Купить мерч «Эха»:

Владислав Флярковский - Человек из телевизора - 2004-05-22

22.05.2004

К. ЛАРИНА - В нашей студии Владислав Флярковский - ведущий новостей культуры на канале 'Культура'. Чтобы сориентировать наших слушателей я хочу разграничить зону ответственности. Вопросы к вам, а почему у вас не оказывают то-то, а почему показывают то-то, на вашем канале. Человек отвечает только за новостную структуру.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Проще говоря, за свою работу.

К. ЛАРИНА - Поэтому все претензии, что касается новостей культуры - это к Флярковскому. Я вчера вспоминала, когда узнали об этом решении, что Владислав Флярковский принял приглашение канала 'Культура' и переходит туда, как-то все сразу стали говорить: надо же Флярковский такой политический журналист, взять и уйти в такое пространство пенсионерское. Все очень горевали. А сейчас прошло время, и если невеста уходит к другому, то неизвестно кому повезло. То, что касается политического телевизионного пространства, оно очень сильно изменилось, думаю, что Слава это тоже замечает.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Да, конечно, пространство телевизионное вещь подвижная и это искусство - телевидение, вещь очень подвижная. Телевидение почти не закрывается, закрываются газеты, журналы, радиостанции растут и закрываются, телевидение закрывается очень редко. История последних лет нам это показала.

К. ЛАРИНА - Ну почему, как минимум два телевизора закрылось.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Но за сколько лет, а сколько открылось за эти же годы. Просто телевидение это такая вечная штука, материк, который однажды возник, поднялся со дна мирового океана и ему суждено существовать почти вечно. Программы внутри канала могут исчезать, появляться, есть долгожители, но канал в целом существует почти вечно. Хотя я не собираюсь жить вечно. Но я имел счастье начать работать в своей жизни там, где человеку суждена какая-то мера стабильности, постоянства. Телевидение вещь постоянная.

К. ЛАРИНА - Вам не хочется вернуться в политическую журналистику, не тянет? Фантомных болей:

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - А что я был такой израненный, когда оттуда пришел. Нет, я сделал все, что мог там, и вошел в другую дверь и очень не хочу оттуда выходить. И я совершенно не страдал комплексом неполноценности, что другая профессия. Профессия та же самая, специальность другая. Да, я то делал чуть лучше, а это чуть хуже, ну и что. Есть простое правило: никогда не бойся делать того, чего ты не умеешь. Помни, что ковчег построил любитель, профессионалы построили 'Титаник'. Руководствуясь этим простым жизненным правилом, я смело туда двинул.

К. ЛАРИНА - За все время работы на канале 'Культура' в новостном пространстве наверняка вы поняли, что в культуре тоже существует политика и не менее интригующая захватывающая, чем политическая политика, извините за тавтологию.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Это довольно интересный и сложный аспект. Политика в культуре в чистом виде не существует и есть культурная политика, она делается на государственном уровне, если вообще делается. Где-то культура пускается по собственным живым рельсам и государство почти не вмешивается, есть меценаты, они помогут, одним театром больше, одним меньше где-то. Как у нас особенно в советские времена, это надо признать, культура опекалась основательно, была культурная политика, сейчас она тоже в известном смысле существует, но она сосредоточена на том, чтобы поддержать умирающего, поддержать погибающего. Помочь встающему на ноги.

К. ЛАРИНА - Идеология тоже появилась, она возвращается в культурное пространство.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Мы с вами поговорим на эту тему тогда, когда будет сформулирована основная идея, на которой держится эта идеология.

К. ЛАРИНА - Пионер, люби свою родину.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Ну а что тут нового? Ничего нового, она не возникла, она просто возродилась, проснулась заново. И я не могу с вами согласиться. Формулировки нет. Идеология рождается тогда, когда рождается формулировка. Формулировка рождается тогда, когда рождается личность. Есть у нас такая личность, возьмем В. Познера, если он сядет и скажет: вот сверхзадача отечественного телевидения состоит в том-то и том-то. Кто-нибудь это сказал? Никто не сказал. А до тех пор все будут делать то, что считают нужным на телевидении.

К. ЛАРИНА - А вы для себя как-то формулируете сверхзадачу телевидения? Для чего вы лично выходите каждый вечер в эфир телеканала 'Культура'?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Чтобы люди не умерли с голоду. Потому что телевидение это не просто часть жизни, люди не могут без телевизора. Я согласен с некоторыми моими коллегами и телекритиками, которые возражают тем, кто утверждает, что не нравится, не смотри, выключи телевизор. Невозможно. Телевизор не выключишь. Это как масло, помазанное на хлеб и съеденное на завтрак. Люди привыкли к нему как к воздуху, как к воде, как к еде. Как к одежде. Мы надеваем на себя телевизор каждый день, мы не можем ходить голыми, голодными и мы будем его включать. И в полночь около сотни тысяч людей в Москве будут смотреть новости культуры. Надо обязательно к ним выходить. Это имеет не только основания умозрительные, можно посмотреть на рейтинги, за каждой программой закреплен определенный уровень потребления. Как у масла и хлеба есть уровень потребления. Он всегда колеблется в пределах одной заданной на этот момент на этом канале в это время нормы. У меня и не только у меня, у любой программы, поговорите с любым ведущим, который следит за своими успехами и неудачами, в среду и четверг рейтинг высокий, а в понедельник и пятницу обычно меньше. При этом в понедельник и пятницу у меня может быть блестящий выпуск программы, жутко интересный, масса всего, а рейтинг как был чуть-чуть, столько и есть. А в среду я был усталый, нудный, корявый, оговаривался, показывали, бог знает что, рейтинг высокий.

К. ЛАРИНА - Это как актеры говорят после спектакля: как я сегодня играл, просто увидел бога, и слезы, и смех. А ему говорят друзья: слушай, ты сегодня играл ужасно, смотреть было невозможно. А в другой раз наоборот, кажется, ты сегодня был зажатый, а все говорят: боже, как было гениально. Тут никаких объективных самооценок выставить себе невозможно.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Можно конечно, представить себя простым зрителем, записать свою программу на видеомагнитофон, поставить дома в телевизор и посмотреть.

К. ЛАРИНА - А вы проводили такие эксперименты над собой?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Редко, но провожу. И мне по работе часто приходится пересматривать предыдущие эфиры. У меня идут повторы, я работаю не один выпуск в день. Я еще выхожу живьем на Дальний Восток, я повторяю какие-то материалы. Мне приходится их менять. Я их пересматриваю, для этого я беру запись предыдущего выпуска, смотрю все, включая себя на всякий случай тоже.

К. ЛАРИНА - Это авторская передача?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Она, безусловно, авторская. На телевидении нет не авторских программ. У всех программ есть автор один, два, пять или больше.

К. ЛАРИНА - Ваша лично?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Это сложный вопрос. Я не думаю, что на телевидении есть такие безусловно авторские программы.

К. ЛАРИНА - Вы же выбираете из чего-то, вы говорите, что этот материал я не беру.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Это обычно решаю я и мой шеф-редактор, мы вдвоем это решаем.

К. ЛАРИНА - По каким причинам это происходит?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Иногда по техническим, просто не влезает. И по звучанию. Если есть масштаб, значимость, по содержанию, интересно, не интересно. Важно/неважно, это банальные вещи, это в любом учебнике, которых сейчас пишется великое множество, все это написано.

К. ЛАРИНА - Мне, зная вас, не хватает какого-то субъективного взгляда на происходящие события. Мне кажется, что, наверное, стоит ему это расширить и после новостного блока сделать встречу с каким-то человеком. Вот чтобы от Флярковского, а поговорить все равно хочется.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Это потому что мы с вами старорежимные журналисты. Мы люди не из телевизора, а люди из прошлого. Поговорить - это такое редакторское телевидение 70-80-х годов. Вообще на телевидении сейчас очень любят этот жанр, поставят два стула, люди разговаривают, камера их снимает. Но вы знаете, что этот жанр постепенно оттесняется за полночь или рано утром с апельсиновым соком.

К. ЛАРИНА - Днем для домохозяек.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Любая домохозяйка все равно предпочтет телесериал.

К. ЛАРИНА - Не знаю. Когда я превращаюсь в домохозяйку, хотя у меня и радио работает и телевизор, и я смотрю все эти 'принципы домино'. Мне, например, - а поговорить - очень не хватает на телевидении.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Не знаю, мне кажется, что это уже несовременно.

К. ЛАРИНА - Почему?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Мир движется, меняется, вообще человек, разговаривающий в кадре вдвоем, один, втроем, тогда уже лучше побольше, человек, сидящий в кадре это человек убеждающий, поучающий, это человек из ближайшего может быть прошлого, это телевидение эпохи перемен. Знаете, такой надутый индюк, сидящий в кадре, поучающий людей, и вечно делающий вид, что он говорит меньше, чем знает и знает больше, чем говорит, такой многозначительный надутый индюк, это все телевидение эпохи перемен. А сейчас наступило некоторое не знаю, как назвать, некоторые говорят - стабильность, некоторые - застой, кто-то говорит - предопределенность событий. Все и сейчас уже другое нужно телевидение.

К. ЛАРИНА - То есть Ларри Кинг в 88 лет разговаривает и ничего, рейтинги у него зашкаливают.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Я не измерял. Ветеран, ну что делать. Есть программы долгожители. У нас разговорные программы, родившиеся считаемое количество лет, долго не держались. Тогда нужно, чтобы был другой ведущий, другой формат, другая студия, другие стулья, другая картинка. На Ларри Кинге у нас долго невозможно было бы ездить, потому что у нас времена меняются все время. Сейчас телевидение шоу, если вам хочется послушать, как люди разговаривают:

К. ЛАРИНА - Включите радио 'Эхо Москвы':

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Да, гениальный ответ. Радио для этого есть. А во-вторых, ток-шоу желательно по принципу 'кроссфайр', вот это современное телевидение, когда и аналитическая программа, кстати, не нужна. Всю ситуацию политическую можно обсудить в форме 'кроссфайр', когда стоят двое, один слева, другой справа, один плохой, другой хороший, один рыжий, другой белый. У этого одна позиция, у этого другая, и они схлестнулись. Ну, что-то типа 'К барьеру!', что делает Соловьев. Вот это современное телевидение. На этой программе можно все события всей недели как следует обсудить.

К. ЛАРИНА - А все эти политические ток-шоу, которые существуют худо-бедно, и 'Основной инстинкт' Светланы Сорокиной и Савика Шустера и Владимира Познера с программой 'Времена'.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Вполне современная вещь. Очная ставка - я бы сделал такой подзаголовок. И даже такое понятие жанра на телевидении - очная ставка - когда в студии собираются люди, которые за глаза говорят, черт знает что, а стоя друг перед другом начинают тушеваться. И это видно. И они выкладывают все, как есть начистоту.

К. ЛАРИНА - А вам не хотелось такую программу сделать?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Это нужен особый навык.

К. ЛАРИНА - Что, у вас нет таких навыков? Смотрите, металл в голосе появился, когда вы стали описывать эту передачу. Попробуйте.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Ну, с вашей легкой руки, может быть.

К. ЛАРИНА - Я посмотрела, что нам писали наши высококультурные слушатели, они, конечно, все зрители канала 'Культура', потребители культурных новостей, кто бы сомневался. Я нашла хороший вопрос важный, как мне кажется, от Валентины Колчиной из Казани: 'Судя по новостям культуры, культура существует только в Москве, а как же провинция, почему вы забываете о ней?'

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Да помним мы о ней. Помним. Проблема техническая, потому что у нас нет обширной корреспондентской сети, во-вторых, это проблема чисто моральная, моральная потому что в Москве культуру делают в хорошем смысле слова выскочки, честолюбивые люди. Если таковые находятся в провинции, они мгновенно оказываются в Москве.

К. ЛАРИНА - Я бы так все-таки не обобщала.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Конечно, в этом есть художественное преувеличение. Конечно, делаются.

К. ЛАРИНА - Есть такие события в городах российских, которые Москве и не снились.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Ну что вы, можно по пальцам пересчитать, но они эти пальцы и появляются у нас время от времени. Это правда. Новосибирск, Пермь, Омский драматический театр, Пермский балет, Екатеринбург. Но такие крупные центры.

К. ЛАРИНА - Казань.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - И это бывает. Но редко.

К. ЛАРИНА - А у вас постоянной рубрики нет провинциальной новостной?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Рубрики нет, у меня есть идея ее создать, я даже время от времени делаю такой сборник новостей из городов. Наиболее внимательные и преданные наши зрители наверняка заметили. У нас есть рубрика 'Карта мира' где идет сборник международных новостей. А иногда я делаю то же самое из новостей по стране. Почти каждую неделю мне это удается сделать. Ее условно называю 'карта родины'. Если есть карта мира, должна быть карта родины. И она у нас появляется почти каждую неделю. И я делаю обзор событий. Они не столько важны, масштабны, значимы как некоторые московские, они просто трогательные, Краснодарский камерный балет вернулся из Франции, мы вдруг узнаем, что он, оказывается, гастролировал по Франции, что его обожают, что он там гастролировал уже десятый раз и от него там просто без ума. Танцевальный коллектив. Рассказать об этом, здорово, трогательно приятно.

К. ЛАРИНА - А сами ходите куда-то смотрите?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Хожу. Конечно.

К. ЛАРИНА - Про что рассказываете, видите?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Конечно. Иногда с опозданием, просто потому что в тот же вечер я успею увидеть что-то одно или открытие одной экспозиции большой или концерт, как правило, половину, потому что мне надо спешить в редакцию, в выходные дни я пересматриваю большую часть того, о чем рассказываю накануне.

К. ЛАРИНА - То есть по выставкам, концертам, премьерам, кино.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Да, и немножко схожу с ума, понимаете, одно дело короткий пересказ в своей программе, я очень доверяю своим репортерам:

К. ЛАРИНА - Но оценки они не ставят. Вообще жанр рецензии не присутствует в вашей программе.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Рецензии пишутся на фильмы у нас обычно. У нас есть пара сильных журналистов, которые пишут о кино, делают такие рецензии. Я так и объявляю: рецензия от Полины Ермолаевой, например. По театру у нас есть два специалиста, но не скажите, они очень часто делают критические вещи.

К. ЛАРИНА - Вопрос про вашу коллегу от Веры: 'Что вы знаете о судьбе корреспондента Елены Курляндцевой?' Если знаете. Нигде мы ее не слышим.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Лена Курляндцева. Я знаю, что она больна. Она серьезно больна. Она сейчас, видимо, по этой причине не выходит в эфир нигде и никак. Она просто очень больна, что печально и по-человечески, и как телеработник, я очень сожалею, она очень ценный человек. Если говорить, какие есть журналисты, репортеры на отечественном телевидении, культурологи, репортер-культуролог, она может быть единственная.

К. ЛАРИНА - 'Как составляются рейтинги телепрограмм?', - вопрос от Михаила из Саратова. Вы сейчас думали, что наушники соединены с микрофоном, ан нет, оказалось, что совершенно автономные структуры. Как составляются рейтинги? Вы им верите?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Я рейтинги использую как медикаментозное средство, как заменительную терапию. Открыл, посмотрел и если средство подходящее, таблетка, выпил ее - и тебе стало получше немного. Ты не удовлетворен своей работой, посмотрел, а у тебя рейтинг высокий, успокоился немножко. Посмотрел - низкий - встревожился немножко. Стал себя напрягать слегка. А чтобы доверять им: Они делаются, для того чтобы рекламный рынок регулировать. Я думаю, что это известно и человеку, который вам позвонил. Рейтинги составляются для рекламодателей. А для ведущих это может иметь роковые последствия, у тебя низкий рейтинг - программа закрывается. А как они технически замеряются, стоят датчики, делаются по социологической выборке, собирается около полутора тысяч потребителей телевидения.

К. ЛАРИНА - Иногда я получаю такие звонки: какую программу вы сейчас смотрите, какой канал?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Это халтура. Так не делается. Это кто-то доморощенным способом пытается для кого-то выяснить. А вообще крупные мониторинговые агентства устанавливают датчики прямо в телевизор. Вас никто ни о чем не спрашивает, вы живете, как обычно, нажимаете на свои кнопочки, включаете телевизор, выключаете, датчик реагирует на включение, выключение. Потом он реагирует на переключение. И фиксирует время просмотра.

К. ЛАРИНА - Не первый раз слышу про эти датчики. Вы видели где-нибудь?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Нет.

К. ЛАРИНА - Я тоже не видела.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Поэтому окончательной бесповоротной железобетонной веры в рейтинги у меня не будет до конца жизни. Пока я не увижу своими глазами, не пощупаю эти датчики.

К. ЛАРИНА - Артем: 'Я хотел бы спросить Влада о пике его журналисткой работы, спецкор РТР в Израиле. Как он оценивает работу своих коллег спустя почти 10 лет после возвращения в Москву? Кажется объективности, стало намного меньше', - почему-то он делает такой вывод.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Наверное. Разобрались во всем, как следует, и теперь судят как знатоки. Имеется в виду информация из того района. Но я-то туда приехал, когда вообще никто ничего не понимал. Я был объективен тогда не, потому что это было моим принципом, это было моим принципом, но я работал не из-за принципа, а из-за того, что понять было ничего невозможно. И я всюду лез и все смотрел и пытался понять, что происходит. Кто прав, кто виноват. Хотя понятно было, как сказал покойный умерший, к сожалению, недавно А. Бовин, с которым мы одновременно там работали он послом, а я собкором, он говорил, что все относительно, смотря, откуда считать. Если считать от 1947-го года - евреи правы, если от 1967 - арабы правы. Если от 1918 - евреи правы, если от 7 века - арабы правы. Разобраться-то в деталях было необходимо, и я все это изучал.

К. ЛАРИНА - Сегодня проще работать корреспондентом?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Там сложнее стало работать просто, потому что война.

К. ЛАРИНА - Нет, вообще работа корреспондента, репортера.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Я думаю, сложнее. Потому что конкуренция выросла очень, репортеров раньше было наперечет лет 10 назад, а сейчас море.

К. ЛАРИНА - Они еще документальное кино делают одновременно.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Да. Сложнее стало.

К. ЛАРИНА - 'Что такое культура?', - спрашивает ваш тезка Владислав. Он решил поставить вопрос ребром, даже оставил свой телефон.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Я уж постараюсь ему ответить сейчас и коротко. Культура - это сфера, где рождаются идеи, все остальные сферы это сферы, где они реализуются. А в культуре они рождаются.

К. ЛАРИНА - Красивое определение. Это вы сами придумали?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Как-то однажды я уже отвечал на этот вопрос. Я писал такое послание нашим сотрудникам, которые работают в других городах, чтобы они понимали, что от них нужно, что такое культура, почему мы делаем именно новости культуры, а не какие-то другие, чтобы они понимали важность этого, вот там идеи рождаются.

К. ЛАРИНА - Скажите, а официальная хроника входит в сферу ваших интересов в новостной программе?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Если они касаются культурной политики, культурной жизни.

К. ЛАРИНА - То есть решения, которые принимаются чиновниками, съезд творческого союза какого-то.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Конечно, нас интересуют люди, которые делают культуру, которые способствуют тому, чтобы культура делалась. Люди, которые мешают делать культуру. Культура ведь сфера не бесконфликтная. И ею занимаются люди честолюбивые, амбициозные, с ними трудно.

К. ЛАРИНА - Сравнивая политику и культуры, интриг не меньше, согласитесь, обид не меньше. Провокаций не меньше, лоббирования не меньше.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Не надо делать вид, что культура это такая страна, в которой живут подтянутые режиссеры и лохматые художники, такая резервация, а вся остальная жизнь где-то отдельно. Эти люди ходят по тем же улицам, мокнут под тем же дождем и едят те же булки.

К. ЛАРИНА - И зарабатывают немалые деньги. Вы говорили, что поддержать больного, культуру как факт. Но, тем не менее, мы знаем, что большие деньги крутятся в некоторых культурных проектах и знаем, почему их создают и на чьи деньги они делаются. Там трудно сориентироваться. В конце концов, такое понятие как 'джинса' существует в любом пространстве, что политика, что медицина, что культура, что сельское хозяйство. Вы с этим сталкивались у себя в работе?

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Коммерциализация - это слово, я, кстати, в негативном контексте, как правило, не употребляю, я считаю, что это естественный экономический процесс, все равно наносит какой-то свой отпечаток, оттенок некоторый появляется на работе художника, если он занят чем-то, что сопряжено с коммерцией. А коммерция неизбежна сейчас. За любым художественным актом стоят деньги. Арт-рынком занимается огромное количество людей, вы можете с любым поговорить, он вам расскажет, какие это деньги. Вам могут рассказать о том, как на 'Сотби'с', на 'Кристис' продаются работы мифических владельцев за мифическую сумму, чтобы поднять цену этого автора. Там кем-то уже доказано, пишутся книги и статьи на Западе очень много. Мне приходилось их читать. Представляете, есть некто, эта картина принадлежит, бог знает кому, самому 'Сотбису', он ее покупает за 10 долларов на углу. Находит автора, и хочет на нем заработать. Выставляет за большую сумму, делает ему раскрутку, его покупают за бешеные деньги, и мгновенно вырастают в цене все остальные его работы. Вот так, например, делается. Это культура? Да, это тоже культура и это большие деньги и любой художник работает за деньги, но зарабатывает, правда, в основном, не он, а он тот, кто поставил, обставил, заказал и продал. Гия Канчели написал замечательную вещь, которая называется 'Little Inder', недавно была премьера в Москве. Мы читаем в статье про Канчели: этот композитор всегда вносит глубокую философскую идею в свои произведения. Скажите, какую философскую идею вы внесли в свои произведение? Я никогда не вношу никакую философскую идею в свои произведения. Английский продюсер мне заказал, и я сочинил. Значит, там тоже какая-то сумма фигурировала, это было заказано, по-моему, ирландским правительством, потому что Little Inder это поселок шахтерский, который умер, исчез с лица земли, потому что там строился город или завод. Такая трагическая история исчезновения с карты мира поселка. Мэрия или муниципалитет заказали, заплатили, написал, получил деньги, рассчитались, разошлись. И это да, тоже часть культуры. Но если бы этого не было, не было бы этого 'Little Inder'.

К. ЛАРИНА - И Достоевский на заказ писал, и Моцарт на заказ писал. Давайте телефон включим. 203-19-22.

ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - У меня вопрос к Флярковскому как к представителю канала 'Культура'. Последнее время там все время обсуждается вопрос, кто погубил классическую музыку. И я совершенно изумленная слушаю фразу, что: я хотела спросить, когда в последний раз Варгафтик был в Консерватории?

К. ЛАРИНА - Это вопрос не к Флярковскому.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Вы назвали меня представителем телеканала 'Культура', это не совсем так. Я представитель одного из его подразделений, которое занимается информацией культурной. Может быть, будет Артем у вас в эфире, он ответит вам на вопрос.

К. ЛАРИНА - Я думаю, что в Консерватории он частенько бывает. Это вопрос риторический.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - И потом современное телевидение провокационно. Вбрасывается нелепая тяжелая противоречивая, иногда даже грязная идея и вокруг нее начинается возня.

К. ЛАРИНА - Чего далеко ходить, посмотрите, как формулируются названия выпусков 'Культурная революция'. Абсолютная провокация, для того чтобы мы с вами это обсуждали в эфире, после каждой программы, что мы и делаем.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Многие люди, особенно старшего поколения, принимают это за чистую воду, вот в чем проблема.

К. ЛАРИНА - Еще звонок.

СЕРГЕЙ - Я хотел спросить Флярковского, почему в его новостях не отражается культура предпринимательства?

К. ЛАРИНА - То есть?

СЕРГЕЙ - Это очень большой комплекс.

К. ЛАРИНА - А что это такое, объясните.

СЕРГЕЙ - А это то же самое, культурные взаимоотношения людей.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Вы имеете в виду этику и мораль.

СЕРГЕЙ - Так они же включены в самое понятие культуры.

К. ЛАРИНА - А что бы вы хотели, чтобы был какой-то ликбез для предпринимателей, как себя вести или что?

СЕРГЕЙ - Да нет, просто есть образцы худшего и лучшего.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Надо делать программу о понятиях. Как регулировать отношения по понятиям. Этика предпринимательства. Вопрос тоже, кстати, абсолютно провокационный, потому что культура предпринимательства да, может быть темой на телевидении, кукуруза это тоже культура, можно про кукурузу делать, тоже важно. Культура жизни, культура вождения автомобиля, вот меня называют куртуазным маньеристом.

ФАИНА ФЕДОРОВНА - У меня такой вопрос к уважаемому Флярковскому. Вчера мы слушали с сыном, которому 5 лет передачу 'Что? Где? Когда?' и там выступал хор Советской Армии. Вы не видели?

К. ЛАРИНА - Я видела. Они пели: 'секс-бом'. Замечательно, мне очень нравится.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Александровский?

К. ЛАРИНА - Да.

ФАИНА ФЕДОРОВНА - А мне кажется, несовместима эта песня с погонами с большими звездами.

К. ЛАРИНА - Они это делают с большим удовольствием, это шутка.

ФАИНА ФЕДОРОВНА - Вы представляете, какой-то чин высокий вихляет задом:

К. ЛАРИНА - Они же настоящие, и погоны у них настоящие. И костюмы.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Дело в другом. Такие вещи повышают престиж российской армии. Вот что я могу сказать. Просто повышают престиж. Это здорово, а помните, как с Мирей Матье пели 'Марсельезу', зал стоял. Все вопили от восторга.

К. ЛАРИНА - В этих шутках нет ничего пошлого абсолютно, тем более что люди это делают с удовольствием, у них замечательные голоса, чувство юмора. И они в одном концерте могут соединить и советские марши и русские народные песни, что они и продемонстрировали, они спели в конце русскую песню и одновременно могут позволить себе пошутить. Но, имея такие вокальные данные так спеть, какие там киркоровы рядом.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Эти офицеры блестящие профессионалы.

ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - Уважаемая Ксенечка и Владислав, я, во-первых, ваш канал 'Эхо Москвы' даже не переключаю.

К. ЛАРИНА - Канал 'Культура' смотрите?

ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - Это необыкновенный человечек, я желаю ему здоровья, счастья и больших успехов. Как только он появился на экране, вообще как вы только пришли, я вас очень люблю как сына. Желаю вам здоровья, океан счастья.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Спасибо.

ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - Я, наверное, старорежимный человек, мне уже за 60, но я должна сказать, что для меня первый канал - это канал 'Культура'. И конечно, вот эти 'аншлаги', 'русские бабки' какие-то представить себе, чтобы это было на канале 'Культура' невозможно. Поэтому я вообще его не переключаю. И только если программа Познера, например, или 'Что? Где? Когда?'. И мне бы хотелось пожелать и Владиславу Флярковскому и всему каналу так держать и не сдаваться и ни в коем случае этим веяниям времени не поддаваться. Спасибо вам большое.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Я только хочу обратить внимание нашей уважаемой радиослушательницы, что телевидение, каждый канал имеет свою миссию. Конечно, программа 'Аншлаг' не может появиться на канале 'Культура', просто потому что у него миссия другая.

К. ЛАРИНА - Слав, никогда не говорите никогда. Я вас умоляю.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Шесть континентов у нас есть, 5 континентов и много больших островов, вот современное телевидение.

К. ЛАРИНА - Кто бы знал, что на канале, который называется 'Россия' после программы 'Зеркало' будет идти 'Кривое зеркало'. Никто же и предполагать не мог в страшном сне, но ведь случилось, так что не говорите ничего.

ОКСАНА - Хотела бы маленькую ремарку сделать по поводу вопроса, который задал предыдущий радиослушатель относительно культуры предпринимательской деятельности. Он сказал интересную мысль относительно того, что об этом у нас вообще не говорят. А это и есть культура нашей жизни. Потому что кто такой предприниматель - предпринимателем сейчас называют всех. Те, кто занимается бизнесом, продает, покупает, кто организует детские сады, все что угодно, парикмахерскую. И мне кажется, людям просто необходимо давать какие-то каноны относительно того, что мы все люди и, несмотря на эту гонку за деньгами, которая сейчас присутствует в нашей жизни, необходимо оставаться людьми и культурными людьми. И понимать, что каждый день живя, мы должны нести друг другу радость и положительные эмоции.

К. ЛАРИНА - Вы считаете, это время наступило, что найдется аудитория, которая будет воспринимать это как свою тему.

ОКСАНА - Я думаю, да. Потому что процесс длительный, за один день это нельзя сформировать у нации. И я думаю, что нужно начинать. Люди подтянутся, тянуть нацию к каким-то идеалам, не тем, которые были раньше, идеалам человечества.

К. ЛАРИНА - Мне очень нравится тенденция, которая сегодня прозвучала в нашем эфире, стоит задуматься.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Эта тенденция к наиболее широкому понимаю слова 'культура'. Это уже выходит за рамки нашего разговора о телеканале 'Культура'.

К. ЛАРИНА - Так что не зря пришли. Спасибо большое. Владислав Флярковский наш гость, которого вы можете видеть по вечерам на канале 'Культура' и я всегда рада, когда Слава находит время для общения с радиослушателями 'Эха Москвы'.

В. ФЛЯРКОВСКИЙ - Спасибо за приглашение.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024