Человек из телевизора - 2018-07-14
И. Петровская
―
Доброе утро! Добрый день! Здравствуйте! С вами «Человек из телевизора» как всегда по субботам. И его постоянные ведущие: Ксения Ларина… Ты нас слышишь?
К. Ларина
―
Да, конечно. Прекрасно слышу. А вы меня?
И. Петровская
―
Отлично. Пока не видим, но надеюсь, что в течение этого эфира увидим. Здесь в студии я, Ирина Петровская, с нами за звукорежиссерским пультом Александра Смирнов. И средства связи: вы можете писать нам СМС +7 985 970 45 45, Твиттер-аккаунт @vyzvon, Ютюб-канал можете смотреть и комментировать. И надеюсь, что ты, Ксенина наша дорогая, повесила свое сообщение у себя на странице.
К. Ларина
―
Да, да, да. Как обычно повесила анонс нашей сегодняшней программы, поэтому милости просим, дорогие друзья, на страничку мою в Фейсбуке. Я как обычно вот на этот час, пока идет наша передача, открываю возможность комментариев для всех. Так что, приходите и спрашивайте или предлагайте темы для обсуждения. Ир, я хотела начать с анонса, который, собственно, к телевидению, может, мало имеет отношения, но просто воспользоваться что называется служебным положением. Завтра в программе у Сергея Бунтмана будет передача, посвященная документальному театру. И повод для этой программы – это гастроли 2-дневные совершенно уникального проекта, который приехал из Петербурга, из Ленинграда даже, точнее будет.Это называется «Театр поколений», а спектакль называется «67/871 Документальный спектакль о Блокаде». Это 67 свидетельств и 871 день блокады, как понимаете. Уникальность этого проекта в том, что он совместный – российско-немецкий. То есть там заняты и немецкие актеры, и русские актеры, и режиссеры тоже, два автора: Данила Корогодский, который представляет Россию и немецкий режиссер, которого специально пригласили на этот проект – Эберхард Кёлер, он завтра тоже будет в эфире у Сергея в 10 часов утра.
А спектакли у нас идут сегодня и завтра в 8 часов вечера в «Театре.doc», Малый Казенный переулок. Есть билеты. Милости просим, приходите, пожалуйста. Действительно уникальная история, очень важная. Практически гуманистическая акция, безусловно, а не просто спектакль. И еще важно добавить, что это последний текст Елены Греминой, последняя ее пьеса. Вот, собственно, я все сказала. Я вижу, мне звонят, пропустила. Звоните мне еще раз, ребят, я просто пропустила пока разговаривала.
И. Петровская
―
Ну, теперь что, переходим уже к нашим непосредственно темам, да или все-таки вначале скажем о том, что случилось вчера…
К. Ларина
―
Ужасно, да.
И. Петровская
―
Да, полночи об этом писали в соцсетях, в Фейсбуке. Совершенно по-прежнему при каких-то непроясненных обстоятельствах умер, погиб, - непонятно, - партнер Алексея Навального, вместе с ним осужденный по «делу Кировлеса», Петр Офицеров, с которым многие были так или иначе – немного лично или, опять же, по соцсетям – знакомы, чрезвычайно честный, порядочный, какой-то уникальный и чистый человек. 43 года, черепно-мозговая травма… Пока никаких других подробностей нет. Только соболезнования семье, его пятерым детям. В общем, какая-то ужасная совершенно история.
К. Ларина
―
Ужас, да. Конечно, какая-то там история темная. Пока действительно не ясно, что произошло. Важно, что человека нет на свете. Я так понимаю, что он с понедельника находился в тяжелейшем состоянии. И вот видишь, чем все кончилось. Замечательный парень. И все с такой теплотой о нем вспоминают. Он у нас был и на «Эхе» несколько раз в эфире. Ну и вообще, конечно, мы все познакомились с ним во время этого процесса по «Кировлесу». И, конечно, это было поразительно наблюдать за тем, как обычный человек – не медийный, без всяких амбиций звезды – вдруг становится настоящим героем.Потому что человек свои героические качества проявляет в таких экстремальных ситуациях. Собственно, ничего особенного он не сделал. Каждый раз, когда ему говорили, Петру Офицерову, «Петя, ты герой», он говорил: «А что я такого сделал? Ну, просто не оговорил человека, не дал нужных показаний». Это, конечно, удивительная история. Ужасно жалко этого парня. И все говорят о том, какой он был хороший, добрый, какой-то очень теплый человек… И как он любил свою жену, и свою семью. Просто боготворил. Соболезнования всем безусловно. И светлая ему память.
И. Петровская
―
Я сегодня прочитала его речь как раз на этом процессе, где он и говорил о том, что ничего героического он не совершает; просто, делает то…говорит правду, а никого не оговаривает, - это по нынешним временам уже приравнивается к подвигу, а он это делает ради своих детей, чтобы никогда им за своего отца не было стыдно. Говорит, кстати без всякого пафоса. И понятно, что это его искреннее убеждение такого было. Да, светлая память. То есть уверена, что это не будет никаким поводом для разговора на федеральных каналах, но это и неважно.
К. Ларина
―
Вчера вообще был какой-то странный день, эта пятница 13-е. Вчера был день рождения у Олега Сенцова. И тоже какие-то тревожные без конца новости поступают непроверенные. Вчера мне со всех украинских сайтов летела какая-то страшная весть, которая, конечно, никем не была подтверждена. Вчера был торжественный, как я понимаю, день у тебя в редакции в «Новой газете», когда открывали сад Анны Политковской «Анин сад», как называют твои коллеги в редакции.Я так понимаю, что это прямо около дома, около вашей редакции в Потаповском переулке такой палисадничек сделали памяти Анны Политковской. И это была такая мощная акция. Я смотрю, там были и всякие послы всяких стран, и журналисты, известные люди. Это такая действительно тоже была акция памяти.
И. Петровская
―
Ну, это по сути…и не по сути первое место, где увековечено имя Ани Политковской. В Москве, я имею в виду. Потому что во множестве столиц и европейских, и, по-моему, в Америке тоже в городах есть площади, есть улицы, скверы, парки имени Ани Политковской. И только на ее исторической родине… Хотя нет, историческая у нее немножечко другая, она родилась в семье дипломатов. Неважно. На ее родине не было пока ни одного знака такого, который бы свидетельствовал о памяти. Я считаю, что «Новая газета» вообще в этом смысле уникальная, потому что она такие акции устраивает и вот это делает. И только можно гордиться принадлежностью именно к этому средству массовой информации. Молодцы!
К. Ларина
―
Ну, видишь, сколько вообще мы с тобой уже обсудили сюжетов и все это не из телевизора. Все, что мы с тобой рассказали, это все не из телевизора.
И. Петровская
―
Ну, на этой неделе еще – это намного более радостное событие – мы знаем, что отметила свой юбилей замечательная наша актриса и, можно даже сказать, подруга Лия Меджидовна Ахеджакова. И тут было, на самом деле, немножечко экранного, телевизионного, потому что канал «ТВ Центр» и «Культура» показали программы и фильмы о ней, что, конечно, хорошо, потому что Лия Ахеджакова, в силу своей ярко выраженной гражданской позиции и абсолютно отважная, естественно, она женщина, редко теперь попадает в телевизионный федеральный эфир, хотя ее обожает зритель по-прежнему совершенно справедливо и заслуженно.Да, еще спектакль, кстати, показали «Трудные люди» «Современник». И было огромное количество прекрасных совершенно личных таких текстов многих и театральных, и не театральных людей в том же Фейсбуке, посвященных вот этой ее дате, которая, конечно, совершенно с ней никаким образом не соединяется, потому что она моложе очень многих молодых людей.
К. Ларина
―
Но, кстати, был же фильм на «Культуре», который мы с тобой тоже обсуждали – «В ночи», да?
И. Петровская
―
Да, да, да.
К. Ларина
―
Но как быстро выяснилось, это все 13-й год, это все было сделано к прошлому юбилею, то есть 5 лет назад, когда Лии исполнялось 75. И, конечно, несмотря на то, что там много было очень симпатичных вещей и очень много интересно рассказывала и о своей юности, и о работе в ТЮЗе, ну и вообще обо всем, но тем не менее, конечно, устарело уже все... Столько событий после этого случилось и в стране, и в ее жизни.Но отрадно, что в этом фильме все-таки прозвучали все слова в адрес Кирилла Серебренникова, потому что это был 13-й год, добавим. И тогда еще Кирилл Серебренников был свободным и уважаемым человеком: творил, работал и в театре, и в кино. Это, конечно… Спасибо, что называется, что оставили, не вырезали, дорогие товарищи с «Культуры».
И. Петровская
―
Ну, понятно было, что...даже хотя бы потому, что ни одно из первых лиц государства в этот раз не…
К. Ларина
―
Ужас!
И. Петровская
―
…Поздравило замечательную актрису и нашего великого гражданина с днем рождения. Понятно было, что никаких новых специальных фильмов никто делать к ее юбилею не будет. Ну, хотя бы не замолчали, пусть и 5-летней давности показав этот фильм.
К. Ларина
―
Кстати, я хочу тогда анонсировать и нашу передачу, нашу встречу. Мы вчера с Лией Ахеджаковой записали передачу в рамках программы «Культурный шок»: говорили о границах свободы в жизни и в творчестве ее гражданской жизни. И эту передачу вы сможете завтра услышать и, я надеюсь, увидеть тоже, поскольку запись в Ютюбе уже была. Завтра, в воскресенье в 2 часа. Вот, собственно, и мы отметились. А по поводу еще этого фильма хотела сказать, Ир, что там совершенно замечательные и очень точные слова про Лию говорил ее близкий товарищ и твой близкий товарищ Володя Еремин, замечательный артист и коллега Лии.И он так правильно сказал про нее, про это тюзовское время, что, конечно, нельзя было такую актрису вот так держать столько лет в вот этом загоне, потому что она, конечно, должна была играть Антигону, говорит он. И это так точно! Я просто себе представила, что да, это абсолютно ее роль. Вот в то время, когда она была совсем юной, это, конечно, было пропущенное время. Хотя понятно, что ни о чем жалеть не стоит… Но она с горечью, конечно, вспоминает все эти годы, к сожалению.
И. Петровская
―
Но при этом, как раз, кстати, много лет назад уже именно в доме у Володи Еремина мы познакомились, как она смешно рассказывает про своих этих зайчиков, ежиков…
К. Ларина
―
Про куриные ноги.
И. Петровская
―
Долго время, действительно, роли, которых она исполняла в ТЮЗе, это невероятно смешно. Это просто отдельное можно снять еще кино. Только обязательно нужно, чтобы кто-нибудь типа Володи Еремина, свой человек… Тогда она абсолютно раскрепощена и свободна, и невероятно остроумна. В общем, дорогая Лия, с днем рождения!
К. Ларина
―
Ура! Ура! Ура!
И. Петровская
―
Да. Счастья, здоровья и живите долго-долго на радость всех, кто вас любит. Дальше…
К. Ларина
―
Ира, расскажи нам теперь про то, как нас агитируют жить долго и счастливо и умереть без пенсии. Я так понимаю, что это продолжается, в активную фазу вступило эта обработка населения, да?
И. Петровская
―
Конечно. Потому что Чемпионат мира, который был такой вот шумовой завесой и отчасти, а, может быть, очень большой части вот эту тему он как-то закрыл собой. Сейчас Чемпионат мира подходит к концу и неизбежно приближается час «Ч», когда этот законопроект будет обсуждаться. По-моему, это 18-го июля. И поэтому в самых разных форматах, в том числе и в так называемых общенародных, народных идет обсуждение примерно в одном ключе. Вот мое такое ярчайшее впечатление этой недели – это программа «Пусть говорят» у Дмитрия Борисова, которая называлась «Старость – в радость».Старость меня дома не застанет… Это было невероятно смешно, потому что нам доказывалось на разных примерах, что люди стесняются быть пенсионерами, что женщины в 55 лет не хотят получать пенсию, не хотят вступать в этот самый возраст дожития, тем более, когда там формулируется «пенсия по старости». И нам предъявляли разных веселых, активных людей, и предлагали слоган из фильма Меньшова «Москва слезам не верит», что «в 40 лет жизнь только начинается», сменить на «в 60 жизнь только начинается».
Я тебе клянусь! И в качестве иллюстрации, как можно в 60 лет начать жизнь, нам предъявили действительно прекрасную, замечательную женщину, которой сейчас уже 63 года, и в 60 лет она родила ребенка. И если раньше, если ты помнишь, время от времени, когда возникали такого рода истории, их преподносили как что-то совершенно противное природе человеческой, нападали на этих женщин в таких же эфирах: как они могли вот столь безответственно подойти к такому важному вопросу как рождение ребенка и на что они в результате обрекут своего ребенка, поскольку все конечно и жизнь конечна, и силы человеческие конечны, то тут, наоборот, совершенно другой был подход: браво, давайте рожайте второго, тогда у вас будет материнский капитал.
Слава богу, эта женщина достаточно разумно сообщила, что одного удалось вот в 60 лет родить и уже счастье. Ну, и все остальные тоже – веселенькие пенсионеры и пенсионерки – бесконечно говорили о том, как их оскорбляет и унижает отношение вот это как к пенсионерам, как к людям, которые уже вышли на свою какую-то финишную прямую. Там принимал участие постоянный теперь участник тоже других ток-шоу – и «Пусть говорят», и «На самом деле» – Иван Краско, питерский актер.
К. Ларина
―
Вот, вот, вот. Пишут мне здесь как раз слушатели наши в Фейсбуке: «В «Пусть говорят» нелепое оправдание повышения возраста выхода на пенсию – женитьба Краско на девушке, моложе его лет на 40 и тому подобное». Кстати, по-моему, кто-то написал даже, что он принимал участие в другой передаче – то ли «На самом деле», то ли еще что-то – где, наоборот, страдал от того, что ему изменила его молодая жена… Про измену там было что-то.
И. Петровская
―
Значит, я слежу за этими форматами. И это не один раз было. Это серия. Это серийные такие программы… Это мы к этому тоже еще перейдем: на каких условиях разные знаменитые и не очень люди участвуют в такого рода программах. Иван Иванович, да, по-моему, он? Иван Иванович Краско, который… то ли изменила ему молодуха, то ли нет. Первая жена перед этим или там какая…но предыдущая доказывала, что вот эта следующая изменила. В общем, идет какая-то нешуточная борьба за пенсионера Ивана Ивановича Краско, который вот в данном случае доказывал то же самое: его исключительно оскорбило…правда, это уже было, видимо, лет 25 назад, когда он получил пенсию по возрасту, что он был чрезвычайно оскорблен формулировкой «пенсия по старости».И до сих пор с этим не собирается мириться, потому как у него есть профессия. Да, а Дмитрий Борисов восторженно говорил: «Вот, пожалуйста, какие превращения возможны с нашими пенсионерами, которые еще и женятся на студентках, которые их моложе на 45 лет». В общем, это было… Вот если не понимать этой задачи, сверхзадачи этой программы, то, в принципе, это было абсолютно комическое зрелище. В каких-то случаях – трагикомическое.
Но понятна основная установка – это внушить оптимизм, сказать, что все это делается исключительно на пользу и для людей вот такого, нашего, что называется, возраста особенно, которые очень уязвлены тем, что их как-то там начинают причислять к старикам.
К. Ларина
―
Ир, а вот у меня к тебе вопрос тогда. Скажи мне, пожалуйста, наблюдая за всем этим, можно ли предположить, что они действительно боятся какого-то общественного мнения, общественного неприятия этой реформы и наплевать ли им на самом деле на то, как к этому люди относятся? Неужели они всерьез предполагают, что какие-нибудь там будущие пенсионеры выйдут на улицу и с вилами пойдут на Кремль или на Администрацию Президента? Это даже смешно предполагать. Почему такая вдруг возникла вообще паника в этих рядах, что нужно срочно обрабатывать население, на твой взгляд?
И. Петровская
―
Ну, во-первых, приближаются выборы…мэров или в разных регионах выборы. Ну, я такую версию читала и слышала, что грядущие пенсионные реформы и повышение пенсионного возраста может отвратить избирателей от прихода на избирательные участки. Хотя тоже не бог весть какая проблема, - мы понимаем.
К. Ларина
―
Ну, конечно.
И. Петровская
―
Но тем не менее как-то это вот увязывается одно с другим. Во-вторых, как ни говори, но все-таки отдельные протестные акции, о которых ничего не сообщается, проходят. В частности, в Новосибирске, где-то еще в каких-то сибирских городах. И раз о них не сообщается, значит, можно сделать вывод, что не хотят создавать вот такой вот негативный фон, потому что действительно это…
К. Ларина
―
Ну, подожди. Прости. Разве о них не сообщается не потому, что это акции, которые анонсировал и инициировал Алексей Навальный?
И. Петровская
―
А я не уверена, что эти все акции инициировал Алексей Навальный.
К. Ларина
―
Там были еще и профсоюзы, да, насколько я помню, которые тоже активно в это включались? Более-менее активно.
И. Петровская
―
Да, и профсоюзы. И, я так понимаю, что, наверное, какие-то местные, не знаю какие, организации это проводили. Во всяком случае, может быть, не очень массово, но люди выходили на какие-то митинги, пикеты и демонстрации против вот этого грядущего повышения пенсионного возраста. Ну и вообще, дело в том, что любое социальное вот такое возмущение, оно, конечно, совершенно не на руку никому. И трудно предположить, что оно будет освещаться.Поэтому необходимо создавать исключительно позитивный фон, чтобы люди понимали, что другие представители истеблишмента или творческой элиты к этому относятся чрезвычайно позитивно и что вообще всем будет исключительно будет только хорошо и никто не пострадает. Сейчас у нас новости, после чего мы вернемся к другим темам.
НОВОСТИ/РЕКЛАМА
И. Петровская
―
Еще раз добрый день! «Человек из телевизора». По-прежнему здесь же, на том же месте и мы: Ксения Ларина, Ирина Петровская, Александр Смирнов за звукорежиссерским пультом. Средства связи: +7 985 970 45 45, Твиттер-аккаунт @vyzvon, Ютюб-канал и страница Ксении Лариной на Фейсбуке.
К. Ларина
―
Да, совершенно верно.
И. Петровская
―
Ксюш, мне тут уточняют, что акции были в 40 города и собирали от 200 до 2000 человек. Ну, в общем, я считаю, что это довольно внушительно.
К. Ларина
―
Можно начать беспокоиться.
И. Петровская
―
Можно.
К. Ларина
―
Действительно.
И. Петровская
―
Да, можно беспокоиться. Ну что, у нас подходит к концу…
К. Ларина
―
Да, приключение хорватского футболиста в России. Это можно кино потом отдельное снимать про футболиста, которого зовут Домагой Вида, которой сначала сказал: «Слава Украине», а потом сказал: «Простите меня, люди русские». Что это было?
И. Петровская
―
Вот ты смеешься…
К. Ларина
―
Его успели заклевать уже, я надеюсь, да?
И. Петровская
―
Это было одной из главных тем на всех наших ток-шоу, я имею в виду общественно-политических, где не просто заклевали, а просто называли чуть ли не врагом народа и бесконечно осуждали. Хотя, честно скажу, я лично не поняла, почему сказать, причем не в эфире, не во время матча, а тоже в соцсетях разместить у себя обращение к своим коллегам с Украины со словами «Слава Украине», я никак не могла и не могу до сих понять, чем это отличается от «Вива ля Франс» и других…даже те же самые «Россия вперед» и так далее. И почему это воспринято…
К. Ларина
―
Я а тебе скажу, Ир. Можно я скажу тебе?
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
Я тоже этим вопросом задалась и спросила у своих товарищей, которые увлекаются футболом, почему… В принципе, это же ФИФА приняла такое решение: оштрафовать, предупредить и прочее-прочее… и исключить из состава делегации, поскольку они посчитали, что это политическое заявление, а вот устав ФИФА обязывает про политику молчать. Ну, правильно, да: спорт и политика – вот мы как бы не путаем, не мешаем.Но ты права абсолютна, что здесь, если вот так просто «Слава Украине», то какая здесь политика… А меня стали уверять, что контекст. Вот ФИФА тоже не дурак, он тоже понимает, что есть контекст политический, а значит, это политическое заявление. Вот и попробуй тут разбери: кто прав, кто виноват.
И. Петровская
―
Ну, вот я говорю. Я пыталась вникнуть в эту логику и, честно сказать, до конца… Кроме того, что да, были объяснения, что это политическое заявление, я, в общем, все равно особой политики в этом не уловила, если учесть, что он играл на Украине и обращался к своим коллегам. Но прошло, наверное, пару дней после того, как это все было опубликовано и подверглось страшному совершенно осуждению и остракизму, и когда выяснилось, что и ФИФА отреагировал как надо, и чуть ли не он сам извинился, а болельщики в Москве вывесили огромный…не знаю, как это…не баннер, а что это такое…где написали…
К. Ларина
―
Растяжку.
И. Петровская
―
Да. «Спасибо, Россия» растяжку, да. Вот. То тон несколько изменился. Все-таки решено было считать, что не такой уж вредоносный и не такой вражина этот человек, который вот таким образом отреагировал.
К. Ларина
―
Домагой Вида. И мы его еще увидим на поле.
И. Петровская
―
Более того, прямо завтра.
К. Ларина
―
Он еще, может быть, станет чемпионом мира вместе со своей замечательной командой.
И. Петровская
―
Не исключено, поскольку этот Чемпионат принес столько разных сюрпризов… И совершенно какие-то были неожиданные победы и тем более неожиданные и сокрушительные поражения, что, в принципе, ничему уже можно здесь и не удивляться. Это единственное, кстати…Нет, не единственное, но это вот то, что держит такое напряжение, интригу, потому что действительно исход очень многих матчей был непредсказуемый, в связи с этим и исход финального матча тоже может быть каким угодно. Но даже, честно сказать, несколько и обидно, что все это заканчивается, потому что, конечно, это было мощно, временами просто невероятно захватывающе, красиво.Рейтинги сумасшедшие абсолютно. Регулярно их публикуют разные социологические службы как каналов, так и просто службы, этим занимающиеся. Таких, вообще, рейтингов и долей не было не знаю с какого времени. То есть это свидетельствует о том, что люди, наверное, даже, кстати, далекие от спорта истосковались по такому зрелищу, по такому азарту, по таким чувствам. Вот согласись, это очень ярко и это очень держит у экрана. И ждешь. На самом деле, от мала до велика люди, да? Там 5-летние и 95-летние ждут вот этого события.
Мне рассказали тут или я прочитала смешную историю, как в соседней комнате у кого-то совсем старенькая такая уже и занемогшая, и слабенькая бабушка 95-ти лет…вдруг оттуда, из ее комнаты раздался страшный крик, родственники вбежали, думая, что как бы не случилось чего-то страшного… Выяснилось, что это бабушка вот так реагировала на какой-то из забитых голов.
К. Ларина
―
Но я хочу тебе сказать, что я все равно против любого фанатизма. Мне кажется, что чувство меры – все-таки, это самое главное качество и залог долгой и счастливой жизни. Потому что все-таки, когда этот градус доводится уже до состояния истерии… Что бы ни было: Чемпионат мира по футболу, обсуждение Чемпионата мира по футболу, боление, просмотр сериала «Садовое кольцо», все что угодно, чтение книжки, награда героя или не награда героя.Почему-то нужно обязательно довести все это до состояния абсолютного безумия. И в этом смысле любая, даже позитивная эмоция, она превращается в свою противоположность. Даже если это великая любовь, и великое любопытство, и великий интерес, и великое наслаждение. Туше, что называется.
И. Петровская
―
Ну, дело в том, что мы сейчас ориентируемся, с одной стороной, на каналы, которые, конечно, устраивают там периодически какие-то вакханалии; с другой стороны, на реакцию многих людей, которых мы знаем лично или не знаем, опосредованно каким-то образом знакомы с их мнением, опять же, у себя на страницах в своих лентах. Я думаю, что вот в большинстве, в принципе, этих эмоций нормальных, что называется, людей все вполне нормально, то есть не доходит до такого фанатизма.
К. Ларина
―
В пределах человеческого состояния, да?
И. Петровская
―
Я уверена абсолютно. Правда, людям тоже нужны вот такие вот эмоции, жаркие битвы, но, слава тебе Господи, исключительно на футбольном поле. Плюс, наверное, какое-то чувство, что твоя страна все равно справилась, провела. Другой вопрос – какой ценой, сколько это стоило? А самое главное – что будет после? Но не думаю, что это вот такой массовый какой-то фанатизм. Это массовая, нормальная, думаю, реакция на яркое, на интересное, захватывающее, непредсказуемое то, что показывает телевизор.Тем более, вот сейчас уж точно начинается мертвый сезон и многие будут просто скучать по такого рода зрелищам. А вот то, как это обрастает вот этими всякими политическими спекуляциями, как правило - вот это да, вот это очень противно. И, к сожалению, вот эти вот ток-шоу действуют по принципу: на то и щука, чтобы карась не дремал, - и бесконечно держат своих зрителей, свою аудиторию вот в этом состоянии, что все не так просто, мы все равно в кольце врагов и все нам хотят нагадить…
К. Ларина
―
Состояние истерики.
И. Петровская
―
Да. И самое главное – навредить вот той репутации, которую Россия приобрела во время Чемпионата мира, о чем пишут и говорят многочисленные западные и зарубежные вообще болельщики, сюда приезжавшие, которые абсолютно якобы увидели другую страну. Ну, правильно: они не видели предыдущую и, вероятно, следующую. Но самое главное – вот просто так мы порадоваться не можем; обязательно нужно какую-то придумать еще параллельную историю, которая часто бывает перпендикулярной, и вплести ее в вот этот вот контекст.
К. Ларина
―
Ира, как заметил Леонид Парфенов в своей передаче «Парфенон» на своем канале, свое авторское телевидение в интернете, оно отпуска не имеет и мертвого сезона тоже, поэтому сейчас, когда все это кончится и начнется мертвый…мертвее, чем был. Мне кажется, там круглосуточно уже давно мертвый сезон на этом телевидении, которое нам приходится обсуждать, но тем не менее, слава богу, сейчас есть альтернатива. И к видеоканалам, которые мы обсуждаем с тобой уже регулярно в нашей передаче, можно прибавить еще парочку для обсуждения.Я вот по совету наших слушателей обратила внимание на канал, который называется «А поговорить?»… «А поговорим» - вот правильно. Это тоже в интернете, в Ютюбе канал, который ведет Ирина Шихман. Я ее не знала раньше, но как я поняла, она из команды Сергея Майорова, вот там же, где была Люба Камырина. Работала в его программах. И это канал интервью. Я посмотрела интервью, которое Ирина Шихман провела с Таней Лазаревой. Это больше часа, большое, полноценное интервью. Ну да, наверное, это такая конкуренция Дудю, только такая женская, поскольку все-таки такой разговор более, скажем так, подружкин, не такой залихватский, как у Юрия Дудя. Но это интересно.
Вчера вот у них была премьера интервью, которое они сделали с Верой Полозковой. Я еще его не смотрела, но судя по всему, оно тоже получилось таким очень ярким и интересным. Так что, обратите внимание на этот канал. Ну и второе, на что стоит тоже обратить внимание – это Олег Меньшиков, который уже давно заявился со своим тоже Ютюб-каналом «ОМ Олег Меньшиков».
Но я так понимаю, это такое совместное производство с театром Ермоловой, поскольку записывает он свои интервью в театральном зале при истечении публики. И вот мы видели на этой неделе, как я понимаю, первую часть долгоиграющего интервью с Аллой Борисовной Пугачевой. Ты тоже смотрела, да?
И. Петровская
―
Да, я смотрела. И с большим интересом, я должна сказать. Ну, выскажись ты вначале, раз начала, а потом уже я тебя подхвачу.
К. Ларина
―
Нет. Все, я уже тебе передала. Подхватывай. Ты Пугачеву знаешь лично.
И. Петровская
―
Нет, ты сказала, как тебе.
К. Ларина
―
Да, мне это интересно. Вот первое интервью, которое мы с тобой даже обсуждать не стали всерьез, это было его интервью с Козловским Данилой. И тогда мы с тобой обсуждали, что Олег, конечно, сам по себе звезда, самодостаточный и он сам себе гораздо более интересен, чем его собеседник. Вот тут, мне кажется, все-таки какой-то перелом произошел и он все-таки здесь работает в качестве интервьюера: задает вопросы и задает темы для обсуждения.Мне это интересно, потому что и Пугачева сама интересна. Но меня все время не покидает чувство, что это какая-то параллельная реальность. Мне все время на хватает какого-то контекста сегодняшнего, скажу тебе честно. Может быть, я уже заточена на это, но мне жаль, мне бы очень хотелось, чтобы обязательно было какое-то попадание в нерв сегодняшнего дня, сегодняшнего времени. Уж коли это идет не в официальном телевизоре, а вот здесь, где абсолютная свобода, - ну как же не касаться важных тем… Черт его знает. Я не права? Скажи мне.
И. Петровская
―
Ну, пожалуй, я согласна, но отчасти, потому что тут проблема и дело в том, какую задачу ставит интервьюер и на каких, возможно, условиях приходит на интервью герой. Я не исключаю, что как Олег Меньшиков намеренно избегает как раз попадания в этот актуальный и опять политический контекст, так, возможно, и Алла Борисовна тоже приходит на этих условиях. Я говорю, я не исключаю. Может быть, это не так. И второе. Значит, мне кажется, что в данном случае какая задача выполнена: здесь Пугачева не такая парадная, какой мы ее привыкли видеть.Ну, может быть, слово «парадная» не совсем правильное, но здесь есть какая-то с ее стороны вот эта искренность и даже, пожалуй, в каких-то случаях некоторая такая исповедальность, которая возникает только тогда, когда герой, приходящий на передачу, на интервью, доверяет своему собеседнику. И вот тогда возникает некое иное качество героя. И поэтому вот это мне было интересно наблюдать.
К. Ларина
―
Ну да. Согласна.
И. Петровская
―
Согласна?
К. Ларина
―
Конечно, конечно.
И. Петровская
―
Там немножечко, конечно… Я не знаю, может быть, это только меня немножко задевало, когда она говорит с ним исключительно на ты, а он обращается к ней исключительно на вы. Вот какой-то здесь немножечко такой был для меня вот дискомфорт именно в таком вот несоответствии. Хотя, всякие, бывают варианты.
К. Ларина
―
Почему?
И. Петровская
―
Не знаю. Почему-то вот меня это как-то…
К. Ларина
―
А, то, что она к нему обращалась на ты?
И. Петровская
―
Она бесконечно на ты, а он уважительно и по имени отчеству. Хотя там не такой уж катастрофической разницы в возрасте. Возможно, есть пиетет и уважение, но немножечко это меня вот так…я вздрагивала каждый раз. Но в целом все равно… Если представить, например, вот такое интервью на каком-нибудь канале, то я думаю, что огромное количество людей посмотрели бы с большим интересом и увидели бы все-таки не вот такую вот плакатную и привычную нам Аллу Борисовну, а какую-то немножечко иного настроения.
К. Ларина
―
Ну, ты знаешь, она все равно там повторяет там какие-то блоки, которые она когда-то где-то уже рассказывала. Это неизбежно при таком количестве интервью, которые она раздала за всю свою жизнь. Чем Дудь-то интересен? Опять же, возвращаемся к Дудю, к нашему «всю». Тем, что он умеет сбить человека сбить с привычных рельсов. У него люди говорят совсем не то, что они говорили все 20 тысяч раз в разных интервью. Тем более, все-таки когда мы говорим о каких-то медийных людях, звездах таких вот типа Познера или кого-то еще, кто у него был. Тут спрашивают, что, может быть, он в отпуске.Он не в отпуске, братцы. Он же все-таки у нас спортивный журналист по своей главной специальности, поэтому он сейчас не в отпуске, а на работе – на Чемпионате мира. Но тем не менее, доходят уже разные свидетельства новых уже программ, которые он записывает. Вот тут пишут у нам в чате Ютюба, что он записал программу с Якубовичем Леонидом. Мне кажется, что это будет интересно. Ну, еще я знаю, уже со слов Сергея Доренко, он об этом написал в Твиттере, что и Доренко он тоже пригласил в качестве гостя, чтоб записать с ним программу. Я думаю, что это тоже будет весело.
И. Петровская
―
Весело, да. Но тут, если мы сравниваем по типу интервью, разница еще в одном. Потому что все-таки Юрий Дудь – он профессиональный журналист…
К. Ларина
―
Да, да, да.
И. Петровская
―
В отличие от Олега Меньшикова. И здесь, скорее, это не классическое интервью – вот то, что сделал Олег Меньшиков на своем этом видеоканале, а это такое вот общение двух творческих людей, давно между собой знакомых, доверяющих друг другу. И поэтому немножко другое там, возможно, и настроение, и иные повороты в разговоре. Поэтому не совсем правомерно это сравнивать с Дудем.
К. Ларина
―
Нет, ну почему неправомерно? Если интервью есть, то почему же их не сравнивать? Я с тобой не соглашусь.
И. Петровская
―
Просто разные типы этих интервью.
К. Ларина
―
Да. Но все равно это – интервью. Почему же не сравнить? Если человек решил, что он – интервьюер, значит надо его судить по тем законам жанра, который существует. Не ты ли меня учила этому, учительница?!
И. Петровская
―
Нет, я не… Я говорю о том, что именно судить по законам жанра, это значит понять, в каких отношениях находятся между собой люди, которые сели на этот вот разговор и решились на этот разговор. И это разговор коллег, скорее. Людей, давно знакомых, нежели журналиста и…чуть было не сказала, подследственного. И интервьюируемого.
К. Ларина
―
Хочу сказать еще про одну программу, мне здесь напоминают. Я думаю, что ты согласишься. Ольга Пшеничная пишет в Фейсбуке: «Культурный обмен на «ОТР» с Николаевичем». Вчера был Сергей Смирнов, накануне – Гузель Яхина. Содержательные вопросы, интересные гости, замечательная программа». Сергей Николаевич – это, безусловно, яркий и сильный журналист. И давно, вообще, живет в профессии. И программа действительно очень хорошая. Но как-то вот не смотрят почему-то «ОТР» у нас. Вот скажи мне, в чем тут проблема? Почему она на периферии сознания, эта кнопка? Объясни мне. Там же есть хорошие действительно программы.
И. Петровская
―
Для меня это тоже загадка – почему? При том, что это же в большинстве телевизоров на обычной кнопке. Может быть, потому то нет никакого вот такого агрессивного промоушена. Может быть, он был бы необходим. Может быть, потому что он такой все-таки очень спокойный и взвешенный, а наши зрители уже привыкли к тому, что должно брызгать с экрана слюнями, кровью. Не знаю. Надо подумать над этим феноменом.Почему в общем-то содержательный и в общем очень близкий к норме канал или просто нормальный…почему вот он не находит сегодня спроса, на который, в принципе, он вполне мог бы рассчитывать. Или, может быть, мы просто не знаем. Хотя, нет. Есть же и подсчеты, и рейтинги. Конечно, ни в какое сравнение не идет с основными каналами. Даже теми, которые на нас брызжут чем угодно, любыми субстанциями.
К. Ларина
―
Ты смотрела «Hard Day’s Night» с Акоповым?
И. Петровская
―
Да, но мы, к сожалению, уже не успеваем.
К. Ларина
―
Давай мы об этом поговорим. Это отдельная тема. Она мне кажется очень важной.
И. Петровская
―
Очень важной, очень любопытной.
К. Ларина
―
Давай возьмем, на следующей неделе поговорим про это. А вы посмотрите, кто не видел.
И. Петровская
―
Ставим галочку, да. Все, мы подошли к концу.
К. Ларина
―
Ну что, мы заканчиваем.
И. Петровская
―
Да. Давай начинай.
К. Ларина
―
У нас сегодня, 14 июля, день рождения замечательной актрисы и певицы, и выдающейся совершенно личности – Наташи Медведевой. Ей сегодня исполнилось бы всего 60 лет. Совсем молодой ушла из жизни – в 44 года. И я всегда с большой теплотой вспоминаю ее, поскольку человек был невероятно яркий, талантливый и очень уязвимый. Светлая ей память. И с ее голосом мы и завершим наш сегодняшний эфир.