Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-03-25

25.03.2006

25 марта 2006 г.

11:10-12:00

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Человек из телевизора»

Гость студии: Ирина Петровская

Эфир ведет: Ксения Ларина

К.ЛАРИНА: Вот мы о высоком будем говорить. Правда же, Ирина Петровская?

И.ПЕТРОВСКАЯ: А мы всегда только о высоком, чтобы кто чего не подумал.

К.ЛАРИНА: О высоком, да. Итак, о высоком на телевидении и о низком, наверное, тоже в программе «Человек из телевизора». Ирина Петровская, Ксения Ларина и наши слушатели и телевизионные зрители. На пейджере 725-66-33 и на телефонах прямого эфира 783-90-25 и 783-90-26. Я уже говорила, что… советовала всем нашим слушателям – тем, кто не прочитал, вернуться в пятницу и открыть газету «Известия» и прочитать колонку Ирины Петровской, поскольку мне представляется, что это программная статья, благодаря прощалке Владимира Владимировича Познера, до которой я не дожила, к сожалению, Ира…

И.ПЕТРОВСКАЯ: А ты говорила ему, что ты обычно только прощалки и смотришь…

К.ЛАРИНА: Ну, вот видишь, тут настолько был глушняк такой с этой энергетикой, что я не выдержала и не вернулась на прощалку. И считаю, что много потеряла. Ну, давай для тех, кто не смотрел и не читал, все-таки напомним, что послужило поводом для написания этого текста твоего. Это проблемный текст, мне кажется, очень важный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, на самом деле поводом послужило сразу несколько сюжетов, которые мне показались возвратом в какие-то самые наши гнусные времена, притом времена информационных войн тоже, когда не гнушались ничем. Но непосредственным поводом, конечно, как сейчас для многих фильм «Спокойной ночи и удачи», который в другом варианте называется «Доброй ночи и удачи»…

К.ЛАРИНА: Ты посмотрела?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и, ну, даже не судьба Эда Мюрроу, который является главным героем, а те вопросы, которые этот фильм вызывает. Мы не будем сейчас к ним возвращаться, потому что об этом очень подробно говорили в «Телехранителе» Елена Афанасьева со своими гостями Ириной Ясиной, Марьяной Максимовской, Маргаритой Симоньян. Это вопрос об ответственности, о миссии журналистики – те вопросы, которые действительно наша журналистика, как мне кажется, давно себе не задает. У нас существует сегодня в таком режиме «чего изволите?», она, как мы знаем, в общем, если говорить о политической журналистике, об аналитической журналистике, которая формирует мировоззрение…

К.ЛАРИНА: …телевизионной журналистике…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно, телевизионной, потому что главный герой – хотя там шире, чем телевизионная, но поскольку речь идет о телевизионном канале и герой – телевизионный журналист, и другие герои – продюсер и владелец, то волей-неволей мы говорим о телевидении и более того, конечно же, по силе воздействия, ну, по всему, по охвату хотя бы телевидение, безусловно, не идет ни в какое сравнение ни с каким другим средством массовой информации и даже, может быть, даже с проводным радио. Сегодня во всяком случае. И поэтому, когда действительно после чрезвычайно тягостной и унылой программы об энергетике, после двухнедельного перерыва, потому что было 8 марта, но почему-то программа «Времена» в воскресенье, когда было уже далеко от 8 марта, она не вышла, – ну, я думаю, что здесь вина не Владимира Владимировича, а программистов, потому что ее даже в программе не было, в сетке, я имею в виду – и вот он вдруг решил задать вопрос, именно отталкиваясь от фильма, который он тоже посмотрел, который ему понравился, и вдруг начал задавать вопросы: «А чем мы, политические журналисты, занимаемся на телевидении? А для кого мы работаем – для себя, или для карьеры, или для власти, или для начальства? И должны ли мы предоставлять зрителям честную объективную информацию? Над этими вопросами всем нам следует подумать». Ну, в общем, действительно, особенно по сравнению с тем, что мы только что видели, революционного просто звучания прощалка, только «Кому вопросы?» - хочется спросить. Вот это хороший такой способ остаться во всем белом, когда все остальные неизвестно в чем – задать вопросы и не дать на них ответы. А ответы в результате дает телевидение каждодневно и ежечасно.

К.ЛАРИНА: В том числе и программа «Времена», кстати.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В том числе… ну, в меньшей, может быть, степени программа «Времена», потому что она…

К.ЛАРИНА: …уклоняется, она уклоняется от ответов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: У нее другой способ, да. Она как бы вот проговаривает либо в прощалках, либо, наоборот, в началках, когда говорится: «Произошли такие-то события…»

К.ЛАРИНА: «Такие интересные события произошли»!

И.ПЕТРОВСКАЯ: «…а мы сегодня зато поговорим об энергетике, потому что в это же самое время произошла встреча министров энергетики в Москве, министров энергетики «большой восьмерки». И дальше, ну, мухи дохнут, такое производственное, в общем, совещание. Там зажигать только пробовал, как всегда, Михаил Леонтьев, но и даже на этом фоне…

К.ЛАРИНА: И то устал.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и он, в общем, не особенно прозвучал. И – чего ты меня перебила?

К.ЛАРИНА: Зато на эти вопросы – твоя драматургия…

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, да.

К.ЛАРИНА: …какая в статье? – на эти вопросы отвечали коллеги Владимира Познера по телевидению.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Причем этим же вечером буквально. Практически вот эти все примеры, которые мне показались совершенно вопиющими, – это все впечатления одного вечера. Это сюжет о Сычеве. Точнее даже это сюжет, который защищает Министерство обороны от Сычева и от военных прокуроров, которые ведут свое расследование. И те же люди, тот же, скажем, главком сухопутных войск, который несколько месяцев – или когда это произошло, недавно совсем – назад извинялся перед матерью, хотя даже не извинялся, он произнес такое очень, я бы сказала, нейтральное слово: «Я сожалею о случившемся»…

К.ЛАРИНА: «Ай’м сорри».

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Ай’м сорри», - именно. Теперь он уверяет – да, и там полетели головы, и сняли начальника, и всё, и по горячим следам подтвердилось, что это все-таки был факт дедовщины, может быть, не прямого избиения…

К.ЛАРИНА: «Был бы здоровый, – у них логика такая, – ничего бы не случилось».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, абсолютно, именно логика такая – выявлено наследственное заболевание. И дальше больше всего меня поразила логика военврача, который говорит, что вот таджики и узбеки всю жизнь сидят на корточках, и с ними ничего не происходит. Поэтому если бы не это заболевание, то хоть бы он там, я не знаю, весь год сидел на корточках, ничего бы не случилось. И самое главное, что вот лежит этот парень, который по-прежнему, судя по всему, все равно еще на этой грани – жизни и смерти, потому что заболевание какое-то чудовищное, ему все время делают все новые и новые операции, у него открылось желудочное кровотечение. И нам сообщают, что никого кроме матери в реанимацию не пускают, но тут же находится съемочная группа, которая еще дополнительно создает ему еще шоковый вот этот вот… шоковые обстоятельства.

К.ЛАРИНА: То есть они проникли в палату?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно, они снимают в палате лежащего мальчика, абсолютно серого, еле шевелящего губами, который произносит слова: «Как бы нет…»: было ли избиение? – «Как бы нет». Ну, он вообще, поскольку не один раз какие-то слова говорил, то он «как бы» прибавляет к любой фразе и вообще, судя по всему, не оратор, не говорун, а уж в этой ситуации вообще едва, что называется, языком ворочает. И вот эти уши заказные лезут просто из всех щелей. И это первое впечатление шокирующее. Потому что, ну, хорошо, ну, хотя бы трагедию не трогайте, оставьте хотя бы до суда – может быть, там выяснится что-то уже, и свидетельства будут, и, наверное, мальчик матери сказал больше, чем вам скажет, а мать говорит: «Да, сидел на корточках».

К.ЛАРИНА: С другой стороны – давай просто, чтобы мы успели еще кое-какие примеры из ответов на вопросы Владимира Познера.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, поразительный совершенно пример в духе…

К.ЛАРИНА: Про Украину.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже не Украина, а меня больше всего поразил сюжет про «Родину» и Рогозина…

К.ЛАРИНА: Да уж.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …в программе Петра Толстого «Время» информационно-итоговой, я не могу назвать ее аналитической. И это мне напомнило сюжет предыдущий какой-то из предвыборной кампании предыдущей, даже не самой предыдущей, а там две предвыборные кампании назад…

К.ЛАРИНА: Про Явлинского и голубых, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Когда нам показали сюжет, когда в некоем клубе, гей-клубе, некие геи призывают голосовать за партию «Яблоко». Потом девушка, которая делала этот сюжет, она была студенткой моей коллеги на журфаке, она вообще ушла из профессии, она стала музыкантом. И она вот рассказывала своему преподавателю, что, ну, вот поступил такой заказ, сделать такой сюжет – она как бы, ничтоже сумняшеся, поехала, сняла, сделала, но потом ей до такой степени это все обрыдло, что она очень скоро вообще ушла не просто с телевидения, но и из профессии. Но новые подрастают, новые. Берется некий юноша, которого называют скинхедом Андреем, и якобы скрытой камерой снимают, как он идет записываться в партию «Родина». При этом он камеру видит. Да, вот тут какая-то странная логика – он вроде как, что, засланный казачок? Нет, нам об этом не говорят. Он вроде реальный. И он корреспондентов ведет, и никто в штабе этой партии не смущается тем, что он в нацистской символике у него одежда и характерные шнурованные башмаки, прекраснейшим образом его записывают. Дальше это продолжается в доме – у якобы скинхеда, якобы в доме у скинхеда Андрея, где рядом стоят два больших портрета – Гитлер и Рогозин.

К.ЛАРИНА: Ну, понятно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И он рассказывает, что вот посмотрите, какой волевой подбородок, какой это настоящий вождь.

К.ЛАРИНА: То есть «Это мой герой», да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Дальше, значит, там все вместе в одну кучу свалено, что он боролся вроде бы, пришел в политику на волне борьбы с олигархами, а его бывшая секретарша рассказывает, на самом деле они сами чуть ли не олигархи все в этой партии, состоятельные, ездят на хороших автомобилях, и даже один из состоятельных избирателей подарил Рогозину часы за 20 тысяч долларов. Дальше еще что-то, и заканчивается это опять в квартире у скинхеда Андрея, который говорит: «Если его выгонят из партии, мы его, конечно, возьмем к себе типа вождем». Ну, просто, я не знаю, на кого это рассчитано. При том, что я… тут меня трудно заподозрить в симпатиях к «Родине»…

К.ЛАРИНА: Зачем? А зачем, скажи?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как?

К.ЛАРИНА: Дело в том, что давай напомним…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Идет мочилово…

К.ЛАРИНА: …все-таки, что Дмитрий Рогозин ушел с поста председателя…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это он сейчас ушел, в тот момент он еще не ушел.

К.ЛАРИНА: Вчера было продолжение буквально в какой-то новостной программе – то ли Первой, то ли Второй, не суть важно – когда представители «Единой России» уже объявили начало активной борьбы с проявлениями фашизма и ксенофобии в нашей стране. И первым звонком, конечно же, первым будет уход с поста генерального секретаря партии «Родина» Дмитрия Рогозина, который позорит светлое имя депутата Государственной думы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, между прочим, он вот… это же дитя такое кремлевское, выращенное дитя. А все это называется – вот слепили своими руками. Сейчас, видимо, он вышел из-под контроля…

К.ЛАРИНА: Он не нужен. Да. Нет, он им просто больше не нужен.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Или не нужен, или проявил какие-то амбиции, которые не входили в планы тех, кто вот это формировал, но в любом случае, ну, наверное, можно устроить ту же дискуссию в конце концов на эту тему, как это принято в цивилизованных странах, и разобрать по пунктам, по всему тому, что сделано этой партией…

К.ЛАРИНА: Да даже дело не в этом, Ира. Я тебе другой пример приведу более яркий – когда были все эти антисемитские письма от депутатов Государственной думы, ни одна программа – ни «Время», ни не «Время», никакая, ни «Вести недели» – никто всерьез этой проблемой не озаботился, никто всерьез не поднял этот вопрос. И, кстати, и коллеги из Государственной думы тоже.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, были там попытки. Я помню, «К барьеру» там были какие-то…

К.ЛАРИНА: Ну, брось ты. Кампании же не было, а сейчас кампанию устроили.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но кампании как таковой, конечно, не было. Нет, ну, конечно, кампания, но просто я говорю о том, какие топорные методы, как бы не гнушаясь ничем.

К.ЛАРИНА: Да. Для кого-то топорные – для тебя, а для кого-то это действует.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, кажется мне, это очевидно даже, я не знаю, какой-нибудь дремучей бабушке, что это все подстава и инсценировка. Ну, и наконец, конечно, опять же наш просто уже постоянный герой…

К.ЛАРИНА: Мамонтов?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …мы уже в прошлый раз про него говорили, господин Мамонтов, который, несмотря на то, что уже и опровержение… кстати, вот эту знаменательную «Свободу слова» Савика Шустера в Киеве…

К.ЛАРИНА: С Павловским и Жириновским?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …с участием Павловского, Жириновского, Ольги Романовой ее вывесили на одном из сайтов и я ее прочитала. Там действительно министр обороны Украины говорит о том, что послали опровержение, что нету того, о чем говорит Мамонтов, на территории Украины.

К.ЛАРИНА: Тюрем ЦРУ?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, хорошо, даже допустим, он бы чего-то нашел, но дайте факты, все равно в любом расследовании – сначала факт, а потом уже домыслы. Вначале все равно первичен факт, ты его потом можешь как угодно поворачивать, если у тебя есть какая-то иная задача, кроме того чтобы честно, объективно, беспристрастно, своевременно – я цитирую Владимира Владимировича Познера – проинформировать зрителей. Но в данном случае, ну, вилами по воде просто, ничего нет, ни одного факта, какие-то анонимки, невнятные свидетельства невнятных свидетелей, и это все тоже выдается под грифом «Расследование» и «Совершенно секретно», хотя на самом деле абсолютно очевидно, что это явная абсолютно заказуха вот к…

К.ЛАРИНА: …к выборам…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …приуроченная к выборам.

К.ЛАРИНА: Нет, то, что касается выборов, это вообще просто какая-то вакханалия голубых флагов на всех каналах федеральных, раскрутка опять Януковича.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А самое главное, что вообще понять ничего нельзя.

К.ЛАРИНА: Я вообще не понимаю, как не стыдно опять на те же грабли наступать, зачем же это делать, опять орать про «оранжевую чуму»? Как не стыдно? И опять то же самое нам показывают. Такое дежавю – я смотрю, это то же самое мы наблюдались, когда были выборы президента.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсобютно.

К.ЛАРИНА: Обкакались потом. Обкакались по полной программе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и потом пришлось налаживать отношения между прочим.

К.ЛАРИНА: Да, да, товарищи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот это все сподвигло меня…

К.ЛАРИНА: Хотя ты же понимаешь прекрасно, мы сейчас говорим про телевизор, но это же все такие фитюльки и пешки, и они даже вообще об этом не задумываются, мне кажется, во те самые исполнители, которые это исполняют по телевизору.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, исполнители могут сколько угодно не задумываться, хотя тогда действительно непонятно, почему они называются этим гордым словом «журналист». Но, очевидно, задумываются конструкторы, технологи, которые все это придумывают.

К.ЛАРИНА: А ты вчера видела… вчера видела… опять забыла, я путаю все время Первый и Второй канал – мне это простительно, если говорить о новостях?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Многие путают.

К.ЛАРИНА: Можно, меня простят за это? По поводу Белоруссии, событий в Белоруссии и разгона митинга представителей оппозиции на Октябрьской площади.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, не видела, к сожалению.

К.ЛАРИНА: Вот как построена интрига программы новостной – либо «Время», либо «Вести», не важно, тоже для меня абсолютно не важно, одно и то же – значит, показывают, что, как организовано, за 15 минут было все это убрано, никаких фактов насилия не было, люди организовано сели на корточки (опять про эти корточки я вспомнила), взялись за руки, и их по одному оттаскивали в специально приспособленные для этого машины милицейские, и через 15 минут площадь была пуста и чиста. А вот во Франции слезоточивый газ применяют, молодежь, которая бунтует, она бедная получает в ответ слезоточивый газ и дубинки – вот он звериный оскал капитализма!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно верно. Это новая еще одна – то есть не новая…

К.ЛАРИНА: Это новая старая.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …определенная тенденция – показать, как у них там ужасно.

К.ЛАРИНА: Ужасно. Да-да-да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Для сравнения – что вот все-таки посмотрите…

К.ЛАРИНА: А у нас как все.

И.ПЕТРОВСКАЯ: … у нас-то еще так все очень цивилизованно.

К.ЛАРИНА: Да. Никто никого не обижает, не трогает. Никаких актов физического насилия и физического воздействия. Все чинно и организованно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Ну…

К.ЛАРИНА: Совок Совокович Совоков.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Заключая эту же тему теми же словами вот этого вот легендарного человека Эда Мюрроу, который вступил в свое время в бой, в схватку, в борьбу с сенатором всесильным Макарти и победил его, он в своей речи знаменитой говорил…

К.ЛАРИНА: Ну, процитируй его.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот я не могу сейчас тебе сказать совсем точно, но смысл в том, что…

К.ЛАРИНА: «Если через 20 лет…»

И.ПЕТРОВСКАЯ: …если исследователи СМИ через 20 лет увидят наши программы всех трех каналов, они поймут, в какой трусости и упадке завязло наше телевидение – вот что-то в этом духе. И поэтому надо сказать, что это куда более, наверное, для Америки 50-ых, правда, середины 50-ых годов было и опасно, и важно проговорить этому человеку, который в конечном итоге действительно потом был уволен и остался без работы. Но тем не менее он пошел на это, осознавая свою вот эту ответственность и миссию и не задавая риторических вопросов. Потому что эти вопросы, к сожалению, вот так произнесенные, они риторические. При этом вроде как уже смелость. Я даже где-то уже прочитала – вот, только один человек такие вопросы ставит. Ну…

К.ЛАРИНА: Кто?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …толку ли то? Владимир Владимирович Познер. А толку ли ставить, если предыдущее все не отвечает на эти вопросы, а напротив, отвечает вот так, как, наверное, ему бы очень не хотелось. При всем моем, я повторю, уважении. Да, я все понимаю, люди вынуждены приспосабливаться к обстоятельствам, люди вынуждены играть по правилам, по которым их принуждают играть. Но есть некие авторитеты в профессии, скажем, которым, мне кажется, и дозволено что-то говорить больше, чем остальным, и более того – они обязаны это говорить. Потому что иначе авторитетов вообще не останется.

К.ЛАРИНА: А их уже нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что когда наш тот же Владимир Владимирович Познер на встречах с региональными молодыми журналистами говорит им, как надо, а потом они его спрашивают: «А как на самом деле?» - вот как в его профессии, в его нынешней ситуации, и он говорит: «Я абсолютно свободен», - тогда у них возникает страшное чувство противоречия: если ты человек абсолютно свободный, то почему вот столько – эти, эти и эти разные темы, они повисают, а мы в результате обсуждаем проблемы энергетики, может быть, очень важные, но если бы не произошло другого. Ну, скажем, я не знаю – в субботу похоронили одного диктатора, в воскресенье в другой стране избрали другого.

К.ЛАРИНА: Ну, подожди, но тот же Владимир Познер тебе на это ответит: «Ирина, ну, вы же все понимаете».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я все понимаю. Но тогда не надо декларировать, тогда не надо эти вопросы в конце задавать, потому что они выглядят в лучшем случае, в лучшем – я повторю – лукавством и желанием остаться вот в белом. А если вы задаете такие вопросы, то тогда надо соответствовать. Соответствовать и своим примером на эти вопросы отвечать – не тем, что ты чего-то не делаешь, а тем, что ты пытаешься чего-то делать: сказать, говорить. Ну, мне так кажется, потому что об этом действительно вот этот фильм, как ни странно, который говорит о событиях уже более чем полувековой давности…

К.ЛАРИНА: Да и в другой стране.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и в другой стране, он всколыхнул – хотя и, конечно, в узких профессиональных кругах – вот эту минидискуссию – хотя кто там с кем дискутирует? – хотя бы, ну, разговор, небольшой разговор…

К.ЛАРИНА: …на эту тему…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …о том, для чего действительно существует эта профессия.

К.ЛАРИНА: Ты знаешь, когда через 20 или 50 лет будут опять же по нашим средствам массовой информации изучать наше время, то в истории останется, что единственный человек в это время на телевидении озаботился этими вопросами – это был Владимир Познер.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Но хочется тогда какого-то продолжения, а не только риторических вопросов, которые задаются в конце и не имеют ни малейшего отношения к тому, что происходит в предыдущие 40 минут.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Мы продолжаем нашу программу с Ириной Петровской. Для того, чтобы все-таки вас услышать, мы давайте сейчас 3-4 звонка примем в прямом эфире. 783-90-25 – Москва и 783-90-26 – телефон для тех, кто не в Москве живет. И потом еще продолжим разговор, потому что хотелось бы еще на некоторые программы прошедшей недели обратить и ваше, и наше внимание. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алле, это «Эхо Москвы»?

К.ЛАРИНА: Да, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Мне очень хочется поговорить с Ириной Петровской.

К.ЛАРИНА: Вы в прямом эфире. Говорите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Дело в том, что мы все по пятницам покупаем газету ради статьи Ирины Петровской. И вдруг в двух номерах – вот последний номер был за 10 марта – вместо статьи Ирины Петровской на странице 5, как всегда, то есть не как всегда, а вместо нее была напечатана реклама саратовских колбас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А скажите, пожалуйста, вы из Саратова?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, да. Мне объяснили эту историю.

К.ЛАРИНА: Сейчас мы вам все расскажем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как раз мне ответсекретарь написала по электронной почте, что это была инициатива ваших местных, ну, приложение к «Известиям» саратовское издается местной группой. И это была их инициатива, и они сняли всю полосу и поместили там свою рекламу. После чего, как мне сказал ответсекретарь, и мне это было чрезвычайно приятно, пол-Саратова звонили в «Известия» и требовали вернуть меня. Ну, вот вы – подтверждение. Спасибо большое. Это была исключительная техническая оплошность…

К.ЛАРИНА: Это не цензура?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно не цензура. И именно по вине саратовских деятелей.

К.ЛАРИНА: Спасибо. Следующий звонок, пожалуйста. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алле, доброе утро. Меня зовут Михаил. Я из Санкт-Петербурга. И я бы хотел поговорить немножко про телевидение, скажем так, иностранное. Вот «Евроньюс» показывали сюжет из Белоруссии, и такое ощущение, что в Белоруссии происходили события, понимаете, сильнее, чем в Париже. Камера такая была, знаете, показывала снизу, что куча людей, массовые выступления… хотя это на большой площади небольшая кучка людей…

К.ЛАРИНА: Скажите, Михаил... А вам какая камера приятнее – та, которая на Первом канале была, или та, которая на «Евроньюс»?

МИХАИЛ: Знаете, ну, зная о том, что на этой площади было немного народу и видя, как «Евроньюс» это показывал, я считаю, что «Евроньюс», скажем так, показывал совершенно необъективно. И более того, я могу сказать следующее, что в сюжете по «Евроньюс» показали, как на этой площади среди этих людей находятся послы, по-моему, Англии, Франции, других государств.

К.ЛАРИНА: Да.

МИХАИЛ: Я вот представил себе посла России на антивоенной демонстрации в Вашингтоне против войны в Ираке – что бы тогда было? А тут эти послы, этих стран позволяют себе участвовать…

К.ЛАРИНА: Ну, во-первых, давайте все-таки…

МИХАИЛ: …вмешательство фактически во внутренние дела другой страны.

К.ЛАРИНА: Минуточку. Давайте мы все-таки будем объективны…

МИХАИЛ: И это… Одну секунду.

К.ЛАРИНА: Подождите секундочку. Михаил, вы меня слышите?

МИХАИЛ: Да.

К.ЛАРИНА: Давайте все-таки будем объективны – дело в том, что тех, кого вы называете послами, они как раз представители от наблюдателей ОБСЕ – это те самые…

МИХАИЛ: Нет, это официальные послы…

К.ЛАРИНА: Да, официальные послы. Ну, а почему…

МИХАИЛ: Официальные дипломаты не имеют права вмешиваться в дела другой страны.

К.ЛАРИНА: Они не вмешивались во внутреннюю жизнь.

МИХАИЛ: Они подстрекали людей…

К.ЛАРИНА: Ничего подобного. Я просто видела этот же сюжет по «Евроньюс».

И.ПЕТРОВСКАЯ: И я видела.

К.ЛАРИНА: И Ира вот видела – никого они не подстрекали. А то вы думаете, вы один все смотрели, уважаемый Михаил. Они как раз – их пытались спровоцировать на подстрекательство – они на это очень четко отвечали, что мы здесь находимся как частные лица. Вот и все. Насколько я помню. Я этот сюжет видела. А уж что касается камеры сверху или снизу, я вас отсылаю – вот сегодня вечером у Андрея Черкизова будут на «Кухне» наши коллеги – Оксана Пашина и Марина Максимова, наши корреспонденты, которые все эти 3-4 дня находились в центре города Минска. И они вам скажут, где была объективная картинка – на Первом канале или на канале «Евроньюс», или, может быть, на белорусском телевидении, оно тоже кое-что показывало.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А я также отсылаю на очень многие сайты в Интернете, а также в некоторые газеты – например, «Новую», где были подробные репортажи их корреспондентов, корреспондентов газет – люди находились там прямо, в гуще. И в частности, некоторые корреспонденты, которым я доверяю, они свидетельствуют, что там были десятки тысяч людей, а не сотни каких-то жалких отщепенцев или там…

К.ЛАРИНА: …подростков. Пьяных подростков.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …которые стояли – постояли немножечко под снегом и разошлись. Поэтому давайте все-таки все картинки делить на что-то. Или некоторые нужно умножать, очевидно.

К.ЛАРИНА: Алле. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Ну, я, конечно, абсолютно не хотел говорить про Белоруссию.

К.ЛАРИНА: И не говорите. Не надо.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, просто-напросто там все ясно – если Америка выделила 35 миллионов…

К.ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ: Игорь Андреевич.

К.ЛАРИНА: Говорите уже про что-нибудь.

ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ: Да, 35 миллионов долларов…

К.ЛАРИНА: Нет, подождите, вы же сказали, что про Белоруссию говорить не будете.

ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ: Нет, я не сказал. Я сказал, как. Что я не хотел говорить…

К.ЛАРИНА: Вы будете говорить про политику или будете говорить про телевизор?

ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ: И про телевизор.

К.ЛАРИНА: Давайте.

ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ: Ну, вот про телевизор.

К.ЛАРИНА: Давайте.

ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ: Вот давайте возьмем Аркадия Мамонтова.

К.ЛАРИНА: Давайте.

ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ: Он вам не симпатичен, его репортажи не симпатичны. Это нормально абсолютно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно неправильно, потому что мне Аркадий Мамонтов первоначально был очень симпатичен, когда он делал хорошие, нормальные репортажи. Я с ним знакома и уверяю вас, нет никакой предвзятости…

К.ЛАРИНА: Ничего личного.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …по отношению к Аркадию Мамонтову.

ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ: А я, извините, наоборот, хотел сказать – у вас есть личное мнение, я его уважаю.

К.ЛАРИНА: А у вас?

ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ: У меня другое мнение – отличное от вашего.

К.ЛАРИНА: Ну, давайте высказывайте его уже, господи.

ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ: Ну, вот. Я сейчас не хочу опять же про дискуссию Мамонтова. Ну, давайте будем объективны. Смотрите, на радио «Эхо Москвы» работает Доренко…

К.ЛАРИНА: Ну, все. Мне это надоело. Вот как-то вы… Мы говорим про телевизоры. Вы упрекаете нас в том, что у нас есть личное мнение. Пожалуйста, у вас есть возможность высказать свое личное мнение по поводу телевизионных программ. Вы же его не высказываете. Вы начинаете сравнивать, ой…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, смысл…

К.ЛАРИНА: Смысл понятен?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Смысл абсолютно понятен – что хотел человек…

К.ЛАРИНА: Можно я еще один звонок?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …что Доренко тоже прежде этим занимался. И это потом пожинал в течение многих лет.

К.ЛАРИНА: Будет Доренко по телевизору выступать – обсудим и Доренко. Правда, Ир?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да уже Доренко, честно говоря, на этом фоне кажется просто светочем разума, хотя он действительно был человек талантливый и есть человек талантливый. Но даже то, как он этот делал, уже не идет ни в какое сравнение с сегодняшней именно топорной работой, когда вообще не утруждают себя никакой доказательной базой. Ну, впрочем, Доренко, когда с Лужковым было, тоже не утруждал.

К.ЛАРИНА: Алле, здравствуйте. Алле. Мы вас так долго ждали, а вы молчите. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алле.

К.ЛАРИНА: Да-да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Алле, радио? Я с Италии звоню. По поводу телевидения поговорить хотелос.

К.ЛАРИНА: Откуда вы звоните?

СЛУШАТЕЛЬ: С Италии.

К.ЛАРИНА: Ну, говорите, вы в прямом эфире, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо, спасибо.

К.ЛАРИНА: Говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Хотел сказать про Первый канал и «Россию», что это, конечно, смешно это все смотреть. Алло?

К.ЛАРИНА: (шепотом) Из Италии. Да, мы вас слышим.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, говорите, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Михаил зовут меня.

К.ЛАРИНА: Да, мы вас слушаем внимательно, и вас хорошо слышно. Говорите.

МИХАИЛ: Я Михаил с Италии.

К.ЛАРИНА: Ну, ладно, это очень долго все.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я думаю…

К.ЛАРИНА: Первый и Второй канал – смешно. Перерыв.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …прервем, наверное. Пусть у нас там немножечко…

К.ЛАРИНА: Что-то нам не звонит Константин из Щелково. Константин, что-то вы не можете прозвониться. Меня беспокоит ваше здоровье.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, что-то у нас, видимо, зацепилось одно за другое – я не знаю, как устроен принцип этой многоканального телефона.

К.ЛАРИНА: О хорошем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: О хорошем, да. Потому что были…

К.ЛАРИНА: О высоком.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже не то, что о высоком. Были несколько – ну, вот одно я точно могу назвать – события, которые действительно запоминаются и мне кажутся очень важными. Это я говорю о премьере со зрителем и показе фильма «Гарпастум».

К.ЛАРИНА: Замечательный фильм.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Замечательный фильм. Это уже третий, по-моему, раз, если мне не изменяет память, Первый канал устраивает премьеры, причем таких неоднозначных фильмов, сложных для восприятия. Такого, скорее артхаусного кино. Это была «Богиня» Ренаты Литвиновой. Тут я о нем не буду говорить, как мне этот фильм понравился или не понравился – это давно было. «Настройщик» замечательный Киры Муратовой. И, наконец, «Гарпастум». Мне кажется, что это очень важная вещь. И более того, как ни странно, несмотря на то, что этот показ закончился уже очень поздно, были какие-то фантастические для этого времени рейтинги. Именно многие даже ушли с «Гарпастума», допустим, не поняв стилистики, эстетики этого фильма – она действительно не очень проста, – но пришли на обсуждение. Это говорит о том, что сегодня людям очень важно, когда с ними разговаривают, когда им что-то объясняют, когда умные люди высказывают свое мнение. У меня есть масса претензий к тому, как шло это обсуждение. И в первую очередь, мне кажется, что там не очень удачный выбор ведущей.

К.ЛАРИНА: А кто там?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это такая девушка Екатерина Мцетуридзе с Первого канала. Она обычно в «Добром утре»…

К.ЛАРИНА: …занимается кино…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, она такая гламурная скорее. Есть же такое киноведение гламурное, а есть киноведение серьезное. Но в данном случае, именно потому, что гламур и «Гарпастум» – все-таки вещи, мне кажется, несовместные, здесь и было вот несоответствие ведущей, которая, мне казалось, больше думает о том, до какой у нее пуговки расстегнута блузочка и как у нее повернута ножка красиво. Она девушка очень такая – изящная и симпатишная…

К.ЛАРИНА: Может быть, для этого – чтобы приятно было посмотреть на девушку? Тоже хорошо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, на девушку приятно было посмотреть, но потом девушки немного было многовато уже, особенно когда она задавала, ну, какие-то, как мне казалось, невпопад вопросы. Но опять же, повторю, что некоторое количество умных и знающих людей вытянули это на уровень все равно нормальной такой, причем не искусствоведческой, что для телевидения тоже плохо, а именно разговор о кино, о его роли, о роли… В конце концов, о тематике этого фильма, о том, как сложно происходит поиск молодого человека, поиск человеком самого себя, и как меняются эпохи, и как часто жизнь проходит в том, что ты не замечаешь смены эпох – обо всем этом фильм. И мне кажется, что такие вещи надо обязательно поощрять и повторять, хотя понятно, что часто это происходит не может. Хотя с другой стороны, мне кажется, можно и какие-то знаковые западные фильмы обсуждать.

К.ЛАРИНА: Ну, то, что у Разлогова, кстати, замечательный его показ всегда на канале «Культура».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но там только Разлогов. А здесь еще и подключены зрители, и подключено довольно много людей, в том числе…

К.ЛАРИНА: А это в прямом эфире, что ли? Нет?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, конечно, не в прямом эфире.

К.ЛАРИНА: То есть там и аудитория какая-то есть в студии?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Аудитория, все, нормальная студия, сидит аудитория в студии.

К.ЛАРИНА: Это после фильма происходит?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Перед фильмом – заявка, а потом – как бы возвращение в студию. Я не знаю, смотрит ли эта студия фильм, но надеюсь, что те зрители, которые приходят, либо до того посмотрели, либо смотрят действительно в самой студии. Потому что они высказывают вполне такое компетентное мнение, в том смысле, что понятно, что они этот фильм посмотрели. И вот это такой очень позитивный момент. Очень, на мой взгляд.

К.ЛАРИНА: А мне еще понравилось – записала, чтобы не забыть, – я не знаю, видела ты или нет, вчера буквально, вчера это было, мне очень понравился фильм про Владимира Басова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Вчера был. По-моему, вчера. Или позавчера. Ну, не важно. Да-да-да, видела.

К.ЛАРИНА: На Первом канале.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На Первом канале, видела.

К.ЛАРИНА: По-моему, очень удачная работа, очень хорошая, тонкая.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Причем обидно было то, что он совершенно не был проанонсирован, и невозможно было понять, что речь идет о… Называлось «Дуремар…». А, нет, на Втором. Нет, на Первом. Ну, ладно.

К.ЛАРИНА: «Дуремар и красавица» - что-то типа этого.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Дуремар и его красавица» или просто «красавица» - и как бы это сразу кажется, что речь пойдет о…

К.ЛАРИНА: …что-нибудь такое душненькое.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …красавице и чудовище, да, каких-нибудь уродах, которые тяготеют к красавицам, а на самом деле был нормальный фильм, хороший такой, о жизни и, в общем, драме Владимира Басова. Из вот достаточно забавного – я не знаю, куда это разовьется, – я посмотрела первый выпуск реалити-шоу костюмированного, «Империя» называется. Это все те же звезды. Ну, принцип, в общем, «Последнего героя». Помещены не остров теперь уже, а в средневековый замок со всем антуражем этого замка. И дальше они должны бороться за право стать правителем.

К.ЛАРИНА: А когда они записывали? У меня один вопрос.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это летом записывали.

К.ЛАРИНА: Во время отпуска?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видимо, наверное, потому что там август фигурирует.

К.ЛАРИНА: Когда они вообще занимаются делами, вот они там сидели на этом острове – сколько они там сидели?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я думаю, что, по-моему, там речь идет о том, что…

К.ЛАРИНА: …Жириновский…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …месяца… или дней 40, что ли…

К.ЛАРИНА: Ну, это вряд ли.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Послушай, ну, давай не будем – пусть лучше Владимир Вольфович сидит в средневековом замке или на «Последнем герое»…

К.ЛАРИНА: …чем в здании Государственной думы (смеется).

И.ПЕТРОВСКАЯ: …чем когда он везде абсолютно появляется, на всех шоу и кричит, и в том числе в Киеве на «Свободе слова», где он форменный скандалище устроил. Это, правда, позорище, я читала, у меня прямо сердце кровью обливалось, я думаю, ну, что ж, такое позорище, причем все от лица России говорит. Здесь – пусть, пусть. Причем Жириновский – ему, как всегда, подфартило, и он оказался в числе феодалов, которые живут в замке. Там их всего 4 человека. А остальные – это крестьяне, которые должны тяжким трудом добиваться…

К.ЛАРИНА: Поселяне и поселянки.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. …добывать себе пропитание, доить скот там, коров, какого-то кабана перевозить, им ничем не разрешается пользоваться ни в коем случае господским, за это – штраф. Они там поначалу дров наворовали, а потом у них взяли, всю еду отобрали, и они бедные пошли искать грибы и более того перемалывали еще скорлупки. Ну, вот что-то в этом есть. Во всяком случае это забавно. А Жириновский в роли феодала исключительно органичен, когда он говорит, причем абсолютно в своей интонации, и видно, что это он сам себя и играет: «Это все народ, плебс, ни в коем случае, кто его сюда пустил?» И прекрасен Шандыбин в роли защитника народных интересов…

К.ЛАРИНА: Это такое развлекательное шоу?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно, развлекательно. Но я повторю, что забавное, потому что «последний герой» приелся. Все понятно – надо съесть червяка или куда-то прыгнуть под воду. А здесь довольно забавно. Другой вопрос, конечно, как это потом все разовьется. И очень там хорош в роли ведущего, магистра, главного человека Даниель Ольбрыхский. Это все происходит на территории Польши, и вот его уговорили таким стать ведущим и главным персонажем. Он появляется, дает какие-то указания и как-то это все резюмирует. Во всяком случае, мне показалось забавным это. И вторая премьера, которая мне не понравилась, к сожалению, хотя я от нее очень много ждала, это называется «Сто вопросов взрослому».

К.ЛАРИНА: Где Олег Павлович Табаков был в гостях у детей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это вообще принцип такой, что знаменитый человек приходит в гости к детям, и дети должны ему задавать вопросы.

К.ЛАРИНА: Говорят, они ему там какие-то острые вопросы задавали – про Ходорковского…

И.ПЕТРОВСКАЯ: (вздыхает). Ну, задавали, да. Возможно.

К.ЛАРИНА: И это все оставили в эфире?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, у меня вот ощущение самое неприятное – я бывала на фестивалях детского телевидения и также отсматривала номинации детского телевидения, когда они были на «Тэфи», сейчас, по-моему, специальной номинации уже такой нет, потому что практически нечего туда выставлять. Вот есть абсолютный признак – что у нас называется детским телевидением? Это то, что взрослые делают так, как они себе представляют, что должно быть интересно детям и какие на самом деле дети. Ну, вот, в частности, картинка – ее смотреть невозможно, потому что там все плывет, грохочет, блестит, свистит, свиристит. Человек говорит – в это время идет такая чудовищная какая-то, на низких частотах, отбивка.

К.ЛАРИНА: Похоже на «Акуна Матата» - «АТВ» делало.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Именно, абсолютно.

К.ЛАРИНА: А это «АТВ» делало?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это «АТВ» делает, да.

К.ЛАРИНА: А, ну, все понятно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это очень похоже по антуражу, какие-то металлоконструкции. В результате смысл в какой-то момент ускользает. Когда это все бесконечно, когда нужно, когда не нужно. Это просто не оправдано. Разговор, ток-шоу предполагает все-таки, ну, некую атмосферу именно разговора, а не вот этих плывущих камер, каких-то бабин, которые куда-то вставляют, и бесконечного этого грохота и блеска. Это первое, а второе – вот мне показалось, что дети, они такие как ученые обезьянки, или точнее, обученные обезьянки – им вложили определенные вопросы. Причем именно тоже исходя из представления, какие вопросы могут нынешние раскованные современные дети задать какому-то знаменитому человеку. Ну, вот никогда в жизни я не поверю, что даже любой из раскованнейших детей вдруг ни с того ни с сего скажет: «Дядя Олег, а покажите язык!» Ну, не поверю я.

К.ЛАРИНА: А такое было?

И.ПЕТРОВСКАЯ: И он показывает язык, ну, потому что тоже нужно соответствовать… ну, это такой популизм, когда ты оказываешься в детской…

К.ЛАРИНА: Нет, ну, он играет в игру, которую ему предложили.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да и он любого сыграет, разумеется.

К.ЛАРИНА: Ну, он же согласился на это придти, Олег Павлович Табаков.

И.ПЕТРОВСКАЯ: При том, что большинство детей, вот видно и по ощущению, что ничего, кроме кота Матроскина, не знают и знать не могут.

К.ЛАРИНА: А Ходорковского они знают?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, там был вопрос от детей, как он относится к Путину, это сложный такой… А, сможет ли он высказать критику Путину? И Олег Павлович сказал, что он хорошо относится к Путину и высказывал ему прямо в глаза какую-то свою критику. Про Ходорковского он сказал, что… ну, как-то очень-очень, как он умеет тоже, обтекаемо, что на одной чаше весов – закон, а на другой – ну, вот некие представления о справедливости. И вот в этой ситуации, возможно, эти представления о справедливости и справедливость где-то перевешивают, потому что Ходорковский помогал людям и отдавал, и делился…

К.ЛАРИНА: Ну, как мог, он сказал – то, что позволено.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и в том числе, помогал его театру. И потом вот этот принцип, когда человек уже выходит с площадки… да, очень неудобная мизансцена: они со всех сторон, с четырех, сидят дети на таких тоже этих металлоконструкциях. Поэтому гостю крайне неудобно – он все время к кому-то оказывается спиной и он все время вертится на этом стуле, чтобы к кому-то не оказаться спиной. А поскольку Олег Павлович, в частности, какие-то вещи показывал, то понятно, что как минимум одна четвертая, этого не видела. И в самом конце взят на вооружение принцип «Школы злословия», когда гость вышел, то, значит, спросить гостя, какие у него впечатления – но уже как бы за этой основной сценой, – а у участников – их впечатления. И он их слышит. И вот тут начинается рецензирование – как он им показался, каким, искренним, не искренним. Ну, мне тоже кажется, что это не вполне удачная история. Потому что, ну, в частности, первый гость, Олег Павлович Табаков, мне кажется, не очень хорошо за его спиной обсуждать…

К.ЛАРИНА: Тем более детей этому учить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …был он искренний, был он не искренний. И вообще там сочетание вопросов – на два осмысленных пять, мягко говоря, «покажите язык».

К.ЛАРИНА: А кто там еще будет, не знаешь? Это вообще по каким дням она выходит?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Она выходит по субботам.

К.ЛАРИНА: Где-то утром, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: 13:10, по-моему, на ТВЦ.

К.ЛАРИНА: А, поэтому я…

И.ПЕТРОВСКАЯ: И следующий, сегодня, кажется, Юдашкин, а потом я увидела, ну, все, конечно, того же…

К.ЛАРИНА: …Жириновский…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …к сожалению, вернувшегося из польского замка…

К.ЛАРИНА: (смеется).

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как там, не знаю, был он разжалован из феодалов в крестьяне или нет, но того же Жириновского. И был прекрасный эпизод в анонсе – как всегда, ну, это его любимый номер: он достает пачку денег, просит какого-то пацаненка пересчитать побыстрее эти деньги и говорит, что вот оставишь их себе и раздашь потом. Очень педагогично, согласись.

К.ЛАРИНА: Ну, что, давайте еще два звонка примем. Пожалуйста, 783-90-25 либо 783-90-26. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Леонид меня зовут, из Екатеринбурга. У меня, если позволите, вопроса два. Первый, мне не совсем понятно было, для чего в воскресенье показали два фильма на одну тему по НТВ – «Небо. Самолет. Девушка» и «Еще раз про любовь». Какая-то такая непонятная ретроспектива.

К.ЛАРИНА: А они показали прямо по одному каналу, что ли?

ЛЕОНИД: Да.

К.ЛАРИНА: Я чего-то этого не помню. Ну, второй вопрос.

ЛЕОНИД: И второй вопрос по поводу обсуждения «Гарпастума». Фильм я посмотрел, ну, честно сказать, надо его еще раз посмотреть и, наверное, не один раз, для того чтобы его понять. Я сразу его не понял, честно скажу. А вот что касается обсуждения – непонятно мне было вот это противопоставление актриса Иванова, которая постоянно говорила, что она – русская актриса и воспитана на русской культуре, и понятно, что съемочная группа, в которой, ну, в общем-то, этнических русских там по пальцам пересчитать.

К.ЛАРИНА: Батюшки мои, как вы глубоко смотрите. Мне такое в голову не могло прийти.

К.ПЕТРОВСКАЯ: (смеется).

ЛЕОНИД: Вы понимаете, дело в том, что вот это меня, честно говоря, покоробило: какая русская культура, господи?

К.ЛАРИНА: Леонид – хорошо начал солдат. Плохо кончил.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, русская культура – да, и…

К.ЛАРИНА: Давайте по поводу «Небо. Самолет. Девушка».

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Небо. Самолет. Девушка» - абсолютно очевидно, какой логикой руководствовались…

К.ЛАРИНА: …шоб сравнить…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …шоб сравнить, потому что одно...

К.ЛАРИНА: В чью пользу сравнение?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, конечно…

К.ЛАРИНА: Татьяна Васильевна Доронина…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …для меня абсолютно однозначно…

К.ЛАРИНА: …Александр Лазарев, да, конечно…

И.ПЕТРОВСКАЯ: «104 страницы про любовь», «Еще раз про любовь».

К.ЛАРИНА: Чудо, такая тонкость вообще.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, просто вот, я помню, что кто-то из каналов тоже это сделал – днем показал «Еще раз про любовь», а вечером – по-моему, Первый это когда-то сделал – «Небо. Самолет. Девушка». Вот, ну, вот… кто-то, кому-то это нравится. Но для меня это по сравнению абсолютно чего-то мертворожденное.

К.ЛАРИНА: Мертвое, ломака какая-то. Кино-ломака, понимаешь? Особенно когда сравниваешь просто по тексту, когда они показывают, когда один в один идут какие-то сцены, и текст, который произносит Татьяна Доронина: «Я люблю тебя. Я тебя люблю. А ты меня любишь?» - вот три фразы туда-сюда…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да нет, ну, все, его запоминаешь на каком-то… там дыхание другое, да просто оно есть, дыхание. А что касается второго вопроса...

К.ЛАРИНА: Не надо, Ир.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да нет, я не увидела здесь никакого национального подтекста.

К.ЛАРИНА: Да ну, какая-то глупость.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Дело в том, что там действительно актриса Людмила Иванова, она, как человек уже пожилой, и в этом смысле она говорила, что она воспитана на традициях русской культуры, которая была целомудренна. И что она…

К.ЛАРИНА: То есть ее здесь раздражало… излишний эротизм?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ее раздражала вот явная излишняя эротика или эротизм. Но ей, в общем, объяснили, что в данном случае это не было самоцелью.

К.ЛАРИНА: Еще один звонок успеваем принять. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Это «Эхо Москвы»?

К.ЛАРИНА: Да, говорите, пожалуйста. Вы в эфире, говорите.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вы знаете, я хочу поддержать мнение Ирины Петровской и ваше, Ксения Ларина, если я правильно знаю ваш голос, относительно передач последних Познера и вот особенно тот факт, что Владимир Познер пригласил в свою передачу кинорежиссера, баллотировавшегося… по-моему…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, Говорухина, Говорухина.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да-да-да, Говорухина в Московскую городскую дума или в какие-то властные структуры, в то время как раз, когда шли выборы…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Шла предвыборная кампания.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: …говорит о многом, о его свободе. Поэтому я полностью поддерживаю ваше мнение. Спасибо.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам большое за звонок. Это был последний звонок в этой передаче, но программа о телевидении продолжится в понедельник. Вот с чего начали, тем и закончили в итоге, но тема требует обсуждения, вот тема, которую ты заявила в газете, Ир, и которой мы сегодня чуть-чуть коснулись. Мне кажется, что…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, к сожалению, вот только она… да, ее важно, может быть, заявить, но, к сожалению, это ни на что уже не влияет.

К.ЛАРИНА: Кстати, на эту же тему написал свою колонку в ГАЗЕТЕ.РУ Евгений Киселев.

И.ПЕТРОВСКАЯ: У Елены Афанасьевой была и программа, и статья потом в этом в «Еженедельном журнале» - ну, то есть все равно это, что называется, узок круг вот людей, которые поднимают эти вопросы. Вот меня часто спрашивают: «А как реагируют?» - да никак не реагируют. Хотят – реагируют. Если нужно чего-нибудь убрать, в крайнем случае скажут еще, вот и критика еще плохая. А в принципе никак – это два параллельных мира. Кстати, телевидение точно так же параллельно существует и со своим зрителем, не пересекаясь практически – в редких, редких случаях.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Ирина Петровская в программе «Человек из телевизора».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024