства верующих. Но звучит это по меньшей мере анекдотично. Почему Матронушка? Нет, понятно почему. Но почему вместо фильма - «Голос. Дети»?
К. Ларина
―
Это в качестве покаяния.
И. Петровская
―
Или в качестве покаяния. Пути программные неисповедимы у наших людей, которые формируют сетку вещания. Но, конечно, это лишний раз подтверждает, что там что-то такое нечисто. Потому что иначе бы с какой радости этот фильм сняли с эфира. Поживем - увидим. Будем наблюдать, как говорит наш вождь и учитель Алексей Алексеевич.
К. Ларина
―
Ну так про вождя дальше.
И. Петровская
―
Сейчас, я смотрю, что у нас тут пишут люди.
К. Ларина
―
Про вождя - ты хотела завершить эту тему, связанную со Сталиным. Это же всё, как я понимаю, то, что ты рассказываешь про Киселёва - на волне вот этого скандального опроса Левада-центра, в котором зафиксирован максимальный скачок любви к Сталину и вообще к этому времени.
И. Петровская
―
Одобрения. Не столько любви, сколько одобрения. Потом, если раскладывать, показывали, что лишь малая часть - 5% - хотели бы при нём жить. Но тогда это трактуется как мечта о справедливости. Видите ли, при Сталине, оказывается, была справедливость. Сажали кого надо и кого не надо, но самым главным было то, что кого надо тоже сажали. Тут дикая неразбериха.Если представить, что молодые люди - они же всё-таки не в безвоздушном пространстве, они живут дома, у них бабушки и родители при включённых телевизорах существуют - то, с одной стороны, чума на все ваши дома и не хочу я это смотреть, а с другой стороны, что-то попадает в уши, и отсюда абсолютно извращённые представления об этих периодах истории. Плюс ещё там, наверное, старые родственники тоже добавляют, которые наслушаются всего этого: «А вот как при Сталине была твёрдая рука» и так далее. Это как раз совершенно понятно и объяснимо, что здесь и телевидение, которое либо замалчивает эту тему, либо трактует её самым невероятным образом. И вот это всё вместе даёт вот эту ужасающую картину невежества.
Мне вот тут пишут: «Эффект Дудя, обласканного кумира молодёжи, сыграл основную роль» - видимо, в таком триумфальном шествии фильма. Да, безусловно, есть эффект, только не обласканного, а самого популярного среди молодёжи блогера, модного человека. И в этом привлекательность и, я бы даже сказала, особенное значение и вот этой его работы «Колыма - родина нашего страха», что он не побоялся радикально сломать формат. Он не побоялся выйти из студии и пуститься в это путешествие - достаточно рискованное, как бы там люди ни говорили «Подумаешь, что такого?». Там дикое, невероятное впечатление производят эти кадры, когда он едет по колымской трассе, построенной заключенными, и когда водитель рассказывает, что ни на секунду нельзя заглушить мотор, потому что пропадешь. И множе-ство было таких случаев. Потом не заведёшься.
К. Ларина
―
Кстати, хочу тебя поддержать, что ещё поразительно, насколько профессио-нально сделана эта работа чисто по-журналистски. Я вспоминаю лучшие работы Андрея Лошака, который в этом жанре просто лучший, я считаю, на нашем телевидении и, скажем так, в профессиональном телевизионном сообществе. Здесь, во-первых, видно, что это доро-гой проект. Здесь блестящая операторская работа. Это не на коленке сделано в командировке. Это сделано здорово.Потом выбор героев. Получилось настолько объёмное представление, которое так и баланси-рует между вчера, позавчера и сегодня. То, что там замечательные люди, которые живут в этом колымском краю. Это ребята, такие гражданские активисты, патриоты своего края. Там у него есть такой почти Вергилий - молодой человек, который его там проводит и рассказы-вает ему какие-то главные истории из лагерной жизни. Причём молодой человек, молодой парень, который не собирается оттуда уезжать. Или совершенно замечательная женщина из местного краеведческого музея, в котором эта тема - тема репрессий, тема массового уничто-жения граждан, тема лагерей - на первом плане. Это, конечно, они огромные молодцы. Без мурашек, без кома в горле невозможно слушать эти рассказы.
Я уж не говорю про главных персонажей. Вот мы назвали и Ефима Шифрина, и дочку Коро-лёва. И дочка еще одного репрессированного героя, которая как раз на вопрос Дудя «Как вы относитесь к Сталину?» говорит «Замечательно!».
И. Петровская
―
Да, «молодец, всегда за него папы пили, когда собирались».
К. Ларина
―
А ещё вспомни, сколько там было интересных хроникальный кадров использо-вано. Например, вот эта история про Микояна - я впервые в жизни видела эту плёнку. Наверняка она существовала и раньше, и Дудь её раскопал. Но это вот из многих свидетельств эпохи, в какое время пришлось жить нашим с тобой родителям или нашим с тобой дедушкам и бабушкам. Это когда Микоян рассказывает про героический поступок последователя Павлика Морозова Коли Щеглова.
И. Петровская
―
Пети. Но неважно.
К. Ларина
―
Который донёс на своего отца в НКВД за то, что отец был расхитителем госу-дарственной собственности. И вот на этих мальчиках, на этом Щеглове (как его точно зовут, забыла - неважно, Петя или Коля) мы должны воспитывать наших детей. «В них сила наро-да», говорит Микоян. Сила народа - в этих детях! И ведь он прав.
И. Петровская
―
Так и есть. Так и было, во всяком случае.
К. Ларина
―
И конечно, вечная тема, что не Сталин виноват, а его окружение. Это без конца звучит.
И. Петровская
―
Не Сталин, а его окружение, или что «а всё ж таки», как это бесконечно звучит на каналах. Притом каждый раз процентное отношение положительного и отрица-тельного растёт - естественно, в пользу положительного. Вот уже добрались до «70 и 30», а дальше, не знаю, до 100, наверное, можно дойти.
К. Ларина
―
Так вот, Коля Щеглов, всё-таки я записала.
И. Петровская
―
Ну пусть будет Коля. Но вообще на самом деле это обобщённый образ Павлика Морозова.
К. Ларина
―
Последователь его.
И. Петровская
―
Да, последователь. Хотя в истории с Павликом всё неоднозначно.
К. Ларина
―
Но мы сейчас не об этом.
И. Петровская
―
Сейчас не об этом. Конечно, Юрий Дудь на самом деле проделал неверо-ятную работу в смысле просветительства. Просветительства своей основной аудитории. Своей адресной, молодой аудитории. И даже если бы это был фильм, сделанный на коленке (хотя он не сделан на коленке), и то была бы ему честь и хвала именно за то, что он этим своим эмоциональным участием, вовлечённостью передаёт вот это потрясающее ощущение этого ада на земле. Хотя, опять же, там есть не только адовы ноты и темы. Он показывает и изначально об этом говорит, что здесь можно ещё и жить и даже, в общем, быть счастливым. Очень такая, мне кажется, многослойная работа, совершенно для него нетипичная. Нетипич-ная для его аудитории. Ну аудитория, как мы видим по цифрам, по числу просмотров, это приняла и, совершенно очевидно, через себя тоже пропустила.
К. Ларина
―
2 часа с лишним фильм идёт! Это, конечно, молодец. Я понимаю, что было искушение сократить. Потому что наверняка когда человек сидел за монтажным столом, он думал: Блин, ну как от этого избавиться? Как это выбросить, как это выбросить? Это отличная работа. Молодец. Ну а теперь как раз, в пандан, что называется, история, чем теперь занимается федеральный канал вместо того, чтобы показывать фильм Дудя. Как Первый канал показал интервью Пугачевой Меньшикову - тоже продукцию из Ютюба, взять и показать фильм Дудя.
И. Петровская
―
У нас, кстати, тут есть очень смешной и наивный вопрос: «По какому каналу, подскажите, по телевизору был фильм Дудя?». Ни по какому.
К. Ларина
―
Он есть в интернете. Легко найти. А по федеральному каналу показывали дру-гое. Это очередной наезд на «Мемориал» - то, что я уже написала в нашей афишке сегодняш-него эфира. Две группы бросили! Меня это поражает, Ира. Две группы бросили на этот ма-ленький конкурс, на группу детей, которые приехали - 40 человек из разных сёл и городов необъятной России - для того, чтобы получить свою порцию аплодисментов за то, что они занимаются тем, что восстанавливают историческую справедливость.Напомню: это конкурс «Мемориала», в котором дети пишут о настоящих героях из своих семей. Истории своих семей, истории своего края, история несправедливости, история борьбы человека и государства. Чего там только нет, в этих историях. Это, конечно, держится 20 лет. В этом году 20 лет конкурсу. Целое поколение уже выросло на этом конкурсе. Так вот, как называется сюжет в программе «Россия-24» «Вести» Алексея Казакова.
И. Петровская
―
Казаков, там есть такой, да.
К. Ларина
―
Сюжет называется «Что заставляет делать детей иноагент «Мемориал»?». Вот даже в самом заголовке, который полыхает на экране, уже, во-первых, есть какая-то непри-личная коннотация, омерзительная. А во-вторых, здесь, конечно же, понятно, про что будут рассказывать. И вот без конца повторяется «на немецкие деньги, на вражеские деньги врут про нашу историю, заставляют детей верить в фальсификации, фальсифицировать нашу ге-роическую историю, рассказывать про то, что там происходило, а чего там не было». И по-вторяется одно и тоже: что это иностранный агент, создан на немецкие деньги. Показывают представителей фонда Генриха Бёлля, который участвует в этом конкурсе в течение многих лет, естественно, представляя их как чуть ли не иностранных шпионов. Дежурят около само-го этого театра, заходят внутрь, провоцируют детей на какие-то разговоры.В общем, это совершенно отвратительная вещь. Мне кажется, что это могут видеть люди. Они не могут не видеть, что это враньё. Вот объясни мне: когда именно такая постоянная риторика, как в том самом фильме Дудя, из сталинских времён - про шпионов, про тех, кто вредит нашему государству, запудривает мозги детям опять же на немецкие деньги - откуда это всё вылезает?
И. Петровская
―
Ты знаешь, я вообще заметила, что самые мракобесные сюжеты (при том, что они их разворачивают, комментируют) выходят именно в «Вестях-24» на канале «Россия-24», а не на «России-1». Даже не знаю, чем это объяснить, почему вот туда...
К. Ларина
―
Там специальный сливной бачок. Мы же видели, там были сюжеты и про Таню Фельгенгауэр, и про Александра Плющева тоже как про агентов, которые тут диверсиями занимаются, про которые мы тоже отдельно говорили. Это было буквально перед тем, как случилось нападение на Татьяну. Был сюжет из последних - это наезд на Антона Долина, в этом же формате и в этой же команде «Вести» Алексея Казакова, после которого Антон До-лин уволился из ВГТРК, посчитав это просто плевком себе в лицо со стороны холдинга. Так что они этим пользуются очень часто.Я просто хочу назвать фамилии этой группы. Алексея Казакова мы назвали. Антон Подковенко - постоянный автор вот этих мерзлотных сюжетов. Вместе с ним в этом сюжете работал Егор Григорьев, который со своей группой работал внутри зала. Я тебя спрашиваю: ему что, не жалко кадров, денег? Зачем столько людей кидать на такой маленькие сюжет? Объясни мне.
И. Петровская
―
Ну, наверное, они считают, что вот это что-то особенно вредоносное про-исходит. И необходимо всей мощью пропагандистской машины это раздавить. Какие тут ещё объяснения могут быть?
К. Ларина
―
Одно дело, когда дежурят нодовцы с флагами около театра и кричат всякие оскорбления или даже поливают зелёнкой. Но другое дело, когда в этом, по сути, участвует федеральное телевидение, главный канал страны. И скажите, что Добродеев не знает об этом? Это его окружение?
И. Петровская
―
Историк. Историк Олег Борисович Добродеев. Должен, по идее, радо-ваться тому, что дети в данном случае свой голос поднимают, возвышают как раз в защиту или в описание истории собственный страны, семьи, города, чего угодно. Но нет. Видимо, это считается особенно вредным именно потому, что там участвуют дети, и именно потому, что это всё делается под эгидой «Мемориала». Я должно только здесь уточнить. Во-первых, пишет нам Наташа Посельская из Истры, что фильм «Матронушка», оказывается, сегодня стоял в сетке, но позже. Его просто передвинули вниз. Спасибо, дорогая Наташа!
К. Ларина
―
Прости нас, Матронушка!
И. Петровская
―
Прости нас, Матронушка! А вот ещё Ира Михайлова пишет: «Накануне выхода программы «Голос» на РЕН-ТВ в новостях показали очень большой хвалебный ре-кламный сюжет про дочку Алсу». Да, я его, кажется, упомянула. И это тоже, наверное, ка-ким-то образом могло повлиять на зрительские предпочтения. Друзья, ну, сила пропаганды и агитации, собственно, вот так сказывается. В том числе, в таких случаях.
К. Ларина
―
Ира, у меня к тебе вопрос про Парфёнова и «Намедни». Я требую ответа: что это за новость? Объясню нашим слушателям. Они тоже поражены, поскольку читали в соци-альных сетях, что канал НТВ запускает «Намедни» - программу под известным названием, только без Леонида Парфёнова. Объясни мне, пожалуйста, что это за странность такая?
И. Петровская
―
Я тоже была изумлена.
К. Ларина
―
Это как двойники на выборах, понимаешь?
И. Петровская
―
Ну да, тот был Юрий Милославский, также была такая история, а это вот совершенно другой Юрий Милославский и другой Загоскин. Это, наверное, тоже такие вер-шины цинизма - попытка паразитировать на замечательном бренде, который, безусловно, принадлежит только Парфёнову и никому больше. А с другой стороны, вероятно, попытка его же каким-то образом дискриминировать. Я даже не знаю, как это объяснить. Канал НТВ собирается делать свои собственные выпуски «Намедни» без Парфёнова. Тогда, наверное, надо так и назвать «Намедни без Парфёнова». Или «Вопреки Парфёнову». Я не знаю, как там с авторскими правами, но на месте Леонида Геннадьевича, наверное, я бы подумала об обращении в определённые органы, чтобы они разобрались с этим.
К. Ларина
―
Я думаю, что если они об этом заявили, то у них всё в порядке с авторскими правами. Что это интеллектуальная собственность канала НТВ.
И. Петровская
―
Да, к сожалению, наверное, это так. Ну, я не думаю, что это будет обрече-но на успех. Во-первых, все знают, что Парфёнова там нет. Во-вторых, как раз возвращаюсь к теме, которую мы заявили в этом нашем списке тем: на этой неделе Mediascope опубликовал данные, что за 5 лет 11% молодой аудитории (совокупно, по всем каналам) уходит с телевидения. За 5 лет ушло 11%. А если смотреть по каналам, то как раз самая большая цифра у НТВ - 43 % молодой аудитории. От 14 до какого-то возраста, я не помню. Дальше идёт Первый канал - по-моему, 38%, и «Россия-1» - 29%.Это очень показательная история, потому как, во-первых, я думаю, молодые зрители доволь-но чутки к вот этой фальши и лжи, которая там пронизывает всё на свете. Ну а во-вторых, у них появились альтернативные источники, которые смотреть и полезнее, и интереснее, и развлекательно, и как угодно. Поэтому вы, друзья, как ни садитесь, как ни присваивайте себе чужие бренды, а всё ж таки в музыканты не годитесь.
К. Ларина
―
Кстати, мы с тобой не говорили про украинские выборы. Всё-таки уже прошла неделя, и после выборов уже много чего произошло, связанного с Украиной. И указ, связан-ный с паспортизации жителей ДНР и ЛНР со стороны Путина, и закон о государственном языке, принятый Верховной радой Украины. Я просто хочу сказать, опять же (спасибо мало не бывает) спасибо замечательным компаниям - «Настоящее время» и «Дождю» за такое по-дробное и профессиональное освещение всей темы украинских выборов.Я следила за спецэфиром «Дождя», который был целый день, когда начались выборы, и, естественно, за «Настоящим временем». Я просто благодарю. Замечательно работали ребята - и те, и другие. Отличные корреспонденты. На всех точках, где только возможно - и на избирательных участках, и в штабах, и на улицах. Это вот забытое чувство глубокого удовлетворения журналистской работой, которое мы когда-то испытывали, глядя на наших коллег, допустим, в старом НТВ или в том самом российском телевидении, которое ещё только начиналось когда-то. Так что профессия всё-таки есть, и это здорово.
И. Петровская
―
Нас тут просят обязательно сказать какие-то слова по поводу утраты этой недели. Ушла Элина Быстрицкая. Многие каналы на это откликнулись. Показывают сюжеты, показывают программы с её участием. Это, конечно, необычайно печальное событие. Хотя и годы уже, и всё, но как-то вот кажется иногда, что есть люди, которые вечны. А они не вечны, увы. И светлая память!
К. Ларина
―
Светлая память замечательной актрисе. Прекрасная, молодец! Красавица была - до самой глубокой старости была красавица.
И. Петровская
―
Да, я вчера где-то видела: показали фрагменты, как она на каком-то кон-церте, видимо, посвящённом Дню победы, исполняла песню «В полях за Вислой сонной...». «Серёжка с Малой Бронной». Это было невероятно. Без всякого форсирования голоса, как будто почти речитатив, но с каким-то совершенно невероятным чувством. Мы в финале, подходим к концу, поэтому объявляй, пожалуйста, что у нас сейчас будет.
К. Ларина
―
Ну как? Песня, которая была вынесена, по-моему, в заголовок этой колонки в «Новой газете» - «Мой друг уехал в Магадан». Конечно же, это песня-посвящение этой неде-ли, посвящение Юрию Дудю. Лишний раз огромная благодарность от нас, старых работников культуры.
И. Петровская
―
Снимаем шляпу, ровно как поётся в песне Владимира Высоцкого. Слушаем, до свидания, до следующих встреч!
К. Ларина
―
Пока!