Купить мерч «Эха»:

ЧЕЛОВЕК ИЗ ТВ - Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2004-09-18

18.09.2004

18 сентября 2004 года

В прямом эфире "Эхо Москвы" Ирина Петровская - телекритик.

Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА: В нашей студии Ирина Петровская, Ира, доброе утро.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро. Теперь надо перестраиваться, добрый вечер менять на доброе утро.

К. ЛАРИНА: Поскольку с сегодняшнего дня каждую неделю Ирина Петровская будет гостем, участником, соведущей, наверное, там, как пойдет программа "Человек из телевизора", в которой, естественно, Ирина будет отвечать на ваши вопросы. Конечно же, мы будем говорить о телевидении, поскольку каждую неделю можно выбрать как минимум одну, а то и больше тем околотелевизионных или телевизионных, которые требуют скорейшего обсуждения, причем при участии наших слушателей, на что очень надеюсь. Но перед тем, как начнем разговор, хочу традиционную викторину запустить в эфир. Наш пейджер 974 22 22, для абн. "Эхо Москвы. Вы должны будете ответить на наш вопрос из истории телевидения. Как назывался первый массовый советский телевизор, и в каком он году появился в продаже? Пожалуйста, на пейджер присылайте ваши ответы. Напомню, что у нас накопительная система действует, мы присуждаем по 3 очка каждому правильно ответившему нашему слушателю, и, наверное, недели через 2 будем подводить итоги для того, чтобы наш победитель получил бесплатный, естественно, комплект НТВ+. Я думаю, что любому телевизионному зрителю, особенно в наше непростое время, дополнительные каналы не помешают.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я думала, чтобы он получил тот самый телевизор того самого года производства.

К. ЛАРИНА: Кстати, наверняка он есть где-нибудь в музее.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Уверена, я даже думаю наверняка, что он есть в какой-то семье еще, и действующий. В свое время, когда я была главным редактором газеты "7 дней", мы устроили тоже игру с читателем "старый телевизор", кстати, потом появилась программа, намного позже. И мы просили присылать нам письма и рассказывать о действующем телевизоре, максимально старом. И получили массу, во-первых, интереснейших историй, и выяснилось, что действительно те дедушкины, буквально, телевизоры еще во многих семьях стоят и, более того, работают. Вот как делали телевизоры первые.

К. ЛАРИНА: На века.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Думаю, что это было на уровне военной промышленности, ведь недаром телевизоры многие производились на военных заводах, это была открытая часть продукции.

К. ЛАРИНА: Я помню, когда у нас первая линза появилась импортного производства, нам кто-то привез, большая, голубая. Когда вдруг ее приставили к телевизору, насколько стало огромным изображение, большие люди, поскольку до этого маленькое же было окошечко.

И. ПЕТРОВСКАЯ: У меня этого не было, я помню уже, что в нашей семье году в 1964-65 появился первый "Рекорд", без линзы уже, и довольно долго тоже работал.

К. ЛАРИНА: Мы закончили воспоминания о нашей молодости, присылайте ответы про телевизор. А я хочу предложить Ирине для обсуждения 3 темы. Можно начать с любой. Во-первых, конечно же, ТЭФИ, учитывая, что мы встречаемся за неделю до вручения ТЭФИ. Это будет 24 сентября.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Первая церемония будет локальная, которую не покажут по телевизору, 23 числа будут вручены ТЭФИ вне экранных номинаций, это продюсеры, сценаристы, художники-постановщики, звукорежиссеры. Сделано это для того, чтобы все-таки церемонию, которую показывают по телевизору, не затягивать до бесконечности. Получается 36 или 39 номинаций, ты понимаешь, сколько это может продлиться. Причем да, по внеэкранным номинациям мы уже проголосовали, члены академии, результат будет объявлен 23-го, а 24 в этом режиме он-лайн каждому дадут пультик, у нас была репетиция в Центризбиркоме.

К. ЛАРИНА: ГАС-выборы?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да. Как пользоваться этой машинкой. Не всем, мне тоже с первого раза не удалось, я не поняла, куда тыкать. А все очень просто - на пультике высвечиваются 3 картинки сразу, и просто пальцем нужно ткнуть в картинку, а не в кнопку, и это выводится на большой экран, и там идет подсчет компьютерный.

К. ЛАРИНА: На глазах у зрителей, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да. Как было в прошлый раз.

К. ЛАРИНА: Тогда уж надо вспомнить, что в прошлый раз была пара накладок каких-то очень неприятных, когда приходилось отбирать обратно эти статуэтки.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Видимо, как раз это была тоже первая репетиция, там еще был какой-то сбой, как объяснили, просто картинка не соответствовала названию программы, и поэтому часть голосовавших академиков ошиблась. Но что поделаешь, действительно, тут я согласна, техника, увы, может подвести и, слава богу, ошибка была исправлена. Хотя, конечно, тем, кто получил потом статуэтку уже в закрытом:

К. ЛАРИНА: Тихо и шепотом.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, он уже не испытал своего триумфа. А тот, кто отдал, испытал, но испытал следующее чувство уже некоего поражения, в любом случае, конечно, обидно.

К. ЛАРИНА: Какие-нибудь новые номинации в этом году будут на юбилейной церемонии?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Если мне память не изменяет, там просто расширили некоторые номинации. Например, была программа просветительская, и была "Наука" - в скобочках - "искусство". Теперь это отдельно, наука - отдельно, искусство, то есть две номинации из одной выросли. По-моему, тоже с сериалами что-то там, расширение.

К. ЛАРИНА: Там был "телевизионный художественный фильм", я помню, в прошлом году, и "сериал".

И. ПЕТРОВСКАЯ: А теперь уточнение как бы идет по номинациям, и все равно еще, может быть, много чего уточнить, наверное, число номинаций будет расти. Например, художник-постановщик документального и игрового кино, естественно, это разные профессии, а пока они сведены здесь в общую номинацию. Или звукорежиссер, который массовое действо ставит, или звукорежиссер какого-то кино - тоже разные вещи. Это только специалисты понимают, но в любом случае, там идет все время совершенствование. Я сейчас по заданию академии писала мини-историю ТЭФИ. Каждую церемонию каждого года я попыталась описать в контексте того, что действительно реально происходило в тот момент и с телевидением, и в стране. И конечно, за эти, ну не 10, это 10-я церемония, а реально 9 лет очень много изменилось, и совершенствовалось, так что, тут, видимо, нет предела совершенству.

К. ЛАРИНА: Меня несколько смущает, наверное, и многих наших слушателей и телевизионных зрителей тоже, что, насколько я знаю, есть несколько программ, номинированных в этом году на ТЭФИ, которых как бы уже и нет вовсе. В этом что-то есть дикое, это же не кино, которое в прокате идет, и его можешь посмотреть. Это убитые какие-то передачи по разным обстоятельствам и причинам.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это абсолютно правильно, но, с другой стороны, ведь все-таки подводятся итоги предыдущего сезона, в котором эти программы были. И выводить их за скобки невозможно. Здесь уже нужно обращаться к тем, кто эти программы снимал из эфира. Если эта программа вышла в финал, она уже как минимум бронзовый или какой-то призер, она почти победитель, значит, она стала заметным явлением не только для зрителей, но и для профессионалов, которые ее заметили.

К. ЛАРИНА: И уж точно ее не могли снять за низкие рейтинги, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ: За низкие рейтинги как раз могли, потому что здесь есть некоторая вилка. Высокий рейтинг не гарантия качества программы, ее совершенства, новизны и так далее. А когда уже сама академия, то есть профессионалы решают, что это лучшая программа, это как раз говорит о качестве программы.

К. ЛАРИНА: Там, по-моему, "Свобода слова", передача.

И. ПЕТРОВСКАЯ: "Свобода слова", "Красная стрела", и репортажи из программы "Намедни". Правда, там была еще "Большая стирка", которая ушла из эфира по другим соображениям, ей на смену пришла новая малаховская программа, но она не вышла, кстати, в финал, а Малахов как ведущий вышел в финал по номинации "ведущий развлекательной программы".

К. ЛАРИНА: Наверное, нельзя спрашивать у тебя, кому бы ты пожелала удачи, наверняка, у тебя же есть свои приоритеты.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это во-первых, а во-вторых, я теперь связана еще некоторыми корпоративными обязательствами, и считается, что можно повлиять на исход голосования. Вот кто-то из моих коллег послушает и что-то изменит в своих решениях. Поэтому думаю, что мы это отложим до следующей субботы.

К. ЛАРИНА: А если говорить об атмосфере всех ваших заседаний в последнее время?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Дело в том, что я-то была первый раз, и мне как раз показалось, что атмосфера такая, вот на ТЭФИ бывает часто атмосфера во время церемонии, в зале, сгустившаяся атмосфера взаимной неприязни.

К. ЛАРИНА: Зависти.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Даже не зависти, а такого откровенного желания провала конкуренту. И даже часто такое ощущение: и я не победитель, даже не в этом дело, а главное, что он не победил, вот это главная радость. А здесь такая очень деловая атмосфера, спокойная, люди с разных каналов, и даже как бы, по всему, должны были быть не врагами, но недоброжелателями, прекрасно друг с другом общаются.

К. ЛАРИНА: Среди академиков, наверное, уже есть и опальные телевизионные деятели типа Парфенова?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Есть, конечно, но при этом, я говорю, что атмосфера более товарищеская, чем это бывает на крупных посиделках в концертном зале "Россия".

К. ЛАРИНА: Сейчас у нас новости. Потом продолжим наш разговор, я бы еще хотела 2 темы успеть с Ириной обсудить. Естественно, принимаются Ваши вопросы как на пейджер, так и на телефон прямого эфира, 203 19 22, пейджер 974 22 22, для абн. "Эхо Москвы".

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Напомню, что Ирина Петровская в этой программе каждую субботу. И поэтому, наверное, стоит уточнить, на некоторые технические вопросы ответить, по поводу колонки в "Известиях", которая переехала, насколько нам известно, с субботы на пятницу.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, тут есть вопросы, почему нет сегодня колонки. У меня нормально все, мои уважаемые читатели и радиослушатели. Это давно планировалось. В "Известиях" планируется вообще пятничный выпуск сделать очень большим, 48-полосным, с тем, чтобы читатель, получив его или купив, мог изучать субботу-воскресенье. Потому что, как показывают исследования, у нашего читателя, в отличие от американца, например, нет привычки к субботнему и воскресному чтению. Там, как известно, в воскресенье многие толстые газеты выходят. Поэтому меня начали плавно переводить, перевели сейчас на пятницу. И довольно скоро, надеюсь, стартует этот ударный, большой пятничный номер.

К. ЛАРИНА: Толстушка.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Где и будет всегда, не знаю, теперь уже не колонка, потому что пока иначе заверстана, квадратиком, но надеюсь, что дальше никаких перемещений моих не будет. Поэтому всех, кто в субботу меня привык читать, прошу переехать на пятницу, так же, как и мне. Думаю, вам немножко будет сложно переключиться, но что поделаешь.

К. ЛАРИНА: А те, кто привык Ирину слушать по понедельникам, вам придется переехать как раз на субботу.

И. ПЕТРОВСКАЯ: С вечера на утро, сплошные временные перемещения.

К. ЛАРИНА: И что там будет вместо Ирины по понедельникам, там будет Сергей Леонидович Доренко открывать нашу политическую линейку, в течение всей недели, вы знаете, что там выступают комментаторы различные, главные редакторы газет, политические обозреватели, в том числе Сергей Доренко, который в понедельник будет на этом месте "персонально вашим" в 7 часов. Давайте еще продлим тему премии. Поскольку Ира вчера еще несколько премий вручила.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, об этой премии я могу совершенно легко и свободно говорить. Мы вчера, наш клуб телепрессы, вручил свои премии, так повелось, уже 4-й год подряд.

К. ЛАРИНА: Это как Золотой глобус перед Оскаром.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Примерно, хотя вы нам льстите. Объединились несколько человек, сейчас уже 18 человек из разных изданий, пишущих, говорящих о телевидении. И решили, что будем мы сами подводить итоги сезона и вручать свои премии. 4-й раз это вчера происходило. Мы для себя тоже условные номинации избрали - Персона, Событие, Программа. И в общем, 3 года подряд особенных проблем, разногласий не было. Потому что у нас принцип демократический, большинство решает судьбу того или иного персонажа. Но в этот раз очень сложно у нас шло голосование, потому что сезон был очень тяжелый, событий как таковых во время этого сезона не случилось, персоны яркой тоже не было.

К. ЛАРИНА: То есть антисобытия в основном случались.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Антисобытие было, и мы его зафиксировали, но вручить, к сожалению, некому. Это стерилизация общественно-политического вещания, превращение информации в пропаганду, этот процесс был нами обозначен как антисобытие, но те, кто могли бы получить эту премию, на награждение не пришли. А программой, это единственное, что решили все мои коллеги из газет и радиостанций, программой сезона назвали "Свободу слова", потому что в этом сезоне, она, естественно, появилась раньше, но пережила и свой взлет, и увы, свое падение не по своей воле, подбили, что называется. И поэтому с формулировкой "Свободе слова" за то, что была", мы вручили диплом и фотографию, которую сделал фотохудожник из "Коммерсанта" Дмитрий Азаров. Это была фотография с последнего выпуска программы "Свободы слова". Там, если помните, такой стеклянный пол, и на нем было написано "Свобода слова". И видимо, это уже конец программы, и по "Свободе слова" ходят, ну не сапоги, ботинки, мужские ноги, такой некоторый символ все углядели. И решили еще дать спецпризы. Один спецприз получила компания РЕН-ТВ, новости компании РЕН-ТВ, "за верность профессии", как было сформулировано. Кстати, вчера очень удачно пошутила моя коллега Юлия Ларина из журнала "Огонек", твоя однофамилица, она сказала, что был такой девиз НТВ - "новости - наша профессия", теперь этот девиз могут легко повторять работники кремлевской администрации. На эту тему много шутили. РЕН-ТВ "за верность профессии", новости. Парфенов, как человек отринутый пространством телевизионным, и не вписавшийся в нынешнее единомыслие. И 2 приза, спецприза индустриального характера. Потому что у нас есть люди, которые пишут о смыслах, о содержании, анализируют творческие процессы или политический контекст, а есть те, кто отслеживает телевидение как индустрию. То есть, то, что происходит реально в программировании, в освоении каких-то новых форм. И Александр Роднянский и Александр Акопов получили спецприз за освоение именно новых технологий и за сериал "Бедная Настя", потому что можно очень много спорить о его художественных достоинствах, а может, даже спорить не нужно.

К. ЛАРИНА: Но технология уникальная совершенно.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Впервые здесь внедренная.

К. ЛАРИНА: Почти в прямом эфире.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И она, конечно же, развивает телевидение, и видимо, позволит в будущем, если ею будут пользоваться, снимать более качественные сериалы. Но в любом случае, это прорыв. И второй спецприз достался 1 каналу за успехи в программировании, в промоушне, модное слово. Я должна сказать, что все первые лица приехали. Нам было очень приятно, это означает, что наши телевизионные деятели весьма и весьма трепетно относятся к получению приза от телепрессы. Был Эрнст Константин Львович, был Александр Роднянский, Александр Акопов, Ирена Стефановна Лесневская, был Леонид Парфенов. Ну, и в общем, такой был, хотя и локальный праздник, и не праздник, на самом деле, такая была странная атмосфера, мы ее все отметили, что-то типа веселые похороны, все всё понимают, но тем не менее, пытаются все-таки еще как-то хорохориться и шутить, надеются, что этот период сегодняшний долго не продлится.

К. ЛАРИНА: Зимы.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Зимы - не зимы, но очевидного похолодания.

К. ЛАРИНА: Как Губерман сказал, приехал, что-то тут у вас, ребята, подморозило.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Подмораживание, да. Все правильно говорят, что все-таки мир настолько уже стал другим, открытым, что нереально, невозможно вновь поставить какие-то стены, занавеси повесить, и ограничить.

К. ЛАРИНА: Получается, что иногда и можно. Пожалуйста, свежий пример по поводу сайта "Кавказ-центр", где было опубликовано заявление Басаева, который взял на себя ответственность за все кошмары, которые мы наблюдали на прошедшей неделе, он был заблокирован. Значит, это возможно, не на совсем, на какое-то время, но все равно был заблокирован.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но все не заблокируешь. Есть спутники, их что, будут сбивать?

К. ЛАРИНА: Действительно, отстреливать. Ира, я хотела к слову, раз мы на эту тему уже перешли, чтобы несколько слов ты сказала о возможности запрета вообще освещения терактов в электронных средствах массовой информации. Я напомню, что эта инициатива из фракции "Родина" к нам пришла, от депутата Крутова, на полном серьезе.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И тележурналиста в прошлом. Мне очень нравится, что эти инициативы исходят то от Комиссарова, тележурналиста в прошлом-не в прошлом, но по основной профессии. От Крутова, чем бы он ни занимался на экране, очень странные метаморфозы с людьми происходят, когда они попадают в эти властные коридоры. Мне кажется, наоборот, должны были думать о том, чтобы расширять возможности своих коллег, а они пытаются их сузить. Мне кажется, это в русле того же самого нашего с тобой разговора.

К. ЛАРИНА: Подпишут, как ты думаешь?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Могут. Сегодня, тогда эта инициатива вначале Комиссарова, потом Юревича, если ты помнишь, провалилась. Могут, но это так же невозможно, как и попытаться вообще все заблокировать и ограничить. Хорошо, вот электронные СМИ и радио не сообщают о том, что происходит. Зритель смотрит в экран, там Петросян веселится, новые русские бабки.

К. ЛАРИНА: Даже дело не в этом, в конце концов, из соображения безопасности, Чернобыль давай вспомним. Как все пошли на демонстрацию, потому что не сообщили.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Разумеется, это отдельная вещь. Но при этом выходит газета. А на газеты этот запрет не распространяется и на интернет этот запрет не распространяется. Будет что, "Два мира - два Шапиро"? Газеты будут выходить с полосными или просто с фотографиями того, что происходит, и свидетельствами очевидцев, а телевидение и радио будут петь, плясать и говорить, что у нас все в порядке? Бред сивой кобылы. Второй вопрос, и даже первый, важнейший, конечно же, почему меня, если я не выписываю газеты и у меня нет интернета, огромное количество людей в России живет за пределами действия интернета по тем или иным причинам, и не получает и не выписывает газет, почему же меня лишают возможности самому решить, как я в этой ситуации должен действовать?! Потому что я уверена, что информация и информирование - еще и одно из средств защиты человека. Поэтому сейчас я была уверена абсолютно, что как после всякого теракта и какого-то страшного события:

К. ЛАРИНА: Опять будут виноваты журналисты.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Во-первых, находят виноватых журналистов, а во-вторых, начинаются бесконечные попытки чего-то еще ограничить, и эти законодательные инициативы. Ребята, вы подумайте, чего сделать, чтобы этого не повторилось, а журналисты - это уже здесь дело точно не первое.

К. ЛАРИНА: Я бы еще хотела одну тему успеть затронуть в разговоре с Ириной Петровской. Я уже смотрю на телеграммы, которые приходят от наших слушателей, среди них, естественно, есть очередной наезд на юмористические программы. От Лены: "Вчера по РТР весь вечер крутили так называемую юмористическую передачу. Ужас, позор, взрослые люди, неужели им не стыдно за ту пошлость, что они произносят, эти бабки, Петросян, Степаненко, им подобные?!". Лена, вас услышал министр культуры, сообщаю я вам. Вчера в Иркутске на пресс-конференции заявил Александр Соколов, что программу "Аншлаг" и ей подобные на государственном телевидении заменят передачи о культуре и специальный детский канал. По словам Соколова, скоро на канале "Россия" будет возобновлен цикл бесед о русской литературе Юрия Лотмана и ряд других, связанных с культурой и искусством. Расширится и тематика передач для детей и школьников. Только за счет государственной поддержки смогут выжить культурные программы на телевидении, сказал министр.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Супер, замечательно. Правда вот, что значит "возобновится цикл бесед Юрия Лотмана", мне не понятно. Во-первых, его показывал канал "Культура" еще в прошлом сезоне, а возобновиться он не может по одной весьма печальной причине, что автора этих бесед уже, к сожалению, с нами нет. Показать лишний раз, конечно, замечательно. Я всеми руками и ногами за то, чтобы "Аншлаг" исчез, но мне очень не нравится, что эта инициатива исходит от министра культуры. Хотя можно сказать, что государственное телевидение:

К. ЛАРИНА: А от кого бы ты хотела - от Министерства обороны?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, от самого государственного телевидения, от Олега Борисовича Добродеева. Ему достался "Аншлаг" в наследство от прежних владельцев.

К. ЛАРИНА: Он, по-моему, сильно не страдает от этого, "Аншлаг" только расширяется.

И. ПЕТРОВСКАЯ: "Аншлага" как раз сейчас нет, если ты заметила. "Аншлаг" ушел летом, после таких же сообщений, что "Аншлаг" сам не уйдет, но будет каким-то образом модифицирован. Возможно, из кадра уйдет его бессменная ведущая Регина Дубовицкая.

К. ЛАРИНА: То есть, сейчас то, что я принимаю за "Аншлаг", это, видимо, какие-то "Кривые зеркала".

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, это "Кривое зеркало", это то, о чем нам сейчас написала Лена, наша слушательница, вчера это называлось "Кривое зеркало", "театр Евгения Петросяна начинает новый сезон". Ну вот он начал. Естественно, свято место пусто не бывает. Нет "Аншлага", хотя я повторю, то, что делает Петросян не по смыслу, а по форме, безусловно, выше "Аншлага". Потому что, когда я в последние разы видела "Аншлаг", это ощущение, что это сцена сельского клуба, помимо всего прочего, это еще и дико архаично, чудовищно по картинке, главное действующее лицо - Регина Дубовицкая, и люди, которые бесконечно ей поют осанну. Это такая была самореклама бесконечная, меня потрясло это, что три четверти участников восхваляют, воспевают, иногда вроде бы шутят, но за этим все равно бесконечная лесть, ведущую и автора Регину Дубовицкую. С юмором конечно, надо что-то делать. Но, тем не менее, все равно этот запрет, исходящий от министра культуры, чем-то таким нехорошим попахивает, а следующий министр культуры скажет, что нужно, я не знаю что, прикрыть, например, канал "Культура", потому что он ему не понравится. У нас же бывает, что человек из спорта стал министром культуры.

К. ЛАРИНА: А какой выход?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я вообще всегда и везде за некое саморегулирование. Естественно, и тому же Добродееву, и другим руководителям канала "России" государственного было понятно, что такое "Аншлаг", но, видимо, это было очень выгодное предприятие со всех сторон и во всех смыслах.

К. ЛАРИНА: Народ обожает.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Народ будет обожать то, что идет чуть ли не каждый день, а у "Аншлага" были потрясающие и прайм-тайм, и "Аншлаг" летом чуть ли не каждый день. Что поделаешь, к чему приучишь, то и получишь. Приучили к этому "Аншлагу", может быть даже сейчас у кого-нибудь ломка.

К. ЛАРИНА: Посмотри, там пришла телеграмма.

И. ПЕТРОВСКАЯ: "Какие же вы завистливые женщины. Регина Дубовицкая". Будем надеяться, что это не сама г-жа Дубовицкая, но мы совершенно ничему не завидуем, мы просто говорим о том, что уж если есть возможность выходить в эфир, даже смешить людей, то все-таки надо делать это как-то качественно.

К. ЛАРИНА: Окститесь, это называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Не имея в виду, что перед вами сидит какое-то может быть не очень трезвое быдло и будет действительно хохотать любым шуткам ниже пояса, а их было предостаточно. Я помню даже "цитировать" было, в кавычках, удовольствие, потому что не верили, неужели это произносилось, а это произносилось, и будет произноситься.

К. ЛАРИНА: Нам с тобой, как и Регине Дубовицкой, времени не хватает. В этом смысле мы от нее недалеко ушли.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это, честно я вам скажу, была откровенная халтура. В этом смысле театр Петросяна, опять же, отрешимся от качества шуток, просто по тому, как это сделано, по технологии, по тому, как свет выставлен, потому что телевидение - это телевидение, это картинка, это нужно еще и смотреть, это повыше. Но я тоже вчера несколько раз просто испытывала оторопь и шок, когда видела рядящихся в женское платье мужчин.

К. ЛАРИНА: Ирочка, давай все-таки телефон включим, а то нас побьют наши благодарные слушатели, пожалуйста, 203 19 22, у нас остается мало времени, это удивительно, сколько ни дай, все мало. Пожалуйста, ваши вопросы, мы блиц проведем в прямом эфире. Алло, здравствуйте.

ОЛЬГА: Я хочу спросить у Ирины Петровской. Смотрела ли она на прошлой неделе сериал, который называется "Красная капелла". Я читала книгу Жюля Перо, поэтому я смотрела этот сериал, и он мне понравился. Я считаю, что у него низкий рейтинг, но мне кажется, объясняется тем, что, во-первых, это было неподходящее время.

К. ЛАРИНА: Я с вами соглашусь. Конечно же, те самые страшные, трагические события внесли свой жуткий вклад, в том числе, во многие в премьерные показы, которые были в это время на телевидении. Я надеюсь, что "Красную капеллу" повторят в более мирное время, чтобы люди могли бы этот фильм посмотреть. Потому что я видела 2 первые серии, потом все это началось, и естественно об этом уже никто не вспоминал.

И. ПЕТРОВСКАЯ: По-моему, вполне качественный сериал. Я знаю, что его продюсер Валерий Тодоровский очень большое внимание ему уделял, когда фильм делался. Действительно обидно, что так совпало. Более того, еще повторы ставили в промежутках между спецвыпусками, и это раздражало. И даже меня раздражало, хотя я все понимала. Это один из фильмов и сериалов, которые сегодня научились делать вполне пристойно, не на коленке, как многие сериалы снимались, а это делается уже как кино настоящее.

К. ЛАРИНА: У нас сегодня, к сожалению, это тоже не является гарантией качества, даже если это дорого и роскошно. "Место под солнцем", которого тоже в эти дни была премьера, по произведениям Полины Дашковой с Анастасией Волочковой в главной драматической роли. Это нечто, давно я не видела такой актерской игры. Это не то, что дурной театр, это какой-то позапрошлый век, какой-нибудь Урюпинск, извините за выражение, просто такая самодеятельность убогая. И если ты помнишь, Ира, даже Полина Дашкова публично отреклась от этого сериала, настолько сильно на нее произвело впечатление.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне кажется, здесь такая была погоня, некоторые считают, что ноу-хау: пригласил любую звезду из другой оперы.

К. ЛАРИНА: Из другого балета.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И все получится. Как Баскова на роль телеведущего приглашали. Это абсолютно провально, не работает эта история. Нельзя взять человека из другой оперы-балеты и пересадить туда, где он просто ни сном, ни духом, ничего не понимает. Хотя "Место под солнцем" продюсировал человек очень профессиональный, Денис Евстигнеев, режиссер и оператор.

К. ЛАРИНА: Что-то тут не случилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, увы.

К. ЛАРИНА: Еще телефонный звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Я в отношении передачи, сейчас слушаю вас, я обеими руками голосую за то, и очень рада, что отменят программу "Аншлаг". Спасибо вам.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да мы тоже голосуем обеими руками, вот сидим, у нас 4 руки на двоих, и тоже голосуем. Мы говорим о том, что этот метод, что это решил министр культуры снять, и все, он, мне кажется, несколько уже архаичен для нынешнего времени. Я повторю, что это должно само телевидение, просто исходя из того, что есть некоторые санитарно-гигиенические соображения, репутационные, которые обычно, знаю, Добродеев всегда старался соблюдать, от каких-то программ необходимо отказываться, именно потому, что это за гранью добра и зла. В данном случае господин Соколов, министр культуры, стал выразителем чаяния определенной части населения. Хотя, честно говоря, не знаю, имеет ли право министр культуры своим указом что-то снимать.

К. ЛАРИНА: Высказываться он имеет право.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, но именно что будет обязательно отменено и будет сделано то-то и то-то, не уверена, надо посмотреть круг полномочий.

К. ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста, алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте, очень приятно, милые девочки, не ругайте министра культуры, может быть, у него в контексте взято, может быть, он ответил на вопрос, скоро ли.

К. ЛАРИНА: То есть, наболело просто?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, не надо, пусть хотя бы таким способом у нас такая низкая культура исчезает с экрана, хоть таким способом, и то мы будем рады вам, милые девочки, желаю вам всего доброго, меня зовут Тамара Михайловна.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо большое. Дело в том, что мы не ругали министра культуры, именно, что его человеческий посыл мы понимаем. Правда, если говорить о контексте, когда он только пришел, на первой пресс-конференции он сказал, что на телевидении много кривых зеркал, и все думали, что жертвой падет конкретное "Кривое зеркало" Петросяна. Ну вот, выбрали, если выбрали, если мы правильно поняли этот контекст, "Аншлаг". Посмотрим, что будет дальше.

К. ЛАРИНА: Еще вопрос, пожалуйста.

ТАТЬЯНА: Я бы хотела сказать по поводу терроризма и его озвучивания на телевидении. Я просто считаю, что действительно не нужно о нем говорить, о таких акциях, потому что это и работает на террористов.

К. ЛАРИНА: То есть, вы готовы терпеть такие неудобства, и если вдруг, не дай бог, ваши знакомые могут оказаться в таком месте, вы даже об этом не узнаете.

ТАТЬЯНА: Я узнаю об этом потом, от близких, или от их родителей.

К. ЛАРИНА: Неужели вам самой не страшно? Мы сегодня вспомнили первый пример, который приходит в голову из нашего недалекого прошлого, это история с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Именно тогда-то все и случилось, это был абсолютно показательный момент.

ТАТЬЯНА: Об этом можно говорить, это не теракт. А я говорю именно о терактах, о таких вещах, которые специально люди делают для того, чтобы везде об этом говорилось, чтобы страх распространялся среди населения.

К. ЛАРИНА: И бог с ними, с погибшими людьми?

ТАТЬЯНА: Конечно, плохо, что они погибают, конечно, все их родственники будут сожалеть и пусть им выплачивают.

К. ЛАРИНА: Понятно, к сожалению, очень серьезный вопрос и очень серьезная тема, за 2 минуты до конца программы, жаль, я думаю, мы должны к этому вернуться еще.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне кажется, очень циничная точка зрения. А я представила, если будут распространяться не факты и не информация, а слухи. Можете себе представить?! Невозможно, говорю еще раз сегодня, в более или менее открытом мире утаить. Поэтому это будет на уровне слухов нагнетаться. Кто-нибудь, естественно, этим будет пользоваться. Я представляю, какая паника может возникнуть, если люди будут знать, что там что-то происходит, нам об этом не говорят. На самом деле, очень опасная точка зрения.

К. ЛАРИНА: Люди даже не могут себе представить, насколько именно это опасно. Это самое страшное. Мне кажется, что одумаются наши депутаты, там есть все-таки люди приличные в Думе, правда же, которые отдают себе отчет в таких вещах?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я не была в Думе, но мне кажется, что должны быть, здравомыслящие как минимум.

К. ЛАРИНА: Мне остается ответить правильно на вопрос, который мы задавали. Первый советский телевизор, который был запущен в массовое производство, это был телевизор КВН-49, поскольку случилось это в 1949 году.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А я быстро дополню, что КВН - это имена фамилий изобретателей - Кенигсон, Варшавский, Николаевский, и потом программа КВН была так именно названа в честь первого телевизора. Вернее, "Клуб веселых и находчивых" она называлась, но аббревиатура была всем известна со времен появления телевизора.

К. ЛАРИНА: Ира, большое спасибо, я думаю, что надо нам сейчас пойти к Венедиктову, попросить у него второй час, расширить нашу передачу. Но так уж получается, что в следующий раз мы увидимся в следующую субботу, как раз уже и ТЭФИ подоспеет, можно будет обсуждать. Спасибо большое, Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо, до свидания.