Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-11-13
К. БАСИЛАШВИЛИ: В этом произведении совместились таланты представителей трех искусств: скульптуры, балета и фарфора. В 1913-м году скульптор – а к слову, в прошлом еще и актер МХАТа – Серафим Судьбинин по заказу Императорского фарфорового завода исполнил бисквитную фигурку примы-балерины Дягилевских сезонов Тамары Карсавиной. Статуэтка, на вид совершенно невесомая, с чудесно замершей на одной ножке балериной, и сейчас служит эталоном для скульпторов-фарфористов, - считает Екатерина Хмельницкая, хранитель коллекции русского фарфора Государственного Эрмитажа.
Е. ХМЕЛЬНИЦКАЯ: По условиям договора Судьбинин, который в то время жил в Париже, должен был создать гипсовую модель и прислать ее в Петербург, где заводские мастера исполнили ее из бисквита и фарфора. О скором появлении статуэтки неоднократно писали русские, европейские периодические издания. Идея ее создания была заимствована из Севра, где в конце 19-го века была создана статуэтка балерины в пышных газовых юбочках, стоявшей на двух пуантах так, что казалось, она опирается только на одну точку. Техник завода Николай Качалов, который непосредственно участвовал в передаче заказа на исполнение этой фигурки Судьбинину, писал, что главным условием заказа было то, чтобы балерина стояла на одном пальчике – именно в этом и заключалась вся соль. Судьбинин, однако, отступил от этого условия. Еще из Лондона он писал: «Как подпорку для статуэтки я вылепил двух маленьких амурчиков, которые как бы препятствуют полету артистки». Эта идея очень понравилась самой Тамаре. Однако, Качалов велел отрезать амурчиков, и заводские мастера изготовили действительно замечательную по технике и красоте вещь. Все технические сложности удалось преодолеть мастеру фарфорового завода Лукину, который создал статуэтку без опоры, и, не отступая от авторского замысла, он сумел передать романтическую эфирность, воздушность танца Карсавиной. Дирекция завода очень гордилась этой фигуркой и всем сообщала, что балерина вот-вот оторвется от земли и полетит, как пух из уст Эола. В образе балерины Судьбинин сумел воплотить те знания, которые передавал своим ученикам Роден – а как известно, Судьбинин очень долгое время занимался в мастерской у великого мастера. Как любой автор, Судьбинин очень переживал за то, как будут смотреться его работы в фарфоре, и просил, что как только бисквит будет обожжен, пришлите мне в Париж один экземпляр, чтобы я мог дать себе отчет о тех изменениях, которые окажутся после обжига. Судьбинин писал, что Карсавина безвозмездно предоставила для работы над своим портретом костюм, и после завершения модели в гипсе он также передаст его в полную собственность на завод. Статуэтка имела огромный успех, и не только в России, но также и в Европе и в Америке, где было очень много почитателей русского искусства. И многие коллекционеры, почитатели русских балетов Дягилева, приобрели такие статуэтки в свои частные и музейные собрания. А на протяжении всего 20-го века к этому сюжету русских исполнителей Дягилевских балетов возвращались вновь и вновь.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Работая над статуэткой, Судьбинин выполнил множество этюдов и рисунков, для которых позировала Карсавина. Предполагалось, что статуэтка будет раскрашена, о чем писал из Парижа сам автор: костюм темно-голубой, корсаж и юбка серебряные. Но цветные модели, выполненные на заводе, не сохранились. Нам известна лишь белоснежная фарфоровая фигурка балерины, навсегда застывшая в партии Сильфиды.