Человек из телевизора - 2018-10-20
И. Петровская
―
Добрый день. С вами как всегда по субботам в одно и то же время «Человек из телевизора». И сами человеки не только из телевизора, около телевизора - Ксения Ларина. Видишь, слышишь нас? Нет. Это проблема, нет у нас Ксении Лариной. Притом, что я ее вижу, но не слышу. Сейчас наладим. А пока здесь в студии Ирина Петровская. И за звукорежиссерским пультом Александр Смирнов. Средства связи: sms +7-985-970-45-45, твиттер аккаунт @vyzvon, Ютуб-канал, как водится, можете смотреть и комментировать. И Ксения Ларина как всегда завела страничку в фейсбуке. Я уже видела ее. Где она предлагает вам участвовать в нашем обсуждении. Писать свои впечатления и надеюсь, что вы к нам присоединитесь с помощью sms в том числе. Ксения, ты не появилась еще? Нет. Поэтому сейчас мы будем с вами начинать разговаривать. И надеюсь, что Ксения к нам присоединится, безусловно. Ну, самое естественно, последнее впечатление, последнее – я имею в виду вчерашнее в ночи. Я надеюсь, что многие из наших слушателей отозвались на анонсы, которые были в эфире. На публикации, которые появлялись до того, как фильм вышел в эфир на Первом канале в разных изданиях и в частности в моей «Новой». Я сама, кстати, писала текст, посвященный фильму Елены Якович «Навсегда отстегните ремни». И посвящен он столетию со дня рождения А. А. Галича. Тем, кто вообще никогда не слышал это имя и его песни, мне кажется, довольно бессмысленно объяснять, кто это был. Но я думаю, что наша адресная аудитория, конечно, слышала и очень многие, что называется, выросли на этих песнях. Также, разумеется, для многих было огромным удивлением… Появилась Ксения?
И.Петровская: Фильм Елены Якович - совершенно знаковая и во многом неожиданная премьера
К. Ларина
―
Только там скайп висит.
И. Петровская
―
Хотя бы голос твой появился.
К. Ларина
―
Я здесь.
И. Петровская
―
Я уже без тебя начала говорить, если ты слышала…
К. Ларина
―
Я все слышу. Фильм Елены Якович.
И. Петровская
―
Это на самом деле совершенно знаковая и во многом неожиданная премьера. Неожиданная – я имею в виду, естественно, Первый канал, потому что канал «Культура» к каким-то памятным датам делал разные программы, в частности вчера канал «Культура» повторил очень хороший концерт на 90-летие А. А. Галича, который вел Юлий Ким. И там выступали Сергей Никитин, Бережков, Максим Кривошеев, один мне кажется из лучших исполнителей песен Галича. И на Первом канале фильм «Навсегда отстегните ремни». Поздно, но это не беда, на мой взгляд, во-первых, потому что те, кто хотели, все равно дождались и на него пришли. А, во-вторых, на сайте Первого канала всегда можно потом посмотреть. Что ты скажешь?
К. Ларина
―
Про фильм? Ну что ты, это, конечно, событие невероятное. Как ты его в прошлый раз подавала, уже сама говорила про то, что это диво дивное и чудо чудное. Так оно и вышло. Поскольку сам по себе факт показа такого фильма подчеркну, что премьера, новый фильм. Но то, как он сделан, как это делать умеет только Лена Якович, находя очень точную интонацию, ну и конечно, уникальные совершенно кадры кинохроники. И голос Галича, который не только поет, но и говорит. Я вообще обожаю его в этих проявлениях почти чтецких, монологах. То, что он делал на «Свободе», что он читал свою же «Генеральную репетицию», свою повесть. Это, конечно, очень сильное впечатление производит. Конечно, фильм попадает в сегодняшний день невероятно. Потому что вот образ человека, загнанного в угол, которого травят, гонят, выдавливают из страны, перед которым встает выбор какой-то абсолютно не человеческий. Что либо в тюрьму, либо на волю, но далеко от родины. Сегодня мы такие аналогии проводим прямые. Это же абсолютно про сегодняшний день и сколько мы таких случаев знаем уже сейчас, когда людям предлагают либо уйти, исчезнуть, по сути их высылают. Как это сделали с Михаилом Ходорковским. Правда, после девятилетнего срока тюремного. Когда людей предупреждают о том, что на них заводят уголовные дела. И тут еще очень важный момент, прости, сейчас закончу, что мне очень важно в истории именно с Галичем. Что это абсолютно политическая история. Что никто не придумывал никаких других версий. Это чистая политика. Это раздражение и бешенство властей против человека, который имел право сказать, назвать все вещи своими именами и назвать предателей предателями. Сволочей – сволочами, мародеров – мародерами. И все прекрасно понимали, про что это. И еще, заканчивая, конечно, огромное спасибо Лене за ряд людей, за эту галерею совершенно замечательных людей, которые появлялись в этом фильме. В качестве комментаторов, людей, которые комментируют события жизни Галича. Которые его помнят, которые его знают, в том числе, конечно, Владимир Николаевич Войнович, которого успела Лена заснять. Ну вот, пожалуй, все, что я могу пока сказать. Еще скажу, Ир, что, конечно, все у меня внутри соединилось в голове с потоком каких-то личных воспоминаний и постов в фейсбуке. То, что писала Зоя Светова, когда она маленьким ребенком была, и Галич приходил в гости к ее родителям. То, что писала Маша Слоним, что писал Шендерович Виктор. То, что говорит Андрей Макаревич. Вообще это невероятный центр вдруг возник по имени Галич, и он существует, я вчера под впечатлением от фильма не могла оторваться от его песен, слушала и слушала все, что находила в Ютубе. Ну, всё, умолкаю.
И. Петровская
―
Мне кажется можно говорить очень долго, потому что в жизни очень многих людей Галич сыграл огромную роль, в моей тоже в частности. Я его узнала, может быть, довольно поздно. Где-то на первом курсе университета. Естественно, он уже был под запретом. Более того, он уже к этому моменту умер. И родители мои, подруги и однокурсницы привезли из-за границы, где они работали, такую серию кассет – запрещенные песни или песни запрещенных авторов. Разумеется, тайком привезли. И не предполагали, какое количество в их отсутствие здесь будет слушать эти кассеты. Там был Юлий Ким, которому к тому моменту еще было запрещено появляться у нас под своим собственным именем, и песни он писал к «Обыкновенному чуду» и другим фильмам под псевдонимом Юрий Михайлов. И был, конечно, Александр Аркадьевич Галич, и это было тогда невероятное потрясение и всю жизнь он, собственно, со мной рядом. Притом, что в 90-е годы у меня возникло ощущение, что да, мы его будем помнить как воспоминания о предыдущей жизни, но какие-то уже его песни отходят в историю. Потому что нужно очень много объяснять. И вдруг наступает какой-то момент, когда я даже пишу свои тексты, я вдруг понимаю, что вот, мне нужна вот эта цитата из этой песни или какая-то ссылка на Галича, потому что он вот так внезапно не устаревал. По каким-то параметрам. Но во всем актуализируется, поэтому, собственно, для меня было таким удивлением, что он появляется в эфире федерального телевидения, с которым он просто перпендикулярен сегодня. И анонсы появляются, которые сопровождают рекламную кампанию, они и в прайм-тайм показываются. Это какая-то как будто встряска, когда ты смотришь, смотришь всё, что идет. И вдруг – вот это совершенно закинутое вдохновенное трагическое лицо Галича, которое внедряется в этой рекламной паузе. И, тем не менее, он вышел. И как говорит Лена Якович, я напомню, что Лена сделала очень много фильмов, которые в основном шли по каналу «Культура». И они тоже многие были посвящены этим эмигрантам третьей волны. К Сергею Довлатову, Виктору Некрасову, Иосифу Бродскому. Причем при жизни они с Алешей Шишовым снимали Иосифа Бродского. Мария Васильевна Розанова, Андрей Синявский. Вместе. И теперь этот фильм и когда она мне сказала несколько месяцев назад, что будет снимать для Первого канала, я абсолютно в это не поверила. И даже пыталась ее уверить, что никогда в жизни он до Первого канала не дойдет. Она сказала: «Поглядим». И была права, и говорит, что ни одной цензурной какой-то правки или какой-то вырезки Первый канал не сделал. Как вот она сдала – так и сдала. Название поменяли. Но это несущественно. И естественно, возникают разные версии – а почему, собственно, человек, который действительно не только нынешней политики всех вместе взятых федеральных каналов перпендикулярен, но и он, собственно, многое провидел и предвидел в сегодняшнем, он не только о прошлом. Он был и о настоящем. И, как выяснилось для себя – о будущем. У тебя есть версии?
И.Петровская: В жизни очень многих людей Галич сыграл огромную роль, в моей тоже в частности
К. Ларина
―
Я сейчас попробую ответить на твой вопрос. Тут, конечно, еще все сочетается когда с реальной жизнью, с реальными событиями, потому что вот вчера шла эта картина ночью, и вчера же мэрия Москвы отклонила заявку на «Возвращение имен», на акцию, которую ежегодно проводит «Мемориал». У Соловецкого камня. Вот уже 11 лет. Это памяти погибших в сталинских лагерях. И, конечно, в этой шизофрении мы живем уже достаточно давно, это есть одна из примет путинской эпохи. То есть с одной стороны возводятся мемориалы памяти репрессированных людей на Проспекте Сахарова, Стена Скорби. А с другой стороны людей сажают в тюрьмы по наветам, по доносам и за мысли, и за слова. Мы тоже это видим. С третьей стороны все те, кто тогда в те времена в советские считался антисоветчиками, они и сейчас считаются антисоветчиками и предателями. А с четвертой стороны про тех же антисоветчиков, предателей, диссидентов сегодня иногда возможно увидеть и фильм по телевизору, как это произошло с Галичем. Я уж не говорю про пятую сторону, про сериалы художественные, которые мы обсуждаем в течение всех этих лет. Возникают какие-то абсолютно антисталинские фильмы, антисоветские фильмы. Которые жестко и очень как-то совершенно просто непривычно жестко для сегодняшнего времени ставят оценки тому советскому прошлому. Можно вспомнить того же Николая Досталя и «Дети Арбата» и дальше до сегодняшнего дня. Понимаешь? И вот тебе ответ. С одной стороны да, это шизофрения, в которой мы живем. С другой стороны это, что называется, как очень точно заметил твой коллега по «Новой газете» Ян Шенкман, который написал статью в этом же выпуске, где писала ты про фильм Лены Якович. Он написал про концерт, который будет, по-моему, сегодня…
И. Петровская
―
На Первом тоже в 23 часа.
К. Ларина
―
На котором он присутствовал на записи этого концерта. Он как раз отвечает там практически на твой вопрос. Вот это двойственное чувство, которое в итоге выходит в страшную формулу. Крым – наш и Галич – наш. И Высоцкий - наш, Ира. Посмотри, кто поет Высоцкого на всех этих ежегодных камланиях под названием «Своя колея». Это те же люди, которые, по сути, попса по большей части, а сейчас в этом концерте Галича, который сегодня будут показывать и увидят наши слушатели и зрители, там тоже куча-мала такая. С одной стороны выходит Андрей Макаревич и поет песню Галича. Он, по-моему, это делает блестяще. Кстати, один из редких случаев. А с другой стороны выходит Александр Маршал, Игорь Скляр…
И. Петровская
―
Не Игорь, Александр…
К. Ларина
―
Александр Скляр, выходит Ольга Кормухина. Эти певцы сегодняшнего путинского режима, певцы Новороссии, он приводит строчки из песни Маршала, которую он пел буквально в этом году: «Я колорад, я ватник, я отпрыск русского солдата, я патриот». И как ты это объяснишь? Это шизофрения. А с другой стороны еще одна версия, которую автор статьи приводит как аргумент, отвечая на твой вопрос, что Галич в данном случае выступает как алиби. Что когда пройдет это время страшное и жуткое и мы его переживем, и вдруг выяснится, что на самом деле все были против. Вот у нас даже Галича по телевизору показывали. Я Галича концерт делал, - скажет один из руководителей федерального канала. Может быть и так. Но при этом обращаю внимание, что да, я не сомневаюсь в том, что Константин Эрнст любит и ценит поэзию Галича. Это так. Но ему приходится этого Галича засовывать вот в таком виде. Я говорю про концерт и время фильма Елены Якович, который был показан глубокой ночью.
И. Петровская
―
Мы знаем, что, во-первых, все стоящее показывают глубокой ночью. Имея в виду действительно специальную аудиторию, которая готова пожертвовать и дождаться того, что ей дорого. Кстати, по поводу концерта. Я сошлюсь на мнение той же Лены Якович, в чьем вкусе я надеюсь ни ты, ни я, ни многие другие не сомневаются. Так вот она была на этом концерте вживую. И мы с ней это обсуждали еще до того, а потом уже и после. И тоже я высказывала опасение, что Галича попытаются превратить в такую попсу. Популярную легенькую историю. Что практически невозможно. Взять любую его сатирическую песню – все равно невозможно полностью ее, как бы сказать, глагол – опопсовить. Так вот после того как Лена побывала на концерте, она мне прямо, когда ехала домой позвонила и сказала, что все не так и что концерт получился на удивление попадающий в основное настроение по поводу Галича. И что были просто замечательные номера. Что исполнены его главные песни, которые определяют во многом его творчество. И отдельные представители в частности, видимо, те, кого ты назвала, кого назвал наш автор в «Новой газете», в общем, как она считает, обедни не испортили. Поэтому…
И.Петровская: Взять любую сатирическую песню Галича – все равно невозможно полностью ее опопсовить
К. Ларина
―
Я не сомневаюсь. Тут очень тонкий момент. Я не сомневаюсь в том, что Кормухина и Скляр, про Маршала я промолчу, они талантливые люди. Они доказали своей жизнью. Вопрос в другом. Я не могу понять, объясните мне, как можно одновременно петь Галича и воспевать вот эту имперскую гэбэшную власть. Которую они воспевают постоянно. Как можно одновременно петь Галича и писать тексты типа «когда война на пороге, мы все миллионы пойдем войной». То, что писал Скляр. Объясни мне это. Или это та беспринципность и мы как бы это в сторону относим. Я тебя уверяю, что та же Валерия, если ты ее позовешь, с удовольствием споет тоже какую-то песню Высоцкого. И сделает ее прекрасно. Какую-нибудь – «Отчего не бросилась Марьюшка в реку». Правда же. Я не об этом говорю. Вот здесь как раз самая тонкая собака и порылась. Именно в этом, совершенно верно самих людях. Или есть принципы какие-то у человека или мы на них пилюём. Мы как бы их в сторону относим. Как бы талант он может сегодня петь Высоцкого и Галича, а завтра будет петь кого угодно. Что-нибудь из советского великого прошлого.
И. Петровская
―
Так оно и есть…
К. Ларина
―
Тогда мы это не обсуждаем.
И. Петровская
―
Так оно и есть. Во-первых, абсолютная беспринципность, как бы ни пытались выдавать какие-то свои поступки, идеи за принципы некоторые люди. А, во-вторых, это их прагматичное желание быть на экране. Светиться. Позвал, они же не сами, наверное, просились. Их позвали для того, чтобы этот концерт посмотрели не только вот эти интеллигенты паршивые, которые и без того любят Галича и слушают дома и сами пытаются петь. Но и более широкая аудитория, которая увидит Маршала. Придет на Скляра, на Кормухину.
К. Ларина
―
Мы считаем это все нормально. Тогда претензий быть не может.
И. Петровская
―
Нет, это совершенно не нормально с точки зрения именно…
К. Ларина
―
Это шизофрения.
И. Петровская
―
Есть, безусловно. Шизофрения тогда и программная политика, когда днем беснуются и вечером разные деятели. Не будем сейчас специально упоминать, а потом мы показываем хорошие фильмы. Не первый же раз, были на Первом канале и по Бродскому фильм Желнова и Картозии. И про Сашу Соколова, да и много еще чего хорошего про Шпаликова Олеси Фокиной. И множество других фильмов, которые примерно в этой же нише и выходят. Тут нас просят повторить, как называется фильм про Галича. «Навсегда отстегните ремни». Вышел вчера на Первом. Можете найти его на сайте канала, я думаю, он уже вывешен.
К. Ларина
―
Вчера еще хотела, поскольку вечер Галича у меня во всех смыслах, я еще вчера посмотрела еще пару фильмов, которые были сделаны в конце 80-х памяти Галича. И там тоже очень много было интересных синхронов и пленок. И с Марией Васильевной Розановой там было большое интервью про Галича. Но в том числе был и фильм 77-го года, который называется «Предатели». Ну, можешь себе представить.
И. Петровская - 77
―
го?
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
Ну, это понятно.
К. Ларина
―
Где попал в американские сети Александр Галич, был у него творческий кризис, он стал пьянствовать и дебоширить и развратничать.
И. Петровская
―
Позор Семен Семеновичу Горбункову.
К. Ларина
―
Да. А там недалеко типа и до предательства. И вот теперь нашел свою счастливую жизнь. Но я почему вспомнила. Это кстати прямые наследники сегодня этих предателей, такого жанра всякие «Анатомии протеста», все эти заказухи, которые мы смотрели и на НТВ, и на РЕН-ТВ. Это, конечно, абсолютный такой стиль советский про предателей. Так вот, и все равно в общественном сознании и в историческом контексте Галич как многие другие, возвращаюсь к своей первой мысли – остаются предателями. Понимаешь, они предатели. Но мы поем их все равно.
И. Петровская
―
Не знаю про общественное сознание, я думаю, что в общественном сознании никак уже не остается и ничем и никем. И даже более того скажу, я на этой неделе, заканчивая курс в ВШЭ с хорошими довольно продвинутыми студентами, ребятами, порекомендовала им в пятницу посмотреть фильм про Галича. А потом спохватилась, и спросила, кто знает вообще, кто такой Галич. Поднялись две руки. Я даже не стала специально, потому что боялась, что получу не тот какой-нибудь ответ, кто такой Галич. Поэтому для молодых уже никто. Вот, может быть, кто-то посмотрит по чьей-то наводке, случайно и так далее. Поэтому не думаю, что прям вот такое общественное сознание и предатель в этом общественном сознании. Нет просто.
К. Ларина
―
Тут стоит напомнить, что Галич помимо того, что он был человеком правды, который для себя принял решение вот жить так, как завещал Солженицын, не по лжи. Он еще конечно, был невероятно талантливым литератором, поэтом. И об этом тоже не стоит забывать. И я знаю, что многие артисты любят читать его стихи. Как стихи. И от этого он не остается меньшим. И еще конечно есть пьесы и есть «Матросская тишина», которая существует в репертуаре. В театре Табакова сейчас будет новая редакция. Так что он все равно остается.
И. Петровская
―
Мы переходим на новости, потом продолжим.НОВОСТИ
И. Петровская
―
Мы продолжаем «Человека из телевизора». Мы обсуждаем то, что было событиями на нашем телеэкране около, вокруг него. Ксения, что у тебя там пишут люди?
К. Ларина
―
Да, пока мы разговаривали, я напомню, что в фейсбуке по традиции я тоже открываю ветку прямого эфира для тех, кто пользуется фейсбуком. Можете заходить и комментировать и задавать вопросы и предлагать темы. Здесь понабежало много интересных реплик. Хочу прочесть. Во-первых, от Оли Старовойтовой, нашего товарища из Санкт-Петербурга. «В фильме много говорится о том, как в те времена днем гнобили и губили, а ночью эти же властители слушали Галича. Похоже, эта традиция сохранена сегодня». Да, кстати там как раз Лунгин про это говорит. Что те, кто его слушал, те его и выслали. Карина спрашивает: «Пропустила начало, показывали ли траур по Керчи по федеральным каналам. Я вчера включала-включала – один Путин в разных видах».
И. Петровская
―
Нет, показывали, конечно. В новостях.
К. Ларина
―
Марианна просит сказать спасибо каналу «Культура» за программу «Острова». Посвященную Галичу. Хотя она была создана не сейчас. Тем не менее, ее повторили эту передачу. «Смотрела фильм о Галиче, - пишет опять же Марианна, - нет слов благодарности Елене Якович и возмущения этим отнесением на ночь фильма. Опять нет места Галичу, опять его гонят». Пишет Александр: «Вечер Марка Захарова, как ни странно – пошлятина выдающаяся. Или только мне показалось. Наоборот, чудо-чудное фильм о Галиче». Сейчас все скопом прочту, потом вернемся к каким-то вещам. Вера пишет: «Отличное интервью А. А. Малобродского, которое очень тактично и заинтересованно взял у него Тихон Дзядко на RTVi. Упомяните, пожалуйста». Упоминаем. И, может быть, вернемся к этому.
И.Петровская: У нас в основном сегодня в ходу всякие горлопаны, которые прекрасно подстраиваются под линию партии
И. Петровская
―
Смотрела, да, абсолютно согласна. И вообще потрясающий, конечно, человек. Невероятный.
К. Ларина
―
И еще интервью, Ольга Пшеничная напоминает, на ОТР, это Общественное телевидение России, у Николаевича. Лия Ахеджакова, смелая и красивая.
И. Петровская
―
Вот, я вчера как раз, переключаясь туда-сюда, в данном случае с «Голоса» неожиданно попадаю на Общественное телевидение России и буквально глазам не верю и даже еще некоторое время ожидала, чтобы был совсем крупный план. Чтобы все-таки понять, что это сама наша любимая дорогая Лия Ахеджакова. Действительно у Сергея Николаевича в программе «Культурный обмен», по-моему, она называется. Ну, как всегда, естественно, исключительной искренности, естественности, глубины человек. От которого просто невозможно оторваться. И разговор был достаточно откровенный и про театр, и про ее гражданские взгляды, которые часто ей может быть мешают в собственном творческом продвижении. И, конечно, про ее партнеров и по кино, и по театру. О которых она говорит, особенно ушедших. Богдан Ступка, Эльдар Александрович Рязанов. О которых она говорила со слезами на глазах. Замечательное интервью, найдите на сайте и посмотрите. Но я бы, если можно, у тебя всё, нет?
К. Ларина
―
Пока да. Но я хотела тоже про Алексея сказать Малобродского. Про его появление. Это, по сути, его первое появление на телеэкране. Он давал интервью и Зое Световой…
И. Петровская
―
Отличное тоже.
К. Ларина
―
Прекрасное. Но это все, которые мы читаем в печатной прессе. Это первое его появление на телеэкране в большом интервью в хорошей студии. С хорошим ведущим. Оно небольшое по объему, около получаса идет, по-моему. Мне очень жаль, например, мне было бы интересно того Алексея Малобродского позвать в ту же программу, если мы говорим про RTVi, в программу «На троих». Но я надеюсь, что это произойдет, может там есть какие-то ограничения по темам. Но лишний раз подтверждаешься, если человек настоящий – он настоящий везде. Потому что, во-первых, он очень доброжелательный к собеседнику. Сам Алексей. Он не ждет никаких подвохов от ни кого. Он очень великодушен, скажу я так. Но при этом достаточно жестко оценивает всё, что происходит и с ним лично и с этим делом и с тем, что происходит в нашей стране. Там были точные определения, диагнозы. Но при этом я просто поражаюсь, насколько внутренне какой-то человек очень светлый. Вот в нем нет никакой черноты. Это просто поразительно. Умнейший. Я хочу, чтобы все-таки ему повезло, чтобы все у него сложилось хорошо дальше и чтобы работа у него была. Ценнейший человек. Ты согласна?
И. Петровская
―
Абсолютно. Да. Светлый, честный, цельный. Вот не отступающий от того, что он считает самым важным и в себе и вообще во всех других людях. И я смотрела тоже, не отрываясь. Потому что, правда, таких настоящих людей очень мало, их много вероятно, но их очень мало у нас показывают по телевизору. У нас в основном сегодня в ходу всякие горлопаны, которые прекрасно подстраиваются под нынешнюю линию партии. Извини, просто для тех, кому сейчас важно. Пишет Ирина из Москвы, что повторяют сейчас Лию Ахеджакову на Общественном телевидении России. Нам, конечно, будет жалко, если вы отвлечетесь от нас, но это…
К. Ларина
―
Это можно посмотреть в любое время.
И. Петровская
―
Во-первых, можно посмотреть в любое время, а, во-вторых, Лия на самом деле того стоит. Ты знаешь, я понимаю, что мы долго задержались на теме фильма. Но, тем не менее, мне кажется очень важным вот что сказать. Заканчивая эту тему, что фильм Елены Якович лишен какой-то патетики, там намеков или полунамеков, она просто рассказывает историю нам очень тонко. И это главное, что там есть. Историю того, как благополучный, имеющий все в своей жизни кинодраматург, поэт, изначально артист…
И.Петровская: Фильм Елены Якович лишен патетики, намеков или полунамеков, она просто рассказывает историю очень тонко
К. Ларина
―
Член Союза писателей и Союза кинематографистов.
И. Петровская
―
Совершенно верно. Фильмы которого шли повсюду и кстати сегодня их тоже повторяют. Он один из авторов сценария. «Верные друзья». Например. Как он не то чтобы прямо решил, что вот с сегодняшнего дня…
К. Ларина
―
А что случилось. Фильм, кстати на этот вопрос тоже не отвечает.
И. Петровская
―
А мне кажется, как раз отвечает.
К. Ларина
―
Ну-ка.
И. Петровская
―
Наступает момент какой-то, когда у человека как будто глаза открываются. Или что-то еще происходит, хотя здесь был побудительный мотив, он просто попробовал написать песню, понял, что он во что-то попал. Эта знаменитая «Леночка». А дальше уже начинается внутреннее преображение человека, когда он не может не делать этого. Он не может не писать, как говорит Ким, он нашел свою тему и какую тему. И вот в данном случае, когда говорят, что он знал и любил русский народ. Нет. Здесь совсем другое. Может быть, он его жалел. Но более жестокого воспевателя «лучших» черт народа, я тоже, пожалуй, в нашей культуре и поэтической и песенной не припомню. И у него был шанс перестать этим заниматься, по крайней мере, не давать концертов. Не выступать на людях. Когда его первый раз после знаменитого фестиваля в Академгородке пропесочивали в Союзе писателей. И говорили, что с нами ты можешь, у нас ты можешь петь свои крамольные песни, но вот это нести на публику, это никуда не годится. Был у него шанс перестать это делать? – безусловно.
К. Ларина
―
Я думаю, что к этому моменту уже было поздно. Перестать, не перестать. Уже черная метка на нем была. Думаю, что он тоже это понимал.
И. Петровская
―
Наверное, была черная метка. Но, тем не менее…
К. Ларина
―
Мандельштам, который пытался писать стихи, воспевающие Сталина. Или та же Ахматова. Это все равно всё уже, это невозможно, нереально, не получается. Кстати, подумала, Ира, знаешь, про что. Что биография Галича и вообще его образ, конечно, заслуживает художественного осмысления в том числе. Не только документального. Я имею в виду какой-нибудь байопик, извини за выражение хороший, житие что называется. Рассказывающий о судьбе его, мне кажется, был бы интересен. Потому что жизнь была очень невероятно головокружительная действительно. Вот такие сюжеты, они бывают редки в судьбах людей.И. Петровская
―
И в заключении еще самое последнее…
К. Ларина
―
А кто бы сыграл, интересно.
И. Петровская
―
Не знаю. Я как раз с ужасом подумала: а кто бы это сыграл. У меня пока нет никаких абсолютно…
К. Ларина
―
Только не говорите, что Безруков, господа, пожалуйста.
И. Петровская
―
Кстати, он юбиляр, ему 45 лет. И завтра будет фильм, ему посвященный. И мы тоже его с этим, естественно, поздравляем. Ты меня сбила с мысли. В общем, это огромное событие, сам фильм, то, что он появился на федеральном канале и то, что нам позволяет очень о многом подумать. И очень многое сопоставить, день вчерашний с днем сегодняшним. И еще что меня совершенно поразило. Я просто раньше на эту тему не думала. Он погиб, когда ему не было 60-ти. Совершенно, особенно по нынешним меркам молодой человек.
К. Ларина
―
С этой смертью, конечно, с этой гибелью тоже много вопросов остается. Я так понимаю, что дочка его Алена убеждена, что это не случайная гибель. Что это убийство. Есть и сторонники этой версии. Бог его знает. Слишком все, цепь каких-то совпадений, которая да, действительно наводит на всякие мысли. А, учитывая то, что мы знаем про контору и чем она сегодня занимается, все, что угодно, возможен был бы такой вариант? – конечно же, да. Возможен. Был ли он на самом деле, мы не знаем. Но то, что это было бы возможно с таким бэкграундом, с такой историей спецслужб советских тире российских, которые за собой тянут шлейф стольких преступлений. Вполне возможно.
И. Петровская
―
Кстати, твою идею обсуждают. Байопик снять сериал про Галича или просто фильм. Тут говорят: так ведь снимут: про женщин и Галича, как у нас принято. Тоже вполне возможно. Что ограничатся этой поверхностной, я бы сказала линией.
К. Ларина
―
Ирочка, мне бы очень хотелось, чтобы ты отметила как телеобозреватель возвращение на телеэкраны, телеэкраны, правда, в Интернете Алексея Навального. Мне кажется это событие, которое стоит отметить и на которое стоит обратить внимание нашей аудитории. Поскольку Алексей вышел после 50 суток ареста в блестящей форме. Ему не изменяет чувство юмора. И иронии. И это его главный козырь. Придает ему и силы, и убежденность в правоте своей. Его ответ генералу Золотову - это просто отдельным номером можно смотреть. И смотреть и наслаждаться. Я тебе скажу честно, я не один раз посмотрела.
И. Петровская
―
Я тоже.
К. Ларина
―
Пассажи, просто молодчина. Ну и сейчас добавлю то, что Алексей возобновил свой прямой эфир «Навальный LIVE» по четвергам. Можно с ним напрямую общаться. Он целый час сидит в кадре со своей аудиторией. Можно задавать ему вопросы, на которые он отвечает и там многие вещи он проговаривает важные. Вот этот эфир я посмотрела последний в четверг, так что желаю ему сил, и чтобы ему не изменяло чувство правды и чувство юмора. Молодец просто. А ты как оцениваешь?
И. Петровская
―
Да, я тоже посмотрела. По-моему, это абсолютно блестящий образец какой-то новой публицистики. Все абсолютно по делу, ничего лишнего, никаких каких-то популистских выпадов. Все по делу. Все это проиллюстрировано новыми фактами из жизни героя, что называется. И его ближайших родственников. И вообще как отточено все стал делать Навальный. Я уже не говорю об абсолютно какой-то отчаянной смелости и отваге, которая и вызывает огромное восхищение и не менее большие…
К. Ларина
―
Страшно.
И.Петровская: Навальный становится политиком в самой невыигрышной, самой ужасной ситуации, которая только может быть
И. Петровская
―
…опасения, что будет дальше. Ну, по крайней мере, мне кажется, что это отчасти не сказать охранная грамота, но, по крайней мере, это может быть, кто чего-то хотел бы затеять против него, кроме арестов, что никогда невозможно предугадать и избежать. Вот тем, кто чего-то более радикальное возможно замысливал, заставить задуматься, потому что сразу можно будет указывать пальцем.
К. Ларина
―
Это, кстати, вопрос выбора. Мы говорим, когда что Алексей пугающе бесстрашен действительно, как он определяет, он говорит то, что люди говорят на кухнях, по сути, про эту власть. Про безумие, которое в этих головах. Что нами правят сумасшедшие когда он говорит. Но, опять же, возвращаясь к Галичу, когда мы обсуждаем, почему он это сделал, почему он выбрал именно такой путь в своей судьбе. Почему. Вот тут тоже я понимаю, Алексей тоже для него какой-то выбор был в какой-то момент, что делать дальше. Кем оставаться. Вот он выбрал так. И все уже. Теперь назад дороги нет.
И. Петровская
―
Я считаю, да, это оправданная абсолютно аналогия. Хотя, конечно, разные сферы. Александр Аркадьевич никогда не был политиком, а Алексей Навальный становится политиком в самой невыигрышной, самой ужасной ситуации, которая только может быть.
К. Ларина
―
Тут же дело не в политике, а в принципах человеческих.
И. Петровская
―
Я о том и говорю. Что это именно это, что он, как бы это пафосно ни звучало, так же как Галич не может иначе. И это ему не приносит, как мы видим никаких особенных дивидендов, наоборот, это ему бесконечно, его семье осложняет жизнь. И у него как раз был выбор, который перед Галичем стоял совсем другой. Уезжать или арест. Но все равно примерно тот же. И просто в то время уехать означало, точнее уехать вынужденно, означало - навсегда, что и получилось. Здесь выбор несколько иной. Потому что ничего не повторяется буквально. Уехать просто и плюнуть на это все. Ну, он этого не делает. Это тоже вызывает, конечно… Допустим, кто-то ему не симпатизирует. Но не может не отметить бесконечную смелость и отвагу этого человека.
К. Ларина
―
Я хотела тебя спросить про керченскую трагедию. Все-таки вернуться к этой теме. Главному событию, скажем, в информационном пространстве. Трагическому событию. И когда в течение нескольких часов менялись версии, когда из теракта переквалифицировали в статью «убийство двух и более человек» - это все происходило буквально минутами. И я знаю, что федеральные каналы сразу же в бой отправились. Спустили всех своих бульдогов и зазвучали с экрана и украинские партизаны, украинские террористы.
И. Петровская
―
Диверсанты.
К. Ларина
―
Я слышала даже фамилию Матвея Ганапольского. В этой связи упоминали как главного глашатая всех украинских партизан. Вот мой вопрос к тебе. Как они переобулись.
И. Петровская
―
Слушай. Элементарно. Я начала это смотреть - взрыв, теракт, бесконечные обсуждения. Естественно, версии, что надо искать ее в Киеве, упоминание разных фамилий. Потом я отвлеклась, переключилась и увидела уже, что не взрыв, а расстрел. Глазам своим не поверила. Стала в Интернете шарить, поняла, что и взрыв, и расстрел. Но, тем не менее, все равно даже переобулись еще раз повторяю, мгновенно. И в этом ничего удивительного нет, мы не раз такое наблюдали в разных ситуациях.
К. Ларина
―
Ну и кто виноват вот сейчас у них. Что они пытаются внушить аудитории. Америка опять?
И. Петровская
―
Вчера я смотрела сюжет, в общем, памяти, потому что вчера хоронили жертв.
К. Ларина
―
Траур.
И. Петровская
―
Да, в программе «Время» у Клейменова. И там был сюжет из Керчи́ или Ке́рчи, я вообще удивилась, что Ке́рчи, все говорят Ке́рчи, наверное, так и надо. С бабушкой несчастной, убитой горем бабушкой этого террориста-убийцы. 18 летнего парня. И бабушка говорит слова про то, что внучек ей рассказывал о возможностях Интернета, она ему не поверила. То есть одна из версий, что весь вред это то, что как раз сказал наш Владимир Владимирович: глобализация, сеть, которая наполнена черт знает чем и в первую очередь призывами экстремистскими и руководство к действию. «Эхо Москвы» прекрасно упоминалось, только сейчас не могу вспомнить, в каком эфире. У Соловьева что ли. Которое виновато, что вывешивает экстремистские посты Бабченко…
К. Ларина
―
А, Бабченко, точно.
И.Петровская: Виноватых точно найдут где-нибудь во внешнем мире. В первую очередь
И. Петровская
―
Да, так что я думаю, что мы сейчас дождемся итоговых программ, там уже они сформулируют это более четко. Виноватых точно найдут где-нибудь во внешнем мире. В первую очередь.
К. Ларина
―
И все-таки не могу не спросить у тебя, твои впечатления от образа президента и его речей на Валдайском форуме.
И. Петровская
―
Понимаешь, невозможно о президенте говорить последние несколько секунд. Естественно, впечатления самые…
К. Ларина
―
Почему это. Можно.
И. Петровская
―
…яркие. В рай я не хочу, особенно в такой компании. А сейчас мы заканчиваем, я думаю, мы к этому вернемся, секунда у тебя есть.
К. Ларина
―
А что тут скажешь. Мы к Галичу возвращаемся. Песня, которую мы с тобой вместе выбрали. «Черновик эпитафии». Песня важная, судьбоносная абсолютно. Тут все про него сказано.