Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-09-22

22.09.2007

К. ЛАРИНА – Я вчера смотрела телевизор. Но не досидела до конца ТЭФИ. Это я говорю с Ириной Петровской уже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Действительно ни здрасти…

К. ЛАРИНА – Здравствуй, Ира Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здравствуй, Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА – И видела, с каким лицом ты это все делала. Ты чем-то была недовольна. Как голосующий академик ты чем-то была недовольна.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Там, в общем, среди, во всяком случае, тех своих коллег, с которыми я сидела, в принципе было немного довольных.

К. ЛАРИНА – Что смущало?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да много чего смущало. В первый раз, пожалуй, за все время существования ТЭФИ была какая-то на редкость, даже слово не подберу, но, пожалуй, скажу: тухлая атмосфера и ощущение абсолютной предопределенности всякого результата. Притом, что заметила ты или нет, потому что все-таки здесь в трансляции это было тяжелее заметить и вот эти фамилии тех, кто голосовал, они появлялись очень на короткий срок. А там чуть-чуть тоже быстро исчезали, но все-таки можно было примерно разглядеть, кто как голосует. Вот абсолютно цинично, без всяких даже попыток соблюсти приличия, начальники ли, подчиненные ли, тупо и упорно голосовали за свой собственный канал. Причем, независимо от того, на самом деле достойная там представлена программа, хотя на мой взгляд даже если достойная, но как-то мне кажется достойнее проявить определенную объективность что ли. Или не голосовать что ли, я не знаю, за ту программу, которая имеет к тебе конкретное отношение. И поэтому было все ощущение, что абсолютно все уже предопределено. И когда сходились еще на предыдущей в среду церемонии, несоразмерные вещи, просто то, возьмем «Завещание Ленина» и «Ленинград», то есть их сравнивать нельзя.

К. ЛАРИНА – «Завещание Ленина» это фильм Николая Досталя, который прошел на Втором канале. А «Ленинград» это продукция Первого канала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не продукция, просто то, что показано Первым каналом насколько я понимаю.

К. ЛАРИНА – Гламурное такое…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Гламурная блокада, если можно это допустить кощунственное словосочетание.

К. ЛАРИНА – Я думаю, в данном случае именно то и получилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть всем совершенно очевидно и все мы помним прекрасно, что «Ленинград» прошел даже, несмотря на то, что Первый канал умеет устраивать промоушен, сам себя рекламировать, тем не менее, это оказалось проходное событие и, слава богу, что прошел и прошел.

К. ЛАРИНА – Даже никто и не вспомнил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. И вдруг когда это сходится, это сошлось в трех номинациях «Лучшая сценарная работа», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая операторская работа», все, из тех, кто был выбран методом случайного тыка, как это называется, вдруг отдают предпочтение «Ленинграду». И, разумеется, большое количество моих коллег, членов Академии при этом все прекрасно понимают. Потому что есть все-таки профессиональные определенные критерии. А другой вопрос, что кто-то не смотрел ни это, ни другое. Но, тем не менее, то, что в данном случае имело в чистом виде место корпоративное солидарное голосование, нет никаких совершенно вопросов и это все однозначно. И вообще вот эта вот…ужасно было, почему и лица у многих были такие досадливо скорченные. Когда это выливается вдруг в такой бенефис Первого канала и лично, причем просто формулировки звучали, и лично все благодарили Константина Львовича. Но просто если девушка красива и в постели горяча, это личная заслуга Леонида Ильича. Вот здесь все это личная заслуга Константина Львовича. Причем доходит…

К. ЛАРИНА – Даже программа «Взгляд».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот именно. Доходит до анекдота, потому что как сказал коллега, сидевший недалеко и очень давно работавший еще в Гостелерадио, прекрасно она помнит, да и мы еще помним, что в то время, там тоже понимаешь, коллеги добрые, Константин Львович еще подметал просто во «Взгляде», не подметал, но какие-то кассеты подтаскивал, может быть какие-то первые сюжеты делал, но во всяком случае, заслуги мало того сказать, в создании, а потом и в существовании этой программы как-то в общем, не прослеживаются. При этом он назван третий, а Листьева вспоминают последним практически.

К. ЛАРИНА – Кстати, тогда удивило отсутствие еще одной фамилии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Двух.

К. ЛАРИНА – Живого и здорового человека, о котором даже никто не вспомнил и не позвал что ли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Политковского.

К. ЛАРИНА – Его не позвали, я не понимаю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По всей видимости, его не было на церемонии. А главное, что его даже никто не упомянул.

К. ЛАРИНА – В том-то все и дело. Дикость.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя вклад Политковского в программу «Взгляд» огромный.

К. ЛАРИНА – Тем более он здесь работает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Второго человека тебе назову. Как бы они к нему ни относились, давно произошел уже раскол…

К. ЛАРИНА – Мукусев тоже не назвали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он тоже несколько лет, первые, во всяком случае, не меньше чем два или три года работал абсолютно в таком режиме через неделю, по-моему, они с Политковским выходили.

К. ЛАРИНА – Очень странно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какая-то такая уже совершенно абсурдная дичь, а потом когда ты видишь, как они я просто сидела напротив и за ними наблюдала. Когда шло голосование по информационным программам и ведущим, сидят рядом Эрнст и Быстрицкий, это один из руководителей канала «Россия». И так пересмеиваясь, тычут в кнопки своих каналов. И я подумала, ну хорошо, ладно, вот вы там, у вас началась борьба «Вести», «Время». Ведущие «Вестей», «Времени» ну проявите хоть какое-то благородство и мужское великодушие и сами во-первых, это себе позвольте и во-вторых, дайте разрешение своим подчиненным уже в данном случае проголосовать по справедливости. Потому что с кем бы мы ни говорили, уже, когда церемония закончилась, все глубоко возмущены, шокированы, оскорблены за Марианну Максимовскую, которая опять пролетела. Причем она пролетела и в среду, когда просто программа вышла в финал и «Вести недели», причем слабый выпуск, что поразительно, ведь мы же не просто программе даем приз, а на конкурс выставляются определенные выпуски программы.

К. ЛАРИНА – «Вести недели» уже с новым ведущим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С новым ведущим слабый выпуск.

К. ЛАРИНА – Непонятно совершенно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем в этой же номинации была программа Томского телевидения «Час пик» с Юлией Мучник, просто эталонная информационно-аналитическая программа. Ноль ей поставили.

К. ЛАРИНА – За Максимовскую кто-нибудь проголосовал?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, конечно.

К. ЛАРИНА – Я уже не видела этого. Ты не голосовала здесь в этом блоке. Ты голосовала в развлекательных играх.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну конечно. Метод случайного тыка выбрал меня на развлекательные программы. Три было.

К. ЛАРИНА – Скажи свое голосование народу это интересно. Ты голосовала за «Минуту славы».

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня было следующее. Развлечение, юмор, у нас же много теперь развлечений. Их таким образом сортируют. Я проголосовала за «Смотрите, кто пришел», выиграл «Вечер с Максимом Галкиным». Что тоже странно, потому что, во-первых, в этом сезоне «Вечер с Максимом Галкиным» был крайне не регулярен, он всего несколько раз вышел. И хотя я очень хорошо отношусь к Максиму Галкину, и считаю его действительно человеком талантливым, но именно вот этот формат не был каким-то супероригинальным или открытием. Второе, «Развлечение, игра», тоже я потом задумалась, почему игра. Ни «Король ринга», ни «Минута славы», ни «Звезды на льду» это никакая не игра. Это конкурс. Хорошо, допустим, там много всяких претензий к формулировкам.

К. ЛАРИНА – Ты проголосовала за «Минуты славы».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но тут в общем, можно было и за все проголосовать. Но мне кажется, что «Минута славы», если все притом проекты Первого канала.

К. ЛАРИНА – Тоже для меня загадка была, когда три номинанта и все с одного канала. Как-то это совсем какой-то…

И. ПЕТРОВСКАЯ - И последнее там, где я совпала с остальными товарищами, с большинством. Это «Ведущий развлекательной программы». Там были Максим Галкин, Лолита и Цекало в «Двух звездах» и Иван Ургант в «Цирке со звездами». Вот я проголосовала за Урганта, и он прошел. Отчасти в том, что в этих развлекательных номинациях действительно абсолютно доминировал Первый, есть выражение объективной реальности. Потому что Первый действительно превратился в самого масштабного поставщика сегодняшних развлечений. Если мы просто навскидку посмотрим на предыдущий сезон, из развлечений у канала «Россия» был только этот ледовый проект, который уступил масштабу «Звезды на льду», у тех «Танцы на льду». Ну и все, пожалуй. На ТВЦ традиционно…

К. ЛАРИНА – А ТВЦ что-нибудь выставляло вообще, какие-то программы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На ТВЦ пять, хотела сказать Оскаров, пять ТЭФИ. Они получили их все в первый день в среду. И совершенно справедливо. Но что значит ТВЦ, три ТЭФИ получил фильм Сокурова «Элегия жизни. Ростропович и Вишневская». То, о чем мы говорили, когда он прошел в эфире. Это действительно было просто культурное событие, замечательное. И в данном случае, конечно, это призы Сокурову, потому что он получил и как лучший документальный фильм и за сценарий и за режиссуру. Нет, операторская и режиссура. Но при этом конечно, ТВЦ в данном случае следует отдать должное, что он поставил в эфир то, что остальные называют не формат. Фильм длился час 40, знаем мы прекрасно эту очень специфическую сокуровскую манеру, то, как сейчас никто вообще не снимает.

К. ЛАРИНА – В общем, за это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Сто вопросов взрослому» совершенно справедливо.

К. ЛАРИНА – А это разве их производство. Это же авторское телевидение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Неважно, ты не понимаешь, большинство программ, если так говорить буквально и формально, не производит канал. Это производят все разные продюсерские так называемые компании продакшн.

К. ЛАРИНА – То есть они там объявляют в номинациях, что производство такой-то компании представлено таким-то каналом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Иногда даже не канал представляет, а сама вот эта компания. Есть несколько вариантов представления. Но, разумеется, в зачет идет это тому каналу, который у себя это показал. Поэтому по этому зачету 5 ТЭФИ у ТВЦ. «Сто вопросов взрослому» и последнее за сценариста, сценарий документального фильма получил Леонид Млечин. Вот это пять то, что на счету у ТВЦ. Упомяну, что Первый канал получил по моим подсчетам, может быть я ошибаюсь, но 24 из 42.

К. ЛАРИНА – О чем ты говоришь. Если по сути это соревнование между Первым и Вторым. НТВ нет по определению. Потому что его вообще нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как ни странно, одна программа прошла. Если ты заметила. «Едим дома». Это НТВ показывает. Это не производит. Производит тоже компания. И тут даже не было упомянуто, что это НТВ, они видимо, сами выдвинулись и сами и получили.

К. ЛАРИНА – А СТС что-нибудь получил?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Получил одну, по-моему, ТЭФИ в среду за «Историю в деталях» Сергея Майорова. И ужасно обидно, что они вчера не получили как лучший репортер, был совершенно потрясающий репортаж, настоящий такой замечательный репортаж, Любовь Камырина у них есть корреспондент, она сделала репортаж из канадского городка, я только сейчас забыла название. Но наверняка сейчас подскажут. Это городок в Канаде. Где раньше, когда не было беспосадочных рейсов в Америку, садились все рейсы на дозаправку. Естественно, не Ганновер, не могу сейчас вспомнить. На букву «г», все его знают, потому что те, кто летал в то время, именно там садились. И 11 сентября, когда случилось все с башнями-близнецами, и когда Америка закрыла воздушное пространство, то все рейсы, которые были на подлете к Америке, стали переправлять туда. Хотя аэропорт уже в то время превратился в такой небольшой аэропорт местного значения. И дальше люди, которые там, представляешь, немыслимое количество рейсов со всего мира, они провели 5 или 6 дней и вся история про то, как их принимал этот аэропорт и этот малюсенький городочек в Канаде. Как разбирали людей по домам. Как местные жители…

К. ЛАРИНА – Как пропустили, это было на каком…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это был спецвыпуск «Истории в деталях». Полгода, может назад. А мы-то смотрели потом уже в работах представленных. И там множество свидетельств снято и тогда на видеокамеру, камеру мобильного телефона, местные жители, местный мэр, который это все рассказывал про то, как подружились многие люди. И про то, как в общем, этот городок пытался скрасить эти страшнейшие дни. Ну страшнейшие может быть не в такой степени, как в Нью-Йорке было страшное в самой Америке, но мы знаем, что такое просидеть даже 5 часов в аэропорту, тут люди реально провели в городке 5-6 дней. И вот как весь город всем миром что называется, пытался как-то украсить жизнь этих пассажиров. Ну, а сейчас опять все маленький городок, аэропорт местного значения. Потрясающе, очень качественно, профессионально, интересно сделанная работа. Тоже ее, к сожалению не заметили.

К. ЛАРИНА – Скажи, пожалуйста, а РЕН-ТВ что-нибудь получило?

И. ПЕТРОВСКАЯ - РЕН-ТВ получило одну ТЭФИ за фильм наших с тобой знакомцев давних Оксаны Барковской и Игоря Прокопенко. Документальный сериал военный называется «Проклятые забытые», по-моему. Нет, «Пленные», ну неважно, посмотрю потом.

К. ЛАРИНА – Получается, совершенно неожиданная была, я не поняла, как произошло, что получила ТЭФИ «Совершенно секретно» за фильм «Анна Политковская. Последнее интервью».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут нет ничего особенно неожиданного. Это как раз последние всплески такого корпоративного благородства, потому что и Этери Левиева, продюсер главный компании «Совершенно секретно» точно совершенно определила, что этот ТЭФИ собственно Ане. И это такая память об Ане, зал даже встал и более того, я потом в Интернете вчера прочитала, что фильм самой Политковской получил ТЭФИ. Конечно это никакой не фильм самой Политковской. Вот это исключение. Этот фильм «Убить Анну» был показан на Пятом питерском канале. НТВ одна – «Едим дома». Одна – СТС, одна – РЕН-ТВ. И по нескольку ТВЦ.

К. ЛАРИНА – А за вклад?

И. ПЕТРОВСКАЯ - За вклад получил Николай Николаевич Дроздов, это был единственный…

К. ЛАРИНА – А Кириллов ничего не получил?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кириллов уже получал.

К. ЛАРИНА – Когда? За вклад?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, или за вклад или спецприз, но, по-моему, за вклад.

К. ЛАРИНА – Как-то его не отметили, человек только 75 лет отметил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он один раз дается. Кириллов был отмечен, я точно знаю.

К. ЛАРИНА – Хоть поздравили бы человека со сцены.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это вообще в голову не приходит. Раньше вспоминали тех, кто ушел за этот период. Скажем, Валентина Михайловна Леонтьева точно ушла в этом сезоне. И это всегда было какой-то традицией помянуть тех коллег, которые ушли. Николай Николаевич Дроздов единственный, кто вообще привнес в эту страшно какую-то тухлую атмосферу этой церемонии, теплоту, естественность, эмоциональность…

К. ЛАРИНА – Но спел плохо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это неважно, как он спел. Когда человек волнуется, но главное, что он был сам собой. Он ничего из себя вообще никогда не строит. Это тот редчайший случай телевизионный.

К. ЛАРИНА – И как бы Познер сопротивлялся. Падало его реноме стремительно до уровня простого народа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что Николай Николаевич тоже не простак, хотя и очень любит этот образ.

К. ЛАРИНА – В этой игре было такое обаяние…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты обратила внимание, что он сказал, я спою песню и как бы ничто не предвещало: ничего на свете лучше нету, а закончил: нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы, посмотрев на Познера, сказал: правда, Володя.

К. ЛАРИНА – Сопротивлялся Владимир Владимирович.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это личный вклад безусловный. Но с другой стороны, Николай Николаевич, безусловно, достойнейший человек и нет вопросов. Вот это тоже такая определенная тенденция нашего времени. То есть демонстративно не замечать какие-то или даже не замечать, а именно так точно выбрать, что точно ни с каких сторон не придерешься. Животные, милейший, всеми любимый человек. А я знаю, что не только знаю, а просто владею точной информацией, что огромное количество людей, только мы никогда не узнаем, сколько в процентном отношении выдвинули на вклад на эту премию за вклад Манану Асламазян за личный вклад в развитие телевидения. И, в общем, почти никто не сомневался, что конечно это не пройдет. Но были случаи, когда давали и две премии за вклад года два назад, например, получили Ирена Стефановна Лесневская и Лев Николаев.

К. ЛАРИНА – Это акция поддержки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, еще 2-3 года назад за вклад получил три, наверное, Леонид Парфенов, как раз в тот момент…

К. ЛАРИНА – Когда его уже закрыли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да закрытый Леонид Парфенов. И это была какая-то акция солидарности и попытка выразить свое отношение к происходящему. Савик Шустер за закрытую «Свободу слова».

К. ЛАРИНА – Ира, вот это самое главное то, что сквозило сквозь все щели.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Всем все равно.

К. ЛАРИНА – Полный развал человеческих взаимоотношений.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот я тебе говорю, всем абсолютно все равно. Вот как в прошлый раз мы сидели с Михаилом Михайловичем Козаковым, он говорит, что наступило такое время, когда что бы ни говорили, у тебя фильм не приняли, ну и что. И вот здесь было такое, получил кто-то: ну и что. Не получил: ну и что. Ну, несколько бузотеров там пытались чего-то говорить, Володя Молчанов после того, как прокатили Марьяну, демонстративно встал и вышел, но этой демонстрации тоже никто не заметил.

К. ЛАРИНА – А по телевизору показали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как он вышел? Да нет, конечно, там все равно кто-то переходит куда-то.

К. ЛАРИНА – Сейчас новости, единственное что нам осталось в этой жизни – делать новости.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну и что.

К. ЛАРИНА – Потом возвращаемся, и я попрошу наших слушателей подготовиться и задать несколько вопросов Ирине Петровской именно на тему ТЭФИ. Все-таки давайте воспользуемся моментом, Ира Петровская мало того, что телекритик, она еще и член Академии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Избранная не в последний набор, а в тот, когда еще было ощущение, что Академия может чего-то значить.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Еще раз повторю, что мы задержимся на теме ТЭФИ. Кого раздражает эта тема, можете выйти покурить, и вернуться когда вам будет интересно. Сейчас несколько вопросов от вас, дорогие друзья. Телефон 363-36-59 именно по ТЭФИ. Все, что вам интересно узнать из первых рук. О том, что вы, может быть, не увидели по телевидению. Здесь смешной вопрос от Сергея из Барнаула, он хороший мужик, но вопрос очень смешно сформулирован: а что за метаморфоза произошла с телеакадемиками. Дать первую премию лубочной, пропагандистской, абсолютно предвзятой однобокой замалчивающей правду программе «Время» это же стыд и позор. То есть человек искренне недоумевает, что случилось с людьми.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это абсолютный стыд и позор. Тем более что я еще раз повторю, те подходы, которые предлагают и пытаются методично внедрять те же Эрнст и руководители каналов, что это самая широко охватная программа, ее смотрят миллионы. Или «Вести» те же примерно миллионы смотрят. Это совершенно не подход академии. Рейтинги это ваше дело что называется. Измеряйте, покупайте и продавайте свое рекламное время. Академия была, изначально создавалась для того, чтобы поддерживать те, как сейчас можно говорить, тренды, то есть направления развития. Ту тенденцию, которая будет благотворно влиять вообще на телевидение как институт. Поэтому если мы даем, мы, потому что, что же сделаешь, вот мы члены академии, хотя 21 человек методом случайного тыка это тоже страннейшая вещь. Тем более открытое голосование. Но если академия отмечает программу «Время», значит она тем самым фиксирует, что это идеальная модель новостей. Это эталон. И это направление, в котором должны развиваться все остальные новости. Если академия отмечает Петра Толстого, то тем самым отмечает то, что…

К. ЛАРИНА – Аналитика.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот такой аналитик теперь должен быть на экране, который в прошлый раз программу начал со слов: главным героем этой недели стал тот, кто и должен был им стать. Президент, конечно же, Владимир Владимирович Путин. Мы закрепляем, что этот тип аналитика оптимальный, может быть они правы, для нынешнего времени оптимальный. Но уникальную программу Марианны Максимовскую и саму Марианну Максимовскую, которая неважно, потому что дана где-то сверху отмашка, чтобы были вот эти островки некоторой свободы на телевидении, но многие люди даже если есть отмашки, боятся сами до такой степени и уже самоцензурируются до такой степени, что будь отмашка, не будь отмашка или какой-то карт-бланш, все равно будут перестраховываться. Эти ребята вся команда во главе с Марьяной, я думаю, в большой степени их руководитель Орджоникидзе, они это делают. Сколько им это еще позволят, не позволят, другой вопрос. Но не поддержать это мне кажется, что это просто не скажу, конечно, преступление, преступление намного больше в других всяких областях. Но это и недальновидно и очень несправедливо и очень неблагородно и очень непрофессионально.

К. ЛАРИНА – Недостойно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И ужасно недостойно.

К. ЛАРИНА – Возвращаемся к моему предложению. Послушать несколько телефонных звонков. Только по ТЭФИ вопросы. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это беспокоит Нина из Санкт-Петербурга. У меня вопрос такой. Может виновато все-таки открытое голосование. Было бы тайное и всеми академикам. Люди слабы, боятся.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я с вами совершенно Нина, согласна, потому что уже третий, по-моему, год эта система открытого голосования действует и именного, поименного.

К. ЛАРИНА – Раньше были такие интриги, когда было тайное голосование. Было интересно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как выяснилось, предполагалось, что эта открытость наоборот даст возможность максимально выразить себя разным людям и показать свои взгляды и пристрастия. Нет, абсолютно выяснилось, что система глубоко порочна. И или тогда и/или руководители каналов вообще не должны быть в академии и не сидеть здесь и не контролировать. Хотя не все были руководители, Олега Добродеева не было, но это неважно. Уже давно ставился вопрос, что может быть руководители каналов вообще не должны состоять в академии. Потому что иначе получается такой синклит Политбюро, который, собственно говоря, все и решает. Или все-таки и я знаю, что вчера эти голоса раздавались, не знаю, до какой степени люди готовы отстаивать это свое предложение и свою точку зрения, все-таки выступить с инициативой прекратить эту историю с открытым голосованием и сделать голосование тайным. Пусть даже на этих пультах, пусть во время церемонии. И чтобы конечно эти данные никаким образом не могли попасть в руки начальников.

К. ЛАРИНА – Распечатки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Множество людей, мы это знаем, просто неудобно это передавать, все сегодня боятся за свою профессиональную жизнь и судьбу, множество людей испытывают давление со стороны своего руководства. Их строят реально. Чтобы они голосовали именно так, а не иначе. И я понимаю их прекрасно, если ты сидишь вот так под софитами и должен голосовать три варианта, и среди них есть твой канал, и на тебя смотрят эти прекрасные добрые глаза твоего непосредственного или высокого руководителя, ты трижды задумаешься. Потому что сегодня вылет с этой работы с этого телевидения для многих означает уже волчий билет. Никто больше не возьмет.

К. ЛАРИНА – Еще звонок.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Алина из Москвы. Добрый день Ирина, добрый день Ксения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Ирина, вы сейчас говорили о том, что ваша Академия должна поддерживать тенденции телевидения, которое благотворно влияет на нашу жизнь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не на жизнь, на телевидение в первую очередь.

СЛУШАТЕЛЬ – А как ни «Культура» канал, который вообще не был упомянут…

К. ЛАРИНА – Кстати, даже не спросила. Да, Алина, спасибо, что подсказали. Действительно я пропустила, а была вообще «Культура»?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Была. Получили они реально, я боюсь ошибиться сейчас, у меня лежит целый талмуд, но не буду пока листать, как лучший сценарист программы «Острова» про Корнея Чуковского, по-моему, Ирина Изволова. И получила как лучшая музыкальная программа, как называется это «Вечер с Башметом»…

К. ЛАРИНА – «Вокзал мечты».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, да. Башмета. Да, по-моему, честно говоря, и все. Знаю, что номинировалась «Культурная революция», но в этой номинации ток-шоу победил «Закрытый показ». И честно говоря, здесь у меня как раз…

К. ЛАРИНА – С помощью Владимира Познера опять же. Он же голос свой отдал «Закрытому показу», потому что та было равное количество голосов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Но в данном случае я не могу, скажем, обвинять Познера в подсуживании своему каналу, потому что действительно «Закрытый показ» как мы уже много раз с тобой говорили, и приз критики получил, все-таки стал определенным событием минувшего сезона. Попытка возрождения дискуссии, через кино о смыслах, о нынешней реальности. Чего действительно мало. «Культурная революция» она, что называется ровная. Которая седьмой сезон существует.

К. ЛАРИНА – Освоенный формат.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И, к сожалению, а может и к счастью, кто его знает, она как бы не двигается никуда.

К. ЛАРИНА – Там какой-то клуб появился.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Клуб да, я тут была на записи и мне вручили такой орден, значок.

К. ЛАРИНА – А что это значит?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да ничего не значит.

К. ЛАРИНА – Масонская ложа такая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отмечают тех, кто был более трех раз на программе «Культурная революция». Это говорю тебе, без пафоса. Мне очень нравится вообще эта группа, которая делает «Культурную революцию», там все ужасно четко, есть такие компании, которые хорошо, приятно работают. Короче говоря, да, канал «Культура», но мы видим, опять же в этот тренд он сегодня не попадает. И фактически это зафиксировано то же самое соотношение канальное, которое есть в соотношении рейтингов. То есть у одного канала рейтинг зашкаливает, у другого меньше, у третьего еще меньше. Доли и так далее. Ну и вот канал «Культура» сюда же и попал. Но опять же признаемся, что в минувшем сезоне у канала «Культура» тоже не было практически никаких новых событий.

К. ЛАРИНА – Да, кроме прямых трансляций уникальных концертов, которым не дают ТЭФИ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А большинство программ «Культуры», которые мы все знаем и любим, они так или иначе в разные годы ТЭФИ получали.

К. ЛАРИНА – То есть премьер громких не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Громких не было. Они держатся очень хорошо на разовых программах, на каких-то циклах. Но вот такая история, в общем,

К. ЛАРИНА – Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Кирилл из Рыбинска. У меня такой вопрос. Не были ли отмечены другие каналы альтернативные, например…, РБК-ТВ, то есть не такие федеральные, которые у всех на слуху и которые уже всем надоели.

К. ЛАРИНА – Поняли вопрос, спасибо, Кирилл.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, Кирилл. Они даже не дошли…

К. ЛАРИНА – А RTVi не было в этот раз?

И. ПЕТРОВСКАЯ - RTVi был Андрей Норкин в номинации «Ведущий». Но там буквально какие-то считанные голоса получил…

К. ЛАРИНА – А вообще они выдвигаются, на первом этапе ты видела представителей программы, которые представлены каналами кабельного телевидения, спутникового.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет. В этот раз было из нового, что появилось не в шорт-листе, а в общем списке – «Russia Today» были программы.

К. ЛАРИНА – Спутниковый канал, значит можно тогда. И РБК-ТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но шансов у них попасть, я теперь понимаю, при нынешней системе нынешнего состава академии голосования практически ноль. И вчера как раз когда все закончилось, мы стояли с РЕН-ТВ и говорили об этом, что при этой системе у маленьких каналов шансов минимально. Потому что если мы просто возьмем объективно списочный состав Академии нынешний, их теперь до черта там, 280 что ли человек, потому что был большой набор, то примерно 50% это Первый канал. Разные профессии, хорошо, плохо, не знаю. Но раньше было ощущение некой твоей персональной ответственности. И люди, которые входили в Академию, они дорожили еще именем и репутацией. Потому что потом обсуждали: это такой-то проголосовал за это. Это безобразие. А сейчас Пупкин проголосовал за Хрюпкина. И что? Когда объявляют, я совершенно без снобизма говорю, я понимаю, что телевидение это огромное количество профессий, людей, но…

К. ЛАРИНА – Хотелось бы знать, кто это. Правда?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, часто даже не знаешь, кто это.

К. ЛАРИНА – А академики ты тоже не знаешь, кто это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я про Академию говорю. Когда по гильдиям голосуют, операторы за операторов, продюсеры за продюсеров, дизайнеры за дизайнеров, это правильно. Когда только еще идет определение номинантов. Потому что я например, честно скажу, я не очень понимаю, как оценивать работу звукорежиссера. Ну не понимаю. Это все-таки вещь такая очень специальная. Поэтому важно, что привлечены из Академии разные профессионалы. Но с другой стороны я точно также понимаю, что при этом выборочном голосовании, если звуковики, дизайнеры при всем моем огромном к ним уважении, будут голосовать за информационно-аналитическую программу, даже если они будут по справедливости, то у них свой какой-то другой угол зрения, например. Точно так же как если за лучшего оператора будут голосовать, оператора ладно, это более очевидные вещи, того же звукорежиссера будут голосовать члены Академии, которые ведут музыкальное, опять же они еще могут это понять…

К. ЛАРИНА – Это спорный момент, Ира. Существуют такие номинации, не первая ТЭФИ, не с нее все началось. В Оскаре существуют и шумовики и звуковики…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно.

К. ЛАРИНА – И судят их не шумовики, не звуковики. А члены Академии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Члены Академии, которых много. И судят тайно. А не 21 человек. И в этот 21 могут попасть, когда идет номинация, как я в прошлом году, еще было даже 13, попала в номинацию эфирный промоушен, дизайн канала. И что-то там еще. Ну, вот честно вам скажу, что я бы предпочла все-таки судить нечто, что имеет смысл для меня. Конечно, эфирный промоушен, дизайн канала очень важен. Но я не могу это судить профессионально. И я отдаю себе в этом отчет. По картинке да…

К. ЛАРИНА – Как зритель. Что красивше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я могу, как зритель оценить это лучше, что красивше именно.

К. ЛАРИНА – Алло. Еще звонок.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Геннадий из Москвы. Вы знаете, я здесь видел один раз по телевидению, что у Эрнста были неприятности года 3-4, у него такое лицо было взволнованное. В общем, трусливое, по-русски говоря. Вообще мне кажется это конечно неоднозначно, вы не любите своих коллег судить. Но у меня вопрос к Ирине. А не было такого коллективного, чтобы академикам такого уровня как вы, взять, плюнуть и уйти.

К. ЛАРИНА – Ах, вы сорвали с языка. Я хотела этот вопрос задать последним в сегодняшней передаче. Ну вопрос, который просится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень вопрос такой сложный.

К. ЛАРИНА – Не участвовать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай. Очень сложный вопрос.

К. ЛАРИНА – Умыть руки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, сколько процентов людей, которые могут судить при всем притом со стороны, не вовлеченные в эти корпоративные процессы. Их очень немного. Хорошо, да, все ушли. И я думаю, что многие только об этом и мечтают. Я имею в виду в самой Академии. Чтобы остались уже, вообще академия между Первым и Вторым каналом поделенная. И иногда пустить кого-нибудь, ТВЦ и по одному СТС, может быть. С одной стороны да, правда, чем дальше, тем больше возникает такое желание.

К. ЛАРИНА – Давай напомним историю, когда аналогичный случай происходил с вашей академией, когда письмо вы подписывали. Когда это было?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тогда не было желания уйти, а было желание…

К. ЛАРИНА – Это была попытка хоть как-то заявить особое мнение свое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было три, наверное, года назад, когда выгнали Парфенова, когда все это происходило и со «Свободой слова».

К. ЛАРИНА – Группа академиков озаботилась.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На общем собрании Академии Эдуард Михайлович Сагалаев предложил, потому что было ощущение, что как-то все потихонечку превращаются в такое стадо, которое очень покорно идет на этот самый убой. В ближайшее время. Или если не на убой, то в загон. И он эту идею высказал. И сказал, что как ему кажется, мы должны выразить Академии свое отношение к тому, что происходит сегодня на каналах с ущемлением прав граждан на свободу слова, с ущемлением профессионалов и права высказывать ими свою точку зрения. И свое видение. И, в общем, эту идею поддержали. Я помню, что меня делегировали как бы в партнеры Эдуарда Михайловича как человека пишущего, чтобы это письмо составить.

К. ЛАРИНА – Тогда еще Ирена Стефановна Лесневская возглавляла канал РЕН-ТВ. Еще были какие-то силы в телевизионном пространстве.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но, тем не менее, набралось тогда, до сих пор неизвестно точно, сколько, но 35 что ли, 34-35 человек из списочного состава в то время 130 с чем-то. Это письмо никто не стал нигде читать.

К. ЛАРИНА – А вы хотели его зачитать на церемонии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Была идея такая, что его зачитают на церемонии. Но потом сказали следующим образом, что поскольку меньшинство это письмо подписало, то и нет смысла…

К. ЛАРИНА – Засуньте его себе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, примерно так: засуньте. Засунули в газеты, я помню, «Московские новости» об этом написали. Я в «Известиях» об этом написала.

К. ЛАРИНА – Да мы тут его читали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здесь его читали. Это ни к чему не привело. Ты знаешь, это была естественно не попытка академиков защитить Манану Асламазян, это была идея коллег Мананы и ее подопечных, в частности наших томских ребят не в частности, а в первую очередь… Тоже я должна сказать, что члены Академии далеко не все высказали, таким образом свою поддержку. А некоторые еще коллеги, прекрасные партнеры и соратники еще говорили, нет дыма без огня и сама виновата. Мы тоже это помним и знаем. Забыв вообще всю историю отношений, даже если представить, что там какая-то была провинность человека. Все равно есть некоторые, в данном случае я бы поддержала корпоративные именно отношения к тому, что человека загнобили, организацию уничтожили. И фактически человека отправили в эмиграцию, в которую он не хотел ехать. Поэтому все эти письма, может быть сейчас там какое-то количество людей сорганизуется и, скажем, выступит с идеей все-таки ввести обратно, как говорят дети, вернуть тайное голосование.

К. ЛАРИНА – Но что-то делать надо. Вернемся к этому эпизоду, который как я понимаю, не показали в телетрансляции, когда Владимир Молчанов покинул высокое собрание в знак протеста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он сидел на этом месте, он встал и вышел.

К. ЛАРИНА – Он сидел за пультом?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, он не за пультом. Просто в зале.

К. ЛАРИНА – Он не просто вышел, раз все поняли, почему не вышел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что он потом просто в кулуарах объяснил, почему.

К. ЛАРИНА – Он же не просто бочком: извините, извините.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не бочком. Просто встал и вышел. Да и вообще когда озвучили это решение: не Марина Максимовская, а Петр Толстой, то те люди, которые вокруг меня сидели, кто-то аккуратно, но выматерился, кто-то ударил себя по коленке, кто-то сказал: стыд и позор.

К. ЛАРИНА – Значит, есть такие люди.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Свистнули. Безусловно.

К. ЛАРИНА – Так где же они?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но они в этот момент, таким образом замысловатым получилось, что методом случайного тыка не попали в это число выбранных академиков. А даже ли бы они и попали, они не делают погоды в ситуации, когда все равно Первый будет голосовать за Первый, Второй - за Второй. И так далее. Причем, опять же повторю – демонстративно. Не то что, скрываясь и стесняясь.

К. ЛАРИНА – У нас еще есть время на пару звонков по ТЭФИ. Ирина Петровская, еще раз напомню академик.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, академик это очень не хорошо. Член академии. Ну, какие академики кислых щей.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Дмитрий из Санкт-Петербурга. У меня такой вопрос. На что влияет, когда выбирают ТЭФИ.

К. ЛАРИНА – Ни на что.

СЛУШАТЕЛЬ – Зачем тогда за это так борются, не понимаю.

К. ЛАРИНА – Сейчас Ира скажет, простите, что я влезла с ответом. Потому что я тоже вчера об этом подумала, я же нервничаю, как все нормальные люди. Сколько угодно можно говорить пошли они все на фиг, но ты же сидишь, все же меня трясет, уже колотушка бьет. Потом вспомнила, что это ничего не дает. Ведь сколько мы вспоминаем людей, закрытым программам уже давали ТЭФИ. Не спасло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще бывало прекрасно: дали ТЭФИ, а тем более немедленно закрыли программу.

К. ЛАРИНА – Никого не спасает абсолютно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, ни индульгенция, безусловно…

К. ЛАРИНА – У Ирены Стефановны сколько этих ТЭФИ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. По-хорошему если бы мы жили в нормальной ситуации, нормальной стране, имели нормальное телевидение, это было бы просто такой отметкой репутации твоей и твоего профессионализма. Это в первую очередь. И все эти крики о рейтингах, массовости не имею к этому никакого отношения. Потому что как мы уже много раз говорили, по этой логике всегда должен побеждать Петросян, «Аншлаг»…

К. ЛАРИНА – Народные передачи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И все, что у нас называется так называемыми народными.

К. ЛАРИНА – То есть, по сути, это подтверждение твоего профессионального мастерства. Уровня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По большому счету. То есть это по высокой, это гамбургский счет, должен быть гамбургский счет. То есть когда судят без всяких скидок на то, что у тебя было мало денег, много денег, была у тебя возможность что-то делать, не было возможности, вот мы имеем результат. И этот результат оказался значительным, профессионалы считают его очень важным для развития телевидения. И профессионалы, вынося свой вердикт, и вручая эту премию, говорят: молодец, так держать. И если другие поддержат это направление, то замечательно, наше телевидение будет прекрасным, свободным и профессиональным. Но конечно так не получается. Это все именно что выродилось, изначально тоже много было из элементов «ярмарки тщеславия». А сейчас тем более. Правда, действительно я теперь уже тоже не могу понять, ну чего это вы так радуетесь, да, Первый канал получил 24 ТЭФИ. Ну и что? И что получили вы гору этого железа. И что? Ну, только сказать, что нас не догонишь, как этот их пром-ролик. Да, в данном случае действительно мало у кого было шансов догнать. Но это ни на что не повлияет. Как решит в одних случаях сам руководитель канала, в других случаях ему еще сверху чего-то подскажут, так и будет. Ни одна программа не задержится в эфире, если на то не будет…

К. ЛАРИНА – Никакой ТЭФИ не спасет.

И. ПЕТРОВСКАЯ -…верхней высшей воли. А высшая мы знаем, откуда она исходит. Никакой ТЭФИ не спасет.

К. ЛАРИНА – Здесь очень много реплик как будто под копирку написанные выражения на тему: ТЭФИ это репетиция перед выборами. В какой-то степени да, декабрьские выборы в ГД. Есть две партии дозволенные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тогда да, есть в этом. Но только репутация, в каком смысле. Некая модель такая. Когда голосуют, как сказали…

К. ЛАРИНА – И потом в спорной ситуации выходит Владимир Владимирович на сцену и говорит: «Закрытый показ».

И. ПЕТРОВСКАЯ - И опять же повторю, «Закрытый показ» это было справедливое решение, но в целом есть свой Владимир Владимирович, свои две партии, и есть мелкие, которые немножко добавляют ощущение некоторой многопартийности и демократичности. Вообще должна сказать, самое забавное, что те несколько раз, когда вчера со сцены звучало слово «демократия» вызывало, в общем, совершенно истерический смех в зале. Я поняла, что в устах телевизионщиков это уже слово оно комический имеет оттенок. Михаил Сергеевич что-то такое говорил по поводу демократии. Хотят, показывают, хотят, не показывают. Но больше не показывают. Не знаю, вошло ли это, я не с самого начала смотрела трансляцию.

К. ЛАРИНА – Этого не было. Но он про другое сказал, тоже очень изящно пошутил по поводу того, что раньше они интервью хотели у меня брать и спрашивали разрешение, а сегодня я никому типа не нужен. Сегодня я готов, но никому из них это не нужно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я еще раз повторяю, когда Николай Николаевич сказал, у нас же демократия и все дружно заржали. Понимая, что Николай Николаевич очень удачно пошутил. Очень точно и в жилу.

К. ЛАРИНА – А банкет-то был?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, банкета не было. Был маленький легкий фуршет перед началом, где немножко совсем было напитков.

К. ЛАРИНА – А почему все это называется концертный зал «Россия» в Лужниках.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю.

К. ЛАРИНА – Я была потрясена, я первый раз слышала эту формулу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе страшное скажу. Я первый раз в Лужниках была.

К. ЛАРИНА – А там было написано, концерт…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это огромнейшая территория и если человек без машины, например, то мне кажется, там можно потеряться и бродить еще полтора часа, от метро идти минут, по-моему, 40. В общем, крайне неудачное место на мой взгляд.

К. ЛАРИНА – Но концертный зал «Россия» в Лужниках.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какой-то холодный. Пустой.

К. ЛАРИНА – Там же фигурное катание проходит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там проходит?

К. ЛАРИНА – Конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот я сидела практически на катке.

К. ЛАРИНА – Ну конечно. Поэтому и холодно. Трибуны вокруг.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как-то скользко, склизко.

К. ЛАРИНА – То есть ты сидела просто в центре льда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Фактически да. Ледовый чертог.

К. ЛАРИНА – Ирина Петровская, академик телевизионной Академии, я, кстати, напомню нашим слушателям…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Член Академии, Ксюша. Формулируй правильно.

К. ЛАРИНА – В эту Академию приняли еще с недавних пор коллег Ирины Петровской по цеху, телекритическому.

К. ЛАРИНА – Анна Качкаева.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему коллег? Одну коллегу.

К. ЛАРИНА – А Елена Афанасьева?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ее принимали как коллегу, а сейчас она уже представитель Первого канала, поэтому мне кажется, о слове «критик» в этой ситуации хорошо бы немножко на некоторое время забыть.

К. ЛАРИНА – Кстати, я предлагаю продолжить тему ТЭФИ, мы это сделаем, во-первых, сегодня же в программе «Культурный шок». Мы заодно узнаем, как проголосовал вновь новоиспеченный академик Анна Качкаева. И завтра Елена Афанасьева в «Телехранителе» тоже можете у нее поинтересоваться, как она проголосовала. Как член академии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему ты не хочешь сказать нормальное слово: член Академии. Академик это Академия наук. А мы все, извините, простые члены. Некоторые не простые.

К. ЛАРИНА – Хорошо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024