Человек из телевизора - 2018-05-19
И. Петровская
―
Здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья. С вами «Человек из телевизора». Сегодня мы будем в прежней диспозиции. Удаленно у нас будет Ксения Ларина, но пока мы с ней налаживаем связь. В студии я, Ирина Петровская. И за режиссерским пультом Маша Бурсина. Средства связи тоже не изменились. Sms +7-985-970-45-45, твиттер аккаунт @vyzvon. Ютуб, конечно, канал. Который вы можете смотреть и также сопровождать это смотрение своими комментариями. И Ксения как всегда открыла в фейсбуке страничку «Человек из телевизора». Куда уже начинают поступать комментарии. Повторяю, что в ближайшее время мы рассчитываем воссоединиться с Ксенией Лариной. Всякое бывает. Техника не всегда нам в помощь. Но все равно мы я надеюсь, этого добьемся. Вопросы уже ваши начали поступать. Я вас искренне прошу быть как можно более активными. И задавать свои вопросы и комментировать возможно по тем адресам, которые я указала. Я, например, вижу на страничке в фейсбуке у Ксении, спрашивают, это такая актуальная тема. Просьба сообщить…
К. Ларина
―
Алло, алло.
И. Петровская
―
О, ура. Ты здесь.
К. Ларина
―
Я же в звуке есть, ребята, вы чего. Я всё это слушаю внимательно. Меня просто в картинке нет.
И. Петровская
―
Это уже большое счастье, потому что я в некоторый мандраж впала, предполагая, что мне придется солировать весь этот час. Слава богу…
К. Ларина
―
Нет, нет, я с тобой.
И. Петровская
―
Тогда давай здоровайся с нами.
К. Ларина
―
Я здороваюсь. Я внимательно прослушала твою речь прекрасную.
И. Петровская
―
Вступительную.
К. Ларина
―
Ты все правильно сказала, у меня есть в фейсбуке приглашение. Поэтому ты там уже чего-то читаешь…
И. Петровская
―
Я хотела прочитать то, что сейчас актуально, потому что это событие сегодняшнего дня. Нас спрашивают, где можно будет увидеть свадебную церемонию в Виндзоре. Принц Гарри сегодня женится. И где можно ее увидеть с переводом на русский язык. Я в курсе этой истории. Свадьбу не будут в прямой трансляции показывать главные каналы. Но я не исключаю, что в каком-то виде они все равно ее осветят. А вот прямую трансляцию вы можете посмотреть на двух наших каналах. Это «Пятница», я надеюсь, ваш телевизор принимает. И канал «Ю». При этом на канале «Ю», начиная практически… Вот я тебя уже увидела, ура, ура. Начиная практически с раннего утра, транслируют документальные фильмы - Принц Гарри, Принц Гарри и его невеста нынешняя Меган. А потом это все перерастает, переходит в прямую трансляцию. Не говоря уже о том, что конечно, будут все мировые вещатели. Они тоже здесь доступны. BBC с утра ведет трансляцию. И я думаю, что на многих других платформах, конечно, такое событие не останется незамеченным. Если кого-то интересует, почему мы считаем, что это событие, - весь мир почему-то считает, что это событие. По тому, как это красиво, зрелищно. Это как бы проповедует, пропагандирует те самые семейные ценности, которые сегодня подвергаются, прямо скажем, некоторой деформации. Ну и просто это такая сказка о принце на белом коне, который прискакал и нашел девушку Меган и сегодня она пойдет под венец и поэтому я думаю, я помню, как в 11-м году, когда женился старший принц Уильям, как это транслировали на Первом канале и на «России-24», с комментариями. С различными историями, как это в разные года и века длилось. Как традиция видоизменялась, а в основном она осталась прежней. Как красиво это было, как вокруг ликовали люди, которые специально собрались на эту церемонию, чтобы посмотреть, поприветствовать своего принца, а возможно будущего короля. В этом году, очевидно, из определенных политических обстоятельств главные каналы не стали планировать это. По крайней мере, в сетке вещания на Первом канале на это время стоит «Анна и король», остроумно по-своему. На Втором – вообще «Аншлаг». А «Россия-24» может быть и будет что-то такое в прямом эфире и транслировать, комментировать. Это я прокомментировала то, что сейчас происходит. А сама церемония начнется примерно в 13.00 по московскому времени.
К. Ларина
―
Я хотела, конечно, начать немножко по-другому наш сегодняшний эфир. Сегодня день на самом деле у нас какой-то очень тяжелый. Потому что накопилось очень много потерь к этой субботе. И каких-то тяжелых юбилейных дат. Сегодня пять лет как не стало Алексея Балабанова. Вернее вчера было – 18 мая. Не знаю, будет ли что-нибудь по этому поводу в телевизоре. Во всяком случае, я думаю, что мы обсудим фильм Юрия Дудя. Обязательно обсудим эту работу, документальный фильм, посвященный Алексею Балабанову. Который на этой неделе был показан на канале Юрия Дудя. Мне кажется, эта работа заслуживает отдельного разговора. Второе – сегодня день рождения Дани Дондурея.
И. Петровская
―
А совсем недавно была годовщина первая со дня его ухода.
К. Ларина
―
Да, человек, который, конечно, просто герой для нашей передачи. Человек, который жизнь свою посвятил этому исследованию человеческой души через телевизионный экран. И, наконец, сегодня в 13 часов 30 минут прощаются с Леной Греминой, которая скоропостижно ушла из жизни вслед за своим замечательным супругом Мишей Угаровым. И сегодня просто, поскольку время еще есть до начала гражданской панихиды, отпевания, я думаю, что если люди захотят приехать, пусть они это сделают. Полвторого в храме в Хохлах там, где отпевали и Мишу Угарова. Я так понимаю, что отпевать Лену будет также отец Алексей Уминский. И похоронена она будет там же, рядом с мужем на Троекуровском кладбище.
И. Петровская
―
Это Хохловский переулок. Я имею в виду церковь.
К. Ларина
―
Вот сегодня такой тяжелый какой-то день. Очень грустный. Ну, вот ты сказала про Балабанова, что можно что-то увидеть в телевизоре.
И. Петровская
―
То, что я видела уже – вчера и сегодня канал РЕН-ТВ, простите, но так уж совпало, объявил некоторую акцию памяти Алексея Балабанова. И вчера, правда, поздно вечером в 23.00 они показали документальный фильм, ему посвященный. На мой взгляд, как ныне принято в этой стилистике, когда в любом фильме и в любом высказывании и поступке того или иного творца находят постскриптум уже какие-то мистические невероятные обстоятельства. Перечисляли тех актеров, которые с ним работали и мистическим образом ушли из жизни. В общем, такое все это, конечно, с огромным налетом желтизны. А дальше они уже показывают фильмы. Вчера сразу после этого показали «Жмурки», от которых я неожиданно не могла оторваться. Потому что я как-то уже подзабыла. А теперь совсем другим взглядом смотрела. И следом фильм, единственное, я забыла, как он называется. Я его раньше видела, ты его видела, Рената Литвинова, Яценко…
К. Ларина
―
«Мне не больно».
И. Петровская
―
Да. А сегодня они должны показывать тоже чуть ли ни в течение всего дня «Брат», «Брат-2». Вот такую устроили акцию памяти Алексея Балабанова. Что касается других каналов, не могу пока сказать, будет ли что-то. И опять же в каком это будет виде. Но мы можем сейчас как раз поговорить о Дуде.
К. Ларина
―
Я просто хотела сказать еще одну вещь. Если говорить о Мише Угарове и Лене Греминой, мне кажется, что про них можно снять замечательный документальный фильм, про их любовь. То, что умеет делать Петя Шепотинник. Если бы у него было такое желание, я думаю, что можно найти какие-то архивные кадры. И сделать памяти этой удивительной пары талантливой, невероятно влюбленной такой фильм-посвящение, фильм памяти. И, пользуясь случаем, хочу сказать, что после нашего эфира я обязательно выложу у себя на страничке в фейсбуке маленький фильм Вари Фаэр, который был снят в начале нулевых, когда только-только начинался Театр.док. Это миниатюрный короткометражный фильм, который был в каком-то альманахе идиотском типа «Звезды России», но там как раз про Мишу и Лену очень точно все сказано. Они там разыгрывали маленький спектакль, обязательно посмотрите. После передачи обязательно выложу у себя на страничке. И там, кстати, есть щемящие вещи, там они рассуждают о том, что будет после их смерти. Через сто лет. А вот как все случилось. Ну вот, а что касается Дудя, да, безусловно, это, конечно, работа. Невероятно честная, как всегда у Дудя он говорит лишь о том, что его интересует самого лично и по-настоящему. И конечно, это взгляд совсем другого поколения. По сути там сколько ему, Дудю лет, около 30 где-то. Ир.
И. Петровская
―
Дудю чуть больше 30, года 32 примерно.
К. Ларина
―
Все равно другое поколение. Конечно, ровно на поколение. Потому что Балабанов ушел, ему было 55 лет, а этому чуть больше 30. И значит важно, конечно, что люди согласились беседовать с Юрием. Это очень важный момент. Потому что я не видела таких больших интервью нигде. С Надей Васильевой, женой Балабанова и его бессменным художником, которая работала на всех его фильмах. С Петей Балабановым, сын, очень интересный парень. С таким уважением, восторгом, восхищением говоривший о своем отце. И там, конечно, такие неожиданные вещи открывались про него. Потому что его представляли таким чернушным, мистическим режиссером. Мрачным. Депрессивным. А это было совсем не так. И, конечно, по тому, как рассказывал и Сергей Сельянов, продюсер Балабанова. Рассказывал о нем и о том ударе, который они все пережили, когда Алексея не стало. Было ясно, что они до сих пор переживают этот уход, эту трагедию. Эту потерю. И смириться с этим невозможно. Замечательная работа. Просто молодец.
И. Петровская
―
Тут нам пишут: «Обсудите обязательно эту работу Юрия Дудя». И есть реплика такая: «Жена Балабанова – потрясающее открытие». Действительно потрясающе. И вообще даже не знаю, как жанр определить. Вроде это и не кино, и не программа. Это вот какое-то такое коллективное по-своему у каждого свое воспоминание об Алексее Балабанове. И потрясающей искренности Надежды Васильевой, и когда ты это видишь, то ты понимаешь, что это частично пересекается с тем, о чем ты говорила. Вот когда люди, такое понимание, не знаю, как сформулировать, такое растворение, понимание человека, с которым она прожила какую-то часть жизни. И при этом ощущение, что все равно для нее он живой. И при этом она там ничего не драматизирует, нет никакого пафоса. Есть какой-то исключительной искренности рассказ о том, как они жили и понятно, что вопреки нашим представлениям о мрачности Алексея Балабанова, это была какая-то совершенно невероятная жизнь, полная любви, событий. И кстати, Сергей Сельянов тоже для меня открытие. Он был такой, всегда мне казалось достаточно замкнутый, закрытый человек, а тут именно воспоминания об Алексее Балабанове, он тоже как-то совершенно по-другому открылся. Безусловно, это заслуга Юрия Дудя, которому удается людей вывести на такую волну или как назвать - искренности.
К. Ларина
―
Да. Набор ведущего, автора. Здесь важен еще набор людей. Я думала, как человек собирался эту работу делать. Ведь у Алексея много кино, много людей из его окружения, которые его любили и знали. Много актеров, которые у него снимались. Вообще вокруг него какая-то клубилась очень бурная жизнь. Музыкантов много, мы знаем, как он любил рок-музыку, как пестовал, и у него были свои вкусы очень очевидные, которые всегда проявлялись в кино. Почему он выбрал именно, ну хорошо, ближний круг понятно, он выбрал жену и сына и прекрасно, что они согласились. Выбрал Сельянова как главного продюсера. Без Сельянова Балабанова бы не было.
И. Петровская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Должны все понимать. Который все позволял. Он изначально ему доверял. И когда уже у нас началась волна продюсерского кино, когда продюсеры должны были не только поддерживать своего режиссера, но и думать о прокате, о допусках, о цензуре, о чем угодно. О том, как это будет воспринято кем-то. Но как он ему доверял абсолютно и всегда. Что бы он ни предложил, он всегда ему говорил «да, это твое право художника». Но плюс к этому актрису, которую выбрал Дудь, это какое-то удивительное чутье у человека. Он выбрал Агнию Кузнецову, которая сыграла в фильме «Груз 200», совершенно невероятную по своей жути роль. Дебют такой для девочки молодой. Это, конечно, страшное просто. Я думаю, что она сейчас только понимает, в каком фильме она снялась. Потому что она сама про это вспоминала, что когда она работала, она не отдавала себе отчет, что это за кино. Про что этот фильм. Но мне кажется, что так правильно, что он взял не Серебрякова, не еще кого-то, а именно Агнию Кузнецову. В ней есть это соединение тех надежд, скажем так, которые существовали у Алексея Балабанова, надежд на свет, говорю банальности, но именно с этим у меня связан ее образ. И то, что она в итоге к сегодняшнему дню может сказать об этом режиссере, о его душе. О его устремлениях, о том, какой мир он вокруг себя выстраивал. Художественный. И сколько в нем отчаяния и скажем так, какой-то тоски невероятной. И как она это чувствует и понимает. Вообще умница. Просто замечательная. И еще, конечно, один герой очень важный из детства, который знал, как я понимаю Алексея еще до того, как они встретились с Надеждой, с женой. И лучше всего его знавший. Это Евгений Горенбург, человек, который с ним практически всю жизнь, его самый близкий друг, который с ним прожил всю жизнь с самых подростковых времен. Здорово, скажи. И больше никто не нужен и у тебя получается объемная картина человеческая. Это не киноведческая история, тут не надо ждать никаких попыток раскрыть смыслы его фильмов. Именно человеческая.
И. Петровская
―
Да, человеческая и еще мне кажется, тут еще какой-то и портрет времени, в котором и при котором и при тех возможностях, которые открывались в те годы, вообще стало возможно явление, не появление, а явление Балабанова. И Сельянов об этом говорит, что возник какой-то момент, когда стало понятно – можно снимать кино, можно реализовывать самые даже казалось бы, фантастические замыслы. И вот так совпало, что появились и художники, и продюсеры, и пусть даже кино в то время как казалось, оно загибается и ничего там хорошего не ждет, тем не менее, они использовали те возможности, которые это время подарило. Сегодня они снова схлопываются. Если не сказать, что уже схлопнулись. И портрет этого времени тоже там есть. Образ. Дух времени. Атмосфера. И там есть такой замечательный эпизод, когда Юрий Дудь спрашивает у Надежды Васильевой, жены: «А если бы Балабанов не пил, как вы думаете, он бы прожил, или жил сейчас или прожил дольше». И она совершенно без всякого пафоса говорит: «А что бы он тогда делал». Что бы он делал. И действительно сейчас представить в нынешней ситуации уже почти невозможно
К. Ларина
―
Ну не знаю. Он ушел всего лишь пять лет назад. Ситуация не сильно отличалась от сегодняшней.
И. Петровская
―
Отличалась. Сильно.
К. Ларина
―
Да нет.
И. Петровская
―
Послушай…
К. Ларина
―
Вспомни его последний фильм «Я тоже хочу», фильм, который про сегодняшний день. Про то, что случилось с родиной и с нами именно к сегодняшнему дню. Да, тогда еще не было вот этого «Крымнаш», еще не было Украины. Но ужас и какое-то человеческое уныние, которое всю атмосферу покрыло как этим снегом всю страну. Оно там есть. И это ощущение какой-то бездны черной, в которую катится наше общество. Тоже там это есть.
И. Петровская
―
Это давно у него было.
К. Ларина
―
Конечно. Поэтому я думаю, что если бы он сегодня снимал, просто он все сказал. Это другой вопрос. Тут, кстати, можно вернуться к этому мистическому РЕН-ТВ. Которое любит мистификации из всего устраивать. Наверное, здесь тоже какая-то доля мистики есть. Безусловно, в его уходе именно в 55 лет. И в том, что он все сказал этим фильмом. Последним. И даже то, что потом, если ты помнишь, через какое-то время после его смерти рухнула эта церковь, в которой они снимали фильм, которая их уносила. Это вообще удивительная вещь. Конечно, про демонов, которые его обуревали, здесь не было сказано, но они были в этом фильме, их тоже можно понять и услышать. Это может быть словами даже не описать. Те эпизоды, которые рассказывала и Надежда про какие-то как ты говоришь совершенно точно без всякого пафоса и надрыва, буднично рассказывала о том, что такое Балабанов. Как он приводил каких-то бомжей в квартиру, как он сам уходил из дома, и она его искала. Это все, конечно, есть в его фильмах. Это его существо. Человек, который жил абсолютно отдельно от мира, иногда прикидываясь, что он его часть. Это, конечно, удивительно. Предстоит еще много узнать об этом. Кстати, я хочу пользователей фейсбука отослать на страничку к Любе Аркус, главному редактору журнала «Сеанс». Которая как мы знаем, была очень близким Балабанову человеком. Другом. Вообще настоящим таким близким другом. И она у себя на страничке выложила несколько видеофрагментов, из которых как я поняла, в будущем будет фильм, посвященный Алексею.
И. Петровская
―
Да, я видела. И она обещает еще какие-то фрагменты выкладывать.
К. Ларина
―
Смотрите.
И. Петровская
―
Вообще, кстати, в сети появилось много, именно к этой дате очень интересных интервью, которые как-то или прошли в свое время не очень замеченными или может какие-то не были опубликованы. Действительно это какой-то невероятный такой образ вырисовывается из всего этого объемного материала. И я искренне сожалею, что многие наши зрители, возможно, не имеют возможности это смотреть, видеть.
К. Ларина
―
Почему? В Интернете.
И. Петровская
―
Надо для этого совершить некоторые усилия.
К. Ларина
―
Значит, надо совершить. А что, если у людей есть руки, ноги, глаза, голова и компьютер, то здесь ничего особенного делать и не нужно.
И. Петровская
―
Не у всех есть.
К. Ларина
―
Что, компьютера?
И. Петровская
―
Компьютера, голова тоже далеко не у всех.
К. Ларина
―
Значит, если нет головы и компьютера, значит и смотреть не надо. Ну что тут сделаешь. Ты же не можешь кинопередвижку пускать. Кстати, не все фильмы про Бориса Березовского посмотрят. Даже те, у кого есть руки, ноги и голова. Это отдельная история. Ты посмотрела, какую-то серию, Ир.
И. Петровская
―
Какую? Бориса Березовского. Давай сейчас прервемся на новости, а потом обязательно продолжим.НОВОСТИ
И. Петровская
―
Еще раз добрый день. В эфире «Человек из телевизора». С вами мы, бессменные на сегодняшний момент Ксения Ларина по скайпу. Я - Ирина Петровская в студии. Маша Бурсина за звукорежиссерским пультом. Ксюша, если позволишь, я отвечу на самый распространенный вопрос, который приходит, чтобы уже к ним не возвращаться. Многих интересует – почему неожиданно сняли с эфира Первого канала только что начавшийся второй сезон сериала «Практика».
К. Ларина
―
А что это такое, хоть напомни.
И. Петровская
―
Это медицинский сериал, как его позиционируют. Как бы из жизни клиники. В главной роли Ксения, по-моему, Глинка-Лаврова или Лаврова-Глинка. И все там связано, и любовь и всякие врачебные ошибки. Ну, мне казалось то, что наши зрители любят. Я первый, правда, сезон не смотрела. Но вот начался он буквально на этой неделе. Прошло 4 серии и вдруг заменяется это уже бывшим в эфире «Диверсант. Конец войны». Оказалось, что народ далеко не так активно как было, видимо, запланировано смотрел этот сериал. И по новой модной традиции, теперь уже практически, его быстренько сняли и заменили тем, что проходило всегда на ура и с успехом. На следующей неделе в программе значится «Практика», но, судя по анонсам, будет далеко не «Практика», а будет военный сериал.
К. Ларина
―
Кстати, актриса очень хорошая.
И. Петровская
―
Ровно в тот день, когда этот сериал уже сняли, она была у Ивана Урганта и рассказывала про то, какой замечательный сериал «Практика». Мне говорят, что по каналу «Москва-24» будут транслировать в прямом эфире королевскую свадьбу. Свадьба младшего брата младшего принца. Все восхищаются и я абсолютно присоединяюсь, это Людмила Петрушевская у Бориса Бермана и Эльдара Жандарева в «На ночь глядя» в четверг. Ты не видела?
К. Ларина
―
Я смотрела, я даже Боре написала записочку. Что я просто в восхищении.
И. Петровская
―
И я, более того, я не посмотрела в эфире и вчера, на ночь глядя, а точнее уже глубочайшей ночью, почти до трех утра я это смотрела и не могла оторваться.
К. Ларина
―
Я тоже вчера смотрела.
И. Петровская
―
Невероятный просто восхитительный эфир. То, как они весело, любовно общались, притом, понятно, что, наверное, Людмила Стефановна не простой собеседник.
К. Ларина
―
Не то слово.
И. Петровская
―
Но и то, как она реагировала и тот образ, хотя я думаю, это может быть уже не образ, это она и есть, в этом и прелесть этого интервью. Что они сумели как-то ее с разных сторон и открыть, и раскрыть. И ей выразить себя. И как точно они задавали вопросы. Как точно реагировали на какие-то ее реплики, когда было понятно, что она не хочет о чем-то говорить. В общем, правда, ну редчайший вот такого уровня и эфир, и гость, что самое интересное. Потому что, к сожалению, многие люди, наверное, тоже не подозревают, какого масштаба и уровня дарования сегодня с ними живут их соотечественники. Рядом фактически. Ну, вот в ночи, кто доживает или потом досматривает как мы, вот тогда иногда изредка такие жемчужины можно открыть и раскрыть для себя.
К. Ларина
―
Я, кстати, прочитала среди отзывов про этот эфир, и поняла, что надо его посмотреть. Тут она, конечно, из таких собеседников, которых надо просто отпустить. Вот как бы не надо искать логику в тех связках логических, которые она предлагает собеседнику. Отпустите ее, и мне кажется, что в какой-то момент Борис и Эльдар это сделали. И потом, конечно, важно, ты права, понимать, кто перед тобой. А уж Борис и Эльдар знают прекрасно, понимают масштаб личности Людмилы Петрушевской. А то, что касается ее образа, да, это ее образ публичный. Она так вышла к ним в эфир, именно в своем образе. В котором она обычно выступает в своем кабаре, она же и поет там. Очень смешные песенки. Кстати, было даже продемонстрировано в эфире, фрагмент из ее вечеров. Она дает такие концерты и, по-моему, очень удачно. В этом какое-то сочетание самоиронии, юмора. Молодец она короче. И эти кольца, я прям вообще обожаю это все. Этот образ, эти кольца, огромные на перчатках красных. И перчатки, которые даже локти закрывают. И эта шляпа. Ну чудо. И такая лукавая у нее улыбка. Она все время как будто подсмеивается над всем миром, над собой и над теми, кто ее смотрит, и кто ей задает вопросы. Молодец. Просто умница. Еще представь себе, сколько человеку лет.
И. Петровская
―
Так она и не скрывала. Она сама сказала, что скоро вот-вот будет 80.
К. Ларина
―
Просто молодчина. Но разговаривает непросто.
И. Петровская
―
Я впервые увидела фрагменты ее кабаре и поняла, что мне очень хочется туда попасть, когда это будет. Потому что действительно это какой-то отдельный жанр и действительно человек абсолютно ироничен, это не то что, вид такой есть, не будем указывать пальцем, но актрисы, которые поют на полном серьезе и считают себя певицами. Здесь это маленькие такие репризы. Практически…
К. Ларина
―
Ты же понимаешь, она там текст переписывает сама.
И. Петровская
―
Да, да. Старушка не спеша…
К. Ларина
―
Она придумывает новые слова.
И. Петровская
―
Вообще, сколько, извините за выражение, ипостасей тоже за один небольшой эфир Борис и Эльдар сумели как-то отразить, осветить. Потому что и работы ее живописные, и проза. И драматургия, и стихи. И это кабаре. Этот степ, который меня потряс, что человек на восьмом десятке пошел учиться степу. Для того чтобы, в частности, наверное, выступать в этом кабаре. Это невероятно. Все вместе это невероятно.
К. Ларина
―
И при этом путь, который этот писатель прошел, эта женщина удивительная с прямой спиной и без всяких жалоб прошла, советское время бесконечных запретов, цензуры, и мне кажется очень важно, что они об этом вспомнили в разговоре. Потому что этого никто не помнит, как запрещали спектакли по ее пьесам, как запрещали тексты публиковать в журналах. Как запрещали, рассыпали тиражи книг. Все уже про это забыли. А у человека практически отняли жизнь, судьбу. Сквозь асфальт прорастала практически как драматург. И это при том, обрати внимание, что они сказали очень точную вещь, когда говорили, как ее запрещали, не печатали. Но она им ответила на это: «Но меня все знали». Знала вся литературная страна. Потому что был Самиздат, потому что перепечатывали, друг другу передавали. И это, конечно, совсем другая жизнь, о которой все забыли. Такую мифологию советскую, которую нам сегодня выстраивают в телевизоре, вот здесь как раз тот самый случай, когда вдруг неожиданно правда настоящая прорвалась о том, что такое советская власть.
И. Петровская
―
Ну да.
К. Ларина
―
Что она творила с людьми
И. Петровская
―
В 34 опубликовали первый рассказ, а следующий - в 50. 16 лет – полный запрет. А когда они спросили, в чем причина была этого запрета, она эту прекрасную формулировку привела…
К. Ларина
―
Мое любимое. Неконтролируемый подтекст.
И. Петровская
―
Да, и еще, конечно, она вскользь эту тему упомянула, точно также эта прекрасная советская власть отняла у нее детство. Она была врагом народа. Дети врагов народа. Поэтому, несмотря на все это, на все обстоятельства жуткие жизни, привнесенные обстоятельства, конечно, вся ее какая-то уникальность и эта жизнь перед нами раскрылась. И это удивительного мастерства, отдадим должное именно мастерству интервьюеров, работа. Теперь мы можем перейти…
К. Ларина
―
Про Березовского.
И. Петровская
―
Мы говорим о том, что канал «Дождь», тоже, кстати, с использованием новых технологий и возможностей начал показывать, размещает на сайте, можно смотреть, безусловно, купив подписку, веб-сериал Андрея Лошака по книге Петра Авена «Березовский». Или «Время Березовского».
К. Ларина
―
«Время Березовского» называется.
И. Петровская
―
А в телевизионном варианте это называется «Березовский: кто это?» По сути, Андрей Лошак визуализировал то, что написано в книге. Но, конечно, с использованием некоторых визуальных не сказать эффектов, но это немножко другое. Я книгу не читала, потому что она меня немного испугала своим объемом. А сериал смотреть безумно интересно. Потому что тоже и время проступает очень отчетливо и объемно. И люди, которые сегодня еще живы и вполне в силе и то, как они говорят и что они говорят, и это тоже вызывает, в том числе разочарование. И конечно, главный герой, который является сегодня в официальной версии такой сатана, мелкий бес, а на самом деле тоже очень удивительно объемная фигура и очень точно соответствующая тому времени, когда он появился.
К. Ларина
―
Тут, конечно, путь непростой к фильму. Я имею в виду чисто механический. Я вчера пыталась смотреть уже следующие серии. И там чего-то: потяните вниз, остановитесь, пальцем проведите вправо. Это, конечно, мне кажется, они перемудрили немножко с технологией. Потом я посмотрела еще обсуждение, которое было после первой серии.
И. Петровская
―
Перед первой серией.
К. Ларина
―
Да, ну как бы презентацию. И в этом обсуждении принимали участие Андрей Лошак, Петр Авен, Юлий Дубов и кто-то еще.
И. Петровская
―
Станислав Белковский.
К. Ларина
―
Стас Белковский. И мне показалось все это достаточно уныло, скажу тебе честно. Как бы такого горячего спора, сколько там Аня Монгайт ни пыталась как-то их спровоцировать на какое-то столкновение мнений, чего-то как-то было… Белковский в своем репертуаре как-то пытался спровоцировать действительно тоже, в своей такой манере легковесной и своей попыткой какую-то драматургию выстроить разговора. Такую алогичную, странную, парадоксальную. Но как-то они его не подхватили. Я тебе скажу так, Ира.
И. Петровская
―
Говори.
К. Ларина
―
Я пока скажу честно, я пока разочарована. В отличие от фильма Юрия Дудя, который мы обсуждали, там тоже вроде бы говорящие головы. Но там настолько это пространство объемно, настолько плотность эмоций и каких-то впечатлений внутренних и противоречий и честности, что нет никакого навязывания образа, никто не выстраивает тебе тот образ, автор не подталкивает ни своих интервьюируемых к тому образу, который он себе уже нарисовал. Там все живое и настоящее. Здесь мне кажется, что Петр Авен как автор и книги вообще этого концепта, этого проекта просто подчиняет своим впечатлениям и своим выводам всех участников и книжки, и разговоров. И фильма. И Лошака тоже, кстати. Очень мне кажется, очень субъективная картина времени. Очень субъективное впечатление о человеке и при этом претендующее на объективность. Я немножко от него устала. Я думаю, зачем тогда все эти люди. Если ты хочешь сказать все, что ты думаешь про этого человека и про это время – напиши книжку от себя. Не надо людей мучить. Потому что книжку ты не читала. Я ее не всю прочитала. Какие-то главы, какие-то интервью прочитала. Которые мне были интересны. Как-то лихо все связано, вяжется повторю, очень субъективно. Мне этого не хватает. И второе, вернее первое, с чего я начала. То, что касается визуализации. Это черное полотно, в котором они все сидят, светящиеся эти головы в черноте бездны – ну как-то в этом нет какой-то энергетики. Все это очень стоячее какое-то. Нет какого-то движения внутреннего. Может быть, я еще не поймала какую-то фишку, которая в этом черном полотне заявлена. В этом образе. Не знаю. Ты не согласна. Тебе понравилось.
И. Петровская
―
Я не могу сказать, что мне понравилось. Мне интересно, поскольку, разумеется, и многое ты помнишь, знаешь и примерно представляешь, тут я согласна, да, что если бы Андрей Лошак сам по себе делал такую работу, наверное, он бы нашел другие ходы. Здесь именно проблема мне кажется в том, что как бы заказчик в широком смысле слова был как раз Петр Авен и он же и автор, соавтор и поэтому Андрей Лошак, очевидно, был вынужден как бы идти за ним, а не наоборот, увлекать его за собой.
К. Ларина
―
Выполнять его условия. Исполнять его музыку.
И. Петровская
―
Его представления реализовывать об, условно говоря, прекрасном. О той эстетике, которая ему кажется приемлемой. Но, тем не менее, все равно это не то что взахлеб, не та работа, которую мы уже много раз обсуждали. «Возраст несогласия», которую действительно смотришь взахлеб, она действительно наполнена энергией. И притом этой молодой энергией.
К. Ларина
―
Или фильм Веры Кричевской, если говорить о наборе про героя. Фильм про Бориса Немцова. Там тоже набор говорящих голов.
И. Петровская
―
Большинство такого рода работ.
К. Ларина
―
Но там есть какая-то хроника. Но там есть какая-то жизнь внутренняя, там человек за этим стоит, про которого они говорят. Он разный, а здесь как будто бы один человек, его глазами нам рассказывают про Березовского. Мало этого, еще такое ощущение, что он как бы руководит теми, кто с ним разговаривает. Кстати, Дубов один из немногих, кто пытается хоть как-то в какой-то спор вступать…
И. Петровская
―
Ну потому что еще…
К. Ларина
―
… с навязанным образом.
И. Петровская
―
…создает у него некоторое пространство, я не могу сказать, что остальные сильно не свободны, но в любом случае, именно потому что он не непосредственно контактирует, то, вероятно, там немножко другое у него ощущение от его участия другого какого-то воздуха.
К. Ларина
―
И потом, смотри, Ир...
И. Петровская
―
В любом случае все равно это интересно и я отдаю должное каналу «Дождь», их я бы сказала дерзости определенной, который обращается и к таким персонажам, и к такой истории. Дальше уже как это получилось, это уже другой вопрос. Но это все равно какая-то мне кажется важная работа и для в том числе понимания времени, понимания героя и понимания автора тоже.
К. Ларина
―
У нас песня стоит уже, ждет своего момента. Я так понимаю, что нужно ее запускать уже.
И. Петровская
―
Подводи к ней.
К. Ларина
―
Я долго думала, потому что действительно то, с чего мы начали, какой-то сегодня клубок трагедий именно сегодняшний день, вдруг выскочил главным фоном сегодняшнего дня. И в итоге песня у меня сложилась из последнего фильма Балабанова – «Я тоже хочу». Это песня «Душа». Это Леонид Федоров, даже не знаю, больше говорить ничего не надо. Просто вспомнить всех, кого мы потеряли за последние годы и с кем мы прощаемся сегодня. Как это все несправедливо.ПЕСНЯ